ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья (1 класс) на тему

Кузнецова Светлана Афанасьевна

Статья содержить  приемы работы  по формированию читательской компитентности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Кузнецова Светлана Афанасьевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

                                                                                  МБОУ Школа №137 г.Уфа

              Передача учащимся готовых знаний, подлежащих заучиванию и безусловному принятию к действию, когда активным в школе должен быть, прежде всего, педагог, ученики обязаны сидеть тихо, быть внимательными и выполнять его распоряжения - давно уже считается отжившим свой век.

               Современное качество образования по чтению в начальной школе определяется  уровнем  овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни : для самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений  о прочитанном произведении; самостоятельного выбора  и определения содержания  книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях). Появление проблемы «Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы» обусловлено рядом причин:

Причина первая. В настоящее время уже нет никаких сомнений, что культура чтения, находясь в ситуации жесткой конкуренции с возможностями медиа-культуры, нуждается в целенаправленной системной поддержке.

Причина вторая. Навыки вдумчивого продуктивного чтения являются необходимым условием успешного обучения самым разным предметам школьной программы.

Нет необходимости говорить о том, что, не научившись хорошо читать, ребенок  не сможет быстро и качественно выполнить задание по любому предмету школьной программы, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому важно не дать ребенку потерять интерес к книге, и знаменитые слова Дидро: "Люди перестают думать, когда перестают читать" должны стать определяющими.  Главное - развивать и поддерживать интерес к чтению, рационально подбирать задания по формированию практических навыков.

 Первым шагом на пути к формированию читательской компетентности, конечно же, должна стать начальная школа. Не зря в новых стандартах отмечено, что формирование читательской компетенции младшего школьника является приоритетной целью обучения литературному чтению.

Бесспорно, отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

В наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребёнка на развитие его мышления, роль книги неизменно возрастает. В связи с этим  при формировании читательской компетентности выделяют 4 этапа: 

- подготовительный - 1 класс 

- начальный - 2 класс 

- основной - 3 класс 

-заключительный-4 класс

            Подготовительный этап формирует  интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владеет осознанным чтением, у него развиты учебно-познавательные мотивы.

 Заключительный этап имеет своей целью, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире не достаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный. Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование  приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС.  Телевидение,  видео и Интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий. Кроме этого наблюдается недостаток живого общения со сверстниками, взрослыми. Возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Все это препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.

Внимание учащихся  направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.  Все  это  требует  новых  форм  работы.

Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.

Среди многообразия путей и средств, для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное  преподавание, новизна учебного материала, использование  инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию  при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.

С помощью нетрадиционных  приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

Те приёмы учебной  работы, которые  используются,   являются важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы работы с текстом  формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.

Реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом, как на уроках литературного чтения, так и грамотного предусматривает несколько иное представление учителя об этапах урока. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Данная технология позволяет использовать отдельные приемы, соединять их в уроке или использовать как фрагмент занятия. Технология направлена на организацию работы с текстами с целью их усвоения, осмысления, размышления над поставленными вопросами. Основополагающий принцип технологии — не выполнять за человека то, что он может сделать сам, не решать его проблемы, а помочь осознать пути решения самостоятельно, разбудить личностную активность, чтобы был самостоятельный выбор, за который необходимо нести ответственность.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:

  • Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
  • Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
  • Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
  • Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.

 Если посмотреть на   стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

 Каждый учитель, используя новые образовательные технологии, которые позволяют развивать творческие способности учащихся, изучая произведения отечественной и зарубежной литературы, применяя опыт работы по формированию коммуникативных УУД (универсальные учебные действия),  будет способствовать формированию читательского вкуса. Выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам, поможет освоить навыки рефлексивного чтения; читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников. Личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.

Сегодня в российских школах целостное развитие личности является приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте (ФГОС). Обеспечивается оно, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения личностью новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

 Современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. И родитель, и учитель, и школа заинтересованы , чтобы каждый ребёнок был успешным. От того, насколько у него сформированы УУД, в первую очередь зависят его результаты обучения (результаты обучения – это то, что будет знать, понимать и в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании процесса обучения.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников  в условиях реализации ФГОС...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Авторская статья о формировании читательской активности у младших школьников...

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье описаны методы и приёмы формирования читательской компетентности младших школьников....

«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

В статье представлен отчёт учителя по теме самообразования....

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье дается определение понятия «читательская компетентность». Предлагаются современные приемы и методы работы с информацией на различных технологических этапах урока....

Читательская компетентность обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО

Формирование читательской   компетентности обучающихся начальной школы в  условиях реализации ФГОС НОО...