ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ)
статья

Леонова Рената Радиковна

Особенности организации образовательного процесса для слабовидящих детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ)

Особенности организации образовательного процесса для слабовидящих детей

Образовательный процесс организуется с учетом особенностей зрительного восприятия слабовидящих детей (Л.А. Дружинина, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.).

Л.А. Дружинина отмечает, что зрительное восприятие слабовидящих детей зависит от характера заболевания, остроты зрения, наличия вторичных нарушений [6]. Л.И. Плаксина считает, что результативность зрительного восприятия слабовидящих детей зависит от таких зрительных функций, как цветоразличение, поле зрения, глазодвигательная функция [17].

Острота зрения – зрительная функция, которая играет важную роль в процессе восприятия. При остроте зрения 0,2 и ниже проявляются значительные нарушения зрительного восприятия. Наличие остаточного зрения играет важную роль в формировании зрительного образа. У слабовидящих детей вследствие снижения остроты зрения отмечаются следующие трудности восприятия:

– мелких деталей предметов;

– угловых и линейных величин;

– сходных по форме изображений;

– снижение скорости, объема и точности восприятия.

Зрительное восприятие зависит от такой зрительной функции, как цветоразличение (цветовое зрение). Цветоощущение, или цветовое зрение, позволяет воспринимать все многообразие цветов. У детей данная функция нарушена, что влияет на восприятие цвета. Особенности различения цвета зависит от клинической формы нарушения, а также от степени выраженности. Нарушения цветоощущения у детей зависит от заболевания органа зрения. Нарушения восприятия цвета наблюдается при дистрофии сетчатки, при этом снижается порог чувствительности между зеленым и красным цветом.

Зрительное восприятие зависит от такой зрительной функции, как поле зрения. Слабовидящие дети обладают узким полем зрения, что приводит к тому, что предметы воспринимаются недостаточно полно. Нарушение поля зрения приводит к трудностям в пространственной ориентировке. При восприятии фигур дети обводят фигуры взглядом несколько раз, при этом наблюдается соскальзывание с контура, возврат, увеличение длительности фиксации. У слабовидящих детей восприятие и опознание предметов осуществляется через последовательный обвод вдоль контура [21].

Глазодвигательная функция определяет характер зрения, который, в свою очередь, влияет на качество зрительного восприятия. Выраженные нарушения глазодвигательных функций – нистагмоидные движения (дрожание глаз), нарушение прослеживающих функций, изменение амплитуды движений глазных яблок, некоторые ограничения в повороте глаз – не позволяют детям воспринимать объект или предмет целостно, что приводит к искажению зрительного образа.

М.И. Земцова отмечает, что при таких заболеваниях, как частичная атрофия зрительных нервов, дегенерация желтого пятна, катаракта, глаукома, наблюдается замедленность зрительного восприятия фигур, геометрических форм, букв, цифр. Детям тяжело выделить фигуру из фона, отделить контур геометрических форм предметов. При низкой остроте зрения у детей наблюдаются трудности соотнесения формы предметов в рисунках [9].

Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева выделяют следующие особенности с зрительного восприятия детей с нарушением зрения [14].

Во-первых, отличительной чертой зрительного восприятия детей с нарушением зрения является снижение скорости восприятия предметов, выделения признаков и свойств, узнавание предметов в силу бедности и ограниченности чувственного опыта. При нарушении зрения сенсорные данные бедные и искаженные, что не дает возможность для формирования качественного перцептивного образа. Для восприятия объекта необходимо последовательное и развернутое во времени и пространстве изучение воспринимаемых свойств и признаков.

Во-вторых, наряду со снижением количественного показателя (скорости) восприятия и узнавания предметов, для детей с нарушением зрения характерно рассогласование деятельности сенсорно-перцептивного и речемыслительного уровней. Несформированность необходимых перцептивных действий, снижение тонкости зрительных дифференцировок являются причиной такой особенности зрительного восприятия и формирования представлений, как неспецифичность зрительного узнавания.

В-третьих, у детей с нарушением зрения образы, формируемые в процессе зрительного восприятия, отличаются такими характеристиками, как избирательность, неточность, отражение второстепенных, поверхностных признаков объектов и предметов, фрагментарность представлений. Из-за недостаточной полноты и точности отображения образов снижается осмысление и обобщение воспринятого. Происходит рассогласование соотнесения выделенных признаков изображения с его смысловым содержанием, с конкретным предметным содержанием.

Л.И. Солнцева считает, что зрительное восприятие у слабовидящих детей зависит от степени нарушения зрения [19].

У детей с высокой степенью слабовидения нарушение зрения снижает возможности ориентировки в пространстве, обусловливает возникновение трудностей в процессе познавательной деятельности.

У детей со средней степенью слабовидения могут иметь место нарушения зрительного восприятия и различных зрительных функций, в том числе глазодвигательных функций, поля зрения, пространственной чувствительности, цветоразличения и других.

Дети со слабой степенью слабовидения в условиях оптической коррекции и в хороших гигиенических условиях могут успешно использовать зрение для построения полноценного образа объекта (предмета), воспринимаемого на близком расстоянии.

Л.П. Григорьева выделяет следующие характерные особенности образов зрительного восприятия при нарушении зрении:

а) фрагментарность;

б) схематизм;

в) низкий уровень обобщенности;

г) вербализм [3].

Фрагментарность зрительных образов обусловлена сукцессивностью, последовательностью нарушенного зрительного восприятия, особенно при сильном сужении поля зрения и поля обзора, возникающего вследствие снижения остроты зрения.

Схематизм возникает в результате недостаточно полного зрительного отражения воспринимаемых объектов. Данная особенность зрительного восприятия детей с нарушением зрения проявляется при формировании зрительных образов, бедных деталями, что не позволяет их дифференцировать среди других объектов. Например, у детей с нарушением зрения формируется обобщенный образ группы объектов, они не могут установить различия между растениями, птицами одного вида и т. п.

Низкий уровень обобщенности – следующая особенность зрительного восприятия, вызванная сужением сферы чувственного познания. Для преодоления трудностей восприятия в образовательном процессе необходимо использовать сохранные анализаторы, а также разнообразную наглядность с опорой на слуховые, зрительные, осязательные ощущения. Важную роль играет символизация как способ замещения реальных объектов и явлений различными знаками, символами, схемами и моделями.

Вербализм – это особенность зрительного восприятия слабовидящих младших школьников. В процессе восприятия дети затрудняются в отражении объектов в целом в связи с их словесным обозначением. Наблюдается нарушением между понятийным и чувственным образом. Чувственный образ при этом является нарушенным, при этом при описании объекта у слабовидящих детей преобладает словесное описание объекта и ограничен либо отсутствует зрительный образ.

Зрительное восприятие цвета, формы и величины предметов у детей с нарушением зрения отличается качественным своеобразием. Восприятие цвета детей с нарушением зрения зависит от таких зрительных функций, как острота зрения, цветоразличение. Восприятие формы детей с нарушением зрения отличается тем, что у них не сформированы действия соотнесения формы геометрических фигур с формой реальных предметов и их изображений.

Восприятие величины детей с нарушением зрения предусматривает формирование действий по сравнению предметов по высоте, длине, ширите, размеру. Величина предмета устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. При восприятии величины у детей с нарушением зрения могут возникать трудности в дифференциации предметов и изображений, сходных по форме и величине, в неточности зрительного восприятия.

Таким образом, у слабовидящих детей зрительное восприятие отличается качественным своеобразием в отличие от детей с нормальным зрением. У детей с нарушением зрения узнавание и опознание изображений бывает неполным, ошибочным и схематичным. Вследствие нарушения зрительного восприятия, зрительных функций у детей своеобразно формируются представления о предметах и их свойствах. Данные представления характеризуются фрагментарностью, схематизмом, недостаточной обобщенностью и вербализмом. Данные особенности необходимо учитывать в образовательном процессе. Для этого необходимо использовать символизацию с опорой на различны приемы работы со слабовидящими младшими школьниками.

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

Приемы использования символизации в работе со слабовидящими детьми рассматривают Л.П. Уфимцева и Т.А. Гришенко [23]. В своей работе авторы предлагают использовать последовательно усложняющиеся объекты, выбор которых основывается на следующих научных подходах и исследованиях:

– особенности зрительного анализа предметных изображений слабовидящими детьми (В.П. Ермаков);

– методика развития зрительного восприятия слабовидящих детей (Л.П. Григорьева);

– сенсорное развитие детей в процессе освоения сенсорных эталонов и перцептивной деятельности (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер);

– ведущие идеи тифлопедагогов об особенностях воспитания и обучения детей (В.К. Тупоногов, Л.И. Солнцева).

Л.П. Уфимцева и Т.А. Гришенко выделяют следующие этапы и соответствие приемы использования символизации в работе со слабовидящими детьми:

1) подготовительный, или базовый этап: сенсорное развитие детей, формирование представлений о сенсорных эталонах, восприятие предметных изображений и предметов;

2) развивающий этап: расширение объектов, доступных для восприятия слабовидящих младших школьников (объекты растительного и животного мира, представления о человеке – индивидуальных особенностях, восприятие позы человека и эмоций);

3) закрепляющий этап: формирование представлений о способах изображения предметов, восприятие произведений изобразительного искусства, движущих объектов.

Первый этап является базовым, который закладывает основы для дальнейшей работы по развитию зрительного восприятия слабовидящих детей. Продолжительность этапа и объем представлений зависит от уровня подготовленности младших школьников, освоения сенсорных эталонов на этапе дошкольного образования.

На занятиях младшие школьники знакомятся с сенсорными эталонами цвета, величины, формы, закрепляют представления о разнообразии эталонов. Используются такие приемы обучения, как:

– узнавание;

– называние эталонов;

– зрительный поиск заданных элементов в системе эталонов;

– выделение заданного эталона среди предметов;

– применение знаний в практической перцептивной деятельности.

В работе по освоению сенсорных эталонов используется символизация – предметы и изображения, отражающие различные виды форм, величин и цвета. Это дидактические средства по таким темам, как фрукты и овощи, одежда и обувь, мебель и посуда, транспорт и другие. При восприятии предметов используются различные изображения и соответствующие приемы:

– совмещение силуэтного трафарета с изображением предмета;

– использование контурных изображений, их обведение и опознание;

– опознание изображений по их деталям или частям;

– использование зашумленных изображений, наложенных контурных изображений, их опознание.

Важную роль играет схема-алгоритм – последовательность действий при восприятии, что позволяет младшим школьникам планировать шаги по обследованию предмета.

Базовый этап сокращается, если на этапе дошкольного возраста ребенок обучался в дошкольной образовательной организации. Необходимо учитывать, что в норме у детей к началу обучения в школе сенсорные эталоны сформированы, но у слабовидящих детей сохраняются трудности зрительного восприятия и представлений о сенсорных эталонах. В связи с этим базовый этап является важным звеном в коррекционной работе, позволяющей преодолеть имеющиеся пробелы в знаниях детей.

Второй этап в работе по развитию зрительного восприятия слабовидящих детей младшего школьного возраста – развивающий. Приемы использования символизации в работе со слабовидящими детьми направлены на восприятие объектов животного и растительного мира, восприятие человека, поз и эмоций.

Представления детей расширяются за счет использования не только объектов и предметов, окружающих ребенка (мебель, одежда, посуда и другие), но и за счет объектов, которые не входят в поле зрения ребенка. Это разнообразные объекты мира растений, животных. В педагогической работе основным приемом является анализ каждого объекта, его описание, сравнение с другими объектами в рамках определенного класса или группы, сравнение классов и групп между собой.

На данном этапе также используются алгоритмы, которые по сравнению с первым этапом усложняются и требуют наглядно-образного мышления. Трудность для детей представляют представления о величине животных, поэтому используются такие приемы, как изображения животных в разных и одинаковых масштабах, сравнения величины животных с величиной окружающих объектов и предметов. Это дает возможность показать детям, какие рисунки соответствуют реальным соотношениям по величине.

После того, как дети овладевают представлениями о животных и растениях, проводится работа по развитию восприятия объектов флоры и фауны в сложном предметном рисунке, с наличием различных дополнительных деталей, взаимосвязей. На этом этапе формируются не только статические, но и динамические представления. Младшие школьники знакомятся с муляжами, изучают особенности взаимоотношениях частей тела животного или частей растения в зависимости от положения в пространстве.

Далее дети знакомятся с изображением человека. В ходе обучения у них формируется обобщенный зрительный образ. Используются такие приемы, как сравнение изображения с собственной фигурой, узнавание фигуры в разном ракурсе (профиль, анфас), выделение индивидуальных характеристик (пол человека, его возраст, особенности внешнего вида).

После того, как у детей формируется образ человека, проводится работа по изучению эмоций. Процесс обучения осуществляется на двигательном, словесном и аналитическом уровне. Двигательный уровень – это выполнение младшими школьниками действий, которые имитируют определенную эмоцию. Словесный уровень – это обозначение эмоций, их обозначение с помощью понятия, названия. Аналитический уровень – это «чтение» схематических изображений эмоций (пиктограмм).

Третий этап – закрепляющий, который знакомит слабовидящих младших школьников со способами изображения предметов в пространстве, движущих объектов. Используется разнообразный наглядный материал: объекты в различных ракурсах, на разном расстоянии, во взаимосвязи с другими предметами. Работа опирается на произведения различных искусств (кино, изобразительное искусство).

Сначала младшие школьниками знакомятся со способами изображения предметов в пространстве, приемами, которые использует художник для отображения удаленности предметов, глубины пространства. У детей формируется зрительно-пространственная ориентировка, анализ изображенных предметов (их форма, величина, цвет, объемность).

На занятиях младшие школьники знакомятся с жанрами изобразительного искусства, учатся их различать, давать оценку и проводить анализ изображения, выделять изобразительные средства, пересказывать сюжет просмотренных фильмов.

При проведении занятий по развитию зрительного восприятия необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, своеобразие зрительного восприятия слабовидящих младших школьников. Необходимо разумно определять нагрузку и темп ведения занятия, не допускать утомления детей. Для этого важно использовать разнообразные виды деятельности, физминутки, комплексы зрительной гимнастики, игры, занимательный материал, различную наглядность.

К методам развития зрительного восприятия на занятиях Л.П. Уфимцева и Т.А. Гришенко относят: методы, формирующие зрительный образ; методы, закрепляющие и уточняющие зрительный образ; методы, стимулирующие произвольное оперирование зрительным образом в различных видах деятельности; метод моделирования.

Таким образом, в работе со слабовидящими детьми используются такие приемы использования символизации, как узнавание и называние объектов, зрительный поиск заданных элементов, применение знаний в практической перцептивной деятельности, совмещение силуэтного трафарета с изображением предмета, использование контурных изображений, их обведение и опознание; опознание изображений по их деталям или частям; использование зашумленных изображений, наложенных контурных изображений, их опознание; моделирование.

У слабовидящих детей зрительное восприятие отличается качественным своеобразием в отличие от детей с нормальным зрением. У детей с нарушением зрения узнавание и опознание изображений бывает неполным, ошибочным и схематичным.

В работе со слабовидящими детьми используются такие приемы использования символизации, как узнавание и называние объектов, зрительный поиск заданных элементов, применение знаний в практической перцептивной деятельности, совмещение силуэтного трафарета с изображением предмета, использование контурных изображений, их обведение и опознание; опознание изображений по их деталям или частям; использование зашумленных изображений, наложенных контурных изображений, их опознание; моделирование.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей с задержкой психического развития

Развитие связной речи детей с задержкой  психического развития...

Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...

Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития

Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...

Особенности организации деятельности детей с задержкой психического развития

Причины задержки психического развития. Организация деятельности детей в детском саду...

Доклад Развитие мышления у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморе...

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Понятие и типы дефицитарного психического развития...