РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья на тему

Маренко Елена Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorlykskiy_rayon_statya_-_kopiya.docx56.33 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

(Куричева Л. В., Маренко Е. В., Юресько Т. А., ст. Егорлыкская РО, Россия)

Реализация ФГОС, через гуманизацию образования требует создания комфортных, соответствующих возрасту условий, путем повышения внимания к личности каждого ребенка, учета его индивидуальных особенностей. Однако в настоящее время возникают противоречия между сложившимся традиционным содержанием, предназначенным для массовых школ, и практикой обучения школьников в условиях ФГОС.  

Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости перестройки образовательного процесса, в частности создания гуманистического педагогического взаимодействия, где гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе.

Учитель является посредником между учащимися и духовными ценностями прошлых и современных поколений, а потому очень важно самому учителю быть гуманным. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для младших школьников знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю обучающиеся входят в мир знаний, осваивают моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

Обучение в условиях реализации ФГОС имеет ряд специфических особенностей:

- обучение связано с взаимодействием учащихся с учителем;

- обучение не ограничивается школой;

- обучение не должно сводиться только к получению учащимися знаний и формирования у них умений;

-обучение должно включать в себя психологические особенности, т.е. должно быть направлено на развитие личности ученика, в частности на становление самооценки.

В психологическом словаре самооценка рассматривается как оценка личности самой себя, своих возможностей, качество и место среди других людей. Относясь к ядру личности она, является важнейшим регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения с окружающими, его критическая требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.[7]

Исходя из этого, развитие личности становится проблемой не только психологии, но и педагогики. В педагогической науке развитие личности рассматривается в совокупности с образовательным процессом.

Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается соответствующей требованиям общества. Для развития полноценной личности необходимо формирование адекватной самооценки.

Овладение действительностью у детей осуществляется в его деятельности при участии взрослых.

Необходимо заметить, что непосредственные взаимодействия учеников и учителя осуществляются в организованном деятельностном подходе, когда учащиеся входят в относительно стабильную ситуацию и проходят следующие три фазы личностного становления:

- адаптация - предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности;

- индивидуализация - порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть как все» и стремлением к максимальной персонолизации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности;

- интеграция - детерминируется противоречие между стремлением быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в обществе.

Обучение младших школьников рефлексии приводит их проявлению возможности выделять особенности своих действий и делать их предметом анализа. Нужно заметить, что младшие школьники в данном случае начинают ориентироваться на общекультурные образцы действия, которыми они овладевают в деятельностном взаимодействии с учителем. Совместная деятельность младших школьников с учителем открывает для них новые формы сотрудничества с другими. Уже к 3 классу школьники могут осуществлять контроль не только за своей работой, но и за работой одноклассников, могут выполнять учебную работу самостоятельно или в паре с одноклассником. К 4 классу они могут сами поставить перед собой учебную задачу, составить режим работы, оценить и проверить ее. Умение оценивать и проверять собственную работу говорит о становлении самооценки. Новые типы сотрудничества с другими людьми совершенствуют и систему нравственных оценок учащихся, вносят в нее новые качества - оценку затраченного труда, как своего усилия, так и усилия других.

Реализация ФГОС направлена на усвоение научных понятий младшими школьниками, усвоение которых формирует внутренний план действий; в нем проявляется содержательная ориентировка на все измерения времени («это уже знаю», «это изучу» «это не знаю», «это буду знать»). Усвоение закономерностей вещей и явлений позволяет предвидеть свои действия и преобразование предметов, что отражается в умении планировать свои действия.

Учитель в деятельностном процессе способствует развитию индивидуальности ученика и формирует у него теоретический, научный тип мышления, позволяющий обращать внимание на самые существенные связи и отношения в окружающем мире и в самом себе.

Существенным условием успешного формирования самооценки детей младшего школьного возраста являются взаимоотношения между учителем и учащимися, и потому их отсутствие приводит к конфликтам, снижает воздействие приемов, применяемых учителем, что приводит к формированию неадекватной самооценки учеников. Если проявление школьниками настойчивости расценивается учителем как упрямство, а проявление инициативы - как нарушение дисциплины, то учитель в ходе учебного процесса будет препятствовать развитию волевых качеств, которые являются одним из компонентов самооценки.

Для установления взаимопонимания между учителем и учащимся требуется наличие хотя бы одного из двух условий: либо совпадение оценки ситуации, либо при расхождении точек зрения – то требуется длительный путь познания друг друга. Одним из этапов установления взаимопонимания между учителем и учащимися – изучение школьников, проникновение в их внутренний мир. С. А. Рубинштейн писал: «Педагог, который строит свою работу с учетом только внешней, формальной характеристики поведения учащихся, не раскрывая его внутреннего содержания, по существу не ведает, что творит». [8]

В ходе реализации ФГОС в начальной школе педагогу необходимо учитывать цели и мотивы поведения учащихся, их переживания, установки, состояние, ожидание похвалы от учителя, имеющиеся у них опасения, что будет способствовать адекватному развитию личности в целом, в частности самооценки.

В современных условиях образования учащиеся не могут постоянно находиться в ситуации потребления готового знания. Они хотят и умеют, если научить их, быть активными, самостоятельными в учебно-познавательной деятельности, которая предусматривается организацией в образовательном процессе деятельностного подхода, который формирует самооценку личности учащихся.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

                              Успех

Самооценка = --------------- 

                          Притязания

        

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно. Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями – так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. [2]

Необходимо заметить, что деятельность учащихся начальной школы наряду с общением и самосознанием является одним из основных факторов становления и формирования их личности. На протяжении всего процесса обучения учащиеся имеют дело с освоением все новых и новых видов деятельности, концентрируя внимание на этом выбранном главном аспекте и соподчиняя ему все остальные деятельности. В ходе деятельностного обучения расширяются и углубляются связи общения учащихся, происходит становление в личности школьников образа его «Я», т.е. самосознание, имеющее следующие критерии:

- выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

- осознание своей активности – «Я управляю собой»;

- осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

- моральная оценка себя, наличие рефлексии, осознание своего внутреннего опыта. [2]

Развитие самооценки учащихся невозможно без создания адекватного учебно-воспитательного процесса, т.е. организации положительной учебной деятельности школьников и оказание положительных воспитательных воздействий на их деятельность.

Данная организация в большей степени зависит от педагогического мастерства учителя. Воспитательные же воздействия рассмотрим как источник семейного развития.

Педагогическое сопровождение учащихся внутри образовательного процесса путем деятельностного подхода с целью развития их самооценки потребно через изучение их когнитивного стиля, что позволяет раскрыть актуальные и потенциальные возможности учащихся и осуществлять коррекционно-развивающую педагогическую работу.

Развитие самооценки учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС можно представить в следующей схеме:

Данный подход развития самооценки учащихся младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС позволяет достигнуть следующих целей:

- создание образовательной среды, которая содействует личностному росту школьников и самостоятельному освоению ими картины мира;

- создание педагогических условий в образовательном процессе, способствующих развитию адекватной самооценки учащихся;

- совершенствование когнитивности обучающихся, через методическую организацию педагогической деятельности учителя.

Таким образом, функция реализации ФГОС в начальной школе с целью развития самооценки учащихся младшего школьного возраста – это развитие не только личности учащихся, но и самого образования, где педагог выступает по отношению к образованию проектировщиком и организатором педагогической деятельности, диагностом образовательного процесса, выстраивающим коммуникации в ситуации развития личности школьника.

Современный учитель часто «стоит на пороге» самоустранения от решения названной выше проблемы не только потому, что не хочет, а потому, что не может, не знает, как и что ему делать. Но самое главное – он не всегда чётко представляет себе, что может он сам, что могут учащиеся, где граница между «можно» и «надо», где изменить свои требования к ученикам, чтобы не навредить им.

Развивая самооценку учащихся с учетом современных требований общества к образованию, необходимо помнить, что школьники, в частности начальной школы, подвергаются воздействию множества разнохарактерных влияний. С одной стороны – это все аспекты интра - (т. е. внутри) их индивидуальной изменчивости. С другой стороны – младшие школьники являются субъектами взаимодействия с миром. [3]

Аспекты интра                      Личность                            Окружающая среда

Огромную роль в развитии самооценки учащихся играет личность педагога: его педагогические умения, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.        

Наиболее оптимальный способ развития самооценки учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС через личностно-профессиональную подготовку самих педагогов путём прохождения следующих этапов:

- эмоционально-волевая подготовка;

- теоретическая подготовка;

- практическая подготовка.

Исходя из вышеизложенного, делаем вывод, что развитие самооценки учащихся младшего школьного возраста с учетом требований ФГОС включает в себя два аспекта:

- педагогическая помощь и поддержка школьникам путем организации деятельностного подхода образовательного процесса;

- методическая помощь и поддержка педагогу в условиях реализации ФГОС.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Беловицкая С. И. Психолого-педагогическое сопровождение младшего школьника по образовательному маршруту с целью развития полноценной личности. //Актуальные проблемы подготовки учителя начальной школы в непрерывном педагогическом образовании Юга России. Материалы конференции. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - 276 с. - С. 11- 20
  3. Беловицкая С. И. Взаимосвязь индивидуального обучения и формирования самооценки детей младшего школьного возраста// Учительство и ученичество как социально-педагогические феномены.  Материалы заочной научно-практической конференции с международным участием. Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «Антей», 2010. - 199 с. – С. 17 -25
  4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.2 /Выготский Л.С.- М., 1982 – 184 с.
  5. Залевский, Ф.С. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников.// Завуч начальной школы. - 2009, №1 - 70 с.
  6. Олийных, Л. Как помочь школьнику повысить самооценку/Олийных Л. - Воспитание школьников. - 2007. - №1. – 29 с.
  7. Психологический словарь/ авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова; под общ. ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов-на-Дону, 2003.- 640 с.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Программа медико-психолого-педагогического  сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Взаимодействие  усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...

Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....

Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....

Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.Следует отметить, что во время обуче...

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...