Мастер-класс для конкурса "Учитель года, 2016" на тему "Арт-терапевтические технологии для формирования эмоциональной стабильности участников образовательного процесса"
статья на тему

Погодина Светлана Васильевна

Цель: ознакомление педагогов с основными арт-терапевтическими направлениями, способствующими созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Мастер-класс

«Арт-терапевтические технологии для формирования эмоциональной стабильности»

Цель: ознакомление педагогов с основными арт-терапевтическими направлениями, способствующими созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Задачи: 
1. Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике. 
2. Создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, танцетерапию и др.) как одну из форм организации мастер – класса. 
3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы. 
Ожидаемые результаты: 
1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе. 
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов в области арт-терапии. 
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности. 
Оборудование: бумага, восковые свечи, цветные мелки, музыка. 

                                                   

                                                Ход мастер-класса.

Вступительное слово: 
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу Вам предложить поприветствовать друг друга по-особенному. 
Упражнение «Приветствие»: 
- Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы здороваются вот так: европейцы при встрече друг другу пожимают руки, эфиопы - прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю участникам мастер-класса поздороваться с соседом слева по-европейски, с соседом справа как эфиопы. Молодцы! 

 Для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество, предлагаю  провести

упражнение «Радостная встреча» .
Инструкция: (тихо звучит музыка, все встают в круг) 
- Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая свечу по кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему: «Я очень рада видеть тебя! ». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга. Умницы! 


Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки у участников образовательного процесса, я рассматриваю один из методов психологической работы  это - арт-терапия. 
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. 

Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми - это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Данные методы повышают адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижают утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.

Современная арт-терапия включает множество направлений. В своей работе с детьми, и взрослыми я успешно применяю такие арт-терапевтические методы как: изотерапия, музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, библиотерапия.
1.Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события. 
2.Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, снимает страхи, напряжённость. 

Игра «Дождь в лесу» 
Инструкция: 
- Встаньте, пожалуйста, по кругу друг за другом. Вы - в деревья в лесу, слушайте текст и выполняйте действия. 
- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами). 
- Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). 
- Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). 
- Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине). 
- Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). 
- Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни. 
3.Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. 
4.Танцетерапия. Танцевальная терапия используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации. 

Упражнение «Подари движение» 
Участники мастер-класса встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняется какое- то однотипное движение в течение 15 – 20 секунд. Все остальные повторяют это движение. Затем кивком головы я даю знак следующему начинать свои движения, в такт музыке, и так продолжается по кругу. 

5.Фототерапия. Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разного вида творческой деятельностью, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений. 
6.Библиотерапия. В решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, я использую сказки и притчи. 
Сказки и притчи - примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения. 

Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).

(Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)

Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды.

Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю вас иметь свой призыв по жизни и предлагаю вашему вниманию Мантру, звуковую вибрацию, древнюю священную формулу, которая несёт в себе мощный заряд положительной энергии...(все присутствующие произносят каждую строчку вслух)

                                 “Мантра от усталости”

( древняя священная формула, несущая мощный заряд положительной энергии)

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникальна во всей Вселенной.
Я единственная в своем роде и неповторимая.
Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
Я верю в себя и в свое будущее.
Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
Я – хозяйка своей жизни.
Я – свободная личность.

Завершающее упражнение «Спасибо!» 
Участники встают в круг. 
Ведущий: - Мысленно положите на левую руку все то, с чем Вы пришли сегодня - свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получили нового на этом занятии. Я хочу, чтобы все, кто присутствует сегодня здесь, улыбнулись мне и друг другу, поаплодировали себе за прекрасную работу. Спасибо!

 Упражнение «Мы – команда!».

Цель: сплочение коллектива.

Группа выполняет задания быстро и четко.

Инструкция: Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры:

  • квадрат;
  • треугольник;
  • круг;
  • ромб;
  • угол;
  • букву;

птичий косяк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся в начальной школе

Пояснительная записка к программе "Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся"...

проект областной инновационной деятеьности "Формирование ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших  в обществе на сегодня. В связи с этим педагогический коллектив пытается определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении...

"Формирование познавательной активности у участников образовательного процесса"

Познавательная активность – это ценное и сложное личностное образование школьника.  Проявления его в каждом последующем возрасте шире, богаче; они оказывают влияние на продуктивность обучения и у...

Презентация на тему мастер-класс "Арт-терапевтические технологии для формирования эмоциональной стабильности участников образовательного процесса"

Цель: ознакомление педагогов с основными арт-терапевтическими направлениями, способствующими созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе....

Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки учащихся начальной школы

Для учителей начальной школы, особенно при работе с проблемными детьми, актуальной является регуляция их поведения на уроках и в свободное время. Эмоциональная импульсивность, конфликтность, чрезмерна...