Влияние хореографии в формировании эмоциональной сферы обучающихся в начальной школе
статья

Холкина Светлана Николаевна

Значимость хореографии  в формирование личности ребенка, его эмоциональной сферы  в ОДОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл holkina_s.n_horeografiya._emotsii_-statya.docx45.88 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние хореографии   в формировании   эмоциональной сферы обучающихся в начальной школе

                                                                                          ГБОУ СОШ № 543

                                                                                          Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрены творческие аспекты позитивного вли- яния занятий хореографией на формирование эмоциональной сферы детей млад- шего школьного возраста в условиях деятельности танцевального коллектива.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, младший школьный возраст, хорео- графия, обучение, танцевальный коллектив.

Младший школьный возраст – период активного впитывания, усвоения, накопления знаний, умений и навыков. Успешному выполнению этих важных жизненных функций благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: искренняя любознательность, доверчивое подчинение авторитету, по- вышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко всем видам творческой деятельности, формирующих эмоциональную сферу ре- бенка.

Позитивную роль в этом процессе играет хореография, воспитывающая ху- дожественное «Я» ребенка. Танцевальное искусство подразумевает развитие не только музыкальных и двигательных навыков, но и прививает основы нравствен- ной культуры: основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представления об актерском и сценическом мастерстве. Наряду с этим, хореогра- фия позволяет сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным для сегодняшнего дня. Занятия по танцам оказывают огромное влияние на раз- витие нравственно-эстетических качеств личности, повышают уровень ее куль- турной компетенции, формирующих эмоциональную сферу ребенка, его природ- ные задатки и дарования [3].

Вопросы развития индивидуальных качеств личности ребенка, к которым относятся творческие способности, с успехом решаются в сфере современной досуговой деятельности. Проблема становится разрешимой при условии педаго- гически обоснованного творческого процесса, являющегося частью организо- ванного досуга, обеспечивающегося вовлечение ребят в активную творческую деятельность. Современные средства социально-культурной деятельности, при- меняемые педагогом в работе с детским танцевальным коллективом, способны оказывать эффективное воздействие на реализацию творческого потенциала обу- чающихся, формирования их эмоциональной сферы, профессионального отно- шения к хореографическому искусству.

Танец с древнейших времен притягивал к себе внимание людей разных воз- растов. Не менее популярен он среди детей, которые системно занимаются хо- реографией, наполняя их жизнь яркой палитрой эмоциональных переживаний. Ведь те эмоции, которые испытывают ученики коллектива, танцуя на занятиях, выходя на сцену во время творческих показов, в обыденной жизни не получит. Именно выступлениями перед зрительской аудиторией, дети постепенно избав- ляются от скованности, стеснительности, природной застенчивости, закомплек- сованности.

Эмоции и пластика движений тесно взаимосвязаны между собой. Система- тические занятия формируют нравственные и эмоциональные качества, учат обучающихся передавать свои чувства, переживания и посредством танцеваль- ных движений демонстрировать свою индивидуальность. С помощью занятий по хореографии ребенок развивает творческие способности (музыкальные, артисти- ческие, художественные) обогащается его внутренний мир. Разнохарактерные занятия многократно обогащают психологическое состояние ребенка, рождая

«бурю» положительных эмоций и формирование танцевальных элементов.

В развитии артистичности обучающихся, их исполнительского мастерства, творческого мышления важнейшую роль занимает импровизация. Она передает индивидуальный мир исполнителя, танцующего «на ходу», показывая его внут- реннее состояние через пластику движений. Ведь для того, чтобы выразить свои

эмоции и чувства в танце, мы должны понимать, о чем мы танцуем и какую ис- торию несет наш танец. Поэтому для развития навыка импровизации полезны творческие задания на создание определенных образов.

Это и является одной из главных задач педагога-хореографа в работе с детьми с тем, чтобы сохранить, а в дальнейшем и развить эмоциональную сферу и творческую личность каждого ребенка, как на сцене, так и в жизни.

Занятия хореографией помогают педагогу решить множество взаимосвязан- ных, дополняющих друг друга задач, способствующих формированию эмоцио- нальной сферы обучающихся посредством:

  • развития воображения и фантазии ребенка, его внимания и наблюдатель- ности, формирования навыков вербального мышления;
  • развития координации, чувства ритма, укрепления физического здоровья, снятия эмоционального и психологического напряжений;
  • правильной постановки дыхательного аппарата, раскрепощения, снятия зажимов;
  • развития коммуникации, трудолюбия, ответственности, дисциплиниро- ванности, интуиции, интеллекта, слуховой и мышечной памяти.

Безусловно, занятия хореографией – тяжелый труд, который требует посто- янной работы: физической, интеллектуальной, профессиональной, творческой. Это предполагает наличия волевых качеств, посредством формирования поло- жительной мотивации к своему труду. Если ребенок научился быть сильным и упорным в творчестве, научился трудиться и самосовершенствоваться, то ему будет легче в решении многих жизненных задач, которые можно успешно ре- шить приемами творческого мышления.

Раскрыть эмоции в танце непросто, особенно детям младшего школьного возраста. Для формирования эмоциональной сферы целесообразно использовать игровые технологии, ведь игра на данном возрастном периоде – это основной вид деятельности детей. Более того, введение их в мир танца, знакомство с хо- реографией, строится посредством игры с использованием образов и творческих заданий на внимание [2].

Как известно, в процессе занятий в хореографическом коллективе развива- ются как общие, так и специальные творческие способности детей. Сформиро- ванность общих способностей объединяет их успехи, которые могут приго- диться в самых разных видах деятельности. К их числу относятся, например, спо- собности запоминать, мыслить, обучаться, овладевать навыками общения и дея- тельности, т.е. реализовывать все заложенные в человеке в эволюционном про- цессе видовые признаки. К специальным способностям относятся специфиче- ские, овладеть которыми доступно не каждому, для которых нужны определён- ные задатки и их последующее развитие. Именно они определяют успехи обуча- ющихся в специфических видах деятельности, в частности, в хореографическом исполнительстве. К таким способностям можно отнести музыкальность, вырази- тельность, непосредственность, искренность, индивидуальное своеобразие в за- мыслах и поисках новых средств воплощения, образное мышление [1].

Как показывает практика, младший школьный возраст в целом характери- зуется проявлениями к формированию таких творческих способностей. Занятия обучающихся хореографической деятельностью стимулирует их к творчеству, ведет к самореализации личности. Следовательно, можно утверждать, что млад- ший школьный возраст, характеризующийся активизацией функций воображе- ния, является наиболее благоприятным и значимым периодом для возникнове- ния новых условий развития творческого потенциала личности посредством хо- реографического искусства.

Таким образом, деятельность, которой занимаются дети в танцевальном коллективе, сама по себе являясь средством социально-культурной деятельно- сти. По своей сути она оказывает формирующее воздействие на творческие спо- собности обучающихся. При этом каждое учебное занятие направлено на ком- плексное формирование их профессиональных и личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся в начальной школе

Пояснительная записка к программе "Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся"...

«Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе» (из опыта работы)

«Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе»(из опыта работы)...

Обобщение опыта на тему "Приёмы формирования речевой компетентности обучающихся в начальной школе"

В данной работе раскрыта актуальность проблемы развития речевой компетентности в начальной школе в условиях реализации Федерального государственного общеобразовательного стандарта,  дается подроб...

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе.

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе....

Формирование здоровой эмоциональной сферы обучающихся 4-5 кл.

Продолжить формирование эмоциональной сферы обучающихся, умения жить в коллективе....