Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе.
статья

Хрянина Ирина Эдуардовна

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе.

       Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г., определяющее чтение не только со стороны техники, но в широком функциональном контексте — как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное инструментально, для достижения личных и общественных целей, в первую очередь для дальнейшего обучения.

      Разработчиками теста PIRLS выработаны представления об уровнях читательской грамотности, которые связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

     Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности школьника к дальнейшему обучению на следующем образовательном уровне. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

     Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

     Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

     Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

   Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне.    Желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель.

     Конечно, грамотным читателем сразу не становятся. Для каждого этапа своя грамотность. Галина Анатольевна Цукерман выделяет три таких этапа:

       1 этап – обучение чтению, он заканчивается к концу 4-го года обучения, совпадает с начальным уровнем образования. В этот период в основном завершается первый этап воспитания читателя, способного извлекать из текста информацию, интегрировать и интерпретировать ее, а также оценивать форму и содержание текста. Главным ограничением читательской грамотности на первом этапе являются требования к тексту: он не должен выходить за пределы эмоционального и интеллектуального опыта читателя.

      Судьба учебных достижений средней школы существенно зависит от читательской грамотности выпускников начальной школы.

      2 этап – чтение для обучения. Второй этап становления читательской грамотности занимает весь период обучения в основной школе и осуществляется средствами всех школьных дисциплин. Содержание этого этапа — научить школьников учиться с помощью текстов, превышающих эмоциональный и интеллектуальный опыт читателя. Расширение собственного опыта с помощью текстов опирается, в первую очередь, на навыки критического чтения, которые и должны формироваться в основной школе.

        Второй этап заканчивается к тому времени, когда молодым людям предстоит перейти к следующему уровню образования – профессиональному или общему образованию.

        3 этап – чтение для жизни, т.е. для решения бытовых, социальных, профессиональных, образовательных задач, чтение для саморазвития и самореализации. Без этого никуда в современном мире.

      Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Читательская грамотность помогает человеку «участвовать в социальной  жизни», позволяя не только вносить вклад в жизнь общества, но и удовлетворять свои собственные нужды – и социальные, и культурные, и политические. Грамотным читателям, к примеру, легче ориентироваться в сложных институтах – медицинских, правовых, банковских. Им легче разумно принимать решения и делать выборы в ситуациях правовой или гражданской неопределенности, так как читательская грамотность делает человека более критичным и независимым, создавая условия для личной свободы.

     Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

     Термин «читательские умения» используется методистами в двух смыслах:

  • во-первых, в широком смысле, когда под читательскими умениями подразумеваются все умения, связанные с литературно-учебной деятельностью школьника, как на уроках литературного чтения, так и на других уроках: восприятие, анализ и оценка любого текста, в том числе и художественного, речевые, а также библиографические умения;
  • в узком смысле это специфические умения, необходимые для восприятия и понимания художественного литературного произведения. Именно в этом смысле мы и будем использовать термин «читательские умения».

    Умение читать позволяет ребенку быть успешным в познании нового, в реализации целей и задач, которые он ставит перед собой.

     В практике международного мониторинга читательской грамотности принято различать три основных читательских умения:

1. Найти и извлечь (сообщение или информацию).

2. Интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски: связывать и толковать.

3. Осмыслить и оценить (сообщение).

     Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.  Читательские умения взаимозависимы: невозможно какие-либо единицы информации связать между собой и истолковать до тех пор, пока они не будут извлечены из текста; невозможно осмыслить и оценить сообщение текста до тех пор, пока единицы его информации не будут связаны между собой и истолкованы.

       Таким образом, читательские умения - это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста (по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)

Уроки литературного чтения  особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу  данного...

«Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования».

laquo;Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования»....

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Речь в статье пойдёт о формировании читательской грамотности обучающихся начальной школы вусловияхреализации ФГОС...

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы.

Материал может быть использован на МО учителей начальных классов....

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы

Основной задачей обучения в начальной школе является развитие читательской компетентности ребенка. Читательская компетентность - это способность человека понимать, использовать и анализировать письмен...