ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по чтению

Мозговая Наталья Анатольевна

 

     Особое внимание решению данной проблемы уделяется в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Перед начальной школой стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_metodicheskaya_tema.docx38.38 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ново – Девяткинская СОШ №1»

Всеволожского района Ленинградской области

Рекомендована МО

учителей начальной школы

«__» _____________

Руководитель МО ___________

Л.Н. Стебенева

Утверждаю

Директор школы

__________ Г.Ф. Мартыновская

Методическая работа по теме:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ  ГРАМОТНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

        Разработала:  Мозговая Наталья Анатольевна

учитель начальных классов

МОУ «Ново-Девяткинская СОШ №1»

Всеволожского р-на Ленинградской обл.

Чтение - вот лучшее учение…

А.С.Пушкин

     Особое внимание решению данной проблемы уделяется в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Перед начальной школой стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

   Читательская грамотность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

      В настоящее время все более актуальным становится использование  приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Актуальность опыта

Грамотность в общем смысле определяется как потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений, как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе.   В чем же новизна моего Педагогического опыта?  Считаю, что она заключается в комплексном подходе к формированию читательской грамотности младших школьников, в разработке и использовании   системы приёмов и  дидактического материала.

Цель педагогической деятельности:

-представить систему работы по формированию  читательской грамотности младших школьников.

Задачи:

-изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;

-исследовать  уровень читательской  грамотности учащихся начальной школы, выявить трудности;

-отобрать методические средства для успешного формирования читательской грамотности;

-представить положительную динамику результатов, как следствие реализации своей методической системы.

Теоретическое обоснование опыта

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. История появления  этого понятия тесно связана с международными проектами PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in InternationalReading Literacy Study). Ведущими педагогами  были разработаны группы читательских умений и выявлены уровни читательской грамотности.

В настоящий период в нашей стране действует национальная программа развития чтения, принятая в России в 2006 г., она предусматривает развитие научных исследований по проблематике развития чтения        в целом, и по развитию читательской грамотности в частности.

Понятие читательской грамотности рассматривают такие исследователи как И. Д. Фрумин, М.И. Кузнецова, М.А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, Т.В. Тимкова, О.Л.Обухова.  Каждый из них уделяет внимание отдельным составляющим решения данной проблемы.

 Так, факторы, влияющие на формирование читательской грамотности  представлены  в работах М.А. Пинской, Т.В. Тимковой, О.Л. Обуховой. Подробный и качественный анализ факторов, обеспечивающих формирование читательской грамотности, так же представлен в книге «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других» под редакцией И.Д.Фрумина.

Способы формирования читательской грамотности в начальной школе рассматриваются в трудах Л.А.Рябининой, М.И.Кузнецовой. Модели формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы  описаны в работах Ф.И.Урмана, Л.В.Чернышевой.  О педагогических средствах обучения читательской грамотности в своей статье «Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников?»  говорят  М.А. Пинская, Т.В. Тимкова, О.Л. Обухова.  

Все выше указанные исследователи придают особое значение развитию читательской грамотности.

Одной из ключевых областей функциональной грамотности является грамотность в чтении. Чтение, по мнению Л. С. Выготского, это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры. Чтение выступает посредником в общении и  средством для решения жизненных проблем.

Содержание  текста  всегда  имеет  множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта.

Функциональное чтение – это чтение, которое преследует цель поиска информации для решения конкретных задач или выполнения одного определенного задания. При функциональном чтении применяются два вида приемов - просмотровое чтение (сканирования) и аналитическое чтение (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Поварнин С. В. считает, что если у ученика сформированы навыки функционального чтения,   то он может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения необходимой информации из любой сложности текста  –  для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.»

В исследованиях  PISA  и  PIRLS под грамотностью чтения предлагают понимать способность учащихся к осмыслению  письменных  текстов и их рефлексии, умению использовать содержание текстов для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей,  для  активного  участия  в  жизни  общества.  Слово  «грамотность» в исследовании обозначает  успешность  в  овладении  учащимися  чтением  как  средством осуществления  своих  дальнейших  планов:   для продолжения  образования, для подготовки  к трудовой деятельности и участия в труде и жизни общества.

В исследовании  PISA грамотность чтения подразделяют на следующие уровни:

-первый, самый низкий уровень, заключается в поиске в тексте нужной информации по одному критерию;

-следующий уровень предполагает поиск в тексте нужной информации по нескольким критериям;

-следующий уровень заключается в поиске в тексте нужной информации, распознавании связи между частями информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

- следующий уровень предполагает поиск и установление последовательности и  комбинации отрывков, которые содержат глубоко скрытую информацию, умении делать вывод  том, какая информация в тексте необходима для выполнения конкретного задания;

-последний уровень предполагает понимание сложных текстов и их интерпретация, умение формулировать выводы и гипотезы относительно содержания текста

Под читательской компетентностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. Читательская компетентность, формирует грамотность – это форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.

Читательская компетентность младших школьников - это интегративное качество личности.

Структура читательской компетентности младших школьников представляет собой совокупность компетенций и соответствующих им функций (образовательной, развивающей, коммуникативной, информационной и социальной).

Критериями и показателями сформированности основ читательской грамотности младших школьников являются:

- мотивационный критерий: наличие личностного отношения к чтению, сформированность потребности в чтении; читательская самостоятельность;

- когнитивный критерий: полноценное восприятие литературного текста; наличие литературоведческих представлений произведениях различных жанров; наличие читательского кругозора;

- деятельностный критерий: умение оперировать полученной информацией; наличие качественного навыка чтения; степень развития умений учебного сотрудничества.

Стало актуальным обсуждение проблемы формирования читательской грамотности, компетенции обучающихся и  построение ее структуры.

В связи с этим возникает проблема: обеспечение перехода от обучения чтению к чтению для обучения, непосредственно,  с внедрением педагогические технологии по развитию осознанного интереса к чтению и  формированию функциональной грамотности учащихся.

     В современном мире функциональная грамотность становится одним из основных факторов, который способствует активному участию обучающихся в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также непрерывному обучению.

Опираясь на ведущие дидактические теории и концепции, можно сделать  следующие выводы:

Читательская грамотность – это совокупность умений и навыков, отражающих:

– потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования и саморазвития;

– готовность к смысловому чтению и восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной информации;

– способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;

– умение ориентироваться с помощью текстовой информации в жизненных ситуациях.

     Вся моя работа по формированию читательской грамотности  реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся   часто  работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской библиотеки.

4.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (толкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстомСоздание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). 

            Для реализации этих приёмов применяю технологию системно-деятельностного подхода, который позволяет мне как учителю установить психологический контакт с классом вообще и с каждым ребёнком в отдельности, способствует передаче информации и её эффективному восприятию учениками. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Предлагается создание специфической среды, в рамках которой природная тяга ребенка к самораскрытию, самореализации будет проявляться в игровой и творческой читательской деятельности. На уроках литературного чтения дети учатся самостоятельно: 

         - ставить цели и задачи, 

- планировать читательскую деятельность, 

      - решать учебные и учебно-практические задачи, 

     -контролировать и оценивать свои действия. 

Постепенно у воспитанников развивается интерес к тексту, к книге, к автору, к литературе, как искусству слова. В свои  уроки включаю сочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты, презентации.  Со 2 класса дети  делают первые попытки  инсценировать   отрывки к  изучаемому произведению. Причем, самые «приобщенные» к чтению ученики, инсценируют тот отрывок текста, которого нет в учебнике, тем самым побуждая других детей прочитать все произведение. Главное при этом не забывать принципы приобщения: добровольность, диалогичность, открытость. 
   Все это успешно работает на уроках литературного чтения, но требует кропотливой подготовки учителя. Здесь на помощь приходят тетради по литературному чтению. Я работаю по УМК «Школа России», в котором, удачно подобраны все перечисленные выше виды заданий для развития читательской компетентности.

  Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Для общения  с родителями использую следующие формы работы:

 - коллективная (родительское собрание, беседа);

 - индивидуальная (консультация).

  Внеклассная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организации досуга. Один их моментов такой деятельности – фольклорные праздники. Таланты детей проявляются многопланово: чтение стихов, рассказов, загадок. Такие праздники способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

    В своей практике использую следующие формы работы с учреждениями культуры: 

- экскурсии в музеи, посещение выставок;

- посещение театра,

- конкурсы чтецов; 

- библиотечные часы. 

     Взаимодействие учителя и библиотекаря здесь велико. В нашей школе  проводятся  библиотечные уроки,  конкурсы, совместные утренники, викторины.  Дети с удовольствием после уроков бегут за помощью в подготовке к урокам, викторинам, проектам.

   С помощью такой реализации взаимодействия школы, библиотеки и семьи понимается создание такого пространства (среды), в котором представлена совокупность педагогических и психологических факторов (отношений, средств и т. д.), обеспечивающая возможность учителю организовать совместную активную творческую деятельность родителей, сотрудников библиотек и детей с целью становления личности, формирования читательской самостоятельности школьников и гармонизации межличностных отношений во всех сферах этого взаимодействия. 
   На основе всего сказанного и создаются условия для становления приобщенности школьников к чтению, которая будет способствовать сохранению и развитию культуры чтения как гуманитарной ценности, формированию читательской грамотности.

          Заключение.

Одной из актуальных задач современной начальной школы является формирование читательской        грамотности младшего школьника. Читательская грамотность, понимаемая        как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом начального образования. Доказано, что процесс формирования читательской грамотности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы, у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

      Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения.

Литература

1. Лутошкина, В. Н. Формирование читательской грамотности младших школьников:учебно-методическое пособие / В. Н. Лутошкина, Е. Н. Плеханова ; под общ. Ред. С. В. Буланкова. – Красноярск:КК ИПК ППРО, 2012. – 66 с.

2. Цукерман, Г. А. Оценка читательской грамотности : Материалы к обсуждению / Москва :РАО, 2010. – 67 с.

3.Воронцов, А.В. Чтение как социально-экономическая проблема: / А.В. Воронцов // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С.8-15.

4. Неожиданная победа : российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И. Д. Фрумина. – Москва. Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. –284 с.

5. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет : Хрестоматия / под ред. Н. Л. Карповой, Г. Г. Граник, М. К. Кабардова. ПИ РАО. – Москва :Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – 432с.

6.Жесткова, Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников / Е.А.Жесткова // Начальная школа. - 2014. - №3. - С.17-20.

7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования – 8 апреля 2015. – № 1/15, с. 20-23

8. Цукерман, Г. А., Ковалёва, Г. С., Кузнецова, М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4.

9. Кузнецова, М. И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006

10. Пинская, М. А. Тимкова, Т. В. Обухова, О. Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? // Вопросы образования. – 2009. – № 2. – с. 87–108.

11.Ефимова, О.И. Развитие читательской грамотности младших школьников / О.И. Ефимова. - Москва : Академия. - 209 с.

12.Ермаков, Д.С. Компетентностный подход в образовании /Д.С.Ермаков // Начальная школа.-2015.-№ 4. -С.8-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья содержить  приемы работы  по формированию читательской компитентности учащихся....

"Формирование личности на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"

С первых шагов обучения ИЯ в школе учитель моделирует определённые ситуации на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала каждого ученика, формируя, тем самым, положительную мотивацию для из...

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье дается определение понятия «читательская компетентность». Предлагаются современные приемы и методы работы с информацией на различных технологических этапах урока....

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Речь в статье пойдёт о формировании читательской грамотности обучающихся начальной школы вусловияхреализации ФГОС...

Формирование УУД на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС...