методический материал для консультирования родителей
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Костыряченко Ольга Анатольевна

материал может применяться для консультирования родителей особых детей, также материал юудет полезен длЯ составления презентаций, подготовки раздаточного материала по темам "Детко-родительское взаимодействие", " Дети с РАС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 cенсорных игр, которые успокоят ребенка и снимут стресс

Здесь представлены терапевтические игры, в которые можно играть дома и которые помогут ребенку прийти в себя, избавиться от стресса и успокоиться.

Игра для детей – естественное состояние, образ жизни. Отработка жизненных и поведенческих моделей и сложных ситуаций. И способ эти модели скорректировать, и с ситуациями разобраться. Поэтому игры могут также помочь детям прийти в себя, если им пришлось побывать в какой-либо стрессовой ситуации.

Игры в домик

Любые игры, где ребенок прячется, помогают ему восстановить личные границы, прийти в себя, когда он «растрепан» или испытал сенсорные перегрузки, встревожен или сильно устал. И когда ребенок не чувствует себя в безопасности.

Обеспечьте малышу место, где можно прятаться: домик из коробки или из ткани, наброшенной на что-то, покупной или самодельный, уголок во встроенном шкафу или под столом.

Игры в младенца, в «животик»

Иногда дети хотят, чтобы мама взяла их на ручки и покачала, как младенчика. Есть малыши, которые залезают перед сном к маме под одеяло и говорят «я в животике». Мамин животик спасает, когда не хватает чувства безопасности и защищенности, а также внимания и заботы. Или родительского внимания после рождения братика или сестренки.

Поддерживайте эти игры, позволяйте ребенку пригреться к вам, напитаться вами! Малыши еще не могут существовать автономно, родительские тепло, защита и забота необходимы им, как воздух.

Кокон

Игра, сопоставимая с игрой в домик, но в очень тесный домик. Малыша можно пеленать, как младенца, заворачивать в одело, плед.

Можно играть в окукливающуюся постепенно гусеницу и рождающуюся бабочку.

Эта игра помогает детям, переутомление которых выливается в гиперподвижность, а также испуганным детям. Хорошо играть в кокон по вечерам во время адаптации к детскому саду.

Бутерброд

Эта игра также хороша для малышей, чье беспокойство выливается в гиперподвижность, для детей, которые сучат ножками при засыпании, для переутомленных детей, когда они обо все спотыкаются и на все натыкаются. «Бутерброд» помогает малышам прочувствовать свое тело, вернуть себе чувство самого себя. Плюс в этой игре мама или папа уделяют малышу максимум внимания, что тоже возвращает ребенку чувство себя.

Укладываете ребенка на подушку (или на две), голова тоже на подушке и ножки на подушке (или на свернутом в несколько слоев мягком одеяле) – это хлеб на блюдце. Мажете хлеб маслом – разглаживаете ребенка руками очень аккуратно и очень тщательно. Ласково проговариваете каждое свое действие. Потом кладете поверх масла сыр или второй кусок хлеба – еще одну или две подушки (чтоб закрыть всего ребенка), еще раз намазываете маслом – уже посильнее, с давлением «размазываете» подушки по ребенку.

А потом – «ам, ам» – едите бутерброд, сдавливая ребенка в подушках с боков и немного придавливая сверху.

Потом гладите малыша по голове, улыбаетесь и даете ему еще полежать в подушках – пока сам не захочет вылезти.

«Катись колбаской по Малой Спасской!»

Ребенок хочет баловаться, крутиться, вертеться, а вам надо его успокоить, чтобы переключить на какое-то дело.

Будем ребенка катать! Про игровому мату, по одеялу, по кровати. «А ну иди сюда!» – катим лежащего ребенка к себе. Ребенок доволен – прикатили к себе и обняли, сидим успокаиваемся. Сопротивляется, активничает – отодвигаете, катите от себя, подталкивая обеими руками: «Катись колбаской по Малой Спасской!» И так несколько раз, пока состояние ребенка не изменится.

Выйти из игры можно, «растягивая сосиску», то есть выравнивая ребенка, делая потягушки. Можно из колбаски сделать «бутерброд». Можно перейти к «калачику».

Калачик

Эта игра, как и «бутерброд», помогает ребенку прочувствовать свое тело, восстановить потерянный из-за каких-то переживаний контроль над ним. Эта игра также хороша в период адаптации к детскому саду или после слишком насыщенного впечатлениями и активностями дня.

Замешиваете из малыша тесто – как следует замешиваете, это значимая часть игры. Раскатываете тесто, вытягиваете в колбаску и аккуратно сворачиваете в калачик – коленки к животику, головку к коленкам. И ставите в духовку, в тепло – укрываете пледом, одеялом или простынкой. И ждете. Потом аккуратно достаете и очень нежно, оглаживая малыша, мажете калачик маслом. И радуетесь. Какой красивый, румяный, душистый, мягкий, свежий у вас калачик получился! Можно чай пить! И ведете ребенка за стол – кормить или поить чаем.

Игры с водой

Почти все игры с водой действуют на детей успокаивающе и расслабляюще. Переливание воды из емкости в емкость, переливание воды шприцем или пипеткой (да, некоторым детям нравится пипеткой переливать воду из ведерка в баночку), ложкой, эксперименты с подкрашиванием воды красками – все эти занятия приводят к тому, что дети сосредотачиваются и успокаиваются. Купание в теплой ванне расслабляет тело ребенка, а за ним и всего ребенка.

Вода смывает беспокойства и излишнее возбуждение. Ванна идеальна после шумной активной прогулки или после ухода гостей.

А после ванны ребенка можно отнести на кровать и укрыть мягким одеялом или мягкой простынкой. Неплохо устроить малыша на родительской кровати или в родительском кресле – в пространстве мамы или папы, чтобы оно его дополнительно поддерживало и успокаивало.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям по профилактике суицида

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности!

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Важно соблюдать следующие правила:

- будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

-  будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...»;

- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

Что же делать родителям

с «трудным» поведением своего ребенка?

1.Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину плохого поведения, учитывайте индивидуальность ребенка.

2.Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности.

3.Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество и досуг подростка.

4.Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала девиантное поведение проявляется эпизодически.

5.Необходимо найти сильные стороны и качества подростка и правильно их использовать и развивать. В ребенка необходимо верить - это главное! Великое значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.

Советы о том,

чтобы Ваши отношения не зашли в тупик!

1. Цените откровенность детей, искренне интересуйтесь их проблемами.

2. Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в Вашу пользу.

3. Не подшучивайте над детьми, не высмеивайте их чувства. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

4. Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что Ваша грубость вызовет ответную реакцию!

5. Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым Вы унизите его самого. Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом. Пригласите его (ее) подружку (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий. Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации.

6. Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой - стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома!

     А.Макаренко



Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

ПРОБЛЕМА 1. "Мой ребенок меня не СЛЫШИТ"

Правило 1: Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше. В таком случае у вас повышается вероятность быть понятым и услышанным. Почему? А потому, что детям требуется больше времени на осмысление того, что они слышат, прежде чем что-то ответить (у них совсем иная скорость переработки информации, нежели у взрослых). Таким образом, если вы задаете своему чаду вопрос или просите о чем-нибудь, подождите, по крайней мере, пять секунд - ребенок воспримет больше информации и, вполне возможно, даст адекватный ответ. Постарайтесь говорить кратко и точно, избегайте длительных монологов. В этом возрасте ребенок становится восприимчивее, если знает, что не придется выслушивать целую лекцию.

Правило 2: Говорите доброжелательно, вежливо - как бы вы хотели, чтобы говорили с вами, - и... ТИХО. Пониженный, приглушенный голос обычно застает человека врасплох, и ребенок обязательно остановится, чтобы послушать вас. Ведь недаром учителя так успешно используют этот прием, чтобы привлечь внимание разбушевавшегося класса.

Правило 3: Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Слушайте его в два раза больше, чем говорите. Ваше взрослеющее дитя просто не сможет стать внимательным слушателем, если ему не у кого этому учиться. Убедитесь, что сами можете служить примером того, что требуете от своего ребенка (обращайте внимание на то, как вы выслушиваете мужа, друзей, родных и, конечно же, самого ребенка).

Правило 4: Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Ваше раздражение, агрессия моментально передадутся вашему ребенку, и он вас уже не услышит. Это связано с тем, что одной из психологических особенностей данного возраста является эмоциональная нестабильность, в большей мере обусловленная гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка.

Правило 5: Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с ребенком. Сначала убедитесь, что он смотрит на вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на вас - этот прием работает и со взрослыми, например с мужьями). Когда вы смотрите друг другу в глаза - ребенок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Если делать так все время, когда вам нужно внимание ребенка, это приучит его слушать вас.

ПРОБЛЕМА 2. "Грубость, неуважение к старшим.

Мой ребенок все время РАЗДРАЖЕН"

Правило 1: Если ваш ребенок грубит, сразу же укажите ему на это, чтобы он всегда знал, что перешагнул черту. Направляйте свои замечания на поведение, а не на саму личность ребенка. Например: "Когда я говорю с тобой, ты закатываешь глаза. Это проявление неуважения. Не надо так больше делать", "Говорить мне "отстань", когда я с тобой разговариваю, недопустимо. Постарайся сделать так, чтобы я больше это не повторяла".

Правило 2: Научитесь говорить с ребенком на равных, не сюсюкайте и не подавляйте - дайте ему почувствовать свою значимость, чтобы он не искал другие способы для получения этого ощущения. Почаще советуйтесь с ним в разных семейных вопросах - не исключено, что он предложит какое-нибудь свежее решение, да и грубить в такой ситуации нет никакой надобности, более того, грубость здесь будет выглядеть по-детски.

Правило 4: Старайтесь не вступайте в пререкания. Не надо демонстративно вздыхать, пожимать плечами, показывать, что вы рассержены, уговаривать, ругаться - такая тактика только усугубляет подобное

поведение. Практика показывает, что дети-подростки перестают грубить, дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания взрослых. Так что держитесь нейтрально, не отвечайте. Например, смотрите отстраненно на что-нибудь, а если не помогает, закройтесь в другой комнате. Просто откажитесь продолжать разговор, пока ребенок грубит, и делайте так ВСЕГДА.

Правило 5: Даже если подросток неправильно и грубо себя ведет, делайте ему замечание только с глазу на глаз, а не в присутствии других взрослых или подростков. Подростки ОЧЕНЬ болезненно воспринимает любую критику в свой адрес, а это может привести к ярко выраженному оппозиционному поведению и лишь усилит грубость.

ПРОБЛЕМА 3. "Мой ребенок все время врет"

Правило 1: Предполагайте честность и требуйте правдивости. Постоянно объясняйте свое отношение к честности: "Все в нашей семье должны быть честными друг с другом". Но перед этим проанализируйте, какой пример честности подаете вы сами. Используете ли вы сами "невинную" ложь? Просили ли вы, чтобы ваш ребенок ответил по телефону, что вас нет дома, когда вы есть, и пр.

Правило 2: Попробуйте выявить возможные причины обмана. Как правило, подросток начинает врать в первую очередь для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, взрослых, друзей. На втором месте зависть, отчаяние, обида или злость. А на третьем - страх перед наказанием или боязнь подвести родителей. Причем прямой вопрос на эту тему не срабатывает: он, как правило, сам точно не знает настоящих причин. Проанализируйте сами: когда началось вранье, кому он врет - всем или только некоторым?

Правило 3. Несмотря на то, что ваш ребенок уже не малыш, продолжайте объяснять ему, почему обманывать плохо. Приводите веские аргументы, сопровождая их наглядными примерами, близкими возрасту ребенка: вранье может привести к неприятностям, часто к очень большим; репутация тоже страдает, группа сверстников перестает тебе доверять (в подростковом возрасте это имеет очень большое влияние); обман обижает, особенно самых близких людей и т. д. Задавайте вопросы, которые помогут ребенку самому понять, к чему может привести подобное поведение, и дожидайтесь на них ответа. Например: "Если ты не будешь держать слово, как я могу верить тебе?" и т. д.

Правило 4. Помните, что подростки чаще всего обманывают, чтобы привлечь внимание. Исходя из этого, старайтесь реагировать на преувеличение или искажение правды не слишком остро. Если ваш ребенок поступил именно так, постарайтесь сохранить спокойствие - от вашего крика и причитаний ему захочется только сбежать куда подальше, но никак не стать честным.



Предварительный просмотр:





Предварительный просмотр:

Ранний детский аутизм

«Постепенно я осознала,

что из художественных книг,

которые меня заставляют читать

в школе, ровно ничего не понимаю.

Я могла прочесть книгу

от начала до конца,

но так и не понять, о чем она.

Как будто смысл терялся

в мешанине знакомых слов». 

Донна Уильямс «Никто нигде» 

Ранний детский аутизм – это не болезнь, а всепроникающее нарушение развития, затрагивающее все сферы психики ребенка.

Впервые синдром детского аутизма был описан психиатром Л. Каннером. (1 и 2 группа - аутизм) Позже психиатр Х. Аспергер выделил ещё 2 группы с нарушением поведения (3 и 4 группа ) На современном этапе данной проблемой занимаются: О.С. Никольская, М.М. Либлинг, А.А. Вишневская, Е.Р. Баенская, О.С. Аршатская, И.А. Костин и др.

РДА - формируется к 3 годам.

Черты Аутизма.

- Трудности в установлении эмоционального контакта, нет активного взаимодействия со взрослыми (сам переживает свои впечатления, не откликается на эмоции родителей)

- Жёсткие формы привязанности;

- Трудность сосредоточения на картинках с лицами, фотографиями;

- Быстрый развивающийся дискомфорт в общении, контакте с близким

- Реакция тревоги ( на звуки, яркий свет и т.п.)

- Не переносимость новизны (в тоже время не реагируют на боль)

- Сложность реакции на сенсорные стимулы (получая новое сенсорное впечатление, формируются стереотипии: гудение, кружение, потрясывание ручками;

- Ранние аутистимуляции (дети находят для себя удобные формы самообщения (игры с язычком, зубами, вокализации) - это защита от раздражителей внешней среды, это успокоение. Так происходит саморегуляция (защищает себя или возбуждает);

- Ничего не берут в руки, только наблюдают, или зависают долго на одном и том же (часами манипулируют с одним и тем же предметом);

- Чувствуют опасность (шум, не знакомые люди);

- Нет исследовательского поведения и радости от исследования;

- Трудности в подражании, опыт не дифференцируют, поэтому не переносят в жизнь;

- Нет анализа и синтеза;

- Нет связи между зрительным и слуховым анализатором (сложность передачи сюжета);

- Нарушение внимания (либо ничего не выделяет, либо выделил, зацепился и не отпускает);

- Нарушение просодики речи (темп, тембр, мелодика);

- Трудность выражения своего внутреннего мира;

- Особое структурирование автобиографического опыта (отдельные яркие впечатления);

Это важно!!!! 

- Должна быть симптоматическая медикаментозная терапия (по сезонам: весна, осень);

- Нет лечения от аутизма – это не болезнь, это нарушение развития;

- Систематическая работа по эмоциональному развитию ребёнка;

- Важно найти общую эмоциональную близость;

- Нужна помощь в обыденных вещах;

- Нельзя вылечить отдельными занятиями, нужна отзывчивая среда;

- Нельзя постоянно тормошить ребёнка, надо постепенно расширять его впечатления;

- Нельзя просто отстраниться;

- Надо делать ребёнка не удобным, а помочь ему научиться себя выражать;

- Нельзя торопиться и говорить, что пошёл процесс развития (ОРВИ, метеозависимые и т.д.);

- Нельзя всё время потакать, надо говорить, что можно, а что нельзя;

- Надо учить простым вещам, необходимым в жизни;

- Ребёнок с РДА как вспышка: вспыхнул и не может дальше развиваться;

- Надо давать осмысленные формы жизни (дать ребёнку привычку разделять с ним радость, надо давать больше впечатлений. Это должно быть искренне!)

- Чтобы организовать ребёнка, мама должна держать его эмоционально (важен эмоциональный отклик на лице, её эмоции);

- Надо формировать правильные привычки (опрятный внешний вид, правильный телефонный разговор, самостоятельное передвижение).

Базовые задачи специальной помощи при аутизме:

1.Установление эмоционального контакта с ребёнком и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего.

2.Формирование социальных навыков, адекватного социального поведения, освоение социальных ролей;

3. Усложнение картины мира, помощь в осмыслении мира людей и отношений.

Формы работы 

1. Установление эмоционального контакта c помощью:

- подстраиваться под ребёнка (присоединяемся к его интересам и постепенно расширяем впечатления);

- погружение в речевую среду (чтобы ребёнок слушал говорение);

- постоянное эмоциональное комментирование происходящего: что вижу, то и рассказываю (эмоционально-смысловой комментариий);

- чтение потешек, песенок (понемножку, но часто- 8-10 раз в день!)

- игры в ку-ку, ладушки( важно эмоциональное заражение, подражание)

- подхватываем за ребёнком вокализации и привязываем их к ситуации (э-эх, какой мальчик, ка-кая машинка!), перекликаемся с ребёнком (это диалог, а не аутостимуляция);

2. Игровые занятия. Двигаться надо от аутостимуляции к эмоциональному переживанию, с помощью игры. Подключаемся к сенсорным удовольствиям ребёнка. Добавляем песенку, новое сенсорное впечатление и накладываем игровой смысл. Надо заинтересовать ребёнка, тем что происходит в жизни (событиями). Что происходит, то и обыгрываем. Нет схемы действий, она разрушается!!! Мы тонизируем ребёнка и компенсируем. Каждый раз насыщаем игру деталями. Это базовая работа! Мы уходим от аутостимуляций, к эмоциональным переживаниям. Ребёнок начинает интересоваться тем, что происходит в его жизни. Только после такой работы можно накладывать учебный навык. У игровых занятий есть аналоги.

3. Совместное сюжетное рисование.

4. Работа с художественной литературой (создание личной книги «Моя семья», «Мой день», «Мои летние каникулы». Много картинок, мало текста – Беседа). Более сложная форма работы - Проработка художественных текстов (Носов, Сутеев, Драгунский, Житков)

5.Метод альтернативной коммуникации (печатание на клавиатуре).

6. Работа с личным дневником (учить перечислять события прожитого дня, совместно записывать, обогащать их эмоциями. Есть возможность вернуться к старым впечатлениям, вспомнить их, обсудить пережитое и проговорить).

7. Обучение чтению и письму: создание «личного букваря» (буквы изучаются по интересам ребёнка, слова берутся из жизни). Параллельно идёт обучение глобальному чтению.

8. Игровая холдинг-терапия (до 5 лет!!!!)

Феномен аутизма в современной культуре.

Художественные произведения:

• Марк Хэддон (Великобритания) «Загадочное ночное убийство собаки»

• Алиса Рекунова «Жизнь среди людей»

• Николай Дилигенский «Слово сквозь безмолвие»

• Беттельхейм Бруно «Пустая крепость»

• Донна Уильямс «Никто нигде»

• Елизавета Замарзина-Мэмми «Приключения другого мальчика»

Фильмы:

• Человек дождя (США, 1988)

• Бен Икс (Бельгия, Нидерланды, 2009)

• Темпл Грэндин (США, 2010)

• Рай океана (Китай, 2010)

• Адам (США, 2009)

• Что съедает Гилберта Грейпа (США, 1993)

• Чѐрный шар(2008)

• Без ума от любви (2005)

Литература:

- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. – М: Теревинф, 2014 (последнее издание).

- Никольская О.С. и соавт. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М: Теревинф, 2005.

- Никольская О.С. и соавт. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М: Полиграф сервис, 2003.

- Баенская Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. – М, 2004.

- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. – М.: Теревинф, 2007, 2009,2012

- Подготовка к школе детей с аутистическими расстройствами: Лаврентьева Н.Б. в журнале «Дефектология»: 2008 – 4, 5, 6; 2009 – 1, 2, 3.

- Никольская О.С. Еще раз про особые образовательные потребности младшего школьника с расстройствами аутистического спектра / О.С. Никольская, И.А. Костин – Дефектология – 2015 -- № 6. -- С. 17 – 26.

- Альманах Института коррекционной педагогики: №№ 18 – 20, 23. (http://alldef.ru/ru)

Консультации по проблеме аутизма

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«НА ДЕТСКОМ ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ

КАНИКУЛ НЕ БЫВАЕТ!»

У каждого человека иногда случаются ссоры с друзьями, обиды, плохое настроение, временами бывает страшно или просто не с кем поговорить. Телефон доверия дает возможность в таких ситуациях получить поддержку, быть понятым, разобраться в том, что происходит, и в разговоре с доброжелательным человеком понять какие шаги лучше сделать.

 Телефоны доверия в настоящее время очень популярны во всем мире. Дети/подростки звонят и советуются, как лучше поступить.

На телефонах доверия работают специально обученные специалисты - психологи.

Телефон доверия открыт для каждого человека. Любой человек имеет право быть выслушанным и получить помощь.

Человек может поделиться с консультантом телефона доверия любой беспокоящей его проблемой.

Помощь на телефоне доверия всегда анонимна. Позвонивший может не сообщать свое имя, адрес или другие данные. Еще, обращаясь на телефон доверия, человек может получить интересующую его информацию.

Детский телефон доверия работает круглосуточно даже в каникулы!

8 800 2000 122 - единый общероссийский номер детского телефона доверия - просто позвони в трудную минуту.

Служба детского телефона доверия работает круглосуточно, анонимно и бесплатно, с домашнего и мобильного телефонов.

        

ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование родителей. Особенности общения с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.

Данное консультирование ориентировано на психологическое просвещение родитетлей обучающихся  4-х классов, с целью ознакомления с основными эмоциональными проявлениями и особенностями поведения в ...

Психологическое консультирование родителей по проблеме успеваемости ребёнка в школе.

В рамках данной темы необходимо рассмотреть вопросы, связанные с психологической готовностью ребёнка к школе, которая имеет два основополагающих компонента: личностная готовность и интеллектуальная го...

Групповое консультирование родителей будущих первоклассников

Конспект основных моментов консультирования и презентация....

Консультирование родителей (законных представителей) в рамках Проекта "Поддержка семей, имеющих детей"

Мастер-класс для педагогических работников "Консультирование родителей (законных представителей) в рамках Проекта "Поддержка семей, имеющих детей""...

Статья «Консультирование родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

             «Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потом...

Консультирование родителей (законных представителей)

28-29 марта 2019г. г. Светлогорск Стратегическая сессия регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» в рамках национального проекта «Образование»  при подде...

Организация консультирование родителей по вопросам речевого развития в условиях ДОУ

В консультации для педагогов детского сада предствлен материал для организации консультирования родителей по вопросам речевого развития....