Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью
рабочая программа (3 класс)

Бирюкова Ольга Владимировна

Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов обучающихся с легкой умственной отсталостью, состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №5 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся

с легкой умственной отсталостью

Педагог-психолог

Бирюкова Ольга Владимировна

2018 г.

  1. Пояснительная записка.

Коррекционо-развивающая работа подразумевает занятия педагога-психолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. Для создания коррекционно-развивающей программы проводится диагностика обучающегося с ОВЗ. После чего намечаются пути коррекции.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающей действительностью: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Они не понимают инструкций, состоящих их двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов обучающихся с легкой умственной отсталостью, состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

 Коррекционная программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• ориентацию в пространстве тела;

• ориентировку в пространстве «от себя»;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на самоконтроль в процессе планирования деятельности;

• на развитие произвольности;

• на развитие свойств внимания.

Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.

Цель: Коррекция и развитие высших психических функций.

Задачи:

  • развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;
  • развивать слуховую и зрительную память;

                развивать целостность восприятия;

                мелкую моторику;

  • формировать логическое мышление;
  • обогащать словарный запас детей;
  • развивать связную речь.

Принципы:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка

Методологической основой программы являются следующие положения:

1. Образовательный уровень - начальный.

2. Ориентация содержания - практическая.

3. Характер освоения - развивающий.

4. Возраст обучающихся – 8-9 лет.

5. Форма организации учебно-воспитательного процесса - урок.

6. Периодичность - 2 урока в неделю.

7. Условия вхождения в программу - учебный план.

8. Продолжительность одного урока – 30 минут.

Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:

  1. Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;
  2. М.В. Ильиной «Тренируем память и внимание. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет»;
  3. А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».

Тематический план занятий

№ Занятия

Содержание занятия

Задачи

1.

1.Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Игра «Бабочки»

- Задание «Найди два одинаковых предмета»

- Выкладывание мозаики по образцу

3.Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- ощутить свое тело и возникающие эмоции.

- развитие сенсорного внимания, объема внимания.

- развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук.

- рефлексия занятия.

2.

1. Организационная часть.

2.Основная часть:

- Игра «Дружба начинается с улыбки».

- Игра «Звуки животных».

- Игра «Конструктор»

- Игра «Лево - право».

3.Заключителная часть.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- снижение эмоционального напряжения

- развитие активного внимания.

- умение детей использовать поэтапную предметную модель.

- закрепление представлений о левой и правой стороне своего тела.

- рефлексия занятия.

3.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Игра «Колечко».

- Задание «Найди 5 отличий».

- Игра «Найди свой дом».

- Игра «Узнай по голосу»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие мелкой моторики рук.

- развитие произвольного внимания и переключения внимания.

- составление геометрических фигур из данных.

- развитие слухового внимания.

- рефлексия занятия.

4.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- психогимнастика

- Игра «Путаница»

- Игра «Зеркало»

- Игра «Найди два одинаковых предмета»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие внимания, чувства эмпатии.

- развитие сенсорного внимания

- рефлексия занятия.

5.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Ручной труд «Сова»

- Задание «Выкладывание из палочек по образцу».

- Игра «Что сверху, что снизу»

3. Заключительная часть.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Формирование действий самоконтроля.

- развитие произвольного внимания, мелкой моторики.

- закрепление пространственных представлений.

- рефлексия занятия.

6.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Задание «Найди пять отличий»

- Упражнение «Смотри на руки»

- Игра «Пожалуйста»

- Задание «Трафареты»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие произвольного внимания.

- развитие активного внимания.

- уточнить схему собственного тела, пространственные представления.

- развитие мелкой моторики.

- рефлексия занятия.

7.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Игра «Колечко»

- Выкладывание палочек по образцу.

- Игра «Возьми левой – возьми правой».

- Игра «Умный коврик»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие мелкой моторики.

- развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук.

- закрепление ориентации в левых и правых частях тела.

- развитие произвольности.

- рефлексия занятия.

8.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Лепка.

- Игра «Найди пару».

- Игра «Исключение лишнего».

- Выкладывание мозаики по образцу

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- формирование самоконтроля.

- усвоение представлений о симметричности тела.

- развитие мышления и объема внимания.

- развитие концентрации и объема внимания, моторики рук.

- рефлексия занятия.

9.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Игра «Смотри на руки»

- Игра «Встань, как я скажу»

- Игра «Слушай звуки»

- Игра «Найди 5 отличий»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие активного восприятия.

- научить ребёнка находить местоположение других детей по отношению к себе.

- развитие активного восприятия.

- развитие произвольного внимания.

- рефлексия занятия

10.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть

- Игра «Мальчик (девочка) наоборот»

- Задание «Найди 2 одинаковых предмета»

- Игра «Угадай, что загадали».

- Задание на рисование.

3. Заключение.

-  создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развивать произвольный контроль за своими действиями.

- развитие зрительного восприятия.

- умение ориентироваться в пространстве.

- формирование у детей действия самоконтроля в ходе выполнения рисунка на основе вербальной инструкции.

- рефлексия занятия.

11.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Упражнение «Слушай команду».

- Упражнение «Что меня окружает?»

- Нанизывание бусинок по образцу.

- Игра «Умный коврик»

3. Заключительная часть.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие активного внимания.

- ориентировка в пространстве.

- развитие концентрации и объема внимания.

- развитие самоконтроля, умения выполнять задания по образцу.

- рефлексия занятия.

12.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Игра «Колечко»

- Упражнение «Срисовывание по клеточкам»

- Игра «Трафареты»

- Игра «Что изменилось»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие мелкой моторики рук.

- развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики рук.

- развитие мелкой моторики рук

- запомнить пространственные отношения между предметами, увидеть разницу.

13.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- игра «Птица – не птица»

- выкладывание из палочек по образцу.

- Упражнение «Слева - справа от меня».

- Упражнение «Нанизывание бусинок по образцу»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие слухового внимания.

-развитие произвольного внимания, мелкой моторики рук.

- развитие пространственных представлений.

- развитие произвольного внимания, мелкой моторики рук.

- рефлексия занятия.

14.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Упражнение «Слушай команду»

- Игра «Море волнуется»

- Упражнение «Найди пару»

- Игра «Поменяйте местами»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

- развитие активного внимания.

- формирование внимания, развитие скорости реакции.

- развитие распределение и объема внимания

- развитие внимания, повышение скорости реакции

- рефлексия занятия

15.

1. Организационная часть Приветствие

2.Основная часть.

- Игра «Что изменилось»

- Игра «Мозаика»

- Игра «Кто знает, пусть дольше считает»

- Задание «Быстрее нарисуй»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 - развитие концентрации внимания.

- развитие концентрации внимания, мелкой моторики рук.

- развитие слухового внимания, развитие мышления, закрепление умения считать.

- развитие умения переключать внимание.

- рефлексия занятия.

16.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Игра «Съедобное – несъедобное»

- Задание «Нарисуй круг и треугольник»

- Игра «Найди игрушку»

- Срисовывание по клеткам.

3. Заключительная часть.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- формирование внимания.

- развитие скорости реакции.

- развитие концентрации и объема внимания.

- развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук.

- рефлексия занятия.

17.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Лепка «Домик для куклы»

- Задание «Найди 2 одинаковых животных»

- Игра «Больше, длиннее, короче»

- Игра «Говори наоборот»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- формирование у детей самоконтроля в ходе выполнения задания.

- развитие произвольного внимания.

-  формирование умения отделять форму понятия от содержания

- развитие внимания, связной речи.

- рефлексия занятия.

18.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- корректурная проба

- Упражнение «Что видишь на картинке»

- Задание «Быстрее нарисуй»

- Упражнение «Мозаика»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие концентрации внимания.

- развитие умения ориентироваться в пространстве, логического мышления, творческого воображения, развитие связной речи, самоконтроля

- развитие скорости переключения внимания.

- развитие мелкой моторики

- рефлексия занятия

19.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть:

- Упражнение «Найди все квадраты»

- Игра «Бывает – не бывает»

- Игра «Говори наоборот»

- Игра «Запомни фразы»

- Корректурная проба

3. Заключительная часть.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие внимания

- развитие мыслительных операций.

- развитие словарного запаса

- развитие слуховой памяти

-развитие произвольного внимания

- рефлексия занятия.

20.

1. Организационная часть Приветствие

2.Основная часть:

- Упражнение «Раскрась фигуры по образцу»

- упражнение «определи звук и назови число»

- упражнение «Раскрась по инструкции»

- упражнение «Найди лишнее»

- упражнение «Картинки-Нелепицы»

3. Заключительная часть.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

-развитие произвольной сферы

- развитие слухового восприятия

- развитие произвольного внимания

- развитие внимания

-развитие внимания и зрительного восприятия

- рефлексия занятия

21.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть:

- упражнение «Сравни слова»

- игра-тест «Пятый - лишний»

- игра «Продолжи ряд»

- игра «Антонимы»

- игра «Скажи по-другому»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие мышления

- рефлексия занятия.

22.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть:

-Образование множественного числа от существительного

- Упражнение «детеныши животных»

- упражнение «Составь предложение из глаголов»

- упражнение «Исправь ошибку»

- «срисовка»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

-развитие вербального мышления

-развитие произвольного внимания

-рефлексия занятия

23.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть:

- «Продолжи узор»

-упражнение «Срисуй с доски»

- «Какие предметы спрятаны в рисунке»

- «Найди одинаковые фигуры»

- упражнение «Раскрась фигуры по образцу»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

-развитие произвольного внимания, мелкой моторики.

-рефлексия занятия.

24.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть:

- Корректурная проба

- «Найди 5 ошибок в рисунке»

- упражнение «Соедини предмет с его тенью»

- упражнение «Сосчитай, сколько фигур на рисунке»

- упражнение «Соедини одинаковые фигуры»

3. Заключительная часть

-создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие произвольного внимания

-рефлексия занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса

    Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интелл...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

Коррекционно-развивающее занятие психолога с детьми с легкой умственной отсталостью «Солнечный зайчик»

Цель занятия: создание положительного эмоционального настроя, развитие коммуникативных навыков и умений, навыков сотрудничества.Задачи:формирование положительной мотивации для работы в коллективе;корр...