Программа психологической помощи детям при подготовке к жизни в приёмной семье
рабочая программа по теме

Горбатова Ольга Владимировна

Данная программа направлена на преодоление у детей-сирот трудностей в поведении,общении,возникших в процессе депривации и формировании у них знаний,умений и навыков,необходимых для успешной адаптации в приёмной семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области

«Северодвинский детский дом»

Программа психологической помощи детям

при подготовке к жизни в приёмной семье

Автор-составитель: Горбатова Ольга Владимировна

                                                   Северодвинск, 2010


Пояснительная записка.

В последнее время отмечается несомненно положительная тенденция увеличения количества семей, желающих усыновить или взять опекунство над сиротами. В то же время достаточно распространенной является ситуация, когда принимаемый в семью ребенок уже достиг старшего дошкольного возраста и имеет опыт проживания в государственном учреждении или в неблагополучной семье. Наши многолетние наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что такие дети испытывают ряд трудностей в процессе адаптации к жизни в условиях семьи. Воспитанники детских домов не всегда правильно отбирают и эффективно используют не только вербальные, но и невербальные средства общения, они затрудняются при выражении своих чувств, эмоций и состояний. Их мимика, жесты, пантомимика отличаются невыразительностью, скованностью (или наоборот, чрезмерностью), что формирует неблагоприятный перцептивный образ у партнеров по взаимодействию и приводит к трудностям во взаимопонимании.

 Многолетняя практика работы по подготовке приёмных родителей, в том числе, по программе Прайд, оказывается недостаточно полной и не предусматривает подготовку самого ребёнка к условиям жизни в приёмной  семье. Однако следует помнить, что переход в семью сопровождается изменением привычной жизни не только принимающей семьи, но и самого ребенка, сменой у него бытовых и коммуникативных стереотипов. Недостаток знаний и опыта могут привести к отклонениям в поведении, развитии ребёнка, дезадаптации  в  семье, к его дезориентировке в новой социальной ситуации.

Отсюда очевидна необходимость создания и реализации в условиях детских домов специальной программы подготовки детей к жизни в приемной семье. Исследователи дают разные ответы на вопрос, как готовить детей к передаче в семью. Концепция подготовки детей зависит от критериев оценки развития, которые используют исследователи. Можно выделить несколько подходов, понимание различий между которыми важно для разработки программы, подготовки детей к жизни в семье. Первый основывается на сопоставлении детей-сирот с детьми из семьи. Следующий обращается к истории жизни ребенка и к его опыту. Еще один подход в качестве центральной идеи рассматривает формирование навыков независимой жизни.

Наиболее распространенный в отечественной теории и практике подход к подготовке к приёмной семье основывается на сравнении детей из сиротских учреждений и из семьи. Данная традиция сложилась в ходе исследования развития детей в детском доме, осуществленном группой ученых Института общей и педагогической психологии АПН ССР. Развитие ребенка рассматривалось постадийно (использовалось периодизация развития, разработанная В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным), нормы развития были соотнесены с развитием ребенка из семьи. Исследование показало отсутствие следующих знаний, умений и навыков у ребёнка, воспитывающегося вне семьи:

  • принятие и понимание того, что чувства важны, они не могут быть плохими и недостойными;
  • понимание своих чувств и умение их открыть;
  • понимание своих желаний и намерений;
  • внутренняя эмпатия, умение настроиться на себя и объяснить свои переживания;
  • понимание визуальных сигналов тела;
  • способность чувственного познания окружающего мира, опора на эмоциональную составляющую понимания происходящего;
  • способность быть спонтанным;
  • принятие всех сторон жизни, включая смерть, страдание, рок;
  • способность отстаивать свои мысли, действия и чувства во взаимодействии с другими;
  • раскрываться в общении (давать людям информацию о себе);
  • выражать чувства соответствующим образом;
  • эффективно и целенаправленно выражать отношение при помощи жестов, мимики, позы, интонации;
  • проявлять заботу и понимание.
  • Данный критерий мы использовали в качестве основного при разработке нашей программы.

Данная программа направлена на преодоление трудностей детей-сирот в поведении, общении, возникших в процессе депривации и формирование у них отсутствующих умений, знаний и навыков.

Цель программы: преодоление трудностей детей-сирот в эмоциональной, двигательной сфере и формировании у них умений, знаний и навыков, необходимых для благоприятной адаптации к условиям жизни в приёмной семье.

Упражнения и задания программы пригодны как для работы непосредственно перед передачей в семью, так и в процессе адаптации ребёнка к новым условиям жизни.

Задачи:

  1. Учить понимать, принимать свои чувства и эмоции, уметь управлять своим состоянием, в том числе негативными эмоциями и страхом.
  2. Учить распознавать эмоциональные состояния окружающих людей по различным признакам (мимика, пантомимика, жесты, интонация).
  3. Учить открыто выражать свои чувства, переживания, желания, намерения при помощи мимики, жестов, пантомимики, речи; раскрываться в общении.
  4. Учить понимать сигналы своего тела и правильно на них реагировать, контролировать двигательную сферу.
  5. Учить принимать все стороны своей  жизни, такие как боль утраты при потере значимых людей.
  6. Познакомить с правилами поведения в семье, правами и обязанностями членов семьи.
  7. Учить  отстаивать свои мысли, чувства при  взаимодействии с другими людьми.
  8. Способствовать психофизической разрядке, спонтанности поведения, снятию телесных барьеров в общении.
  9. Способствовать формированию положительной нравственной направленности личности.
  10. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка.
  11. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми формами (словесными, физическими, творческими).
  12. Формировать умение реагировать на имеющиеся негативные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие полноценному развитию личности ребёнка.
  13. Способствовать формированию навыков сотрудничества, разрешения конфликтов.

Методические приемы программы:

  • ознакомительные, разъяснительные беседы;
  • чтение и анализ сказок, стихотворений, ситуаций из жизни;
  • ролевое моделирование ситуаций (отрывков из сказок, сценок из жизни);
  • этюды с неопределенным концом;
  • развивающие, настольно-печатные, словесные игры;
  • рисование, раскрашивание;
  • психогимнастические упражнения.

Данная программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей 6-10 лет, единства диагностики и коррекции, системного и комплексного подхода. Предусмотрено проведение системы из 20 индивидуальных занятий в течение трёх месяцев. Занятия проводятся с частотой 2-3 раза в неделю по 15-20 минут.

Эффективность психокоррекционной работы оценивается по результатам психологического обследования, включающего наблюдение и экспериментальные методики:

  1. Методики изучения особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека (А.М. Щетинина).
  2. Методика изучения осознания детьми нравственных норм «Закончи историю»

(Р.М. Калинина).

  1. Анкеты и опросники для родителей с целью изучения осознания детьми правил поведения в семье.
  2. Наблюдение за поведением ребёнка в повседневной жизни в приёмной семье.

Программа включает в себя 5 этапов:

1. Развитие эмоциональной сферы.

2. Развитие вербальных и невербальных средств общения.

3. Гармонизация двигательной, эмоциональной сферы (психогимнастика).

4. Формирование положительной нравственной направленности.

5. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в семье.

1 этап. Развитие эмоциональной сферы.

На данном этапе работе важной задачей становится ознакомление ребёнка с различными эмоциональными состояниями людей, мимическими проявлениями настроения, которые испытывают люди в разных жизненных ситуациях. На первом занятии ребёнку предлагаются следующие типы заданий:

  • определить настроение колобка по фотографиям (используются изображения-пиктограммы с разными эмоциональными состояниями),
  • придумать ситуацию для каждой из эмоций,
  • определить эмоцию по описанию ситуации,
  • вспомнить ситуации, когда можно испытывать одну и ту же эмоцию.

В конце занятия ребёнку предлагается вспомнить и подобрать эмоцию к своему настроению в разные моменты жизни. Следующим шагом является переход от визуализации чувств к их вербализации. Важно объяснить ребёнку, что плохих чувств не бывает, бывают плохие поступки, не стоит стесняться своих чувств, так как все люди их испытывают и не боятся их выражать, чтобы быть понятым окружающими. На всех занятиях необходимо использовать метод обращения и переработки прошлого опыта, побуждать ребёнка вспоминать, озвучивать и перерабатывать события своей жизни, способствовать раскрепощению в общении.

На последующих занятиях центральным элементом становится проработка чувств гнева, страха и горя. Многие дети имели опыт переживания этих чувств, но не имели опыта их выражения. В качестве основной техники выражения используется опыт визуализации чувства страха, вины и гнева. Ребёнку предлагается нарисовать самый-самый ужасный страх, потом обсуждается, что необходимо убрать, чтобы страх перестал быть страшным.

На данном этапе работы также уделяется внимание рассмотрению чувств и эмоций окружающих людей. Для полноценного становления личности ребёнка необходимо формирование у него морально-нравственного компонента самосознания, развитие таких качеств, как эмпатия, чуткость, отзывчивость, умение ставить себя на место другого человека, преодолевая эгоцентризм, сочувствовать, сопереживать, понимать и уважать чувства другого человека. С этой целью используется чтение и анализ сказок нравственного содержания, рекомендуется просмотр и обсуждение мультфильмов.

На данном этапе необходимо завести индивидуальный «альбом настроения», где ребенок выполняет рисунки в ходе занятий.

2 этап. Развитие вербальных и невербальных средств общения.

На данном этапе важной задачей является расширение знаний о вербальных и невербальных средствах общения между людьми. Необходимо обучить ребёнка пониманию и уместному использованию выразительных средств в ситуациях взаимодействия с окружающими людьми. На занятиях происходит закрепление знаний о мимических выражениях настроения, формирование способности выражать свои чувства при помощи мимики, пантомимики, жестов, интонации, понимать настроения окружающих по невербальным проявлениям.

Методами работы являются: словесные игры, рассматривание и анализ иллюстраций с ситуациями из жизни, обыгрывание ситуаций с использованием выразительных движений.

3 этап. Гармонизация двигательной, эмоциональной сферы (психогимнастика).

Основной целью работы на данном этапе помощи ребёнку при подготовке к приёмной семье является формирование спонтанности и раскрепощения поведения. Большинство детей скованы, зажаты, имеют телесные барьеры в общении. Психогимнастические упражнения направлены на преодоление барьеров в общении, способствуют снятию психофизического напряжения, самовыражению детей. На занятиях используются этюды на выражение различных эмоциональных состояний, развитие воображения с помощью перевоплощений, чередование различных по характеру движений: быстрых и медленных, частых и редких, напряжённых и расслабленных.

На данных занятиях центральным моментом является обучение детей пониманию сигналов своего тела, способности контролировать двигательную сферу, умению расслабляться и раскрепощаться.

4 этап. Формирование положительной нравственной направленности.

На этом этапе ребёнку предлагается задуматься о нравственных и безнравственных поступках, необходимо учить отличать положительные и отрицательные черты характера, учить преодолевать негативные черты характера, способствовать развитию положительных качеств. Для рассмотрения выбраны те черты, которые знакомы и понятны детям с 5-6лет, а именно:

  • отношение к людям (добрый - злой);
  • отношение к труду (ленивый - трудолюбивый);
  • отношение к вещам (аккуратный - неряшливый, щедрый - жадный);
  • характеристика честности (честный - лживый);
  • волевые качества (смелый - трусливый).

Основными методами работы являются обращение к известным сказкам, анализ поступков и качеств характера героев, а также проигрывание этюдов нравственного содержания, этюдов с неопределённым концом, с особым вниманием действенному компоненту: «Как я поступлю?». Также используется метод рисования хороших и плохих поступков. На данном этапе работы целесообразно использовать обращение к известным пословицам и поговоркам о добре и зле.

Необходимо акцентировать внимание детей на нравственных поступках в повседневной жизни, анализировать качества окружающих детей и делать выводы о том, что поступки и качества бывают плохие и хорошие, добрые. Побуждать детей совершать добрые дела, поощрять положительную направленность в деятельности и поведении воспитанников. Работа в данном направлении актуальна с детьми-сиротами, с целью профилактики формирования негативного самопредъявления  в дальнейшей жизни.

5 этап. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в семье.

На заключительном этапе помощи ребёнку по подготовке к устройству в приёмную семью необходимы беседы о значении и роли семьи в жизни человека. На данном этапе работе используется обращение к известным пословицам и поговоркам о семье  с целью осознания ребёнком важности нахождения в семье для защищённости и уверенности любого человека. Целесообразно использовать ознакомление и закрепление правил поведения в семье. Часто у детей отсутствует опыт взаимодействия в семье. Понять им правила и требования, освоить их поможет ролевая игра «Дочки-матери», а также использование кукол при ролевом проигрывании различных ситуаций из жизни семьи. На занятиях по принятию правил жизни в семье рассматриваются ситуации взаимодействия, возможные конфликтные ситуации, которые могут возникать в процессе жизни в семье. Важно научить ребёнка адекватным способам реагирования, навыкам выхода и разрешения возможных конфликтных ситуаций: адаптивным и конструктивным. Используется обыгрывание ситуаций с последующим переносом полученных знаний, умений и навыков в повседневную жизнь.

Содержание программы.

1 этап. Эмоциональное развитие ребёнка.

Материал:

1) простые и цветные карандаши;

2) индивидуальный альбом для рисования;

3) набор пиктограмм (радость, горе, гнев, страх, удивление и другие);

4) зеркало;

5) магнитофон, аудиозаписи.

Занятие

Задачи

Методы и приёмы

1

В море чувств и эмоций.

1) Познакомить с основными эмоциями;

2) учить распознавать называть, понимать, отождествлять эмоциональные состояния с конкретной жизненной ситуацией;

3) учить передавать своё эмоциональное состояние при помощи рисунка.

1) Знакомство со схематическими изображениями эмоций: радость, гнев, печаль, страх, удивление. Рассматривание и анализ пиктограмм.

2) Беседа на тему «Для чего нам нужны эмоции и чувства».

3) Игры с использованием пиктограмм: «Назови настроение», «Подбери эмоцию», «Придумай ситуацию», «Моё настроение».

Р4) Рисование своего настроения в альбоме.

2

Я могу говорить о том, что я чувствую…

1) Учить понимать, осознавать и выражать свои чувства при помощи слов;

2) стимулировать открыто высказывать свои чувства, раскрываться в общении.

1) Закончи предложение:

«Мне грустно, когда…»;

«Мне весело, когда…»;

«Я боюсь, когда…»;

«Я сержусь, когда…»;

«Я удивляюсь, когда…»

2) Вспомнить случаи из жизни (использовать обращение к прошлому опыту), когда испытывал те или иные чувства.

3

Я понимаю других.

1) Учить распознавать и понимать чувства других людей;

2) учить проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;

3) способствовать преодолению эгоцентризма.

1) Чтение этических сказок: «Брошенный пёс», «Птичка-невеличка».

2) Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы о чувствах героев произведений.

4

Я не трус, но я боюсь.

1) Познакомить с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках;

2) отреагировать имеющиеся страхи.

) Рассматриваем пиктограмму, изображающую эмоцию страха.

Рассматривание иллюстраций, герои которых переживают чувство страха. Предлагаю вспомнить эпизоды, ситуации, когда было страшно. Вспомнить пословицы и поговорки о страхе: «У страха глаза велики»,что это значит?

2)Этюды на изображение страха с переходом в положительную эмоцию (удивление, радость). Темы предлагает ребёнок.

3)Упражнение «Страх, я тебя не боюсь». Нарисовать рисунок «мой страх»,затем дорисовать веселыми деталями, смешными рожицами, сделать самолетик, кораблик, аистенка.

5

Мне бывает грустно.

1) Познакомить с эмоцией горя; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка;

2) развивать эмпатию;

3) помочь осознать потери в своей жизни;

4) стимулировать открыто высказывать свои переживания из прошлого опыта, раскрываться в общении, делиться чувствами.

1) Рассматривание иллюстрации с плачущей девочкой, потерявшей куклу. Беседа о чувствах в данной ситуации.

2) Обсуждение ситуаций возможных потерь в жизни:

-тебя наказали незаслуженно;

-проиграл в соревновании;

- поссорился с другом;

-ты приютил собаку, полюбил её, но нашёлся хозяин и забрал её,

- потерял свою любимую игрушку или любимое животное.

3) Обсуждение ситуации, когда ребёнок испытывал чувства огорчения, печали или глубокого горя, осознание потерь в жизни.

4) Нахождение пиктограммы с изображением горя, страдания.

5) Рисование на тему «Грустные мысли».

6) Упражнение «Побеждаем грусть».

6

Я злюсь и обижаюсь.

1)Познакомить  с эмоцией гнева;

2) стимулировать открыто высказывать свои переживания из прошлого опыта, раскрываться в общении, делиться чувствами;

3) обучить способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в приемлемых формах.

1) Беседа «Когда я злюсь». Вспомнить ситуации, людей, вызывающих гнев, и определить причины возникшей отрицательной эмоции.

2) Упражнение «Лист гнева» (нарисовать фигурку обидчика, закрасить, скомкать рисунок.

3) Упражнение «Мешочек с криками».

4) Упражнение «Коробочка для гнева» (порвать бумагу, газету и покидать в коробочку).

5) Рисование в «Альбоме настроения» на тему «Я злюсь», затем из черно-белого изображения злого персонажа, цветными карандашами перерисовать в доброго.

7

Я радуюсь.

1) Познакомить с эмоцией радости; развивать умение проявлять радость;

2) способствовать созданию положительного эмоционального состояния;

3) помочь снять эмоциональное напряжение.

1) Знакомство с эмоцией радость, ответы на вопросы : «Что такое радость? Как ты выражаешь чувство радости? Что ты делаешь, когда радуешься?».

2) Упражнение «Радостное событие».

3) Чтение стихотворения М.Дружининой:

     Если вам смешинка в рот

     Вдруг случайно попадет,

     Не сердитесь, не ворчите,

     Хохочите, хохочите!

Предложить представить, что смешинка попала нам в рот и вместе похохотать. Использовать аудиозапись с хохотом.

3). Рисование в альбоме настроения  на тему «Самый радостный момент в моей жизни».

2 этап. Развитие вербальных и невербальных средств общения.

Материал:

1) иллюстрации с  изображением жестов, мимики, пантомимики;

2) зеркало;

3) цветные карандаши;

4) индивидуальный альбом.

Занятие

Задачи

Методы и приёмы

1.

Мимика – язык лица

Учить мимическому выражению настроения, закреплять навыки понимания настроения человека по мимическим выражениям.

1) Рисование знакомых эмоций.

2) Упражнение «Изобрази настроение»:

«Мне грустно»;

«Я удивлён»;

«Я рассержен».

2) Мимическая гимнастика. Изображение различных эмоций перед зеркалом.

3) Рассматривание иллюстраций, определение эмоциональных состояний героев по мимическому выражению.

2.

Жесты – язык рук

Учить распознавать жестовую речь использовать жестовую речь, понимать назначение.

1) Беседа «Какие бывают жесты»: изобразительные, выразительные, указательные. Примеры приводит ребёнок.

2) Рассматривание иллюстраций с изображением различных жестов, угадывание их значений.

3) Игра «За стеклом». Попробовать передать с помощью жестов различные ситуации из жизни.

4) Закончи предложение:

«Жесты помогают…»;

«Жесты могут...»;

«Без жестов трудно...»

5) Изобразить с помощью жестов: «Молчи!», «Ай-ай, нехорошо!», «Иди сюда!», «Нет!», «Мне очень жаль», «Я рад тебя видеть», «Спасибо!», «Мне нравится!»

3.

Пантомимика – язык тела

1) Учить понимать, определять эмоциональные состояния других людей по позе, походке, выразительным движениям;

2) учить выразительным движениям,

способствовать формированию спонтанности, раскрепощения.

1) Беседа о походках людей: «Что может рассказать поза о настроении человека?» Рассматривание иллюстраций, определение настроения по выразительным движениям детей.

2) Упражнение «Что происходит?». Определение событий по иллюстрациям ситуаций из жизни.

3) Упражнение «Изобрази без слов»: радостный ученик, старушка, маленький ребёнок, уставший человек, девочка подслушивает под дверью, ученик думает над задачей, болит живот, мальчик перед дракой.

4.

Интонация

Учить использовать интонацию для передачи своих чувств, эмоций при общении.

1) Беседа «Что мы можем понять по интонации?»

2) Прочитать стихотворение «Мячик» в разных интонациях: шёпотом, быстро, как робот, как иностранец; с разным настроением: весело, грустно, удивлённо.

3) Упражнение «Угадай настроение по интонации». Читает психолог.

4) Упражнение «Выскажи с разным настроением»: «Пойдём гулять», «Иди домой», «Я хочу кушать» и т.д.

3 этап. Гармонизация двигательной, эмоциональной сферы ( психогимнастика).

Материал: магнитофон, аудиозаписи

Занятие

Задачи

Методы и приёмы

1.

Летний день.

1) Развивать воображение, мимику, пантомимику;

2) учить управлять своими движениями, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств;

3) способствовать самовыражению, раскрепощению, спонтанности поведения.

1) Игра «Прогулка»:

этюд «Хорошее настроение»;

этюд «Золотые капельки»;

этюд «Гроза»;

этюд «После дождя»;

Аудиозапись «Звуки природы».

2)«Игра «На берегу моря»:

этюд «В холодной воде»;

этюд «Брызги»;

этюд «Босиком по горячему песку»;

этюд «Пчела»;

этюд «Колючая ёлочка»;

этюд «На песочке»;

Аудиозапись «Шум моря».

2.

Лесные жители.

1) Учить ребёнка различать и сравнивать свои телесные ощущения;

2) развивать воображение; мимику, пантомимику;

3) снять мышечные напряжения и зажимы; психофизическая разрядка.

1) Этюд «Недовольный медведь».

2) Этюд «Трусливые зайчата».

3) Этюд «Неуклюжий слон».

4) Этюд «Обезьянки».

5) Этюд «Тигрёнок на солнышке».

6)Э тюд «Ты-лев!»

Аудиозапись «Звуки леса».

3.

В мире природы.

1) Учить управлять своими движениями, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств;

2) учить расслаблению и напряжению мышц лица и тела;

3) психомышечная тренировка.

1) Этюд «Снежинки».

2) Упражнение «Сосулька».

3) Этюд «Из семечки в деревце».

4) Этюд «Солнышко и туча».

5) Упражнения: «Могучий дуб», «Старая ель», «Мечтательная березка», «Плакучая ива», «Веселая рябинка».

6) Упражнения: «Листочек на дереве», «Солнечный зайчик», «Камень у ручья», «Одуванчик».

7) Этюд «Танец пяти движений».

Аудиозапись «Звуки природы».

4 этап. Формирование положительной нравственной направленности.

Материал:

1) индивидуальный альбом для рисования;

2) простые и цветные карандаши.

Занятие

Задачи

Методы и приёмы

1.

Какие бывают качества у людей.

  1. Познакомить с разными чертами характера;

2. помочь осознать парность черт характера: честный-лживый, злой-добрый, смелый-трусливый, ленивый-трудолюбивый, жадный-щедрый, аккуратный-неряшливый.

1) Игра «Скажи наоборот».

2) «Угадай, кто это» (по чертам характера назвать героев сказок, мультфильмов).

3) Сравнить героев сказок «Золушка», выделить положительные и отрицательные качества героев.

4) Вспомнить пословицы и поговорки о положительных и отрицательных качествах людей.

2.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Формировать отрицательное отношение к негативным чертам характера.

1) Проигрывание этюдов на выражение различных черт характера: «Жадный поросёнок», «Забытый зонтик» (честность), «Помощник» (трудолюбие), «Две девочки» (аккуратность и неряшливость), «Потерянная варежка» (добрый-злой).

2) Этюды с неопределённым концом «Как бы ты поступил в этой ситуации?»

3.

Я хочу быть хорошим.

1) Учить анализировать свои поступки, преодолевать негативные проявления;

2) формировать положительную нравственную направленность личности.

1) Упражнение «Мои плохие поступки».

Вспомнить поступки, которые вызывали огорчение окружающих людей.

2) Упражнение «Мои добрые дела». Вспомнить и назвать дела, вызывающие положительные эмоции у нас и окружающих людей.

3) Рисование на тему «Добрые дела – всегда впереди».

5 этап. Формирование  знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в семье.

Материал:

1) куклы;

2) индивидуальный альбом для рисования;

3) цветные карандаши.

Занятие

Задачи

Методы и приёмы

1.

Я и моя семья.

1)Способствовать развитию чувства защищённости, комфорта, психологической безопасности в условиях  семьи.

2)Формировать представления о семейных отношениях, значимости семьи в жизни человека.

1)Беседа о значении семьи в жизни человека. Ответы на вопросы: Что такое семья? Зачем человеку семья? Лучше жить в семье или без семьи? Обсуждение ситуаций из жизни, когда детям  нужна семья: обидели, тебе грустно или, наоборот, радостно, хочется быть рядом с любимыми и любящими людьми.

2)Рассматривание иллюстраций из жизни семьи, закрепление понятий : «дружная семья», «любящие люди», понимают, защищают и поддерживают друг друга. Вспомнить пословицы и поговорки о семье, объяснить их смысл.

3)Рисование в альбоме на тему «Какой я вижу свою семью»

2.

Хочу и надо.

Можно и нельзя.

1)Познакомить ребёнка с правами и обязанностями каждого члена семьи

 1)Обучать навыкам взаимодействия с членами семьи;

2)выявить  и закрепить правила поведения в семье.

1)Беседа о правах и обязанностях каждого члена семьи. Выявить и сформулировать:

 - права и обязанности папы;

- права и обязанности мамы;

- права и обязанности ребёнка

2)Закончи предложение:

 Мама должна…Мама может…

Папа должен…Папа может…

Ребёнок должен…Ребёнок может

3)Игра «Дочки-матери» с куклами.

Ролевое проигрывание ситуаций: последовательное выполнение режима дня, выполнение требований взрослых и другие.

3.

Живу дружно.

1)Обучать навыкам выхода из конфликтных  ситуаций;

2)формировать навыки адекватного реагирования в проблемных ситуациях;

3)преодолевать эгоцентризм;

4)закреплять правила поведения в семье.

1)Игра «Дочки-матери» с куклами. Ролевое проигрывание проблемных ситуаций: ребёнок очень устал, а мама просит оказать помощь; ребёнок не хочет ложиться спать; ребёнок хочет гулять, а родители очень заняты; ребёнок разбил новую чашку; испачкал чистую одежду. Предложить ребёнку побыть в разных ролях, самостоятельно находить пути выхода из проблемных ситуаций.

2)Подведение итогов занятий. Обсуждение, что нового интересного узнал и чему научился в процессе занятий.

Таким образом, освоение содержания предлагаемой программы предполагает формирование у детей таких умений, как:

  • ставить себя на место другого человека, сочувствовать, сопереживать, проявлять эмпатию и сострадание;
  • открыто проявлять свои чувства, в том числе страхи, связанные с изменением ситуации в жизни;
  • стремиться к проявлению положительных нравственных качеств, находить пути преодоления негативных черт характера;
  • понимать и принимать телесные сигналы, правильно на них реагировать, контролировать двигательную сферу;
  • умело выражать своё отношение голосом, мимикой, жестами, пантомимикой;
  • договариваться, решать конфликтные ситуации;
  • раскрываться в общении, управлять  своим эмоциональным состоянием,  в том числе негативными эмоциями;
  • взаимодействовать в семье, понимать роли, права и обязанности каждого члена семьи.

Список используемой литературы:

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2002
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Сфера, 2003
  3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в школе. – М.: Сфера, 2003
  4. Калинина Р.М. Тренинг развития личности дошкольника. Игры, занятия, упражнения. – С-Пб.: Речь, 2001
  5. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М.: Гном и Д, 2001
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001
  7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 2001
  8. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. М., 1999
  9. Психическое развитие воспитанников детского дома./ Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. – М., 1990
  10. Чистякова М.И. Психогимнастика./ Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 160с
  11. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2002. – 2002. – 384с.

12.Шипицына Л.М. Основы коммуникации

13.Шмидт В.Р. Подготовка к семейной жизни детей из закрытых учреждений. // Школьный психолог. – 2005. - №13. - С.7-15

14.Шмидт В.Р. Психологические основы подготовки детей-сирот к семейной жизни. // Дефектология. – 2006. - №4. – С.55-61


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь детям при подготовке к жизни в приёмной семье

Данная статья заинтересует педагогов и психологов интернатных учреждений....

Психологическая помощь детям с ЗПР

Психологические особенности неуспевающих школьниковК категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и со­циальных причин стойкие затруднения в усв...

«Программа по оказанию логопедической и социально-психологической помощи детям 7-12 лет, имеющим трудности в освоении устной и письменной речи»

«Программа по оказанию логопедической и социально-психологической помощи детям 7-12 лет, имеющим трудности в освоении устной и письменной речи» направлена на детей 7-12 лет и представляет собой компле...

Специализированная медико-психологическая помощь детям дошкольного возраста с пограничными психическими расстройствами в целях оптимизации их подготовки к успешной учебной деятельности

помощь детям дошкольного возраста с пограничными психическими расстройствами в целях оптимизации их подготовки к успешной учебной деятельности...

Психологическая помощь ребенку при подготовке к ВПР

Проверка  - стрессовая ситуацитя для ребенка. Как помочь ребенку в данной ситуации. Советы родителям....