Главные вкладки

    Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС
    статья на тему

    Хамзина Гульназ Ринатовна

    Доклад

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon novyy_ped.chtenie_gulnaz.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

     в условиях реализации ФГОС

    Г.Р.Хамзина,

    учитель начальных классов второй квалификационной категории

    МБОУ «Староромашкинская СОШ» Чистопольского

     муниципального района Республики Татарстан

    Тему «Проектная деятельность в начальной школе» я считаю актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир

    Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и планирования своей деятельности; формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

    Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные, как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

    Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному». Можно использовать следующие формы: творческая работа (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений), сообщение, доклад, исследование.

    Работы должны выполняться с соблюдением грамотности. Грамотность – это правило. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство.

    1.Что такое проект?

    • Любой проект имеет практически одинаковую структуру.
    • Проект – это «пять П»:

    - проблема;

    - проектирование (планирование);

    - поиск информации;

    - продукт;

    - презентация.

    2. Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы.

    3. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

    4. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

    5. Результатом работы над проектом  является продукт.

    6. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.

    Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

    Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Какова  роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности?

    На этапе выбора темы исследования родители могут помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.

     Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. На этом этапе родители помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать.

    В ходе сбора материала родители могут  посоветовать, дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые помогут ребенку в посещении библиотеки, ориентировании в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.

     На этапе обобщения материалов родители могут помочь ребенку кратко изложить  самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, создать  графики, макеты, чертежи и другие. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.

    Изучив  методическое пособие для учителя “Методику исследовательского обучения младших школьников”, я провела несколько вводных занятий с учениками.  

    Моей целью было:

    - развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;

    - выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно-исследовательской работы.

    Чтобы провести исследование,  применяю следующую последовательность:

    1. Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования).

    2. Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

    3. Выбор темы исследования. (Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

    4. Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

    5. Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).

    6. Определить последовательность проведения исследования.

    7. Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).

    8. Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

    9. Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

    10. Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

    Детям предлагается «Памятка юному исследователю».

    Моё исследование

    1.Тема исследовательской работы (Как будет называться моё исследование?).  «О жизни..»

    2. Введение.  Актуальность проблемы.  В чём необходимость моей работы? Что я узнал из литературы?

    3. Цель. (Что я хочу исследовать?) «Изучить…» «Поставили цель: изучить поведение  …».

    4. Задачи. (Для чего я хочу провести исследование? «Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…») изучить литературу о жизни.

    Для того, чтобы научиться добывать самостоятельно знания и проводить собственные исследования,  надо овладеть техникой исследовательского поиска на уроках. В ходе реализации исследовательского метода на уроках, младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

    Для знакомства с методикой проведения учебных исследований, можно провести тренировочные занятия с заданиями: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Получить информацию из книг», «Понаблюдать», «Посмотреть по телевизору», «Провести эксперимент» и другие.  

    В ходе индивидуальной работы, совместно УЧЕНИК + РОДИТЕЛЬ+ УЧИТЕЛЬ, на данном этапе проводили исследование, представили свою работу-  проект «Экология  и математика»  на муниципальном конкурсе проектов-исследований.

    Следует сказать, что каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с родителями, учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

     

    Литература

    1. Воронцова А.Б. Проектные задачи в начальной школе.- М: Просвещение, 2010 год;
    2. Савенков А.Е. Методика исследовательского обучения младших школьников.-М: Учебная литература,  2008 год;
    3. ФГОС НОО второго поколения.- М: Просвещение,  2010 год;
    4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам.- М: РОСТ книга, 2010 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...

    Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

    В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

    Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развити...

    Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Презентация "Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС."...

    Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

    Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содер...

    Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения

      Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам  не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С больши...

    Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

    Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...