Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки учащихся начальной школы
статья (1 класс) на тему

Для учителей начальной школы, особенно при работе с проблемными детьми, актуальной является регуляция их поведения на уроках и в свободное время. Эмоциональная импульсивность, конфликтность, чрезмерная обидчивость и раздражительность учеников мешают продуктивной обучающей деятельности педагога на уроках. Разработанная автором программа "Я учусь владеть собой" является частью целенаправленной работы в системе оказания психологической помощи детям с трудностями в обучении.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. Они должны привыкнуть к новому коллективу, требованиям, повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок оказывается слишком регламентированным и строгим. Когда важнейшая потребность ребенка – соответствовать требованиям взрослых (учителей и родителей) не удовлетворяется, он переживает эмоциональное неблагополучие, выражающееся в боязни школы или нежелании ее посещать. Особенно сложно перестроиться тем детям, которые эмоционально не готовы к роли школьника, для них период адаптации может быть травмирующим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки учащихся начальной школы

Для учителей начальной школы, особенно при работе с проблемными детьми, актуальной является регуляция их поведения на уроках и в свободное время. Эмоциональная импульсивность, конфликтность, чрезмерная обидчивость и раздражительность учеников мешают продуктивной обучающей деятельности педагога на уроках. Разработанная автором программа "Я учусь владеть собой" является частью целенаправленной работы в системе оказания психологической помощи детям с трудностями в обучении.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. Они должны привыкнуть к новому коллективу, требованиям, повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок оказывается слишком регламентированным и строгим. Когда важнейшая потребность ребенка – соответствовать требованиям взрослых (учителей и родителей) не удовлетворяется, он переживает эмоциональное неблагополучие, выражающееся в боязни школы или нежелании ее посещать. Особенно сложно перестроиться тем детям, которые эмоционально не готовы к роли школьника, для них период адаптации может быть травмирующим.

Для того чтобы младший школьник мог сознательно регулировать свое поведение, нужно научить его адекватно выражать свои чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго являться причиной новых трудностей в жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа поведения, как своего, так и других людей.

Проблемные дети отличаются характерными особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний и самоконтроля, поэтому специфический тип психической ориентации в окружающем мире отражается и на характере их социальных контактов. Саморегуляция поведения обеспечивает контроль за соблюдением норм общения в соответствии с требованиями морали. На пороге школьного обучения становление сферы саморегуляции имеет особое значение.

Наш многолетний опыт работы позволяет утверждать, что для учителей начальной школы, особенно при работе с проблемными детьми в классах коррекционно-развивающего образования, актуальной является регуляция поведения детей на уроках и в свободное время. Эмоциональная импульсивность, конфликтность, доходящая до агрессии, грубость, вульгарность обращения друг к другу, чрезмерная обидчивость и раздражительность учеников в коррекционно-развивающих классах мешают продуктивной обучающей деятельности педагога на уроках. Большое значение в системе работы по оказанию помощи детям с трудностями в обучении мы придаем созданию целостной программы по формированию у учащихся начальных классов приемов саморегуляции, способной вызвать у них потребность в самоанализе.

Личностная саморегуляция как важный фактор учебной деятельности связана с осознанием и претворением в жизнь социальной позиции ученика. Она определяется степенью мотивации учения и пониманием ребенком своей значимости, умением соблюдать требования, предъявляемые к его деятельности и поведению, способностью управлять произвольными процессами (памятью, вниманием, действиями).

Разработанная нами программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у учащихся начальной школы "Я учусь владеть собой" является частью целенаправленной работы в системе оказания психологической помощи детям с трудностями в обучении.

Главная задача программы – повышение у учащихся первого года обучения уровня школьной мотивации, уверенности в себе, снижение школьной тревожности.

Основная цель программы – оказание помощи детям в адаптации к школе, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.

Психокоррекционные приемы программы обеспечивают помощь первокласснику в адаптации к новому школьному окружению, максимально возможный комфортный контакт с окружающим миром и помощь в углублении этого контакта, формирование механизмов адаптации нового (более высокого) уровня эмоциональной регуляции.

Мы стремимся к тому, чтобы программа позволила индивидуализировать процесс развития способности к психическому самоуправлению у детей, испытывающих трудности в учебной деятельности, и способствовала оказанию психологической помощи "трудным" детям.

В ходе проведения занятий предусмотрено:

  • обучение детей выделению причинно-следственных связей и особенностей поведения;
  • создание условий для достижения единства эмоционального и познавательного развития;
  • приобретение детьми речевых навыков в выражении своего эмоционального состояния.

Поскольку многие дети с отклонениями в развитии "не доиграли" (особенно это относится к детям-сиротам), а также с учетом большого разнообразия функций игры основной метод наших занятий – игровой.

Игра помогает создать благоприятную атмосферу общения, объединяет детей и взрослых, помогает в установлении контактов, снимает эмоциональное напряжение, улучшает психофизическое состояние и настраивает на интенсивную работу. С помощью творческих игр и заданий мы развиваем познавательную активность детей, что, в свою очередь, способствует повышению школьной успеваемости.

Общение в непринужденной обстановке помогает формировать речевую активность учеников. Чтение и объяснения ведущего способствуют осмыслению важных жизненных вопросов. Наш опыт показывает, что общение на таких занятиях успокаивает детей, которым не хватает обратной связи и психологической поддержки.

Кроме того, нами используются другие методы, направленные на формирование у детей навыков эмоциональной регуляции поведения:

  • психогимнастика;
  • рисуночные методы;
  • элементы групповой дискуссии;
  • техника и приемы саморегуляции;
  • метод направленного воображения.

Перед началом занятий с детьми нами было проведено исследование по методике "Незаконченные предложения", входящей в диагностический комплекс проективного интервью В. Михала. Данная методика позволила выявить наиболее значимые психологические проблемы учащихся.

Тест незаконченных предложений направлен на диагностику отношений ребенка к родственникам, сверстникам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление ценностных представлений, конфликтных ситуаций и значимых переживаний. Количество предложений каждой категории сгруппировано по темам (1–3 предложения по каждой теме). Их порядок можно менять, но группировать вместе предложения на одну и ту же тему нежелательно.

Ребенку дается инструкция: "Предлагаю тебе поиграть. Я буду начинать предложение, а ты – заканчивать. Отвечай быстро то, что первым придет в голову, но так, чтобы получилось законченное по смыслу предложение". В случае необходимости можно привести пример подобных (похожих) законченных предложений.

Всего детям предлагается 24 предложения следующего содержания:

  1. Я думаю, что людей больше…
  2. Ребенок в семье…
  3. Мы любим маму, а…
  4. Бываем среди детей, но…
  5. Мой брат (сестра)…
  6. Я достаточно ловкий, чтобы…
  7. Отцы иногда…
  8. Дети, с которыми я играю…
  9. Чтобы наш папа…
  10. Мои близкие думают обо мне, что я…
  11. Если бы мой брат (сестра)…
  12. Мои друзья меня часто…
  13. Я хочу, чтобы у меня не было…
  14. Больной ребенок…
  15. Я думаю, что мама чаще всего…
  16. Если бы не было школы…
  17. Я весь трясусь, когда…
  18. Когда думаю о школе…
  19. Если бы все ребята знали, как я боюсь…
  20. Был бы очень счастлив, если бы я…
  21. Я самый слабый…
  22. Когда я буду взрослым…
  23. Мой учитель (учительница, учителя)…
  24. Всегда мечтаю…

Анализ ответов детей дает возможность получать представления
о переживаниях каждого ребенка. На основании анализа частоты наиболее распространенных ответов нами были определены наиболее значимые и "болезненные" для детей темы. Это прежде всего:

  • негативные переживания и страхи – предложения 13, 17, 19;
  • отношение к собственным способностям – 6, 21;
  • отношение к людям в целом – 1;
  • отношение к ровесникам – 4, 8, 12;
  • отношение к учителям и школе – 23, 16, 18.

Темы для занятий мы определили с учетом проведенного анализа по методике В. Михала. Работа по темам была построена с учетом классно-урочной системы, специфики условий нашей школы и особенностей детей первого года обучения. Тематика и планы занятий менялись в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Проблемы выявлялись не только по запросам учителей и родителей, но и по результатам обследований. Однако всегда соблюдались последовательность и взаимная преемственность занятий, обязательно планировались занятия на закрепление приобретенных навыков. Каждая тема прорабатывалась на 1–4 занятиях с использованием разных приемов.

Примерные темы занятий:

  • "Такие разные настроения";
  • "Как справиться с плохим настроением?";
  • "Как стать уверенным в себе?";
  • "Как делать выбор?";
  • "Как добиваться успеха?";
  • «Трудное слово – "нет"»;
  • "Чем мы отличаемся друг от друга?";
  • «Учимся говорить себе "стоп"»;
  • "Как победить свой страх?" и т. д.

При этом сценарии занятий мы создавали так, чтобы они могли служить основой для других (новых) сценариев, учитывающих потребности и особенности любой конкретной группы детей начальной школы.

Занятия мы продумывали с учетом того, чтобы атмосфера на них распространялась по типу "заражения эмоциями" и являлась основным механизмом регуляции и формирования эмоционального состояния и контроля.

Развитие уверенности в себе и снятие тревожности осуществляли по направлениям, которые включают формирование:

  • оптимистического склада мышления и мироощущения;
  • положительной установки на предстоящую деятельность;
  • способности освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, освобождаться от текущих жизненных стрессов;
  • уважения к себе;
  • доверия к своим способностям, умениям и навыкам.

Отработка навыков, полученных на занятиях, проходила поэтапно:

  • получение информации о содержании того или иного навыка;
  • применение полученных знаний в конкретных ситуациях на занятии;
  • перенос приобретенных на занятиях навыков в повседневную жизнь ребенка.

Важно отметить, что последнее осуществимо только во взаимодействии педагога-психолога с учителями, родителями или другими взрослыми, отвечающими за воспитание детей, посещающих наши занятия.

Занятия по программе "Я учусь владеть с собой" разработаны для учащихся первых классов в расчете на 27 занятий по 10 темам в течение учебного года. Оптимальная периодичность встреч участников программы – 1–2 раза в неделю. Продолжительность занятия не превышает 40 минут.

Не исключая важности и значения индивидуальной работы с детьми, реализуя задачи названной программы, мы предпочли групповую форму занятий, исходя из того, что психологические проблемы ребенка наиболее ярко обнаруживают себя в процессе общения со сверстниками. Разработанная нами программа ориентирована на условия школьно-урочного обучения в массовой школе. Программа рассчитана на работу с группой из 10–12 человек (численность классов коррекционно-развивающего обучения).

Занятия включали элементы социально-психологического тренинга, поэтому проводились в кабинете психолога или специальном помещении, в котором участники могли свободно располагаться и передвигаться. Психолог специально работал над созданием доверительной обстановки во время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибиться.

Сюжеты историй и рассказов (текстов для обсуждения) объединял игровой персонаж – дракончик Памси. Идея и сюжет игрового персонажа заимствованы из программы американского автора Джиллы Андерсон "На пути к совершенству". На ее основе нами создана оригинальная разработка, соответствующая реалиям российской жизни. Дети преодолевали возникающие трудности и усваивали приемы саморегуляции вместе с ним. В ходе занятий обсуждали рассказы и обыгрывали их с детьми. В приложениях 1, 2 приведены конспекты занятий на темы "Такие разные настроения", "Как справиться с плохим настроением?".

Материалы для проведения занятий:

  • мягкая игрушка (дракончик Памси), которая надевается на руку;
  • палас или ковер на полу;
  • магнитофон;
  • аудиокассеты с музыкой для релаксации.

Герой рассказов дракончик Памси – тоже первоклассник, у которого
возникали такие же проблемы, как и у детей. Мы старались максимально приблизить занятия к миру детей – сделать их игровыми. Каждому ребенку предоставлялась возможность "пообщаться" с игрушкой (дракончиком), включиться в игровую ситуацию, чтобы почувствовать себя свободнее.

Основная идея программы Джиллы Андерсон "На пути к совершенству" заключалась в выработке у детей начальной школы навыков позитивного мышления. Автором представлены рассказы о главном персонаже, которые являются и темами занятий. Продолжительность занятий по программе Д. Андерсон – 6–8 недель из расчета два занятия в неделю по 30 минут каждое.

После чтения историй, при обсуждении мы просили детей "помочь" герою рассказов, привлекая их тем самым к поиску выхода из различных сложных ситуаций, знакомых им в повседневной жизни.

Для нас было важно подвести ребят к выводам о том, что жизненные ситуации могут быть различными, не все зависит от нашего желания, однако мы можем изменять свои мысли, а значит, и свое настроение и состояние. Для того чтобы детям было легче понять достаточно сложную для учащихся начальной школы установку на саморегуляцию, мы использовали наглядно-образные опоры. Например, объяснение по выбору позитивных мыслей дополняли правилом: мысли нужно выбирать, как цветы, – только хорошие (красивые).

 "Темные" мысли: я плохой, я не умею, я боюсь.

"Светлые" мысли: я справляюсь, я научусь, все будет хорошо.

Общаясь с игровым персонажем, ребята задавали Памси вопросы, давали свои советы, рассуждали о добре и зле. В процессе проведения занятий дети постепенно учились не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно делать выводы, обобщать и анализировать, логически рассуждать.

Так, по теме "Такие разные настроения" были запланированы три занятия. На первом из них дети знакомятся с понятием "настроение", узнают о том, что может испортить им настроение в школе или дома, знакомятся с героем рассказов и историй, обсуждают проблемы главного персонажа рассказов, учат правило создания хорошего настроения: "Подумай о хорошем – и будет хорошо!", перечисляют мысли, которые могут испортить настроение ("темные") и улучшить его ("светлые"). Чаще всего дети называли проблемы, связанные с тем, что не получается в школе или дома.

Семен: "Я огорчаюсь, когда не могу красиво написать".

Катя: "Когда меня дразнят, то я плачу".

Рома: "Я не люблю, когда мама долго не приходит".

Саша: "Мне обидно, если меня наказывают и не отпускают гулять".

Павлик: "Я боюсь оставаться дома один, когда темно".

Затем мы обсуждали с детьми, как исправить плохое настроение, какие мысли в этом помогают, учили их избавляться от сильных отрицательных эмоций.

Для закрепления понятий о том, как исправлять плохое настроение, ребята получали задание на дом – последить за своим настроением, а если оно по какой-то причине испортится, то постараться исправить его при помощи "светлых" мыслей.

На втором занятии происходило закрепление знаний и отработка навыков управления своим настроением, обучение приемам рефлексии – анализа своих мыслей.

На третьем занятии по теме "Такие разные настроения" дети упражнялись выражать свои эмоции через мимику (покажите без слов), при помощи цвета (раскраски разных настроений), музыки (определить настроение музыкального отрывка). При этом постоянно поощрялись активность детей, желание отвечать, выполнять упражнения и участвовать в обсуждении. Для поощрений использовались разноцветные наклейки.

Поощрения повышали самооценку детей, особенно тревожных, поэтому оценка ответов, действий, поступков ребят в основном была позитивной. Мы старались не сравнивать результаты, которых добивались дети, выполняя те или иные задания, отмечая достижения каждого ребенка. За период работы по нашей программе все дети получили наклейки-поощрения по той или иной теме.

Каждая тема отрабатывалась столько, сколько требовалось для конкретной группы детей. При необходимости мы беседовали с родителями, нуждающимися в дополнительной помощи, и работали в тесном контакте с педагогами.

На занятиях по новой теме постоянно закреплялись знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях по другим темам. Так, развитие и закрепление навыков по теме "настроение" происходило на других занятиях, где дети учились находить выход из трудных ситуаций, используя только "светлые" и "блестящие" мысли.

В ситуации, когда (по сценарию) Памси дразнили другие драконы, детям предлагалось помочь нашему герою найти выход из положения, вспомнив похожие случаи из своей жизни. Ребятам было предложено обсудить эту историю дома с близкими и придумать план, как вести себя в такой ситуации.

Ребята предлагали самые разные варианты выхода из сложной ситуации: не обращать внимания на то, что их дразнят; пожаловаться взрослым; убежать или тоже дразниться в ответ и т. д. Каждый вариант, предложенный ребенком, обсуждался, поощрялись предложения, в которых были использованы только хорошие ("чистые") мысли. Внимание детей обращалось на то, что такие предложения, как "убежать" или "тоже дразниться", относятся к плохим, "темным" мыслям.

Когда в процессе работы возникали ситуации, которые невозможно заранее предвидеть и планировать, мы использовали импровизацию. Это касалось случаев, когда проблема, над которой шла работа на конкретном занятии, имелась у кого-то из учеников.

Например, учитель первого класса коррекционно-развивающего обучения обратилась к психологу с просьбой помочь в ситуации, когда один из учеников ее класса обижал своих одноклассников. Так появилась тема: «Скажи себе "стоп!"». Был придуман сюжет рассказа про задиру, с которым никто не дружил, и это его еще больше злило. Мальчик принимал самое активное участие в обсуждении рассказа о том, почему никто не дружит с задирами. Оказалось, ему тоже очень обидно, что с ним никто не дружит. Задание на дом после этого занятия заключалось в том, чтобы последить за своим поведением и проверить, умеют ли ребята останавливаться и говорить себе "стоп!" в ситуациях нанесенной обиды и желания отомстить, ударить, оскорбить. Предлагалось придумать, как можно по-другому отреагировать на обиду.

Работа в этом направлении велась достаточно длительно, но положительные результаты появились. Мальчик стал сдержаннее и доброжелательнее не только с одноклассниками, но и дома.

Наша программа на протяжении ряда лет пользуется любовью у первоклассников. По отзывам педагогов мы знаем, что дети часто поддерживают друг друга, используя правило программы: "Подумай о хорошем – и будет хорошо!".

Приложение 1

Конспект занятия
"Такие разные настроения"

Цели занятия:

  • создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;
  • познакомить детей с понятием "настроение";
  • ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.

Материалы:

  • мягкая игрушка – дракончик Памси;
  • три стакана с водой;
  • блестки;
  • кусок глины;
  • плакат "Три настроения";
  • текст рассказа "Памси грустит" (начало).

Ход занятия

1. Знакомство

Ведущий рассказывает о том, что на занятиях ребята будут учиться справляться с проблемами, которые нередко возникают у школьников и портят им настроение. Часто не получается сделать что-то так, как хотелось бы, иногда бывает грустно без близких людей, обидно и т. д. Затем ребята знакомятся с игровым персонажем – дракончиком Памси. Ведущий объясняет, что Памси будет вместе с ними учиться справляться с трудностями.

2. Работа с текстом

Ведущий читает детям начало рассказа "Памси грустит".

Ведущий: На краю луга среди диких цветов есть каменная пещера. В пещере живет маленький дракончик по имени Памси. Он – особенный дракончик. Дело в том, что Памси умеет думать. И очень любит учиться! Он уже умеет считать и знает названия всех цветов, растущих на лугу около пещеры. Но самое удивительное – это мысли Памси, которые бывают очень разными. Иногда они похожи на праздничный салют – яркие, быстрые, как разноцветные искорки. Когда его мысли похожи на салют, они блестят, играют, мчатся, и окружающий мир кажется Памси таким разноцветным! В его голове появляются замечательные идеи. Когда мысли у Памси такие, то у него прекрасное настроение и он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше.

Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в центре весеннего луга – спокойные и тихие, очень-очень светлые. Все краски – как отражение в чистой и прозрачной воде. При этом он чувствует себя хорошо и уверенно. Он мечтает, чтобы так было всегда, и тогда душевное спокойствие никогда не покинет его.

Иногда Памси чувствует себя очень плохо, даже отвратительно, будто с ним происходит что-то неприятное и мрачное. И тогда мысли Памси похожи на мутную лужу в плохую погоду. Они темные и вязкие. Памси называет их гадкими. Когда у Памси такие неприятные мысли, он чувствует себя несчастным! Ему очень плохо, он расстроен. В такие моменты Памси хочет только одного: чтобы поскорее прошло неприятное состояние. Он ждет, ждет и ждет… Памси даже устает от этого ожидания, и ему хочется знать, когда же снова будет хорошо и когда он опять почувствует себя счастливым. Он понимает: для того чтобы плохие мысли ушли, должно что-то произойти, а что именно – не знает.

Он лежит и ждет, ждет, ждет…

После чтения рассказа ведущий берет три стакана с водой и говорит:

–  Когда Памси чувствует себя хорошо, у него все получается, он всем доволен и всех любит.
В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и чистые (показывает стакан с водой).

–  Когда в его голову приходят отличные идеи, то и настроение бывает прекрасным, радостным, и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (бросает во второй стакан блестки и палочкой их размешивает).

–  Но бывает, что мысли Памси грустны и неприятны, ему плохо или обидно. Тогда его мысли похожи на темную, мутную воду (бросает кусочек глины в третий стакан).

3. Обсуждение

  • Примерные вопросы для обсуждения:
  • бывало ли у вас такое грустное настроение, как у дракончика Памси, когда;
  • что вы чувствовали при этом;
  • о чем думали;
  • как вы выходили из грустного состояния;
  • нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение;
  • что нужно делать, чтобы оно прошло?
  • 4. Учим правило

Ведущий открывает детям "правило-секрет": наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем. Затем ведущий приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, и записывает их на доске, например:

•   я плохой;                        •   я справлюсь;

•   я не умею;                       •   у меня получится;

•   я не справился;               •   я научусь;

•   меня обидели;                 •   все будет хорошо;

•   я боюсь;                          •   я не буду бояться.

5. Домашнее задание

Предложите детям:

  • в течение недели последить за своим настроением, отметить, каким оно бывает чаще;
  • если настроение станет плохим, попытаться исправить его при помощи хороших мыслей;
  • принести на следующее занятие рабочие тетради и изготовить карточки, изображающие три настроения ("чистое", "блестящее", "темное").

Комментарии для ведущего

Представляя Памси (это может быть также и любой другой персонаж), следует немного рассказать о нем. Ему 7 лет – столько же, сколько и детям. Он уже многое знает, умеет считать, знает буквы и т. д. Но он еще не научился справляться с плохим настроением и не знает, как прогонять плохие мысли.

Желательно, чтобы ведущий дал возможность пообщаться с игрушкой каждому ребенку (потрогать ее, поздороваться с ней). Это помогает детям включиться в игровую ситуацию, почувствовать себя свободнее.

Приложение 2

Конспект занятия
"Как справиться с плохим настроением?"

Цель занятия: осознание понятия "доброта".

Материалы:

  • мягкая игрушка – дракончик Памси;
  • аудиокассета с музыкой для релаксации;
  • плакат "Чашка доброты".

Ход занятия

1. Повторение

Ведущий с помощью вопросов выявляет уровень усвоения предыдущего материала:

  • кто из вас пытается исправлять свое плохое настроение;
  • кто может рассказать нам о том, как ему это удавалось сделать;
  • кто из вас добрый;
  • что такое доброта;
  • какие мысли помогают быть добрым?

2. Упражнение "Волшебная чашка"

Дети под музыку для релаксации выполняют задания ведущего…

Ведущий: Сядьте удобно, прикройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что вы видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно рассмотрите чашку. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло?.. Ваша чашка особенная – волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Эта чашка – твоя! Она наполнена твоей добротой! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка!"

3. Обсуждение

Завершив упражнение, дети рассказывают о том, какие они видели чашки, обмениваются мнениями, почему чашка всегда оставалась полной. Памси показывает плакат со своей чашкой. Ведущий задает вопросы:

  • почему чашка становилась все полней, хотя из нее отливали напиток в другие чашки (чем больше отдаешь доброты другим – тем больше доброты получаешь обратно);
  • как узнать о доброте другого человека;
  • кто может назвать добрых людей;
  • кто очень добрый в школе (классе);
  • как вы узнали об их доброте;
  • можно ли всем стать добрее; как?

4. Домашнее задание

Нарисовать дома свою чашку доброты и написать на ней "Моя доброта".

Комментарии для ведущего

Данное занятие является связующим между первой и второй учебными четвертями. Его основная цель – помочь детям настроиться на продолжение обучения приемам саморегуляции, вспомнить, чему они научились ранее, уточнить, что из пройденного материала используют дети в повседневной жизни. Тема доброты помогает детям легче понять, что за мыслями всегда следуют дела, мысли руководят нашими поступками.

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Управление начальной школой" >>

Вернуться на страницу выпуска 

"Управление начальной школой" – ежемесячный журнал для заместителей директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах. Качественное образование с первой ступени.

В разделе "Архив" Вы можете ознакомиться с подробным содержанием каждого номера "Управление на


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных компетенций и воспитание успешности учащихся начальной школы

Метод проектов  относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в быстро меняющемся мире. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая с...

Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся в начальной школе

Пояснительная записка к программе "Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся"...

Формирование учебной самооценки учащихся начальной школы по программе «Школа 2100»

В статье рассказывается о этапах формирования самооценки учащихся. Приведены примеры из личного опыта работы над данной темой....

Образцы листов самооценки учащихся начальной школы

Образцы листов самооценки учащихся начальной школы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Название методической разработки: «Методы и приёмы формирования самооценки учащихся начальной школы»Актуальность методической разработки связана с тем, что самооценка поможет обучающимся н...

Листы самооценки учащихся начальной школы

Важнейшим показателем развития личности является самооценка. В условиях введения требований ФГОС очень важно учить детей давать самооценку своей работы, взаимооценку работы в паре, в группе. В кач...