План самообразования педагога-психолога
методическая разработка

Копылова Татьяна

Цель: повышение уровня собственной профессиональной компетенции;  применении арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОТАВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО службы

ППМС сопровождения

Протокол №1

«_31_»_августа_2018 г.

План самообразования

на тему: «Арт-терапия как метод психодиагностики

и психокоррекции в работе с детьми с ОВЗ»

педагог – психолог  Копылова Т.В.

г. Сургут, 2018

Цель самообразования: повысить уровень собственной компетенции о применении арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи самообразования:

- совершенствование теоретических знаний и практических умений по данному направлению;

- овладение новыми формами, методами и приёмами работы.

Основные вопросы, намечаемые для изучения: изучение литературы и имеющегося опыта по данной проблеме; определение цели и задач работы над темой; разработка систем мер, направленных на решение проблемы; отслеживание процесса начальных, конечных и промежуточных результатов; подведение итогов, оформление результатов.

Форма предоставления результата самообразования: отчёт по проведённой работе, самоанализ проделанной работы, презентация по теме.

Актуальность выбранной темы.

        Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным.

Это метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством» признан психологами и психиатрами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть внутренний мир. Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт-терапию в различных направлениях психотерапии, педагогике и социальной работе.

Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии используются для преодоления психологических травм, кризисных состояний, потерь, конфликтов, лечения психосоматических и невротических расстройств. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт-терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности. По сути техники арт-терапии опираются на веру в творческие способности каждого человека.

Безусловно, не каждый может стать великим актёром, художником или скульптором, но всем людям присуща тяга к прекрасному, желание самостоятельно создать нечто уникальное. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным.

Арт-терапия эффективна при работе со всеми возрастными группами. Детям, подросткам и взрослым метод позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память.

Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным и воспитательным метода.

Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми, в том числе с ОВЗ. Дети с ОВЗ часто не умеют выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно, методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно арт-терапия позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми с ОВЗ.

Задачи арт-терапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Получить материал для психодиагностики.

4. Проработать подавленные мысли и чувства.

5. Установить контакт с ребёнком.

6. Развить самоконтроль.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Этапы реализации программы.

Этапы реализации

Задачи

Сроки

Подготовительный

Знакомство и изучение практических методов использования различных методов арт-терапии в обучении и воспитании (методические пособия, наработки педагогов школы, обмен опытом с психологами других школ).

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

2018 год

Диагностический

Создание программы коррекционных занятий для школьников с использованием приёмов и методов арт-терапии

2018-2019 учебный год

Практический

Введение в практику коррекционной работы методов арт-терапии.

Разработка консультаций для педагогов школы, родителей воспитанников основанных на содержании способов арт-терапии, для групповой, тренинговой работы с детьми.

  Обобщение собственного опыта психологической деятельности

2018-2019 учебный год

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования

2018-2019 учебный год

Индивидуальный план по самообразованию педагога-психолога Т.В. Копыловой на 2018 – 2019 учебный год

1.

Когда начата работа над темой? (дата)

Май 2018

2.

Когда предполагаете закончить? (дата)

Май 2019

3.

Цели и задачи темы на данный учебный год

   -Ранняя диагностика, выявление нарушений и отклонений в развитии обучающихся;

   -Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития;

   -Коррекция отклонений в познавательном и личностном развитии детей;

  - Профилактика негативных тенденций социального развития обучающихся

4.

Изучение передовых исследований, опыта коллег по выбранной теме (например: посещение занятий и развлечений, просмотр видео занятий, конспектов на профессиональных сайтах)

Изучение материалов на интернет ресурсах, в литературе по арт-терапии  

5.

Практическая реализация по теме самообразования:

Работа с детьми:

Работа с родителями:

Работа со специалистами:

 (Участие в конкурсах, проведение открытых занятий, выступления с докладами, рефератами, участие в конференциях, семинарах, разработка программ, разработка методических рекомендаций и др.)

Коррекционно-развивающие занятия с использованием арт-терапии для учащихся

Разработка консультаций и бесед для родителей учеников основанных на содержании способов арт-терапии

Программа коррекционно -  развивающих занятий для детей.

Доклад на педагогическом совете школы

6.

Изученная литература по теме

Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.

Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб. – Речь, 2007 - 336с.

Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.

Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.

Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. -256 с.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. 208 с.

Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.

Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интеrpативная танцевально"двиrательная терапия. Издание 2..е, расширенное и дополненное.  СПб.: Речь, 2006. - 286 с.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-64 с.

Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: Питер, 2001. — 416 с.

Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка Перевод с англ –СПб.: Деметра, 2003 – 176с

7.

Выводы по проделанной работе по теме на конец учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...

Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.Цели и задачи психологической службы определены в соответствии с...

План работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год.

Планирование работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год....

план работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год

Цель: – создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития обучающихся и оказание им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.Задачи:Ø -...

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...

План самообразования педагога- психолога

Цель: Повышение  своего профессионального уровня; коррекция познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста....

Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.

Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ  с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...