Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы.
методическая разработка по теме

Маркер Татьяна Александровна

Вот некоторые из игр, которые я использую в своей работе для активизации познавательной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация

познавательной деятельности

учащихся на уроках

На смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.

Действительная мотивация будет иметь место тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно и интересно. А следовательно, необходимо активизировать познавательные процессы, используя различные способы. Интерес ребенка вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление, как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.

Младший школьник имеет специфические возрастные особенности:

- неустойчивое внимание

- преобладание наглядно-действенного мышления

- повышенная двигательная активность

- стремление к игровой деятельности

- разнообразие познавательных интересов.

Для того, чтобы поддерживать в течение всего урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. А активной и интересной деятельность может быть только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 
       Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. 

Вот некоторые из игр, которые я использую в своей работе:

Комплименты

Все ученики класса должны разделиться на две одинаковые по количеству участников группы. Первая группа учащихся образует внутренний круг, а вторая – внешний. Ученики во внутреннем и внешнем кругах обязательно становятся лицом друг к другу, при этом каждый ученик находит себе пару.

В паре ученики, приветствуя друг друга, пожимают руки и по очереди говорят комплименты. После обмена комплиментами по сигналу учителя ученики, находящиеся во внешнем круге, делают шаг налево и оказываются перед другими учениками. В новых парах следует повторить приветствие и сказать новый комплимент. Движение по кругу повторяется до тех пор, пока учащиеся не встретятся с партнёрами, с которыми начинали упражнение.

Следует помнить, что комплименты каждому партнёру должны быть искренними, при этом нельзя повторяться. Учитель задаёт порядок и темп движения учащихся. Если учеников нечётное количество, то учитель сам становится в круг.

Животный мир и человек

Разделите доску пополам. Попросите детей в правой части доски написать характеристики человека, в левой – характеристики животных. Объясните детям, что они должны написать не физиологические, а только психологические характеристики.
Попросите двух детей выйти к доске и записывать все ответы других детей в соответствующих колонках. После того как таблица будет составлена, легко перейти к обсуждению темы: "Что отличает людей от животных".
Можно попросить детей составить индивидуальные таблицы, а затем сравнить результаты.

Дерево жизни

Попросите детей нарисовать дерево своей жизни по следующей схеме:
– корень – цель и смысл вашей жизни;
- ствол – ваше представление о себе;
- ветви – те качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты и желания;
- плоды – те качества, которые вы уже имеете, исполненные мечты и желания;
Обсудите вместе с детьми "деревья жизни", выявляя общие тенденции и делая выводы. Хорошо, если дети сами придут к мысли, что какова цель нашей жизни, таковы очен часто и её плоды.

Природа и я

Предложите детям закончить предложения:
- Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую__________.
- Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне___________.
- Море волнуется и пенится, как_________________________________.
- Капли дождя на стекле, словно_________________________________.
- Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто_________________.
- Я иду босиком по земле, и мне кажется, что мои ноги_____________.
- Я дотрагиваюсь до капелек росы на деревьях и чувствую , как______.
- Этот цветок так благоухает, что_______________________________.

Духовная природа человека

Напишите на доске большими буквами слово ЛЮБОВЬ. Попросите детей дать по одному определению любви. Например: нежная, светлая, волшебная, жертвенная. Предложите каждому назвать одно слово, которое для него связано с любовью. Например: мама, свет, страна. Все ответы запишите на доске. Все ответы считаются правильными.
Затем всем классом из написанных на доске определений напишите общее определение любви. Таким образом можно давать совместные определения любому понятию. Предложите детям завести тетрадь для подобных определений.

Когда я молчу

Попросите детей закончить предложения словами или рисунками:
- Я люблю помолчать, когда я нахожусь ...
- Тишина для меня – это ...
- Когда я молчу, я чувствую ...
- Когда я говорю, а все молчат, я чувствую ...
- Когда все говорят, а я молчу, я чувствую ...
- Когда я гуляю по лесу, я чувствую ...
- Я люблю помолчать, когда я слушаю ...

Такие развивающие игры помогают создавать в коллективе благоприятную атмосферу, способствуют сплочению классного коллектива, пробуждению интереса к себе, к своей личности, к другим людям, заставляют осмыслить свое место в мире, а также повышают интерес к урокам.

В работы можно использовать следующие методы:

Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания.

Сочинение, эссе. Письменная творческая работа позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения.

Создание галереи образов направлено, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление внутренних связей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Исследовательская деятельность учащихся начальной школы"

Доклад  содержит  рекомендации  по  проведению  исследовательской  работы  по  окружающему  миру в  начальной  школе,  поэтапному  ее ...

«Исследовательская деятельность учащихся начальной школы

                                                  ...

«Исследовательская деятельность учащихся начальной школы"

Исследовательская деятельность учащихся начальной школы...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Республиканский семинар на базе МБОУ «НОШ» с.Хову-Аксы «Внеурочная деятельность учащихся начальной школы в ключе новых программ начального общего образования», согласно Плана – ПРОСПЕКТА – 2013 года ГАОУ ДПО (ПК)

В 2013-2014 учебном году 18 декабря 2013 годаучитель начальных классов руководитель внеурочной деятельности Дазырбан Чойган Васильевна провела мастер – класс по теме: «Техника рисования ви...