Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся в начальной школе
методическая разработка (2 класс) на тему

Клыгина Светлана Геннадьевна

Пояснительная записка к программе "Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_programme_.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся»

С переменами в жизни связаны и изменения, происходящие в школе.  Сегодня усилия общества направлены на  создание школы, обеспечивающей здоровые условия для уникальных процессов, происходящих в растущей и развивающейся личности.  Школа ставит человека лицом к уникальной ситуации, требующей от него прежде всего личностного развития.

Программа «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся» была разработана в соответствии с задачами по проектированию и реализации внеурочной деятельности, определенными ФГОС. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), формируемых в том числе в ходе внеурочной деятельности.

В основе программы лежит методика американского психолога Дж. Андерсена «На пути к совершенству». В соответствии с задачами используются различные методы:

- имитационные и ролевые игры;

- самовыражение в рисунках;

-  психогимнастика;

техники и приемы саморегуляции и др.

Организация адекватной жизненной ситуации в процессе воспитания жизнедеятельности обучающихся превращает школу из школы учебы, оторванной от реальности, в «школу жизни», которая обеспечивает детям естественную социализацию, делает их не пассивными объектами педагогических воздействий, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни.

Имитационное моделирование жизненных ситуаций предполагает предоставление воспитаннику максимума свободы для индивидуального развития, для утверждения в повседневной реальности ценностей достойной жизни. Понимание специфики имитационного моделирования жизненных ситуаций возникло из исследований В.И. Загвинского («Имитационная технология обучения»), Г.П. Щедровицкого («Деятельностно-практические игры»), Ж.С. Хайдарова («Проблемно-модельное обучение»).

             Отработка жизненных навыков проходит в три этапа:                

           -   получение информации о содержании того или иного навыка;

           -   применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);

           -   перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. К сожалению, развитию эмоциональной сферы младших школьников не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

 В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции на переходном этапе «от дошкольника – к школьнику» возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее надо развивать. Тем более, что современная технологизация жизни, в которой участвует и ребенок, способствует «обесчувствованию». Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, развивает коммуникативную культуру и способность к социальной адаптации. Поэтому     программа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется актуальной и важной. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он будет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

Данная программа может быть рекомендована педагогам, педагогам групп продленного дня, классным руководителям,  педагогам-психологам  в начальной школе.

  Занимаясь систематическим развитием эмоциональной сферы ребенка в рамках внеурочной деятельности, мы формируем личностные характеристики, отраженные в «портрете выпускника начальной школы».

Задачи, решаемые в ходе реализации программы:

  1. формирование культуры общения, развитие коммуникативных навыков;
  1. развитие социальных эмоций, предупреждение и снижение тревожности;
  2. обучение анализу своих внутренних состояний;
  3. развитие образного мышления;
  4. формирование навыков саморегуляции;
  5. обучение умению самостоятельно решать проблемы, находить выход из критической и конфликтной ситуации.

 

Общие рекомендации по проведению занятий

Сюжеты историй и рассказов (текстов для обсуждения) объединяет игровой персонаж. Дети «преодолевают»  возникающие проблемы и «усваивают» приёмы саморегуляции вместе с ним. Сюжеты рассказов можно брать непосредственно из реальной жизни детей или придумывать их заранее. В ходе занятия рассказы обсуждаются и обыгрываются детьми. Каждая тема отрабатывается на 1-4 занятиях с использованием разных приёмов.

         Для проведения занятий по этой программе ведущим  используются :

  1. мягкая игрушка;
  2. магнитофон;
  3. аудиокассеты с музыкой для релаксации.

 Перед началом работы по программе ведущему имеет смысл провести беседы, консультации с родителями детей. Занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга, поэтому проводить их лучше в помещении, в котором участники могут свободно передвигаться. Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут. Оптимальная периодичность занятий по программе – 1 раз в неделю.

Ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки в классе во время занятий, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться сделать ошибку.

Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы учащихся. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретённых навыков.

Результативность программы

 «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся»

Для диагностики результативности во 2В классе  гимназии № 27 города Кургана в 2011 г.  обучающимся были предложены анкеты  «Отчего я становлюсь счастливым» и «Отчего тебе становится грустно». Результаты анкетирования сведены в таблицы 1 и 2.

Таблица 1 «Отчего я становлюсь счастливым»

Причины, события

Количество ответов в %

Внеклассные мероприятия (праздники, соревнования и пр.)

Успехи в учебе

Каникулы, поездки, активный отдых

Встреча с одноклассниками, с учителем, любимые уроки

Гости

Телевизор

Идет снег

Играть с котенком


67

59

48

41

22

7

4

4

                                        Таблица 2 «Отчего тебе становится грустно»

Причины, события

Количество ответов в %

Промахи в учебе

Болезнь (своя или близких)

Проблемы с поведением

Наказание

Что-то не получается

Нет причин для грусти, все хорошо

Сидеть с младшим братом

Долго учить уроки

Один дома

Рано просыпаться

44

24

20

12

12

12

4

4

4

4

Результаты подтверждают значимость процесса общения в классе, необходимость обучения конструктивному общению и навыкам саморегуляции:

  1. Совместные праздники делают счастливыми 67% ребят.
  2. Встреча с одноклассниками и учителем радостна для 41% детей.
  3. Неумение себя вести тревожит, является проблемой, которую выделяют для себя 20% учащихся.

Для диагностики   обучающимся была предложена анкета «Веселые картинки», которую они заполняли в начале 2-го класса(октябрь 2011 г.) и  3-го класса(ноябрь 2012 г.).    Результаты анкетирования сведены в таблицу 3.

Таблица 3. «Веселые картинки»

Вопросы и варианты ответов

Количество ответов в %

2кл

3кл


Когда я думаю об одноклассниках, то мысли у меня:

  1. Приятные, веселые
  2. Разные                                      
  3. Гневные
  4. Печальные


Чаще всего у меня с ними отношения такие:

  1. Дружеские
  2. Каждый сам по себе
  3. Мы в ссоре


Большинство наших ребят такие:

  1. Веселые
  2. Разные
  3. Печальные, грустные
  4. Крикливые, шумные, агрессивные




59

18

11

12




69

20

11



      40

10

8

      42

 

 



71

22

3

4




88

8

4



48

34

-

18

Результаты свидетельствуют о том, что:

  1. Ребята к началу второго класса с одноклассниками общаться хотят (отношения дружеские у  многих одноклассников, мысли о них в основном приятные),
  2. Но общаться не умеют (половина ребят - крикливые и агрессивные).

Следовательно, необходимость обучения детей общению и сотрудничеству, развитие коммуникативных навыков являлось актуальной задачей.

Картина изменилась через год.  В третьем классе количество желающих общаться с одноклассниками  увеличилось  (отношения дружеские у большинства одноклассников, мысли о них   приятные).

Занятия  по программе    позволяют говорить об их доступности и эффективности для учащихся начальной школы.  Они помогают педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

 Занятия, обладая развивающим характером

  1. Значительно расширяют кругозор учащихся.
  2. Способствуют активизации мыслительной деятельности гимназистов.
  3. Обучают навыкам самоанализа и самостоятельного принятия решений.
  4. Способствуют развитию эмоционального восприятия окружающего мира.
  5. Развивают коммуникативные способности детей.
  6. Формируют положительную самооценку.

    Учащимся был задан вопрос:

Чему тебя научили занятия по программе?

Ответы представлены в приложении 2. 

Количественный анализ ответов учащихся показал, что

22 из 24 учащихся выразили желание, чтобы  занятия по программе «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся» продолжались.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вачков И.В. Психология для малышей, или сказка о самой «душевной» науке. М. 1996.

  1. Бидерман Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. - М.: Республика, 1996.

  1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления: Методическое руководство: Часть 1,2.  – СПб.: ИМАТОН, 1997.

  1. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога М: Просвещение,1991

  1. Кристонсен Т. История о маленьком паровозике// Цвета радуги,№3, 1997.

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: «ГЕНЕЗИС» 1999.

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными детьми. М.: ГЕНЕЗИС, 2000.

  1. Пахомова О.Н., Темчин М.З. Шаг за шагом: Психология: Драка с разных точек зрения М: Открытый мир, 1995.

  1. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков  в контексте психологической службы/ Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Академия, 1995.
  2. , № 5-6, стр. 8-9, 1998.Слободяник Н.Г. Как добиться удачи.// Школьный психолог, № 17-18, стр
  3. Слободяник Н.Г. Настроение, похожее на салют.//Школьный психолог
  4.  Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. СПб., 1994г.

  1. Философский энциклопедический словарь./ Под ред. Аверинцева С.С. и др. – 2-е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

  1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: Тома 1,2,3,4. М.: Генезис, 1998.

  1. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: - М.: Генезис, 1998.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 


№ п/п


Темы занятий


Количество часов

1.

Вводное занятие. Психология. РАДУГА.

1

2.

Три настроения. Занятие первое.

1

3.

Три настроения. Занятие второе.

1

4.

Эмоциональные ощущения.

1

5.

Любование хризантемой.

1

6.

Как делать выбор.

1

7.

Удача.

1

8.

Поверь в себя (Паровозик).

1

9.

Камушек в ботинке. Занятие первое.

1

10.

Камушек в ботинке. Занятие второе «Ябеда».

1

11.

Твоя доброта. Занятие первое.

1

12.

Твоя доброта. Занятие второе.

1

13.

Если друг оказался вдруг …

1

14.

Что я чувствую.

1

15.

Мое зеркало.

1

16.

Слезами горю не поможешь.

1

17.

Тайм – аут.

1

18.

Какой у меня характер.

1

19.

Какой характер у других.

1

20.

Подведение итогов. Анкетирование.

1

                 ИТОГО:                                                                        20 часов

Приложение 2

Кайгородцева Карина:

 «Программа   научила меня быть более   уважительной. После каждого урока я приходила домой, как человек, испытавший много трудностей и преподавший себе урок на всю оставшуюся жизнь. Я рада, что мне

 не придется идти по тоненькой ниточке, попадать в неудобные ситуации.     Теперь я знаю, как не попасть в трудную ситуацию, что нужно уважать людей, верить в себя.»  

 Банникова Анна:

       «Наши занятия меня научили чувствовать не только свою боль (душевную), но и боль других. На этом уроке я писала, говорила более открыто, не как на других уроках. Меня научили взвешивать свои действия. На этих уроках я говорила о том, что мне мешало двигаться дальше. Теперь я могу найти выход из любой ситуации.»  

 Докин Максим:

 «После  занятий я стал как следует за собой следить. Это отразилось на том, что когда у меня что-то случалось, я вспоминал правило или смешные истории.   У меня сразу поднималось настроение. Благодаря правилу «Подумай

 о хорошем, и будет хорошо!» у меня сразу становилось легче на душе. Когда меня кто-то обидит, я вспомню правило и сразу все прощаю. Но иногда это правило не срабатывает, и я вспоминаю другое…».

 Беличева Анна:

«Эта программа научила меня быть с очень хорошим характером, быть всегда доброй и отзывчивой. А еще   научила верить и добиваться чего-то. Не надо хвастаться, а надо быть щедрой и трудолюбивой. Всегда нужно уступать твоим друзьям. На этой программе мы узнали о кружке доброты. Мы учились оценивать себя, учились говорить правильно и подробно  Я очень хочу, чтобы эта программа продолжалась. Подумай о хорошем, и будет хорошо!»

 Воинков Вячеслав:

«Программа   научила задумываться о своих поступках. У меня всегда поднималось настроение, когда я вспоминал эти уроки   Все правила, которые мы учили на тех уроках, действовали! Благодаря  им я многое понял. Я хочу, чтобы  программа продолжалась до одиннадцатого класса».

 Огаркова Яна:

«.. Из урока про Паровозик я поняла, что нужно стремиться не бросать начатое дело. А поняла я это из-за того, что мы говорили вот такие слова: «Я все сумею! Я все смогу!»

Ведерников Вадим:

«Программа    научила меня тому, что надо сначала подумать, а потом делать…»

 Петухова Анна:

«… Еще мне понравился тот урок, когда мы описывали большую белую хризантему. Хризантема стояла в вазе на столе и как будто кивала своей белой, большой, пышной головой, говоря: «Я красивая белая хризантема. Опишите меня такой, какой видите». Мы взяли листочки и начали писать. Потом она как будто промолвила: «А теперь нарисуйте меня». Мы взяли в руки ручки и карандаши и начали рисовать…»

 Фроленко Маргарита:

«…Когда мы работали с деревом характера, дисциплина в классе стала лучше».

 Леденева Кристина:

«Программа   меня научила лучше относиться к людям, к друзьям. Я стала уверенней при выборе. Я вспоминаю все правила с большим удовольствием. Особенно мне запомнился урок, на котором мы говорили о камушке в ботинке, то есть делились проблемами. После этого стало легче».

 Кизеров Евгений:

«…Игра «Камушек в ботинке» мне тоже очень запомнилась. Каждый из нашего класса рассказывал о своей проблеме, и мы решали, как помочь этому. Сколько правил мы выучили! Некоторые мне очень хорошо запомнились, например: «Подумай о хорошем, и будет хорошо!», «Что мы миру дали, он возвращает нам назад». Мне очень понравилась эта программа!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Формирование положительных эмоций у учащихся начальной школы"

Данное собрание проводилось во 2 классе, в ходе которого родителям были даны рекомендации по формированию позитивных эмоций у детей....

Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе.

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образовани. Презен...

Объяснительная записка к компьютерной презентации " Способы формирования положительной мотивации к изучению англ.яз. у обучающихся в начальной школе"

Объяснительная записка к компьютерной презентации " Способы формирования положительной мотивации к изучению англ.яз. у обучающихся в начальной школе"...

Мастер-класс для конкурса "Учитель года, 2016" на тему "Арт-терапевтические технологии для формирования эмоциональной стабильности участников образовательного процесса"

Цель: ознакомление педагогов с основными арт-терапевтическими направлениями, способствующими созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе....

Презентация на тему мастер-класс "Арт-терапевтические технологии для формирования эмоциональной стабильности участников образовательного процесса"

Цель: ознакомление педагогов с основными арт-терапевтическими направлениями, способствующими созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе....

Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки учащихся начальной школы

Для учителей начальной школы, особенно при работе с проблемными детьми, актуальной является регуляция их поведения на уроках и в свободное время. Эмоциональная импульсивность, конфликтность, чрезмерна...

Влияние хореографии в формировании эмоциональной сферы обучающихся в начальной школе

Значимость хореографии  в формирование личности ребенка, его эмоциональной сферы  в ОДОД...