Коррекционно-развивающая программа для первоклассников в период адаптации к школе
учебно-методический материал

Копылова Татьяна

Коррекционно-развивающая программа для первоклассников в период адаптации к школе, разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.), Положения о рабочей программе (утверждено приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018  № 143).

В каждой школе довольно остро стоит проблема адаптации первоклассников.

С  первых  дней  обучения  ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже  хорошо  подготовленные  дети  в  период  адаптации  испытывают  стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе. Для оказания помощи таким детям, необходимо своевременное их выявление, анализ причин дезадаптации и организация оптимальных психолого-педагогических условий для решения проблемы.

Цель: создание внешних (воздействие на образовательный процесс) и внутренних (психологическое здоровье ребёнка) условий для успешной адаптации детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervoklassniki.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОТАВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОГЛАСОВАНА

Заместителем директора по ВВВР

КОУ «Сургутская школа – детский сад»

_______________________В.А. Гулина

 «___» _________2018 г.  

УТВЕРЖДЕНА

приказом КОУ «Сургутская школа –  

детский сад»

Приказ от «___» _________20___ г. № _____ Директор______________Л.Х. Хайруллина

                                                        

                         

                

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

для первоклассников в период адаптации к школе

срок реализации: 1 год (с октября по май)

Копыловой Т.В.

педагога-психолога  

Рассмотрена на заседании

методического объединения

службы ППМС сопровождения

Протокол от «____»________ 20____ года №___

Председатель МО____________________ Копылова Т.В.

Сургут, 2018


  1. Пояснительная записка.

Коррекционно-развивающая программа для первоклассников в период адаптации к школе, разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.), Положения о рабочей программе (утверждено приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018  № 143).

В каждой школе довольно остро стоит проблема адаптации первоклассников.

С  первых  дней  обучения  ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже  хорошо  подготовленные  дети  в  период  адаптации  испытывают  стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе. Для оказания помощи таким детям, необходимо своевременное их выявление, анализ причин дезадаптации и организация оптимальных психолого-педагогических условий для решения проблемы.

Цель: создание внешних (воздействие на образовательный процесс) и внутренних (психологическое здоровье ребёнка) условий для успешной адаптации детей к школе.

Задачи: 

  • развивать  у детей когнитивные умения и способности;
  • снизить уровень тревожности обучающихся;
  • развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
  • сплотить обучающихся класса.

  1. Содержание программы.

Основные направления деятельности педагога-психолога:

- психодиагностика (использование диагностических методик, предназначенных для выявления особенностей психического и эмоционального развития ребенка, индивидуальных особенностей и проблем всех участников образовательного процесса). Включает в себя: обследование учащихся с целью определения уровня психического развития и для организации и координации работы, по запросам родителей, педагогов, администрации и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников образовательного процесса;

- коррекционно – развивающая работа (групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятной адаптации ребенка к школе). Включает в себя: проведение занятий с использованием различных методов и техник, с целью развивития  у детей когнитивных умений и способностей, снижения эмоционального напряжения и повышения самооценки учащихся, сплочения детского коллектива (с учетом результатов промежуточной диагностики);

- психологическое просвещение (создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации и родителей, а именно: повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности). Включает в себя: проведение семинаров, конференций, практикумов, родительских собраний, круглых столов, создание информационных уголков «Советы психолога»;

- психопрофилактика (предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников образовательного процесса) Включает в себя: анализ медицинских карт, заключений ЦПМПк детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога; групповые и индивидуальные консультации для родителей; информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников образовательного процесса;

- психологическое консультирование (оказание психологической - консультативной помощи при решении проблем, с которыми обращаются учащиеся, родители, педагоги и администрация). Включает в себя: групповые и индивидуальные консультации учащихся, педагогов и родителей, а так же иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста;

- организационно-методическая работа (организация, планирование и методическое обеспечение деятельности педагога-психолога). Включает в себя: оформление документации (базы данных, планы, отчеты и пр.) и кабинета педагога-психолога, участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях; проведение открытых занятий, участие в школьном и центральном ПМПк.

  1. Прогнозируемые результаты.

Реализация данной программы позволит сформировать у первоклассников следующих умений:

  • осознание себя с позиции школьника,
  • умение эффективно общаться со сверстниками и взрослыми, дружески относиться к одноклассникам,
  • умение различать и описывать различные эмоциональные состояния,
  • способность справляться с негативными эмоциональными состояниями (страх, обида, гнев),
  • развитие познавательных процессов, умение эффективно запоминать,
  • способность к эффективной саморегуляции, рефлексии,
  • стремление к познанию, высокая учебная мотивация,
  • стремление к самопознанию и саморазвитию,
  • успешная адаптация в школе.

  1. Тематическое планирование.

Программа реализуется посредством индивидуальной и групповой работы с учащимися первых классов, а также включает работу с родителями и педагогами.

Режим занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность занятий не более 40 минут.

Структура занятия:

  • тематическая разминка, направленная на включение детей в процесс занятия, настрой на особый, тренинговый лад;
  • основная часть (работа по теме с помощью сказки, игры, рисунка, психологических упражнений);
  • рефлексия и ритуал завершения.

Учебно – тематический план программы:

Направление работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Диагностика школьной адаптации

Знакомство. Я в школе

1

Игры на знакомство. Рисуночный тест «Школа зверей»

Общие адаптационные занятия

Я – первоклассник!

1

Игры на развитие внимания. Релаксация

Хорошее настроение

1

Эмоциональная театр-сказка. Раскраска «Эмоции» 

Умение общаться

1

Коммуникативные игры и упражнения

Коррекционно-развивающие занятия по проблемам

Развитие саморегуляции

4

Правила поведения в школе. Игры на развитие самоконтроля и саморегуляции, произвольности. Развитие навыков рефлексии. Релаксация

Развитие внимания

4

Игры на развитие внимания. Графические диктанты

Развитие памяти

4

Мнемотехники. Игры на развитие памяти

Развитие мышления и речи

4

Игры на развитие мышления и речи

Развитие восприятия

2

Игры на развитие восприятия

Развитие воображения

2

Игры на развитие воображения. Релаксация

Развитие коммуникативных навыков

4

Коммуникативные игры и упражнения

Диагностика школьной адаптации

Итоговое занятие

1

Рисуночный тест «Я в школе»

Итого:

29

  1. Учебно-методическое и  материально-техническое обеспечение

Литература:

  1. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
  2. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. – М.: Институт практической психологии, 1998 г.
  3. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под редакцией М.Р. Битяновой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Литература», 2011.
  4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с. (Практическая психология в образовании). Издание 3-е, стереотипное.
  5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.:Владос-пресс.2005 г.
  6. Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. Игры на внимание и мышление. Тетрадь по развитию познавательных процессов. Академия развития, 2002 г.
  7. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 272 с., илл. (Серия «Психологический практикум: тесты»).
  8. Клюева Н.В., Касаткмна Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов./ – Ярославль: «Академия развития:, 1996. – 240 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
  9. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. С-Пб.: «Речь», 2007 г.
  10. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников. Психологические занятия с детьми. С-Пб, «Речь» 2007 г.
  11. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). – М.: «Ось», 2006.
  12. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004. – 248 с., ил.
  13. Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Иркутск: ИГУ, 2006. – 201 с., ил.
  14. Симановсикй А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ – Ярославль: «Академия развития:, 1997. – 192 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
  15. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ – Ярославль: «Академия развития:, 1994. – 240 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
  16. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). 4-е изд. – М.: Генезис, 20011. – 344 с.
  17. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ – Ярославль: «Академия развития:, 1997. – 224 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).

Материально технические ресурсы:

  • - Наличие помещения, стола и стульев для занятий, дивана.
  • - Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
  • - Материалы для занятий: тетради, цветные карандаши, краски, бумага для акварели, пластилин, клей, ручки шариковые, бумага писчая и т.д. и т.п.

 

  1. Аннотация к рабочей программе.

Коррекционно-развивающая программа для первоклассников в период адаптации к школе, разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.), Положения о рабочей программе (утверждено приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018  № 143).

Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение, психопрофилактика, психологическое консультирование, организационно-методическая работа.

Учитывая  специфику  профессиональной  деятельности  педагога-психолога  КОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по определению причин дезадаптации первоклассников, организации оптимальных психолого-педагогических условий для успешной адаптации к школьному обучению, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.    Содержание  рабочей  программы  реализуется  с  учетом  возрастных  и индивидуальных особенностей обучающихся и спецификой КОУ.

Программа рассчитана на 29 часов.

Целью программы является создание внешних (воздействие на образовательный процесс) и внутренних (психологическое здоровье ребёнка) условий для успешной адаптации детей к школе.

Достижение цели предполагается через реализацию задач:

•        развивать  у детей когнитивные умения и способности;

•        снизить уровень тревожности обучающихся;

•        развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;

•        сплотить обучающихся класса.

В программе содержится комплексно-тематическое планирование, описываются планируемые результаты, определяется информационное, материально-техническое и методическое сопровождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно – развивающих занятий с первоклассниками в период адаптации к школе

Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повыше...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»

Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...

Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе

На что нужно обратить внимание родителям первоклассников, чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл без трудностей....

" Помощь первокласснику в период адаптации в школе"

   Помощь первокласснику в период адаптации к школеСовет первый:самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте ...

Памятка для первоклассника в период адаптации к школе

Памятка для первоклассника в период адаптации к школе...

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...