Коррекционно-развивающая программа для первоклассников в период адаптации к школе
учебно-методический материал
Коррекционно-развивающая программа для первоклассников в период адаптации к школе, разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.), Положения о рабочей программе (утверждено приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018 № 143).
В каждой школе довольно остро стоит проблема адаптации первоклассников.
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе. Для оказания помощи таким детям, необходимо своевременное их выявление, анализ причин дезадаптации и организация оптимальных психолого-педагогических условий для решения проблемы.
Цель: создание внешних (воздействие на образовательный процесс) и внутренних (психологическое здоровье ребёнка) условий для успешной адаптации детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervoklassniki.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОТАВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
СОГЛАСОВАНА Заместителем директора по ВВВР КОУ «Сургутская школа – детский сад» _______________________В.А. Гулина «___» _________2018 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» Приказ от «___» _________20___ г. № _____ Директор______________Л.Х. Хайруллина |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
для первоклассников в период адаптации к школе
срок реализации: 1 год (с октября по май)
Копыловой Т.В.
педагога-психолога
Рассмотрена на заседании
методического объединения
службы ППМС сопровождения
Протокол от «____»________ 20____ года №___
Председатель МО____________________ Копылова Т.В.
Сургут, 2018
- Пояснительная записка.
Коррекционно-развивающая программа для первоклассников в период адаптации к школе, разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.), Положения о рабочей программе (утверждено приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018 № 143).
В каждой школе довольно остро стоит проблема адаптации первоклассников.
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе. Для оказания помощи таким детям, необходимо своевременное их выявление, анализ причин дезадаптации и организация оптимальных психолого-педагогических условий для решения проблемы.
Цель: создание внешних (воздействие на образовательный процесс) и внутренних (психологическое здоровье ребёнка) условий для успешной адаптации детей к школе.
Задачи:
- развивать у детей когнитивные умения и способности;
- снизить уровень тревожности обучающихся;
- развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
- сплотить обучающихся класса.
- Содержание программы.
Основные направления деятельности педагога-психолога:
- психодиагностика (использование диагностических методик, предназначенных для выявления особенностей психического и эмоционального развития ребенка, индивидуальных особенностей и проблем всех участников образовательного процесса). Включает в себя: обследование учащихся с целью определения уровня психического развития и для организации и координации работы, по запросам родителей, педагогов, администрации и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников образовательного процесса;
- коррекционно – развивающая работа (групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятной адаптации ребенка к школе). Включает в себя: проведение занятий с использованием различных методов и техник, с целью развивития у детей когнитивных умений и способностей, снижения эмоционального напряжения и повышения самооценки учащихся, сплочения детского коллектива (с учетом результатов промежуточной диагностики);
- психологическое просвещение (создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации и родителей, а именно: повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности). Включает в себя: проведение семинаров, конференций, практикумов, родительских собраний, круглых столов, создание информационных уголков «Советы психолога»;
- психопрофилактика (предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников образовательного процесса) Включает в себя: анализ медицинских карт, заключений ЦПМПк детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога; групповые и индивидуальные консультации для родителей; информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников образовательного процесса;
- психологическое консультирование (оказание психологической - консультативной помощи при решении проблем, с которыми обращаются учащиеся, родители, педагоги и администрация). Включает в себя: групповые и индивидуальные консультации учащихся, педагогов и родителей, а так же иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста;
- организационно-методическая работа (организация, планирование и методическое обеспечение деятельности педагога-психолога). Включает в себя: оформление документации (базы данных, планы, отчеты и пр.) и кабинета педагога-психолога, участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях; проведение открытых занятий, участие в школьном и центральном ПМПк.
- Прогнозируемые результаты.
Реализация данной программы позволит сформировать у первоклассников следующих умений:
- осознание себя с позиции школьника,
- умение эффективно общаться со сверстниками и взрослыми, дружески относиться к одноклассникам,
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния,
- способность справляться с негативными эмоциональными состояниями (страх, обида, гнев),
- развитие познавательных процессов, умение эффективно запоминать,
- способность к эффективной саморегуляции, рефлексии,
- стремление к познанию, высокая учебная мотивация,
- стремление к самопознанию и саморазвитию,
- успешная адаптация в школе.
- Тематическое планирование.
Программа реализуется посредством индивидуальной и групповой работы с учащимися первых классов, а также включает работу с родителями и педагогами.
Режим занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность занятий не более 40 минут.
Структура занятия:
- тематическая разминка, направленная на включение детей в процесс занятия, настрой на особый, тренинговый лад;
- основная часть (работа по теме с помощью сказки, игры, рисунка, психологических упражнений);
- рефлексия и ритуал завершения.
Учебно – тематический план программы:
Направление работы | Темы | Количество занятий | Формы работы |
Диагностика школьной адаптации | Знакомство. Я в школе | 1 | Игры на знакомство. Рисуночный тест «Школа зверей» |
Общие адаптационные занятия | Я – первоклассник! | 1 | Игры на развитие внимания. Релаксация |
Хорошее настроение | 1 | Эмоциональная театр-сказка. Раскраска «Эмоции» | |
Умение общаться | 1 | Коммуникативные игры и упражнения | |
Коррекционно-развивающие занятия по проблемам | Развитие саморегуляции | 4 | Правила поведения в школе. Игры на развитие самоконтроля и саморегуляции, произвольности. Развитие навыков рефлексии. Релаксация |
Развитие внимания | 4 | Игры на развитие внимания. Графические диктанты | |
Развитие памяти | 4 | Мнемотехники. Игры на развитие памяти | |
Развитие мышления и речи | 4 | Игры на развитие мышления и речи | |
Развитие восприятия | 2 | Игры на развитие восприятия | |
Развитие воображения | 2 | Игры на развитие воображения. Релаксация | |
Развитие коммуникативных навыков | 4 | Коммуникативные игры и упражнения | |
Диагностика школьной адаптации | Итоговое занятие | 1 | Рисуночный тест «Я в школе» |
Итого: | 29 |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература:
- Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
- Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. – М.: Институт практической психологии, 1998 г.
- Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под редакцией М.Р. Битяновой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Литература», 2011.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с. (Практическая психология в образовании). Издание 3-е, стереотипное.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.:Владос-пресс.2005 г.
- Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. Игры на внимание и мышление. Тетрадь по развитию познавательных процессов. Академия развития, 2002 г.
- Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 272 с., илл. (Серия «Психологический практикум: тесты»).
- Клюева Н.В., Касаткмна Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов./ – Ярославль: «Академия развития:, 1996. – 240 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
- Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. С-Пб.: «Речь», 2007 г.
- Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников. Психологические занятия с детьми. С-Пб, «Речь» 2007 г.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). – М.: «Ось», 2006.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004. – 248 с., ил.
- Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Иркутск: ИГУ, 2006. – 201 с., ил.
- Симановсикй А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ – Ярославль: «Академия развития:, 1997. – 192 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ – Ярославль: «Академия развития:, 1994. – 240 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). 4-е изд. – М.: Генезис, 20011. – 344 с.
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ – Ярославль: «Академия развития:, 1997. – 224 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
Материально технические ресурсы:
- - Наличие помещения, стола и стульев для занятий, дивана.
- - Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
- - Материалы для занятий: тетради, цветные карандаши, краски, бумага для акварели, пластилин, клей, ручки шариковые, бумага писчая и т.д. и т.п.
- Аннотация к рабочей программе.
Коррекционно-развивающая программа для первоклассников в период адаптации к школе, разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.), Положения о рабочей программе (утверждено приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018 № 143).
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение, психопрофилактика, психологическое консультирование, организационно-методическая работа.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога КОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по определению причин дезадаптации первоклассников, организации оптимальных психолого-педагогических условий для успешной адаптации к школьному обучению, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и спецификой КОУ.
Программа рассчитана на 29 часов.
Целью программы является создание внешних (воздействие на образовательный процесс) и внутренних (психологическое здоровье ребёнка) условий для успешной адаптации детей к школе.
Достижение цели предполагается через реализацию задач:
• развивать у детей когнитивные умения и способности;
• снизить уровень тревожности обучающихся;
• развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
• сплотить обучающихся класса.
В программе содержится комплексно-тематическое планирование, описываются планируемые результаты, определяется информационное, материально-техническое и методическое сопровождение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно – развивающих занятий с первоклассниками в период адаптации к школе
Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повыше...
Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...
Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»
Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...
Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе
На что нужно обратить внимание родителям первоклассников, чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл без трудностей....
" Помощь первокласснику в период адаптации в школе"
Помощь первокласснику в период адаптации к школеСовет первый:самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте ...
Памятка для первоклассника в период адаптации к школе
Памятка для первоклассника в период адаптации к школе...
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...