Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

Рябова Наталья Анатольевна

Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_programma_4_kopiya.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

№ 2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

        

Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Срок реализации программы 4 года

Разработано:

Учитель начальных классов

 Рябова Наталья Анатольевна

г. Сызрань 2014год

Содержание программы

1. Актуальность темы  …………………………………………………………….3

2. Из опыта работы внедрения проектно - исследовательской деятельности

    в учебно - воспитательный процесс…………………………………………….4

3. Цели и задачи эксперимента…………………………………………………...9

4. Планируемые результаты……………………………………………………….9

5.  Перспективное  планирование проектно – исследовательской работы с учащимися  ………………………………………………………………………11

6. Результативность использования проектно–исследовательской деятельности…………………………………………………………………….13

7. Заключение…………………………………………………………………...16

8 . Список литературы………………………………………………………….17

 

 1. Актуальность темы:

 Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает - за каждые десять лет он удваивается. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя. Вместо понятия  «обучение на всю жизнь» появилось другое– «образование через всю  жизнь». Понятно, что ученик современной школы должен  прогнозировать свою жизнь, уметь ее организовывать и конструировать будущее не после, а до окончания школы. Именно поэтому современная школа призвана создать условия, при которых учащиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса; условий, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить свое индивидуальное «Я»; условий, которые позволят заложить в него механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления собственной личности, ее творческой индивидуальности, для взаимодействия с людьми, культурой, природой.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия ведущей учебной деятельности обучающихся и их индивидуальным особенностям и возрасту.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими, реализовывать. Одним из вариантов в решении проблемы успешной адаптации выпускника начальной школы может стать  метод учебных проектов как технологии развития умений учиться.

2.  Из опыта работы  внедрения проектно- исследовательской деятельности

    в учебно- воспитательный процесс

С 2011 по 2014 год я работала по учебно-методическому  комплекту « Планета Знаний» Основной особенностью УМК « Планета знаний» является его целостность: единство структуры учебников; единство сквозных типовых заданий; единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.  На всех уроках учащиеся выполняют  задания, пользуясь условными обозначениями:

- работа в паре;  творческие задания;  поиск информации в словарях,  энциклопедиях; - интеллектуальный марафон.

В комплекте « Планета знаний» проектная деятельность организована  в виде 2 взаимосвязанных блоков работы:

          1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2)  работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

Темы проектов  в учебниках  предлагаются после изучения раздела. Например, окружающий мир 1 класс,  раздел «Растения»: «Что мы сажаем, сажая леса…», « Комнатные растения в нашей жизни», « Искусство составления букетов», « Охрана растений», «  Растения в жизни животных». Окружающий мир 2 класс, разделе «Живая природа» предлагают разработать проекты: «Что даёт лес?», «Животные и растения леса», «Какие бывают лема», «Охрана леса человеком».

Окружающий мир 3 класса в разделе «О царствах живой природы» были предложены следующие темы проектов: «Какие растения и животные встречаются там, где ты живёшь?»  «Как животные питаются?», «Роль хищников на планете»   

  Чтобы развивать у детей  познавательные навыки   я использовала следующие типы проектов:

  1. исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.  ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.  информационно – практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, альбомы, кроссворда, буклеты  и др.);

4. творческие  (оформление результата  в виде  сценариев  внеклассных мероприятий,  КВНов, предметных  недель  и т.д.)

Данные виды  проектов  применялись мной   на   технологии,    русском  языке, окружающем мире, литературном чтении, математике. Ребятам  предлагались темы  исследований в конце  изучения разделов учебных  программ.   Результаты проектной деятельности   заслушивались  на  обобщающих уроках.

Основные требования, выдвигаемые  к проекту учащихся:

1. наличие социально значимой задачи (проблемы): исследовательской, информационной, практической.

2.    наличие  плана действий по разрешению проблемы, проектирование  самого проекта,  определения вида продукта и формы презентации

3.    наличие  исследовательской деятельности учащихся, т.е. поиск, обработка, осмысление и представление информации ребенком или проектной группой.

4.    наличие  продукта деятельности.

5.  наличие  презентации готового продукта (умение представить его слушателям).

6.  формирование  Портфолио, т.е. папки, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Важное правило класса:  продукт проектной деятельности  должен использоваться на  уроках и дополнительных занятиях;  обязательное оформление тематических выставок по предметам. 

Проектная деятельность младших школьников способствует:

- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

- развитию творческих способностей и активности учащихся;

- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, у них появляется чувство ответственности перед товарищами. Развивается, помимо логики и мышления, культура речи. Интересно и то, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно. Они проявляют заинтересованность, помогают советом, информацией, участвуют на разных  этапах проектной деятельности.

Исходя из анализа своей работы в данном направлении, считаю организовывать обязательный выход с проектами в социум: лучшие  проекты демонстрируются по параллели начальной школы,  на родительском собрании,  принимают участие  в окружных  конкурсах   исследовательских проектов. В результате у ребят  появляется стимул в дальнейшей исследовательской деятельности.

Так, за два последних учебных года     3  лучших  работы  моих учеников  приняли участие в конкурсе проектов «Гулливер»

Учебный год

Школьный уровень

Окружной уровень

2012 -2013

2 класс

2013-2014

3 класс

Участие   Вихаревой Владлены  в  окружном конкурсе проектов младших школьников «Гулливер  (окружающий мир)

(тема проекта «Комнатные растения»

Участие Кузнецовой Натальи  в конкурсе проектов младших школьников «Гулливер»

(Технология)

(тема проекта: «Жемчужные фантазии») 

Проведение викторины    «Летательные аппараты» Щеблыкиным Сергеем, Пономарёвым Артёмом,

для  учеников   начальных классов ГБОУ СОШ №2.

Участие   Лавренюк Анны в  окружном конкурсе проектов младших школьников «Гулливер

(Окружающий мир)

(тема проекта:  « Здоровое питание – что это такое?»)

Проведение викторины  

«  Растения планеты»  Блохиной Ариной, Кониной Ксенией, Лавренюк Анной,

для  учеников   начальных классов ГБОУ СОШ №2.

Проведение новогодней викторины «Новогодний каллейдоскоп»  для учеников  3-г класса

Пономаревым Артёмом

Проведение классных часов в 1-3 классах на тему «Здоровое питание- что это такое?»

Лавренюк Анной, Пономарёвым Артёмом.

Выпуск стен-газет «Секреты здорового питания», «Здоровое питание- что это такое», «Рецепты вкусной и полезной пищи»

Разработка проекта и презентации «Как животные питаются»

Лавренюк Анной

Работа над проектом  «Роль хищников на планете»

Пономарёв Артём

Работа учителя начальных классов заключается в поиске наиболее эффективных методов и способов «закладки фундамента» знаний. Поэтому, начиная работу с первым классом, в 2011 учебном  году следовало пересмотреть:

-  структуру урока;

- формы и  методы преподавания;

- портфолио достижений ученика.

Для того чтобы начать работу  по новым Федеральным  Государственным Образовательным Стандартам,  необходимо было проделать огромную работу:

- пройти курсовую подготовку;

- создать экспертную группу;

- написать основную образовательную программу начального общего образования;

- выбрать учебно – методический комплект, соответствующий требованиям ФГОС.

Одним из первых учебно – методических комплектов для начальной школы я отметила для себя УМК «Планета знаний», в котором чётко прослеживается исследовательская  проектная  деятельность, направляющая ребёнка на добывание знаний самостоятельно. Ценным  в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования:

  •  проблематизации,
  •  целеполаганию,
  •  организации и планировании  деятельности,
  •  самоанализу и рефлексии,
  •  презентации,
  •  коммуникативности,
  •  умению принимать решения.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений самостоятельно  конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребёнка и развивает его индивидуальные интересы.

  Срок реализации  программы исследовательской проектной деятельности -  4 года.  Поэтапное  формирование    универсальных учебных действий  с 1 по 4 класс.

 Цели и задачи эксперимента

Цель программы – выявление наиболее одарённых учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей через исследовательскую и проектную деятельность.

Исходя из цели,  я наметила следующие задачи:

  • воспитывать интерес к углубленному изучению предметов;
  • развивать навыки научно- исследовательской  работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
  • поддерживать контакт с родителями, помогать и корректировать полученный результат.

4. Планируемые результаты проектно – исследовательской деятельности у учащихся начальных классов

Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения

- умение самостоятельно привлекать    знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи

Навыки оценочной самостоятельности

-умение оценить свою работу  и работу своего товарища

Умения и навыки работы в сотрудничестве

- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Коммуникативные умения

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

Презентационные умения и навыки

- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

5.    Перспективное  планирование проектно – исследовательской работы с учащимися  1- 3  класса

Класс

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

1

«Любимое число»

«Симметрия»

«Русский язык -  твой помощник в семье, на отдыхе, в магазине»

«Устное народное творчество»

«Одежда»

«Растения»

«Животные»

2

«Как родилась геометрия»

«Свойства площади»

«Народные праздники»

«Мои летние открытия»

«Поздравления»

«Ребусы и кроссворды»

«Народные песни»

«Сказки народов России»

«Сказки народов мира»

«Пословицы»

«Аквариумные рыбки»

«Пернатые питомцы»

«Всё о кошках»

«Всё о собаках»

3

«Что такое масса»

«Стенд

«Самый лёгкий и самый тяжелый»

«Викторина «Что тяжелее? Что легче?»

 Как зависит сила притяжения от массы предмета»

«Путешествие в страну слов»

«Заметки в газету».

«Создаём художественный журнал»

«Создаём сборники орфографических заданий»

«Народные песни»

«Тема дружбы в  художественных произведениях»

«Авторские сказки»

«Рассказы о детях и для детей

 «Что тебе известно о знаменитых спортсменах России»

«Как животные питаются?» «Роль хищников на планете»

4

«Игры  и головоломки»

«Игры с числами»

«Жизнь и творчество знаменитых математиков»

«Создаем газету»

«Готовим задания к олимпиаде»

«Проводим викторины по разделам русского языка»

«Тема Родины в художественных произведениях»

«Создаём конкурсную программу по сказкам Пушкина, Андерсена»

Выпускаем газету о любимом писателе

«Солнечная система»

«Голубая планета Земля»

«Учёные древности»

«Ученые России. Их жизнь и творчество»

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

  Мои задачи  как педагога по формированию исследовательских навыков учащихся на ступени начальной школы

1 класс

Ставить  проблему и намечает  пути решения, но само решение предстоит найти учащемуся.

2 класс

 Ставить  проблему, но метод решения ученик ищет самостоятельно.

3 класс

Ученик совместно с учителем  ставит проблему, ищет методы исследования.

4 класс

Ученик самостоятельно ставит проблему, продумывает пути решения и предоставляет полученный результат.

6. Результативность использования проектно – исследовательской деятельности в учебном процессе.

Метод проектного обучения помогает мне решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда. Формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.

Мои ученики верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

 Я поощряю творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять творческие идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки.  Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд.  У детей виден интерес к познанию всего, что их окружает. Родители стали частыми гостями в классе. Детям нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. Дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители.

В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от темы. Инициатива учащихся при выборе темы  ограничивается на первых порах рамками школьного курса и  моими возможностями, так как я   изначально выступаю в  роли научного руководителя проекта.

Поскольку для меня три года назад организация проектов было делом новым, то, изучив методику проведения проектов, я попробовала разработать и провести с детьми ряд проектов.

Другим  долгосрочным проектом стал исследовательский проект  « Здоровое питание – что это такое?». Работу над темой мы начали на уроке окружающего мира, где мы познакомились с  темой «Питание». Между детьми разгорелся спор: одни утверждали, что  есть нужно только полезную пищу, другие - что  любая пища приносит пользу. Решили  изучить   вопрос питания,    и сделать   вывод о  пользе здоровой пищи  и  вреде некоторых продуктов  в  нашей торговле. В ходе исследования дети  пришли к выводу, что  употребление овощей, фруктов, кисломолочных продуктов  благотворно влияет на организм, а употребление фасфудов, Пепси, чипсов  отравляет наш организм и приводит к заболеваниям внутреннх органов.  Самым интересным этапом работы стал опрос учащихся начальных классов. Дети из других классов с удовольствием отвечали на вопросы.  Все ответы учащиеся заносили в сводную таблицу. В процессе совместного обсуждения результатов проекта мы подошли к выводам, чтобы быть здоровым, умным и красивым, нужно кушать много разных витаминов. Этих витаминов много есть повсюду  – очень много в фруктах и других продуктах. Любят ребятишки яблоки и груши, но и свёклу тоже надо чаще кушать. Да, полезны, дети, творог и сметана. А для мозгов и силы - рыба и бананы. Чтобы быть здоровым, умным и красивым, навсегда запомни: КУШАЙ ВИТАМИНЫ!

  Результаты проекта были презентации на эту тему и  оформлены   стенгазеты «Здоровое питание – что это такое», «Рецепты вкусной и полезной пищи», «Секреты здорового питания». С проектом выступили на окружном конкурсе «Гуливер», провели классные часы для учеников начальной школы, выступили перед родителями класса.

              В этом году с  третьеклассниками  мы организовали выпуск ежемесячной газеты класса. Издание газеты « Перемена» - это информационный проект. Дети сами создают тексты, рисунки, фотографии, кроссворды, которые мы и публикуем.   Учащиеся обсуждают содержание номеров газеты, предлагаемые публикации, готовят статьи, рисунки, фотографии в газету, работают над её оформлением. Этот проект увлекает, развивает, сплачивает детей. Выпуск газеты - это идеи, это творчество. Газета может:

- сообщать новости, которые происходят в классе, школе и за ее пределами;

- рассказывать о том хорошем, что есть в школе и классе;

- выявлять недостатки с целью их устранения;

- обсуждать волнующие проблемы;

- рассказывать о достижениях;

- быть средством отдыха и развлечений;

- пропагандировать литературное творчество;

- расширять кругозор учащихся, пробуждать интерес  к новым знаниям.

Дети знакомятся с профессиями людей, которые выпускают газеты. У нас есть свои редакторы, редакционный совет, корреспонденты, художники, фотограф. Учатся самостоятельно находить и отбирать информацию, учатся планировать содержание деятельности,  время,  вести  интервью.

Прекрасная природа Великой России достойна того, чтобы ее охраняли. Именно поэтому и функционируют в стране многочисленные заповедники, в которых охраняются не только животные и растения из Красной книги, но и уникальные природные объекты, которые можно по праву назвать ценностью всего человечества.

В течение года мы участвовали в   проекте «В дружбе сила». В рамках данного проекта с детьми был проведен цикл занятий «Монолог о дружбе»; «Друзья познаются в беде» - сказка; тест-анкета для  учащихся; «Секрет дружбы»; презентация «Пожелания друзьям».

Эта работа проходила на кружках, в группе продлённого дня, когда мы ходили на беседы в библиотеку. В процессе работы над проектом раскрывались понятия: дружба, взаимное уважение, доброта, такт и деликатность, взаимопомощь, толерантность. В процессе занятий формируется понятие уступчивости как признака силы (а не слабости), чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера, как формы поведения в коллективе, в семье, кругу друзей. Результатом проекта стало формирование духовно-нравственных позиций: умение различать красоту истинную и искусственную, дружбу настоящую и фальшивую; пользоваться контактными этикетными формулами: совет, извинение, согласие, одобрение. В конце учебного года учащиеся предложили создать презентацию для публикации в социальных сетях

 7.   Заключение.

          Подводя итоги,  следует отметить,  что именно в проектной деятельности  ребёнок раскрывается, максимально используя свои возможности, работает в группе, отстаивает свою точку зрения, заинтересовывает ребят продуктом. Принимая участие в исследовательских конкурсах ребята получают различные сертификаты, дипломы, грамоты, что положительно влияет на их учебную мотивацию, добавляя при этом их в  портфолио, которое является обязательным в условиях реализации ФГОС.

Как показывает опыт работы,  проектно – исследовательский метод  наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах, делая обучение развивающим и интересным.

7. Список литературы:

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

3.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

4.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

5.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

6.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС

формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры...

Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС

Особенности развития детей в начальной школе дают возможность широко внедрять элементы проектно-исследовательской деятельности в процесс обучения. Рассмотрению возможных проблем, возникающих в ходе пр...

"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе в условиях введения ФГОС"

Действенным средством сохранения интереса у младших школьников к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?...