"Развитие монологической речи у учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Коваленко Светлана Алексеевна

Развитие монологической речи у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Обладая развитой монологической речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на вопросы школьной программы; аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов учебников,  художественных произведений; научиться грамматически правильно излагать собственные мысли, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.

 Монологическая речь  - длительное, последовательное, связное изложение мыслей, одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.

Критерии монологической речи: основные (связность, цельность) и дополнительные (грамматическая правильность построения предложения, разнообразие лексических средств).

Задача говорящего сводится к тому, чтобы представить материал в логически стройном виде, выделив наиболее существенные части и сохраняя четкий логический переход от одной части излагаемого материала к другой.

Монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающейц действительности, описание событий, действий, состояний).

- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);

- эмоционально-оценочная.

По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания:

Монолог – описание

Монолог – сообщение          

Монолог – рассуждение

Монолог – повествование

Монолог -  убеждение

Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий.

Формирование умений монологической речи будет успешно осуществляться при использовании учителем специального комплекса упражнений, способствующих формированию умений монологической речи.

        При определении видов монологических  упражнений необходимо учитывать следующие критерии:

  1. Вид монолога (сообщение, повествование, описание, рассуждение);
  2. Связность и логичность изложения мысли и структурно – композиционна завершенность высказывания:
  3. Объем (полнота) высказывания – степень раскрытия темы и количество предложения:
  4. Степень комбинированности языковых  (лексических и грамматических) средств
  5. Лексико-грамматическая правильность.

Методически важным является характер опор, с помощью которых выполняется упражнения при обучении монологической речи. (Опоры могут быть такими, как наглядность, текст, ситуация, тема, проблема. Опоры могут меняться.

Заключение:

Для того, чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть  разнообразными, интересныи, увлекательными. В педагогической работе мною используются различные упражнения по формированию монологической речи.  Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Программа медико-психолого-педагогического  сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Взаимодействие  усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...

Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....

Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....

Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.Следует отметить, что во время обуче...

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...