Эмоциональный интеллект у детей начальной школы
статья

Эмоциональный интеллект у детей начальной школы ! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_intellekt_u_detey_nachalnoy_shkoly.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный интеллект у детей начальной школы

Согласно «Атласу новый профессий 2020г» ученые выделяют следующие надпрофессиональные навыки, которыми должны овладеть люди для получения ими заветной должности в той или иной организации:

  1. Системное мышление
  2. Межотраслевая коммуникация
  3. Управление проектами
  4. Бережливое производство
  5. Программирование/Робототехника/Искусственный интеллект
  6. Клиентоориентированность
  7. Мультиязычность и мультикультурность
  8. Работа с людьми
  9. Работа в условиях неопределенности
  10. Навыки художественного творчества

Являясь учителем английского языка, меня заинтересовали прежде всего такие навыки, как мультиязычность и мультикультурность ( кстати! это и является ответом на вопрос многих родителей «А зачем нам учить языки?» - ответ очевиден. Желаете вашему ребенку успешного будущего и отличного заработка – учите иностранные языки.), клиентоориентированность и работа с людьми. Не буду, конечно, отбрасывать все остальные навыки, они безусловно важны, но с каждым днем я все больше и больше убеждаюсь, что нам уже не хватает навыков элементарной коммуникации, не говоря уже о детях. Именно поэтому я выбрала данные навыки для рассмотрения.

А теперь по порядку. Мультиязычность и мультикультурность подразумевает под собой владение иностранными языки, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров. Необходим? Безусловно. Хочешь расширять связи – будешь выходить за границу своей страны. А если будешь еще и общаться (без переводчика) , понимать человека, с которым намерен наладить деловые связи, а возможно получить еще и отличного друга/товарища зарубежом. Не плохо? Я думаю да.

Отсюда вытекает следующий навык – работа с людьми. На мой взгляд, даже не стоит подробно описывать, что значит данная работа, но она подразумевает и то, что будьте любезны – умейте общаться.  

Клиентоориентированность – умение работать с запросами клиента . Клиентоориентированность – обратите внимание, наше общение с деловым парнером, клиентом ориентирована прежде всего на него самого! То есть, необходимо улавливать, понимать, чувствовать клиента.

Но что нам необходимо для овладения данными навыками. Безусловно, изучение иностранных языков и развитие эмоционального интеллекта. Даже если мы рассмотрим изучение иностранных языков,то и тут в основе лежит общение просто на другом языке. Поэтому основное внимание я хочу уделить такому термину как «Эмоциональный интеллект».

Что же это за термин такой, который встречается сейчас повсеместно.

Согласно Адель Линн , эмоциональный интеллект – это, в первую очередь, умение понимать наши эмоции, где они помогают нам воплощать наши намерения в жизнь, а где, наоборот, встают на нашем пути, и способность направлять их в нужное русло. Эмоции влияют на поведение, они наполняют нашу жизнь информацией и энергией, поэтому довольно важно научится их правильно истолковывать и управлять ими. Таким образом, эмоциональный интеллект – это то, чем мы наполнены и как проявляем себя вовне.

Что же включает в себя эмоциональный интеллект?

1.  Самосознание и самоконтроль

2. Эмпатия ( способность понимать чувства и эмоции других людей, примерять их эмоции на себя) – между прочим, вот она основа основ тех самых навыков, о которых говорилось в самом начале.

3. Социальность

4. Личное влияние

5. Цели и видение

Работаю с детьми в начальной школе, я сталкиваюсь с одним явлением, можно и так сказать. На вопрос «Как дела?» ответы такие «Нормально», «Хорошо», «Плохо»  или «Как тебе прочитанный текст?» - «Нормально». Я задалась когда-то мыслью, что значит это «нормально». И поняла – «никак». Никаких эмоций. Просто ровное отношение, абсолютно идентифирентно. Я согласна, это тоже эмоция, но не постоянно же?!

Хотя именно в периоды дошкольного и младшего школьного возраста дети часто находятся в плену эмоций, они зачастую не могут управлять своими чувствами, но сейчас они зачастую не могут даже их назвать, понять. А это действительно страшно, ведь именно в дошкольный и младший школьный возраст идет формирование эмоционального интеллекта, и если упустить эту ниточку, дальше будет тяжелее.

Обучение эмоциональному интеллекту, следует  заниматься не только на уроке, но и дома, и во внеурочные часы. На мой взгляд, было бы неплохо отводить на это время.  Мы должны учить детей не просто распознавать свои и чужие эмоции, но и учить управлять ими, развивать умение строить коммуникации, мы должны воспитывать духовных личностей, способных проявлять добрую волю. Но как можно это достичь?

Для этого издательство «Просвещение» разработала  «Академию монсиков». Данная разработка направлена на то, что как раз научить ребенка элементарно распознавать свои эмоции, а в дальнейшем и управлять ими.  Для начала, на мой взгляд, это очень неплохая российская разработка, которую следует вводить в школы. Кроме этого, можно создать свой «Фотоальбом». Учащиеся учатся изображать различные эмоции, обучаются фотоискусству и создают свой собственный шедевр.

Когда учащиеся уже умеют идентифицировать свои эмоции, посредством игровых методик, театрализованных представлений, совместного чтения художественной и публицистической литературы (согласно возрастному периоду) идет свободное обсуждение и высказывание своих эмоций по тому или иному вопросу. Здесь самое главное, не заталкивать ребенка особенно маленького в какие-то рамки. Нам важно научить ребенка коммуникации, в ходе которой он научится самосознанию и размышлению не по эталону, а свободному размышлению. Помимо этого, ребенок начнет раскрывать еще и творчески, что как раз является еще одним навыков необходимым в будущей профессии.

Что можно предложить помимо всего вышеперечисленного?

Большую важность для восприятия окружающей действительности несут сенсорные системы. Через определенные ароматы или фактуры ребенок воспринимает мир. Как это можно применить? Например, читаем сказку «Золушка» и воспроизводим ее с помощью песка, красок, конструктора, мягкие игрушки.  А кроме этого, учащиеся могут создать собственную коллекцию мягких игрушек с различными эмоциями! Что тоже довольно интересно.

Стоит отметить, что не стоит полностью перекидывать развитие эмоционального интеллекта на школу. Нет, развитый эмоциональный интеллект должен быть, прежде всего у родителей, так как дети – это зеркало родителей, и от этого никуда не денешься.  Поэтому все методики, которые были перечислены выше, могут быть использованы точно также дома!

Безусловно, это труд, но это тот труд, который приятен, эти занятия помогут и детям, и даже взрослым.  

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у детей начальной школы..."

Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках  "Окружающего мира" через систему упражнений."...

Статья "Метод создания интеллект-карт для начальной школы"

В статье рассказывается о том, что такое интеллект-карты и как их можно использовать в начальной школе....

Как можно повлиять на развитие эмоционального интеллекта у детей?

Родители и педагоги осознают свою значимость в деле обучения ребёнка, формирования у него представлений об окружающем мире. Они учат малыша ходить, крепко держа за руку и помогая обходить острые углы,...

Влияние хореографии в формировании эмоциональной сферы обучающихся в начальной школе

Значимость хореографии  в формирование личности ребенка, его эмоциональной сферы  в ОДОД...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

В материале представлена статья: Презентация опыта совместной деятельности педагога-психолога и учителя - логопеда в школе По теме: «Развитие эмоциональной лексики через формирование эмоцио...

Использование технологии лэпбук в развитии эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ

В статье рассматривается технология лэпбук и ее значение в развитии эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ с детьми 7-8 лет на коррекционно-развивающих занятиях с педагогом-психологом....