Психологическая помощь ребенку при подготовке к ВПР
статья

Вильчинская Надежда Вячеславовна

Проверка  - стрессовая ситуацитя для ребенка. Как помочь ребенку в данной ситуации. Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_pomoshch_rebenku_pri_podgotovke_k_vpr.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая помощь ребенку при подготовке к ВПР

Ситуация проверки практически является стрессовой для многих людей, а для детей , не имеющих еще достаточного жизненного опыта, особенно. Как же помочь своему ребенку в подобной ситуации?

Чего не нужно делать.

1. Отношение к ВПР, как испытанию, которое можно пройти только ценой больших жертв и, прежде всего, ценой здоровья, - ошибка. Подобная установка родителей часто создает дополнительные проблемы у ребенка.

2. Очень часто родители используют запугивание и «страшилки», запугивая последствиями, которые грозят при получении низкой оценки на ВПР, не понимая, что таким образом только способствуют нарастанию стресса у ребенка.

3. Еще одна весьма распространенная родительская ошибка – это сравнивание своего ребенка с более успешными сверстниками, старшими братьями и сестрами, подчеркивание их успехов, положительных качеств. На самом деле, все это редко приводит к желанию победить соперника или «взять с него пример», но чаще всего может просто создать конфликтную ситуацию в семье и снизить самооценку ребенка.

4. Излишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие режим труда и отдыха («Почему не занимаешься?», «Сколько выучил?», «Почему делаешь не то, а это?»), в основном вызывают раздражение и протест. Родителей часто возмущает желание ребенка прогуляться, отвлечься, пойти в кино или просто поваляться на диване, слушая музыку.

5. Безусловно, усиливает волнение и страх перед ВПР подчеркивание ответственности, которая лежит на плечах ребенка, - перед школой, учителями, родителями.

Помощь ребенку при подготовке к ВПР?

Важнейший фактор, определяющий успешность Вашего ребенка в ВПР – это психологическая поддержка. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Оказывать психологическую поддержку ребенку можно разными способами. Первый способ – продемонстрировать Ваше удовлетворение от его достижений или усилий: «Ты уже так многого достиг!». Другой способ – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать!». «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно также посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

Режим дня и питания во время подготовки к ВПР

В период подготовки к ВПР учащимся не следует резко менять режим дня: необходимо сохранить привычное время пробуждения и отдыха ко сну, продолжительность и порядок занятий, часы приема пищи и пребывания на свежем воздухе. Необходимо позаботиться об организации режима дня и полноценного питания! Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Старайтесь не допускать перегрузок ребенка. Следите чтобы ночной сон был не менее 8 часов. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Через каждые 30-40 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут. Желательно избегать в этот период просмотров кинофильмов и телевизионных передач, т.к. они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

Рекомендации по подготовке к ВПР

• Подготовьте различные варианты заданий по предмету.

• Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

• Не нужно зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала.

• Делайте краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не умеет, покажите ему, как это делается на практике.

• Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

• Заранее во время тренировки приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всей работы, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

Рекомендации по заучиванию материала

• Главное - распределение повторений во времени.

• Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

• Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

• Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

• Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Как избежать ошибок на ВПР?

Посоветуйте детям во время проверочной работы обратить внимание на следующее:

1. Перед началом выполнения работы необходимо пробежать глазами весь материал, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.

2. Затем внимательно просматривать весь текст каждого задания, чтобы понять его смысл (характерная ошибка во время проверочных работ - не дочитав до конца, по первым словам, учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать).

3. Рекомендуется начинать с более легких заданий, чтобы не тратить на них время.

4. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

Как снять стресс перед ВПР?

Если до ВПР еще есть время можно выполнить ряд упражнений мозговой гимнастики, которые занимают буквально по 5 минут, но очень помогают снять эмоциональное напряжение и развивают целый ряд психических процессов. Дети с удовольствием их выполняют как на уроках, так и дома.

Памятка родителям

Некоторые закономерности запоминания Трудность запоминания растет непропорционально объему Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.

Условия поддержки работоспособности Чередование умственного и физического труда. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут. Минимум телевизионных передач.

Приемы психологической защиты Переключение (с одного вида деятельности на другой). Сравнение (сравнить свое состояние с положением других людей). Накопление радости (вспомнить приятные события). Мобилизация юмора (смех противодействует стрессу). Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).

Как поддержать тревожного ученика Создайте ситуацию эмоционального комфорта для ребенка на этапе подготовки. Не нагнетайте обстановку, напоминая о серьезности предстоящей работы и значимости ее результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей приведет к дезорганизации деятельности. Создайте для ребенка ситуацию успеха, поощрения, поддержки. Научите ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга. Познакомьте ребенка с требованиями по проведению ВПР. Обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки во время проведения ВПР. Создайте в семье благоприятный климат: эмоционально ровный настрой родителей, наличие достаточного количества поддержки детям. Развивать самостоятельность учащихся в процессе жизненного самоопределения.

Как организовать режим дня и питания во время подготовки к ВПР?

В период подготовки к ВПР учащимся не следует резко менять режим дня: необходимо сохранить привычное время пробуждения и отдыха ко сну, продолжительность и порядок занятий, часы приема пищи и пребывания на свежем воздухе.

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания! Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга.

Ночной сон не менее 8 час.

Не допускайте перегрузок ребенка.

Через каждые 30-40 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Желательно избегать в этот период просмотров кинофильмов и телевизионных передач, т.к. они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

Накануне ВПР Встаньте в день ВПР пораньше, чтобы приготовить ребенку любимое блюдо. Накануне ВПР ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим. С утра перед ВПР можно дать ребёнку шоколадку, т.к. глюкоза стимулирует мозговую деятельность! Если ребенок не носит часов, дайте ему часы на ВПР. Это поможет ему следить за временем на ВПР. Отложите «воспитательные мероприятия», нотации, упреки. Не создавайте ситуацию тревоги, страха, неудачи! Согласуйте с ребенком возможный и достаточный результат ВПР, не настраивайте его только на максимальный, но мало достижимый результат.

После ВПР В случае неудачи ребенка на ВПР не паникуйте, не устраивайте истерику и воздержитесь от обвинений. Найдите слова, которые позволят ребенку улыбнуться, расслабиться снять напряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь детям при подготовке к жизни в приёмной семье

Данная статья заинтересует педагогов и психологов интернатных учреждений....

Программа психологической помощи детям при подготовке к жизни в приёмной семье

Данная программа направлена на преодоление у детей-сирот трудностей в поведении,общении,возникших в процессе депривации и формировании у них знаний,умений и навыков,необходимых для успешной адаптации ...

Помощь ребенку при подготовке к экзаменам (для родителей учащихся 9-х и 11-х классов)

В преддверии сдачи ЕГЭ и ГИА каждый родитель задаётся вопросом: «Могу ли чем то, помочь своему ребёнку?» Ответ один: «Можете!». Ребёнок перед сдачей ЕГЭ переживает, волнуется и для начала необходимо п...

Специализированная медико-психологическая помощь детям дошкольного возраста с пограничными психическими расстройствами в целях оптимизации их подготовки к успешной учебной деятельности

помощь детям дошкольного возраста с пограничными психическими расстройствами в целях оптимизации их подготовки к успешной учебной деятельности...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Домашние задания - это форма самостоятельной работы обучающихся с целью повторения, закрепления знаний, полученных на уроке. Домашние задания - обязательный компонент учебной работы. Ключевое словосоч...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Домашние задания - это форма самостоятельной работы обучающихся с целью повторения, закрепления знаний, полученных на уроке. Домашние задания - обязательный компонент учебной работы. Ключевое словосоч...