Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА."
статья на тему

Доклад, который прозвучал на окружной конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferenciyu.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научно практическая конференция

«Формирование познавательной мотивации дошкольников

и младших школьников»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ: 
НМЦ ЮВОУО

ГОУ ВПО РГМУ им. П.И. Пирогова Психолого-социальный факультет, Кафедра Общей психологии

ДОУ Детский сад компенсирующего вида № 763

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

  1. Формирование и развитие познавательной и учебной мотивации дошкольников и младших школьников в современных условиях.
  2. Возрастные особенности познавательной мотивации.
  3. Специфика познавательной мотивации дошкольников и младших школьников с нарушением развития.
  4. Взаимосвязь мотивационных ориентаций дошкольников с успешностью учебной деятельности младших школьников.
  5. Сущность, природа и структура познавательной мотивации детей дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами развития.
  6. Формы проявления мотивов учения младших школьников с отклонениями в развитии.
  7. Влияние эмоциональных переживаний на содержание и динамику развития мотивационной сферы дошкольников и младших школьников с особыми образовательными нуждами.
  8. Влияние познавательной мотивации на обученность и обучаемость дошкольников и младших школьников с особыми образовательными нуждами.
  9. Влияние познавательной мотивации на развитие репродуктивных и творческих способностей дошкольников и младших школьников.

        

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

НОВИКОВА Н.В.

ГОУ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД № 1892 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

            В нашем учреждении воспитываются и обучаются дети от 2х до 11 лет. Дети очень разные, с каждым годом структура дефектов развития детей поступающих в учреждения компенсирующего вида становится всё сложней: от незаметной глазу патологии развития опорно-двигательного аппарата  до ребёнка со сложной структурой дефекта, ребёнка с трудом передвигающегося, имеющего проблемы со зрением , слухом , врождёнными заболеваниями эндокринной  и сердечно - сосудистой систем. Ребёнок с проблемами в развитии – особый ребёнок.  Он требует большего внимания со стороны взрослого, очень корректного педагогического воздействия. Познавательная активность таких детей , их любознательность , естественное принятие новых знаний , могут быть снижены, основной задачей специалиста в этой ситуации является тактичное формирование у воспитанников и учеников активной познавательной позиции, осознания своего жизненного статуса растущего и развивающегося человека с постепенным эволюционным переходом познавательной мотивации из стадии активного взаимодействия с внешним миром в стадию внутреннего самосознания собственной потребности к анализу новой информации. Другой неотъемлемой частью формирования познавательной мотивации является бескорыстная заинтересованность и удовлетворение собой, результатами своей деятельности.

             Начинается такая работа в нашем учреждении с раннего и младшего дошкольного возраста в зависимости от того, когда ребёнок начинает посещать образовательное учреждение. До поступления ребёнка в группу сверстников он может начать посещать «лекотеку». В этом структурном подразделении работают воспитатель,   дефектолог-логопед и психолог. Работа в нём ведётся по блокам. Каждый педагог планирует и осуществляет деятельность в своём разделе одновременно переплетая образовательные и корригирующие задачи. Все педагоги работают с небольшой группой детей одновременно, в нужный момент подстраиваясь под деятельностную мотивацию, решают общие задачи, ведут ребёнка к намеченной цели переходя от группового к индивидуальному общению. Такая организация общей деятельности позволяет на протяжении достаточно длительного времени не только удерживать познавательный интерес , но и стимулировать его развитие. Продолжительность адаптационного периода при такой структуре работы сократилась до 1-2 недель. Малыши очень быстро привыкают к новым условиям и поражают педагогов своей «жаждой» активного познания. В дошкольные группы они приходят уже готовыми к активной совместной познавательной деятельности , не теряя этот интерес и в школьные годы. Подобные методы работы позволили нам сократить количество индивидуально обучающихся детей , дали возможность некоторых полностью , а некоторых частично интегрировать в коллектив сверстников.

             В нашем ГОУ сформирована и успешно работает группа «Особый ребёнок». Она создана более 10 лет назад для детей с тяжёлой комплексной патологией не имеющих возможность посещать детские образовательные учреждения, но нуждающихся как и все остальные в развитии, обучении и внимании педагогов, а не только врачей. Сначала дети приходили на занятия вместе с родителями 2-3 раза в неделю, а основное обучение проводилось с ними индивидуально на дому, куда так же были перенесены основные принципы комплексного воздействия на ребёнка разных педагогов и специалистов. Именно в этой группе детей наблюдаются проблемы мотивационной сферы. Они сопряжены с трудностями в формировании реально оценочного статуса собственной деятельности, когда внутренний посыл в активном действии наталкивается на невозможность его практического осуществления. В подобных случаях очень хорошие результаты приносит совместная деятельность педагогов и родителей. У нас в учреждении родители являются самыми главными помощниками и соратниками педагогов и специалистов. Дети с тяжёлыми нарушениями двигательной сферы получают очень ценную и уникальную возможность воплотить в жизнь свои замыслы и увидеть конечный результат своей деятельности, который является основополагающим условием успешного формирования познавательной мотивации. Сейчас дети посещают группу «Особый ребёнок» очень активно, им нравится находиться в коллективе . С ними так же работают различные специалисты индивидуально, малыми группами, подгруппами из 4х-5 человек. Почти 70% выпускников этой группы успешно продолжают обучение в начальной школе по типовой программе благодаря высокой активности познавательной деятельности и достаточно прочно сформированной познавательной мотивации.

             В этом году в школьном подразделении успешно обучаются 8 детей-инвалидов : 2 ребенка в 1 классе, 3 ребёнка во втором классе, 1 ребёнок в третьем классе и 2 ребёнка в четвёртом классе . Один из них находится на индивидуальном обучении и , все обучаются по общей программе, 7 детей  полностью интегрированы в общий класс. По итогам педагогической диагностики все первоклассники освоили программный материал и будут переведены во второй класс. Более того, огромные сдвиги в положительную сторону наблюдаются в плане и социализации в детском коллективе. Хочу подчеркнуть, однако, что без предварительной многолетней работы в этом направлении , обучение таких детей в массовых классах школ компенсирующего вида было бы невозможно. Организация обучения таких детей требует очень тонкого тактичного подхода, только подготовленный ребёнок  с проблемами в развитии может найти свою нишу в детском коллективе. Успешность и сохранение интереса к обучению лежит в недрах эмоций. Создание позитивной линии учебных успехов и достижений бережно ведёт ребёнка к цели знания. Например,  у детей со сложной структурой дефекта специалистом проводится индивидуальное занятие предваряющее изучение новой темы, будь то логопед или дефектолог. Задачи коррекции и развития чётко определены всеми педагогами и специалистами , темы протекают через все виды деятельности. Новая тема изучается индивидуально ( предположим с дефектологом) подробно и в том индивидуальном темпе усвоения, который комфортен для ребёнка, далее новая тема раскрывается учителем в классе в среднем приемлемом темпе с опорой на факты предварительного изучения , за тем новые знания закрепляются и эволюционируют  на индивидуальных занятиях с логопедом ( в другом виде деятельности), дефектологом и т.д. Некоторые уроки целесообразно проводить при участии педагога и дефектолога. Особенно в 1 классе логопед бывает незаменим на уроке обучения грамоте ,  Такая структура работы позволяет решить задачу позитивной направленности на положительный конечный результат и формирует у ребёнка желание познавать новое , вселяет уверенность в своих знаниях.

               Ещё одно слагаемое в успешном формировании познавательной мотивации это креативность или творческая деятельность. Здесь не имеются в виду уроки и занятия творческого цикла , а говорится о пронизывании всего учебного процесса творческим содержанием. Современный подход к формированию учебного плана даёт нам великолепную возможность интегрировать различные дисциплины делая тем самым знания ребёнка более жизненными, практичными и прочными. Совмещая на одном уроке две дисциплины можно закреплять знания по основным предметам в конструктивной и творческой деятельности ( пример: математика и технология; математика и изобразительная деятельность; окружающий мир и проектная деятельность). Творчество уже само по себе формирует познавательную мотивацию, так как доставляет ребёнку массу удовольствия. Даже  физкультминутка может привнести в учебную деятельность познавательное разнообразие и активную заинтересованность, если поставить перед детьми учебную задачу, решить которую можно в движении и в духе состязания (пример : психологические этюды закрепляющие знания только что полученные на уроке по окружающему миру). Индивидуальный подход учителя и совместная деятельность   с учеником, которому необходима его активная помощь формирует прочные знания, а главное вызывает у ребёнка желание заниматься учебной деятельностью.

              Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата очень быстро устают и нуждаются в постоянной смене активной и пассивной нагрузки, в связи с этим учитель выстраивает урок таким образом, чтобы дети не переутомлялись и одновременно получили все знания в полном объёме. Необходимо донести до каждого ребёнка саму цель освоения новых знаний – их жизненность и практичность. Полезно давать детям тренирующие задания творческого содержания связанные с реальной жизнью для выполнения которых необходимо активизировать полученные на уроке знания (например после изучения темы «Скелет и мышцы человека» детям даётся задание- придумай тренажёр будущего и защити свой проект). Хорошие результаты даёт естественность построения урока по правилам и законам психологии, способность педагога моментально ситуативно перестроиться в ходе урока и достигнуть желаемой запланированной цели.

             Педагоги  и специалисты нашего образовательного учреждения уверены в том, что для ребёнка важнее не тот объём знаний который поместят в его разум, а удовольствие и радость, которые он будет испытывать при их освоении. К сожалению сейчас часто можно наблюдать необоснованную гонку в освоении различных знаний, многие ученики посещают всевозможные центры развития параллельно со школой , коммерческие организации, где наблюдается форсирование развития в непомерно быстрых темпах .Мы уверены в том, что подобное наседание взрослых на ребёнка,  не по возрасту высокая нагрузка не приносит хорошего результата. На фоне общего переутомления дети часто высказывают отрицательное отношение  к  учёбе вообще вплоть до отвращения Во избежание подобных ситуаций мы проводим регулярную просветительскую работу с родителями, рассказываем о наших методах и подходах к обучению на родительских собраниях, проводим 2 раза в год недели открытых дверей, постоянно общаемся с родителями учеников, призываем их к сотрудничеству и за многие годы эта работа принесла положительные результаты: родители являются нашими первыми помощниками во всём и сами с пониманием относятся к своим детям, таким образом нам удаётся сделать жизнь детей в школе радостной и сохранять познавательную мотивацию на протяжении всего периода обучения.

             Такая унисонная работа всего педагогического коллектива планируется у нас на мини-консилиумах ежемесячно, что позволяет постоянно корректировать план в зависимости от анализа полученных результатов. В консилиумах участвуют все педагоги и специалисты. На них определяются «блоки ответственности» каждого из разделов работы . Педагог или специалист при такой системе планирования чётко представляет себе тот объём задач, который предстоит решить ему в дальнейшем, но имеет при этом огромный простор для творческой деятельности и реализации своего профессионального мастерства, что обеспечивает тем самым взаимную пользу всех сторон-участников педагогического процесса, позволяет формировать познавательную мотивацию у воспитанников и учеников в удовольствие от участия в учебном процессе.

Литература :

 

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1983.

Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция учения у дошкольников и младших школьников.

- М., 1991. - С. 30-77.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. - С.

3-78.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инклюзивное образование: стратегии успешного включения в образовательный процесс уч-ся с нарушениями опорно – двигательного аппарата (из опыта работы)»

Теоретические основы инклюзивного образования, пути его развития в конкретно взятом образовательном учреждении....

Оценка восприятия педагога и отношение к школьной ситуации у учащихся начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье приведены сведения о дефектологах, психологах и педагогах, изучающих восприятие педагога и оценку школьной ситуации в аспекте различных отраслей специальной психологии. Далее приведен сравнит...

Особенности восприятия педагога учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата

Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме восприятия педагога учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы  психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной ...

для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей детей, имеющих нарушение опорно- двигательного аппарата ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Вариант 3.2.

Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных методов обучения и воспитания, направлен...

Самообразование Тема: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата через развитие речи"

Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь обучающихся, воспитанников является ключевым моментом в их развитии....

МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Статья на тему: МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТАРассказывает об особенностях детей с НОДА, раскрывает вопрос мотивационной готовности детей....

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» для обучающихся 4 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата ТМНР (6.4)

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» для обучающихся 4 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата ТМНР (6.4) Рабочая программа пред...