Программа психологической помощи детям при подготовке к жизни в приёмной семье
рабочая программа по теме
Данная программа направлена на преодоление у детей-сирот трудностей в поведении,общении,возникших в процессе депривации и формировании у них знаний,умений и навыков,необходимых для успешной адаптации в приёмной семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области
«Северодвинский детский дом»
Программа психологической помощи детям
при подготовке к жизни в приёмной семье
Автор-составитель: Горбатова Ольга Владимировна
Северодвинск, 2010
Пояснительная записка.
В последнее время отмечается несомненно положительная тенденция увеличения количества семей, желающих усыновить или взять опекунство над сиротами. В то же время достаточно распространенной является ситуация, когда принимаемый в семью ребенок уже достиг старшего дошкольного возраста и имеет опыт проживания в государственном учреждении или в неблагополучной семье. Наши многолетние наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что такие дети испытывают ряд трудностей в процессе адаптации к жизни в условиях семьи. Воспитанники детских домов не всегда правильно отбирают и эффективно используют не только вербальные, но и невербальные средства общения, они затрудняются при выражении своих чувств, эмоций и состояний. Их мимика, жесты, пантомимика отличаются невыразительностью, скованностью (или наоборот, чрезмерностью), что формирует неблагоприятный перцептивный образ у партнеров по взаимодействию и приводит к трудностям во взаимопонимании.
Многолетняя практика работы по подготовке приёмных родителей, в том числе, по программе Прайд, оказывается недостаточно полной и не предусматривает подготовку самого ребёнка к условиям жизни в приёмной семье. Однако следует помнить, что переход в семью сопровождается изменением привычной жизни не только принимающей семьи, но и самого ребенка, сменой у него бытовых и коммуникативных стереотипов. Недостаток знаний и опыта могут привести к отклонениям в поведении, развитии ребёнка, дезадаптации в семье, к его дезориентировке в новой социальной ситуации.
Отсюда очевидна необходимость создания и реализации в условиях детских домов специальной программы подготовки детей к жизни в приемной семье. Исследователи дают разные ответы на вопрос, как готовить детей к передаче в семью. Концепция подготовки детей зависит от критериев оценки развития, которые используют исследователи. Можно выделить несколько подходов, понимание различий между которыми важно для разработки программы, подготовки детей к жизни в семье. Первый основывается на сопоставлении детей-сирот с детьми из семьи. Следующий обращается к истории жизни ребенка и к его опыту. Еще один подход в качестве центральной идеи рассматривает формирование навыков независимой жизни.
Наиболее распространенный в отечественной теории и практике подход к подготовке к приёмной семье основывается на сравнении детей из сиротских учреждений и из семьи. Данная традиция сложилась в ходе исследования развития детей в детском доме, осуществленном группой ученых Института общей и педагогической психологии АПН ССР. Развитие ребенка рассматривалось постадийно (использовалось периодизация развития, разработанная В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным), нормы развития были соотнесены с развитием ребенка из семьи. Исследование показало отсутствие следующих знаний, умений и навыков у ребёнка, воспитывающегося вне семьи:
- принятие и понимание того, что чувства важны, они не могут быть плохими и недостойными;
- понимание своих чувств и умение их открыть;
- понимание своих желаний и намерений;
- внутренняя эмпатия, умение настроиться на себя и объяснить свои переживания;
- понимание визуальных сигналов тела;
- способность чувственного познания окружающего мира, опора на эмоциональную составляющую понимания происходящего;
- способность быть спонтанным;
- принятие всех сторон жизни, включая смерть, страдание, рок;
- способность отстаивать свои мысли, действия и чувства во взаимодействии с другими;
- раскрываться в общении (давать людям информацию о себе);
- выражать чувства соответствующим образом;
- эффективно и целенаправленно выражать отношение при помощи жестов, мимики, позы, интонации;
- проявлять заботу и понимание.
- Данный критерий мы использовали в качестве основного при разработке нашей программы.
Данная программа направлена на преодоление трудностей детей-сирот в поведении, общении, возникших в процессе депривации и формирование у них отсутствующих умений, знаний и навыков.
Цель программы: преодоление трудностей детей-сирот в эмоциональной, двигательной сфере и формировании у них умений, знаний и навыков, необходимых для благоприятной адаптации к условиям жизни в приёмной семье.
Упражнения и задания программы пригодны как для работы непосредственно перед передачей в семью, так и в процессе адаптации ребёнка к новым условиям жизни.
Задачи:
- Учить понимать, принимать свои чувства и эмоции, уметь управлять своим состоянием, в том числе негативными эмоциями и страхом.
- Учить распознавать эмоциональные состояния окружающих людей по различным признакам (мимика, пантомимика, жесты, интонация).
- Учить открыто выражать свои чувства, переживания, желания, намерения при помощи мимики, жестов, пантомимики, речи; раскрываться в общении.
- Учить понимать сигналы своего тела и правильно на них реагировать, контролировать двигательную сферу.
- Учить принимать все стороны своей жизни, такие как боль утраты при потере значимых людей.
- Познакомить с правилами поведения в семье, правами и обязанностями членов семьи.
- Учить отстаивать свои мысли, чувства при взаимодействии с другими людьми.
- Способствовать психофизической разрядке, спонтанности поведения, снятию телесных барьеров в общении.
- Способствовать формированию положительной нравственной направленности личности.
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка.
- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми формами (словесными, физическими, творческими).
- Формировать умение реагировать на имеющиеся негативные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие полноценному развитию личности ребёнка.
- Способствовать формированию навыков сотрудничества, разрешения конфликтов.
Методические приемы программы:
- ознакомительные, разъяснительные беседы;
- чтение и анализ сказок, стихотворений, ситуаций из жизни;
- ролевое моделирование ситуаций (отрывков из сказок, сценок из жизни);
- этюды с неопределенным концом;
- развивающие, настольно-печатные, словесные игры;
- рисование, раскрашивание;
- психогимнастические упражнения.
Данная программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей 6-10 лет, единства диагностики и коррекции, системного и комплексного подхода. Предусмотрено проведение системы из 20 индивидуальных занятий в течение трёх месяцев. Занятия проводятся с частотой 2-3 раза в неделю по 15-20 минут.
Эффективность психокоррекционной работы оценивается по результатам психологического обследования, включающего наблюдение и экспериментальные методики:
- Методики изучения особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека (А.М. Щетинина).
- Методика изучения осознания детьми нравственных норм «Закончи историю»
(Р.М. Калинина).
- Анкеты и опросники для родителей с целью изучения осознания детьми правил поведения в семье.
- Наблюдение за поведением ребёнка в повседневной жизни в приёмной семье.
Программа включает в себя 5 этапов:
1. Развитие эмоциональной сферы.
2. Развитие вербальных и невербальных средств общения.
3. Гармонизация двигательной, эмоциональной сферы (психогимнастика).
4. Формирование положительной нравственной направленности.
5. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в семье.
1 этап. Развитие эмоциональной сферы.
На данном этапе работе важной задачей становится ознакомление ребёнка с различными эмоциональными состояниями людей, мимическими проявлениями настроения, которые испытывают люди в разных жизненных ситуациях. На первом занятии ребёнку предлагаются следующие типы заданий:
- определить настроение колобка по фотографиям (используются изображения-пиктограммы с разными эмоциональными состояниями),
- придумать ситуацию для каждой из эмоций,
- определить эмоцию по описанию ситуации,
- вспомнить ситуации, когда можно испытывать одну и ту же эмоцию.
В конце занятия ребёнку предлагается вспомнить и подобрать эмоцию к своему настроению в разные моменты жизни. Следующим шагом является переход от визуализации чувств к их вербализации. Важно объяснить ребёнку, что плохих чувств не бывает, бывают плохие поступки, не стоит стесняться своих чувств, так как все люди их испытывают и не боятся их выражать, чтобы быть понятым окружающими. На всех занятиях необходимо использовать метод обращения и переработки прошлого опыта, побуждать ребёнка вспоминать, озвучивать и перерабатывать события своей жизни, способствовать раскрепощению в общении.
На последующих занятиях центральным элементом становится проработка чувств гнева, страха и горя. Многие дети имели опыт переживания этих чувств, но не имели опыта их выражения. В качестве основной техники выражения используется опыт визуализации чувства страха, вины и гнева. Ребёнку предлагается нарисовать самый-самый ужасный страх, потом обсуждается, что необходимо убрать, чтобы страх перестал быть страшным.
На данном этапе работы также уделяется внимание рассмотрению чувств и эмоций окружающих людей. Для полноценного становления личности ребёнка необходимо формирование у него морально-нравственного компонента самосознания, развитие таких качеств, как эмпатия, чуткость, отзывчивость, умение ставить себя на место другого человека, преодолевая эгоцентризм, сочувствовать, сопереживать, понимать и уважать чувства другого человека. С этой целью используется чтение и анализ сказок нравственного содержания, рекомендуется просмотр и обсуждение мультфильмов.
На данном этапе необходимо завести индивидуальный «альбом настроения», где ребенок выполняет рисунки в ходе занятий.
2 этап. Развитие вербальных и невербальных средств общения.
На данном этапе важной задачей является расширение знаний о вербальных и невербальных средствах общения между людьми. Необходимо обучить ребёнка пониманию и уместному использованию выразительных средств в ситуациях взаимодействия с окружающими людьми. На занятиях происходит закрепление знаний о мимических выражениях настроения, формирование способности выражать свои чувства при помощи мимики, пантомимики, жестов, интонации, понимать настроения окружающих по невербальным проявлениям.
Методами работы являются: словесные игры, рассматривание и анализ иллюстраций с ситуациями из жизни, обыгрывание ситуаций с использованием выразительных движений.
3 этап. Гармонизация двигательной, эмоциональной сферы (психогимнастика).
Основной целью работы на данном этапе помощи ребёнку при подготовке к приёмной семье является формирование спонтанности и раскрепощения поведения. Большинство детей скованы, зажаты, имеют телесные барьеры в общении. Психогимнастические упражнения направлены на преодоление барьеров в общении, способствуют снятию психофизического напряжения, самовыражению детей. На занятиях используются этюды на выражение различных эмоциональных состояний, развитие воображения с помощью перевоплощений, чередование различных по характеру движений: быстрых и медленных, частых и редких, напряжённых и расслабленных.
На данных занятиях центральным моментом является обучение детей пониманию сигналов своего тела, способности контролировать двигательную сферу, умению расслабляться и раскрепощаться.
4 этап. Формирование положительной нравственной направленности.
На этом этапе ребёнку предлагается задуматься о нравственных и безнравственных поступках, необходимо учить отличать положительные и отрицательные черты характера, учить преодолевать негативные черты характера, способствовать развитию положительных качеств. Для рассмотрения выбраны те черты, которые знакомы и понятны детям с 5-6лет, а именно:
- отношение к людям (добрый - злой);
- отношение к труду (ленивый - трудолюбивый);
- отношение к вещам (аккуратный - неряшливый, щедрый - жадный);
- характеристика честности (честный - лживый);
- волевые качества (смелый - трусливый).
Основными методами работы являются обращение к известным сказкам, анализ поступков и качеств характера героев, а также проигрывание этюдов нравственного содержания, этюдов с неопределённым концом, с особым вниманием действенному компоненту: «Как я поступлю?». Также используется метод рисования хороших и плохих поступков. На данном этапе работы целесообразно использовать обращение к известным пословицам и поговоркам о добре и зле.
Необходимо акцентировать внимание детей на нравственных поступках в повседневной жизни, анализировать качества окружающих детей и делать выводы о том, что поступки и качества бывают плохие и хорошие, добрые. Побуждать детей совершать добрые дела, поощрять положительную направленность в деятельности и поведении воспитанников. Работа в данном направлении актуальна с детьми-сиротами, с целью профилактики формирования негативного самопредъявления в дальнейшей жизни.
5 этап. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в семье.
На заключительном этапе помощи ребёнку по подготовке к устройству в приёмную семью необходимы беседы о значении и роли семьи в жизни человека. На данном этапе работе используется обращение к известным пословицам и поговоркам о семье с целью осознания ребёнком важности нахождения в семье для защищённости и уверенности любого человека. Целесообразно использовать ознакомление и закрепление правил поведения в семье. Часто у детей отсутствует опыт взаимодействия в семье. Понять им правила и требования, освоить их поможет ролевая игра «Дочки-матери», а также использование кукол при ролевом проигрывании различных ситуаций из жизни семьи. На занятиях по принятию правил жизни в семье рассматриваются ситуации взаимодействия, возможные конфликтные ситуации, которые могут возникать в процессе жизни в семье. Важно научить ребёнка адекватным способам реагирования, навыкам выхода и разрешения возможных конфликтных ситуаций: адаптивным и конструктивным. Используется обыгрывание ситуаций с последующим переносом полученных знаний, умений и навыков в повседневную жизнь.
Содержание программы.
1 этап. Эмоциональное развитие ребёнка.
Материал:
1) простые и цветные карандаши;
2) индивидуальный альбом для рисования;
3) набор пиктограмм (радость, горе, гнев, страх, удивление и другие);
4) зеркало;
5) магнитофон, аудиозаписи.
№ | Занятие | Задачи | Методы и приёмы |
1 | В море чувств и эмоций. | 1) Познакомить с основными эмоциями; 2) учить распознавать называть, понимать, отождествлять эмоциональные состояния с конкретной жизненной ситуацией; 3) учить передавать своё эмоциональное состояние при помощи рисунка. | 1) Знакомство со схематическими изображениями эмоций: радость, гнев, печаль, страх, удивление. Рассматривание и анализ пиктограмм. 2) Беседа на тему «Для чего нам нужны эмоции и чувства». 3) Игры с использованием пиктограмм: «Назови настроение», «Подбери эмоцию», «Придумай ситуацию», «Моё настроение». Р4) Рисование своего настроения в альбоме. |
2 | Я могу говорить о том, что я чувствую… | 1) Учить понимать, осознавать и выражать свои чувства при помощи слов; 2) стимулировать открыто высказывать свои чувства, раскрываться в общении. | 1) Закончи предложение: «Мне грустно, когда…»; «Мне весело, когда…»; «Я боюсь, когда…»; «Я сержусь, когда…»; «Я удивляюсь, когда…» 2) Вспомнить случаи из жизни (использовать обращение к прошлому опыту), когда испытывал те или иные чувства. |
3 | Я понимаю других. | 1) Учить распознавать и понимать чувства других людей; 2) учить проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию; 3) способствовать преодолению эгоцентризма. | 1) Чтение этических сказок: «Брошенный пёс», «Птичка-невеличка». 2) Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы о чувствах героев произведений. |
4 | Я не трус, но я боюсь. | 1) Познакомить с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; 2) отреагировать имеющиеся страхи. | ) Рассматриваем пиктограмму, изображающую эмоцию страха. Рассматривание иллюстраций, герои которых переживают чувство страха. Предлагаю вспомнить эпизоды, ситуации, когда было страшно. Вспомнить пословицы и поговорки о страхе: «У страха глаза велики»,что это значит? 2)Этюды на изображение страха с переходом в положительную эмоцию (удивление, радость). Темы предлагает ребёнок. 3)Упражнение «Страх, я тебя не боюсь». Нарисовать рисунок «мой страх»,затем дорисовать веселыми деталями, смешными рожицами, сделать самолетик, кораблик, аистенка. |
5 | Мне бывает грустно. | 1) Познакомить с эмоцией горя; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; 2) развивать эмпатию; 3) помочь осознать потери в своей жизни; 4) стимулировать открыто высказывать свои переживания из прошлого опыта, раскрываться в общении, делиться чувствами. | 1) Рассматривание иллюстрации с плачущей девочкой, потерявшей куклу. Беседа о чувствах в данной ситуации. 2) Обсуждение ситуаций возможных потерь в жизни: -тебя наказали незаслуженно; -проиграл в соревновании; - поссорился с другом; -ты приютил собаку, полюбил её, но нашёлся хозяин и забрал её, - потерял свою любимую игрушку или любимое животное. 3) Обсуждение ситуации, когда ребёнок испытывал чувства огорчения, печали или глубокого горя, осознание потерь в жизни. 4) Нахождение пиктограммы с изображением горя, страдания. 5) Рисование на тему «Грустные мысли». 6) Упражнение «Побеждаем грусть». |
6 | Я злюсь и обижаюсь. | 1)Познакомить с эмоцией гнева; 2) стимулировать открыто высказывать свои переживания из прошлого опыта, раскрываться в общении, делиться чувствами; 3) обучить способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в приемлемых формах. | 1) Беседа «Когда я злюсь». Вспомнить ситуации, людей, вызывающих гнев, и определить причины возникшей отрицательной эмоции. 2) Упражнение «Лист гнева» (нарисовать фигурку обидчика, закрасить, скомкать рисунок. 3) Упражнение «Мешочек с криками». 4) Упражнение «Коробочка для гнева» (порвать бумагу, газету и покидать в коробочку). 5) Рисование в «Альбоме настроения» на тему «Я злюсь», затем из черно-белого изображения злого персонажа, цветными карандашами перерисовать в доброго. |
7 | Я радуюсь. | 1) Познакомить с эмоцией радости; развивать умение проявлять радость; 2) способствовать созданию положительного эмоционального состояния; 3) помочь снять эмоциональное напряжение. | 1) Знакомство с эмоцией радость, ответы на вопросы : «Что такое радость? Как ты выражаешь чувство радости? Что ты делаешь, когда радуешься?». 2) Упражнение «Радостное событие». 3) Чтение стихотворения М.Дружининой: Если вам смешинка в рот Вдруг случайно попадет, Не сердитесь, не ворчите, Хохочите, хохочите! Предложить представить, что смешинка попала нам в рот и вместе похохотать. Использовать аудиозапись с хохотом. 3). Рисование в альбоме настроения на тему «Самый радостный момент в моей жизни». |
2 этап. Развитие вербальных и невербальных средств общения.
Материал:
1) иллюстрации с изображением жестов, мимики, пантомимики;
2) зеркало;
3) цветные карандаши;
4) индивидуальный альбом.
№ | Занятие | Задачи | Методы и приёмы |
1. | Мимика – язык лица | Учить мимическому выражению настроения, закреплять навыки понимания настроения человека по мимическим выражениям. | 1) Рисование знакомых эмоций. 2) Упражнение «Изобрази настроение»: «Мне грустно»; «Я удивлён»; «Я рассержен». 2) Мимическая гимнастика. Изображение различных эмоций перед зеркалом. 3) Рассматривание иллюстраций, определение эмоциональных состояний героев по мимическому выражению. |
2. | Жесты – язык рук | Учить распознавать жестовую речь использовать жестовую речь, понимать назначение. | 1) Беседа «Какие бывают жесты»: изобразительные, выразительные, указательные. Примеры приводит ребёнок. 2) Рассматривание иллюстраций с изображением различных жестов, угадывание их значений. 3) Игра «За стеклом». Попробовать передать с помощью жестов различные ситуации из жизни. 4) Закончи предложение: «Жесты помогают…»; «Жесты могут...»; «Без жестов трудно...» 5) Изобразить с помощью жестов: «Молчи!», «Ай-ай, нехорошо!», «Иди сюда!», «Нет!», «Мне очень жаль», «Я рад тебя видеть», «Спасибо!», «Мне нравится!» |
3. | Пантомимика – язык тела | 1) Учить понимать, определять эмоциональные состояния других людей по позе, походке, выразительным движениям; 2) учить выразительным движениям, способствовать формированию спонтанности, раскрепощения. | 1) Беседа о походках людей: «Что может рассказать поза о настроении человека?» Рассматривание иллюстраций, определение настроения по выразительным движениям детей. 2) Упражнение «Что происходит?». Определение событий по иллюстрациям ситуаций из жизни. 3) Упражнение «Изобрази без слов»: радостный ученик, старушка, маленький ребёнок, уставший человек, девочка подслушивает под дверью, ученик думает над задачей, болит живот, мальчик перед дракой. |
4. | Интонация | Учить использовать интонацию для передачи своих чувств, эмоций при общении. | 1) Беседа «Что мы можем понять по интонации?» 2) Прочитать стихотворение «Мячик» в разных интонациях: шёпотом, быстро, как робот, как иностранец; с разным настроением: весело, грустно, удивлённо. 3) Упражнение «Угадай настроение по интонации». Читает психолог. 4) Упражнение «Выскажи с разным настроением»: «Пойдём гулять», «Иди домой», «Я хочу кушать» и т.д. |
3 этап. Гармонизация двигательной, эмоциональной сферы ( психогимнастика).
Материал: магнитофон, аудиозаписи
№ | Занятие | Задачи | Методы и приёмы |
1. | Летний день. | 1) Развивать воображение, мимику, пантомимику; 2) учить управлять своими движениями, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств; 3) способствовать самовыражению, раскрепощению, спонтанности поведения. | 1) Игра «Прогулка»: этюд «Хорошее настроение»; этюд «Золотые капельки»; этюд «Гроза»; этюд «После дождя»; Аудиозапись «Звуки природы». 2)«Игра «На берегу моря»: этюд «В холодной воде»; этюд «Брызги»; этюд «Босиком по горячему песку»; этюд «Пчела»; этюд «Колючая ёлочка»; этюд «На песочке»; Аудиозапись «Шум моря». |
2. | Лесные жители. | 1) Учить ребёнка различать и сравнивать свои телесные ощущения; 2) развивать воображение; мимику, пантомимику; 3) снять мышечные напряжения и зажимы; психофизическая разрядка. | 1) Этюд «Недовольный медведь». 2) Этюд «Трусливые зайчата». 3) Этюд «Неуклюжий слон». 4) Этюд «Обезьянки». 5) Этюд «Тигрёнок на солнышке». 6)Э тюд «Ты-лев!» Аудиозапись «Звуки леса». |
3. | В мире природы. | 1) Учить управлять своими движениями, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств; 2) учить расслаблению и напряжению мышц лица и тела; 3) психомышечная тренировка. | 1) Этюд «Снежинки». 2) Упражнение «Сосулька». 3) Этюд «Из семечки в деревце». 4) Этюд «Солнышко и туча». 5) Упражнения: «Могучий дуб», «Старая ель», «Мечтательная березка», «Плакучая ива», «Веселая рябинка». 6) Упражнения: «Листочек на дереве», «Солнечный зайчик», «Камень у ручья», «Одуванчик». 7) Этюд «Танец пяти движений». Аудиозапись «Звуки природы». |
4 этап. Формирование положительной нравственной направленности.
Материал:
1) индивидуальный альбом для рисования;
2) простые и цветные карандаши.
№ | Занятие | Задачи | Методы и приёмы |
1. | Какие бывают качества у людей. |
2. помочь осознать парность черт характера: честный-лживый, злой-добрый, смелый-трусливый, ленивый-трудолюбивый, жадный-щедрый, аккуратный-неряшливый. | 1) Игра «Скажи наоборот». 2) «Угадай, кто это» (по чертам характера назвать героев сказок, мультфильмов). 3) Сравнить героев сказок «Золушка», выделить положительные и отрицательные качества героев. 4) Вспомнить пословицы и поговорки о положительных и отрицательных качествах людей. |
2. | Что такое хорошо и что такое плохо? | Формировать отрицательное отношение к негативным чертам характера. | 1) Проигрывание этюдов на выражение различных черт характера: «Жадный поросёнок», «Забытый зонтик» (честность), «Помощник» (трудолюбие), «Две девочки» (аккуратность и неряшливость), «Потерянная варежка» (добрый-злой). 2) Этюды с неопределённым концом «Как бы ты поступил в этой ситуации?» |
3. | Я хочу быть хорошим. | 1) Учить анализировать свои поступки, преодолевать негативные проявления; 2) формировать положительную нравственную направленность личности. | 1) Упражнение «Мои плохие поступки». Вспомнить поступки, которые вызывали огорчение окружающих людей. 2) Упражнение «Мои добрые дела». Вспомнить и назвать дела, вызывающие положительные эмоции у нас и окружающих людей. 3) Рисование на тему «Добрые дела – всегда впереди». |
5 этап. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в семье.
Материал:
1) куклы;
2) индивидуальный альбом для рисования;
3) цветные карандаши.
№ | Занятие | Задачи | Методы и приёмы |
1. | Я и моя семья. | 1)Способствовать развитию чувства защищённости, комфорта, психологической безопасности в условиях семьи. 2)Формировать представления о семейных отношениях, значимости семьи в жизни человека. | 1)Беседа о значении семьи в жизни человека. Ответы на вопросы: Что такое семья? Зачем человеку семья? Лучше жить в семье или без семьи? Обсуждение ситуаций из жизни, когда детям нужна семья: обидели, тебе грустно или, наоборот, радостно, хочется быть рядом с любимыми и любящими людьми. 2)Рассматривание иллюстраций из жизни семьи, закрепление понятий : «дружная семья», «любящие люди», понимают, защищают и поддерживают друг друга. Вспомнить пословицы и поговорки о семье, объяснить их смысл. 3)Рисование в альбоме на тему «Какой я вижу свою семью» |
2. | Хочу и надо. Можно и нельзя. | 1)Познакомить ребёнка с правами и обязанностями каждого члена семьи 1)Обучать навыкам взаимодействия с членами семьи; 2)выявить и закрепить правила поведения в семье. | 1)Беседа о правах и обязанностях каждого члена семьи. Выявить и сформулировать: - права и обязанности папы; - права и обязанности мамы; - права и обязанности ребёнка 2)Закончи предложение: Мама должна…Мама может… Папа должен…Папа может… Ребёнок должен…Ребёнок может 3)Игра «Дочки-матери» с куклами. Ролевое проигрывание ситуаций: последовательное выполнение режима дня, выполнение требований взрослых и другие. |
3. | Живу дружно. | 1)Обучать навыкам выхода из конфликтных ситуаций; 2)формировать навыки адекватного реагирования в проблемных ситуациях; 3)преодолевать эгоцентризм; 4)закреплять правила поведения в семье. | 1)Игра «Дочки-матери» с куклами. Ролевое проигрывание проблемных ситуаций: ребёнок очень устал, а мама просит оказать помощь; ребёнок не хочет ложиться спать; ребёнок хочет гулять, а родители очень заняты; ребёнок разбил новую чашку; испачкал чистую одежду. Предложить ребёнку побыть в разных ролях, самостоятельно находить пути выхода из проблемных ситуаций. 2)Подведение итогов занятий. Обсуждение, что нового интересного узнал и чему научился в процессе занятий. |
Таким образом, освоение содержания предлагаемой программы предполагает формирование у детей таких умений, как:
- ставить себя на место другого человека, сочувствовать, сопереживать, проявлять эмпатию и сострадание;
- открыто проявлять свои чувства, в том числе страхи, связанные с изменением ситуации в жизни;
- стремиться к проявлению положительных нравственных качеств, находить пути преодоления негативных черт характера;
- понимать и принимать телесные сигналы, правильно на них реагировать, контролировать двигательную сферу;
- умело выражать своё отношение голосом, мимикой, жестами, пантомимикой;
- договариваться, решать конфликтные ситуации;
- раскрываться в общении, управлять своим эмоциональным состоянием, в том числе негативными эмоциями;
- взаимодействовать в семье, понимать роли, права и обязанности каждого члена семьи.
Список используемой литературы:
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2002
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Сфера, 2003
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в школе. – М.: Сфера, 2003
- Калинина Р.М. Тренинг развития личности дошкольника. Игры, занятия, упражнения. – С-Пб.: Речь, 2001
- Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М.: Гном и Д, 2001
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 2001
- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. М., 1999
- Психическое развитие воспитанников детского дома./ Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. – М., 1990
- Чистякова М.И. Психогимнастика./ Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 160с
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2002. – 2002. – 384с.
12.Шипицына Л.М. Основы коммуникации
13.Шмидт В.Р. Подготовка к семейной жизни детей из закрытых учреждений. // Школьный психолог. – 2005. - №13. - С.7-15
14.Шмидт В.Р. Психологические основы подготовки детей-сирот к семейной жизни. // Дефектология. – 2006. - №4. – С.55-61
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая помощь детям при подготовке к жизни в приёмной семье
Данная статья заинтересует педагогов и психологов интернатных учреждений....
Презентация на тему : Программа психологической помощи детям при подготовке к жизни в приёмной семье"
Краткое изложение программы....
Психологическая помощь детям с ЗПР
Психологические особенности неуспевающих школьниковК категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усв...
«Программа по оказанию логопедической и социально-психологической помощи детям 7-12 лет, имеющим трудности в освоении устной и письменной речи»
«Программа по оказанию логопедической и социально-психологической помощи детям 7-12 лет, имеющим трудности в освоении устной и письменной речи» направлена на детей 7-12 лет и представляет собой компле...
Специализированная медико-психологическая помощь детям дошкольного возраста с пограничными психическими расстройствами в целях оптимизации их подготовки к успешной учебной деятельности
помощь детям дошкольного возраста с пограничными психическими расстройствами в целях оптимизации их подготовки к успешной учебной деятельности...
Психологическая помощь ребенку при подготовке к ВПР
Проверка - стрессовая ситуацитя для ребенка. Как помочь ребенку в данной ситуации. Советы родителям....
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ)
Особенности организации образовательного процесса для слабовидящих детей...