Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
методическая разработка

Усачёва Наталья Владимировна

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на разных уроках: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_aktivizatsii_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на разных уроках в условиях реализации ФГОС

        Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Я в своей практике использую различные приёмы активизации познавательной деятельности.

Это разнообразие методов, приемов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.        

На уроках я стараюсь создать ситуации, в которых учащиеся сами:

- задают вопросы друг другу и учителю;

- самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

- отстаивают своё мнение;

- выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);

- принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

- анализируют ответы друг друга;

- оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

- консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

- находят несколько вариантов решения проблемы.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к приобретению знаний. Для этого я использую целый спектр методических приёмов:

- Наглядность;

- Художественное слово;

- Технические средства;

- Игру.

Так, на уроках математики в начальной школе использую следующие приемы и виды заданий:

  1. Игра «Да-нет» (Учащиеся говорят «да», если согласны, «нет», если считают, что ошибка.)
  • 80 -20 = 60  (Да)
  • 12 : 2 = 10 (Нет)
  • Сумма чисел 85 и 10 равна 90 (Нет)

  1. Логические разминки (Решение логических задач)

- Сколько месяцев в году имеют 28 дней?

- Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла двести метров. Как ей это удалось?

- Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить — всем по одному досталось. Как это могло быть?

  1. «Магические квадраты»

  1. «Домики» (Состав числа)

  1. Задачи в стихах (Прием устного счета)

- Начинаем отнимать.

Кренделечков было пять,

А теперь осталась пара.

Сколько съела их Тамара?

(3 кренделечка)

- В книге 26 рассказов

И всего 17 сказок.

Отвечай, на сколько сказок

В книге меньше, чем рассказов?

(На 9 сказок меньше)

- У мамы-квочки

8 сынков и 2 дочки.

Каждому мама купила

По 2 кусочка мыла,

Чтоб чистыми были, опрятными,

Красивыми и аккуратными.

Сколько кусочков мыла

Мама детишкам купила?

(20 кусков мыла)

  1. «Веселый счет»

2

3

8

4

5

9

1

6

7

- Покажи все числа в прямом порядке, в обратном.

- Назови сумму всех чисел, записанных в желтых квадратах.

- Назови соседей чисел 3,5,9 в данном квадрате.

- Найди сумму чисел 1 столбца, 2 строки, 3 строки и т.д.

На уроках русского языка для активизации познавательной деятельности использую следующие виды заданий:

  1. «Загадки» (Отгадка предполагает новое или изученное ранее словарное слово или слово с изучаемой орфограммой)

  1. Игра «Яблоня» (Игра с использованием наглядного материала или мультимедийных средств. Соотнесение буквы на яблоке с пропущенной буквой в словах)

  1. Разгадывание ребусов, кроссвордов (Разгадывание кроссвордов и ребусов, составленных с помощью онлайн-конструкторов)

  1. Картинный диктант  (при изучении словарных слов)

  1. Шарады «Составь слово»

Корень тот же, что и в слове СКАЗКА,

Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка та же, что и в слове РАСХОД. (РАССКАЗЧИК)

Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс, окончание в ТЕТРАДКА вы встречали,

Я бываю в дневнике и журнале. (ОЦЕНКА)

  1. Игра «Да-нет»

Пример:

Во время синтаксической пятиминутки на этапе актуализации разобрали предложение:

Красив и наряден осенний лес в сентябре! Воздух чист, свеж, легок!

- Из этих предложений я выбрала одно слово. Задайте мне вопросы и отгадайте его. Я буду отвечать только «да-нет». Вопросы могут содержать морфологические, синтаксические, фонетические сведения о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию.

На уроках литературного чтения часто использую такие приемы активизации деятельности учащихся начальных классов:

  1. Игры-драматизации (Инсценирование сказок)
  2. «Путешествие по станциям»

Во время путешествия ребята преодолевают препятствия, выполняя различные задания. Стараются быть быстрыми, сообразительными, внимательными.

  1.  «Верные и неверные утверждения…»
  • писатель жил в 19 веке
  • Л.Н.Толстой прожил 100 лет
  • полное собрание его сочинений составило 90 томов!
  • его произведения читают во всём мире
  • больше всего писатель любил общаться с животными.

- В парах поставьте значки напротив предложений: + правда; - не правда; ? – не уверен.

4. «Корзина идей»

- Запишете любые ассоциации, которые возникают при произнесении слов «русские народные сказки».

- Назовите все, что возникает в памяти при произнесении слова «басня».

5. «Синквейн»

Задание учителя:

1. Назовите имя существительное по теме.

2. Два имени прилагательных

3.Три слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

Пример синквейна к рассказу Л.Н. Толстого «Акула»:

Акула

Огромная, кровожадная.

Плавает, нападает, поедает.

У акулы острые зубы.

Хищник

На уроках окружающего мира  я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся через сведения из дополнительных источников, использую игровые приемы, проблемные ситуации, упражнения:

  1. Прием «Удивляй»

Урок окружающего мира зимой начинается с небольшого рассказа.

- Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

2. Прием «Жокей и лошадь»

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Прием используется даже на уроках изучения нового материала.

  1. Загадки (по актуальной теме урока)

  1. Викторины «Знаешь ли ты?»
  • Растение, которое имеет прозвище Ванька-мокрый. (Бальзамин)
  • Растение, которое похоже на зеленого ежика. (Кактус)
  1. Кроссворды

  1. Игра «Назови предмет и его свойство» при  изучении темы «Свойства предметов».

В мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, деревянный, круглый, шершавый, бархатный  и т.д.)  Играющий берёт в руку предмет и, не вынимая из мешочка, определяет его свойство.

  1. Опыты и эксперименты.

На уроках окружающего мира показываю детям различные опыты. Содержание, представленное в учебнике, подсказывает, какие опыты целесообразно провести. Например, изучение темы «Вещества» связано с целой серией опытов по определению свойств различных веществ. Дети не раз в быту сталкивались со свойствами воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ и могут назвать некоторые свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и др.). Вместе с тем повторение этих опытов весьма полезно, потому, что формирует у школьников общую характеристику понятия «свойство» и термины, ее определяющие, позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Используемые ресурсы:

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8B&p=4&pos=133&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0642%2F00049a21-8b83da14%2Fhello_html_64286f39.jpg

https://yandex.ru/search/?text=%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0&lr=100929&src=suggest_B


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

концепция «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»

Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе. Задача современного образования состоит в том, способствовать поя...

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

В настоящее время педагоги сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели. Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сегодня наиболее персп...

Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Вот некоторые из игр, которые я использую в своей работе для активизации познавательной деятельности учащихся....

Нетрадиционные формы урока с использованием ЭОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Нетрадиционные  формы урока  с  использованием современных  технологий  ползволяют  учителю  активизировать  деятельность учащихся на уроке......

Доклад на тему:«Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»

        Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,...

Эффективные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в рамках ФГОС

Доклад -презентация Эффективные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в рамках ФГОС...