МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
статья

Кульченко Екатерина Анатольевна

Статья на тему: МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Рассказывает об особенностях детей с НОДА, раскрывает вопрос мотивационной готовности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Кульченко Екатерина Анатольевна

Воспитатель, дефектолог

ГБОУ «Центр «Динамика»

Адмиралтейского района г.СПб

С каждым годом образование в Российской федерации становится более актуальным. Разрабатываются специальные программы, открываются  специализированные учреждения, создаются законы поддержки образования. Обучение направленно на развитиеи формирование личности, познавательной самостоятельности, способностей, нравственных и идейных убеждений,а так же творческого мышления. С каждым годом требования к нашей жизни обучению и воспитанию  становятся более высокими. Эти требования направляют на поиск новых, более актуальных, эффективных психолого-педагогических подходов, а в свою очередь подходы направлены на приведение различных методов обучения сообразно требованиям жизни.

Вопрос психологической готовности к школе в последнее время  является очень актуальным , и широко распространён среди исследователей многочисленных направлений. Учёные: психологи, педагоги, физиологи изучают и исследуют готовность и направленность дошкольникак школьному процессу, дискутируют о возрастных рамках, благодаря которым процесс знакомства и обучения в школьной деятельности будет наиболее удачен, и рационален. Проводя множественные исследования в этой области, появляется интерес к данной проблеме. Если подойти к этому вопросу с философской стороны, то психологическую готовность ребёнка к обучению в школе можно сравнить с каркасом здания, и как скажет профессиональный строитель и инженер: хороший, стойкий каркас и крепкий фундамент — залог качества и надёжности будущей постройки.

Для того чтобы ребёнок был успешен в школе, ему необходима специальная подготовка, база на основе которой будущий школьник начнёт строить фундамент. Базу можно сравнить с готовностью к обучению, которая подразумевает наличие сформированности всех психических процессов, которые важны при обучении и успешной адаптации ребёнка.

Психологическая готовность дошкольника к школе это очень важный показатель, который позволит дать прогноз об уровне успешности и не успешности обучения будущего первоклассника, а так же поможет определить мотивационной развитие ребёнка, которое включает в себя социальные и познавательные мотивы учения, частичное развитие интеллектуальной сферы и поведения вызванного произвольным уровнем .

Мотивация учения занимает очень важную роль в образовательном процессе. Позиция ребёнка к школьной деятельности в совокупности с признаками психологического характера говорит нам о психолого-социальном уровне готовности ребёнка к школьному обучению.

На протяжении многих лет проблемой готовности к школьной деятельности занималось множество учёных : в зарубежных исследованиях эта проблема отражена в работах(Г. Гетцера, 1936; А. Керна, 1954; С. Штребеля, 1957; Я. Йирасека, 1970,1978, и других.

В советской психологии детальноразбирали проблему готовности к школьному обучению Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин (1981, 1989); Н.Г. Салмина (1988); Е.Е. Кравцова (1991).Л.И. Божович (1968). А так же такие учёные как Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Л.Е. Журова, Т.В. Тарунтаева и другие.

Наиболее важный характер этой проблемы стоит в отношении детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которых с каждым годом рождается все больше и больше. Проблемы детей с ДЦП исследовали :Л.А.Данилова;М.М.Щипицина;И.И.Мамайчук.;Э.С.Калижнюк.;Е.М.Мастюкова.,Г.С.Гуменная,Н.В.Симонова.,М.В.Иполитова,Л.Б.Халилова,Л.В.Кузнецова,Л.И.Солнцева, Л.И.Переслена и др.

На протяжении последних 40 лет во всем мире увеличивается численность детей, которые родились с диагнозом детский церебральный паралич ,согласно официальной статистике Министерства Здравоохранения и Социального Развития РФ, на 1000 новорожденных отмечается 1-2 случая заболевания ДЦП, то в Российской Федерации этот показатель может достигать 6-8 случаев и более на 1000 родов.

Проблеме мотивационной готовности  к школе детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посвящено крайне мало.

В настоящее время профилактика, медицинской, социальной и  психолого-педагогическойреабилитации детей, имеющих нарушенияопорно-двигательного аппарата ,носит важный характер. Врожденные и приобретенные  отклонения при заболевании и различные и повреждения опорно-двигательного аппарата по статистике наблюдаются у 5–7% детей.

Нарушения и отклонениядеятельности опорно-двигательного аппарата  соотносят, как к врожденным, так и приобретенным параметрам.

К категории детей с нарушениями функций ОДА относятся:

Дети с врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата:

  1. врожденный вывих бедра;
  2. артрогрипоз (врожденное уродство)
  3. кривошея;
  4. аномалии развития позвоночника (сколиоз);
  5. аномалии развития пальцев кисти;
  6. недоразвитие и дефекты конечностей;
  7. косолапость и другие деформации стоп;

Дети с заболеваниями нервной системы, а именно:

  1. С детским церебральным параличом;
  2. С прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (

рассеянный склероз, миопатия и др.);

  1. С последствиями полиомиелита;

Дети с приобретенными недоразвитиями или деформациями ОДА:

  1. полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей,остеомиелит);
  2. травматические повреждения, головного мозга, спинного мозга и конечностей;
  3. системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит) .

Нарушения мотивационной готовности при нарушении опорно-двигательного аппарата имеет свою структурированность, и ряд специфических особенностей к ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы, именно с этим фактом связана повышенная утомляемость и истощаемость всех психических процессов;
  2. Ярко выраженная замедленность и инертность всех психических процессовКоторая приводит к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к «вязкости» мышления и к патологическому «застреванию» на отдельных участках и фрагментах учебного материала;
  3. Истощаемость выражена в низкой интеллектуальной составляющей, а именно: нарушениях памяти, внимания, мышления и восприятия, в эмоциональной лабильности.Иногда повышенная психическая утомляемость и истощаемость влияет на изменения в развитии личности: возникают страхи, робость, пониженный фон настроения. При интеллектуальном же перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения ;
  4. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений социальной сферы и окружающего предметного мира, а чаще всего имеют представления лишь о том, что их окружало. Поэтому у этих детей отмечают- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Этому есть причины:

  • ограничение общения ребенка со взрослыми и сверстниками так как существуютпроблемы в передвижения или не возможности двигаться нет вообще;
  • нарушение сенсорных функций;
  • недоступность в процессе предметно-практической деятельности,в познании окружающего мира, связанно это с наличием сенсорно-двигательных расстройств;
  1. Психические функции имеют нарушения  и носят дисгармоничный и неравномерный характер. Это связано с поражения головного мозга на ранних этапах его развития, который имеет мозаичный характер.
  2. Нарушение внимания, которое наносит тяжёлый ущерб всей познавательной системе ребёнка с НОДА, так как нарушения внимания ведёт к нарушениям в речи, памяти, мышлении, восприятии, воображении речи.

Исследования в области особенностей детей с НОДА показывают, что дети с НОДА имеют множество нарушений. Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, психические у 50% детей,речевые - у 75%.

У детей с ДЦП своеобразно и специфически развиты все психические и физические процессы.Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Среди этих процессов мотивационная готовность, хотя она идет по тем же законам, что и развитие мотивационной готовности нормально развивающихся детей. Нарушения развития отдельных психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, речь) тормозят психическое развитие ребенка в целом.

Список используемых источников

  1. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е. Ф. Архипова. – М., 1989.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: ИНФРА – М, 1997.204-77
  3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы /– М.: Знание, 1991
  4. Шипицына Л.М.,Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", — 2001, 272 с. ISBN 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.

Cовременная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности д...

Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В настоящее время  обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в сочетании с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью  стало возможным с правовой точки зрения. Право на образ...

Коррекционно-развивающие технологии при обучении и воспитании детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

  Целью надомного обучения с обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата является исправление и доразвитие  психических и физических функций аномального ребенка в процессе...

Методические рекомендации по созданию условий для успешного обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Данный материал поможет узнать как создать комфортные условия для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата....

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-дви...