ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
презентация к уроку на тему

Биткова Елена Владимировна

Доклад на школьном педсовете по методической проблеме школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (cлайд 1)

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,
кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.
Элвин Тоффлер (слайд 2).

В современном педагогическом лексиконе часто встречаются понятия компетентности и компетенции. Готовясь к этому выступлению, я рассмотрела толкование этих слов в ряде толковых словарей (слайд 3).

 Компетентность

от лат. - competens - соответствующий знания, опыт, образование в определенной области деятельности.

В Словаре.Ру : Бизнес словарь

 Компетентность

- это способность делать что-то хорошо или эффективно, это способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии.

Значение слова Компетенция:

  • по Ефремовой, по Ожегову:

Область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён.

  • в Энциклопедическом словаре:

Знания, опыт в той или иной области.

  • по Ушакову:

Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познаниями, опытом.

Таким образом, изучив толкование этих слов, мы можем прийти к выводу, что компетентность – это потенциал, способность, умение находить решения проблемы и целенаправленно действовать.

        Компетенция  же представляет собой круг вопросов, аспектов, проблем, в которых конкретное лицо хорошо разбирается, обладает знаниями и опытом.

В последние годы во многих странах проблема образования обсуждается не только в среде ученых и педагогов. Образование начинает осознаваться обществом как важнейший фактор его развития, выживание цивилизации, как условие преодоления духовного кризиса.

При этом большинство исследователей вполне обоснованно полагают, что важно не столько повышение уровня образованности людей, сколько формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления.

Одной из ведущих тенденций современной эпохи становится изменение отношения к образованию в современном мире, выдвижение его на роль ведущего фактора общественной жизни, ибо сегодня качество образования, интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором.

Особенно актуальна данная проблема для России, вставшей на путь модернизации. Качество образования является условием ее выживания и дальнейшего развития. Образование становится своеобразным механизмом мобилизации скрытых резервов общества, от качества которых зависит будущее, механизмом обновления культуры и всей общественной жизни. Именно поэтому актуальным является модернизация образовательного пространства.

Проблеме качества образования в нашей стране постоянно уделяется внимание: под лозунгом повышения качества идет реформирование образования, разрабатываются различные программы развития системы образования и ее составных частей, изучается и совершенствуется учебно-воспитательный процесс (слайд 4).

Исследования Российской академии образования позволяют сформулировать характеристики, базовые компетентности качественного образования: оно должно вооружить учащихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые облегчат молодому человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами.

Согласно определению международного стандарта, качество является совокупностью свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности. Количественная оценка указанных свойств называется показателем качества продукции. В нашем случае продукция — это результат учебно-воспитательной деятельности, дающий его получателю полезные свойства, предназначенные для удовлетворения потребностей как общего, так и личного характера.

Учитывая сложность понятия качества образования, к его изучению необходим системный подход. Это разносторонний и разноуровневый подход, в котором проблема качества образования может быть рассмотрена по разным признакам как факторам, с помощью которых качеством можно управлять.

Первым таким признаком являются потребители результатов образования, заинтересованные в его качестве (слайд 5). Такими потребителями являются обучаемые и социум. Ученик является потребителем своей образованности при решении социальных и личных жизненных задач. Вторую группу потребителей (социум) интересует другой набор образовательных характеристик и способностей выпускников. Данные потребители выступают заказчиками по отношению к образовательным учреждениям, выдвигая свои требования, определяющие качественное образование с их позиций.

Отсюда следует вывод, что не может быть качественного образования «вообще», то есть сразу на все случаи жизни, оно может быть качественным или не очень только по отношению к заранее установленным требованиям к параметрам образования, выступающим как цель.

Таким образом, качество образования потенциально закладывается требованиями потребителя к параметрам содержания образования, а реально -  определяется степенью его освоения учащимися. Образовательное учреждение выступает посредником между этими двумя сторонами: осуществлять согласование характеристик параметров образования и обеспечивать задаваемый уровень его усвоения учащимися (слайд 6).

Параметрами образования являются:

  • содержание образования
  • ориентация образования, или его направленность в сфере использования
  • мотивация учащихся на образование
  • методическое обеспечение образовательного процесса.

Два первых параметра являются содержательными и определяют чему учить; два последних — процессуальными, определяют, как учить.

Кроме того, существует два вида требований к результатам качественного образования: прогнозируемые и планируемые (слайд 7).

Первый вид требований не подлежит формализованному итоговому контролю и аттестации:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции характеристика социальных чувств
  • индивидуальные психологические характеристики личности.

Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, всей системы образования на разных уровнях.

Второй вид требований подлежит проверке и аттестации:

  • научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах
  • умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности
  • коммуникативные и информационные умения
  • умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций
  • способность к контролю и самоконтролю
  • способность к творческому решению учебных и практических задач.

Как видим, состав знаний в обучении следует несколько видоизменить. В содержание обучения включаются в первую очередь те знания, которые необходимы для формирования умений. Остальное может храниться в справочниках, энциклопедиях, Интернете и необязательно к запоминанию. Ребенок должен уметь при необходимости быстро и безошибочно пользоваться разными источниками информации для разрешения учебных и реальных проблем. Он должен стать компетентным, что означает уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих их мобилизовать соответствующим образом в нужный момент. Во избежание этого следует определить ключевые компетенции, ожидаемые от молодых людей. Вот какова совокупность ключевых компетентностей, полученная на Семинаре Совета Европы в рамках проекта «Среднее образование в Европе» (слайд 8):

изучить (умение извлекать пользу из опыта; умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; умение решать проблемы; умение самостоятельно заниматься своим обучением)

искать (уметь запрашивать различные базы данных; уметь опрашивать окружающих; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их)

думать (уметь организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; уметь противостоять неуверенности и сложности; уметь занимать позиции в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; уметь оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы)

сотрудничать (уметь сотрудничать и работать в группе; уметь принимать решения; уметь улаживать разногласия и конфликты; уметь разрабатывать и выполнять контракты)

приниматься за дело (включаться в проект; уметь нести ответственность; уметь войти в группу или коллектив и внести свой вклад; уметь доказать солидарность; уметь организовать свою работу)

адаптироваться (уметь использовать новые технологии, информации и коммуникации; уметь показать гибкость перед лицом быстрых изменений; уметь показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения)

Составляющими компетенциями современного востребованного обществом качественного образования являются (слайд 9):

  • владение информационными технологиями
  • умение заботиться о своем здоровье
  • умение вступать в коммуникацию
  • умение решать проблемы.

Говоря об использовании информационных технологий, нельзя не отметить их влияние на формирование и развитие культуры человека. Человек, не владеющий современными информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Информационные средства и технологии становятся неотъемлемой частью жизни человека. Парадоксально, что некоторые из отмечающихся всеми современными специалистами преимуществ использования информационных технологий в образовании выступают как негативные для общекультурного развития и становления личности. Например, изучение сетевых информационных технологий несет коммуникативную функцию. Однако современная молодежь уже постепенно отвыкает от нормального человеческого общения, растет отгороженность от общества в целом — его заменяют электронная почта, чаты, форумы, порталы и т. д., то есть происходит уход из реального мира в  виртуальный — электронный. При этом наряду с влиянием культуры общества на электронное общение наблюдается очень важный обратный процесс рефлексии электронного взаимодействия на культуру общения и развитие современной культуры в широком смысле. В этих условиях меняется стиль общения, упрощается язык, на смену старым приходят новые нормы общения. Говоря о внедрении в жизнь общества информационных технологий, мы должны не только учитывать их экономическую целесообразность, но и рассматривать последствия для развития информационной культуры общества.

Основными технологиями при решении вопроса повышения качества образования остаются слайд 10):

  • проектная
  • творческая
  • исследовательская

Для предметов начальной ступени образования это означает использование самостоятельной индивидуальной или групповой творческой деятельности учащихся, направленной на реализацию собственных идей с помощью самостоятельно отобранных учебных и вспомогательных средств и ведущей к развитию и совершенствованию личности учащегося. Проектная работа дает ученику возможность (слайд 11):

  • использовать родной язык  как средство общения
  • формировать социальную компетенцию
  • проводить самостоятельное исследование
  • использовать личный опыт
  • обучаться в процессе творческой деятельности
  • раскрывать в себе новые качества личности
  • повысить личную мотивацию изучения предметов начальной ступени образования
  • работать самостоятельно
  • использовать знания из других областей (межпредметные связи)
  • творчески проявить себя
  • ощутить чувство успеха и уверенности в себе
  • развить свою фантазию

Как мы знаем, все это является основой современного образовательного стандарта и формирования базовых компетенций.

Целями обучения в начальной школе являются (слайд 12):

  • развитие коммуникативной компетентности 
  • развитие универсальных способностей (ключевых компетентностей), что означает умение учиться самостоятельно, исследовать и критически осмысливать явление действительности, умение организовать и осуществлять коммуникацию, проектировать собственную деятельность, принимать решение, осуществлять задуманное и оценивать результаты
  • присвоение учащимися гуманистических ценностей и норм

Для решения вопроса повышения качества образования необходимы квалифицированные кадры. Современный учитель довольно высоко квалифицирован, профессионально владеет педагогической техникой, но наряду с этим социологические исследования приводят нам такие данные: 40% учеников не хотят ходить в школу; 75% недовольны общением с учителями; 50% считают, что каждый учитель и ученик занимаются своим делом, не понимая друг друга.

Сегодня учитель тревожен, агрессивен, и рядом с ним такими же агрессивными и тревожными подрастают дети. Живя сегодня очень трудной жизнью, потеряв привычные ценностные ориентиры, педагог сам в определенном смысле нуждается в не меньшей социальной и психологической защите, чем ребенок. Сегодня изменились целевые установки жизнедеятельности общества, соответственно происходят изменения в образовательных системах. Чтобы осознать и воспринять эти изменения, учителю нужно осознать собственную роль в этом процессе, формировать у себя, учеников, собственных детей новые личностные качества, адекватные изменяющимся условиям. Учитель должен постоянно совершенствовать свое мастерство с тем, чтобы соответствовать современным профессиональным требованиям.

Для выполнения всей этой сложной работы по управлению качеством образования нужна комплексная многоуровневая программа развития систем Образования. Программа должна включать в себя (слайд13):

  • 1-й уровень — определение содержания образования, отвечающего требованиям заказчиков, и установление набора необходимых предметных областей, глубины проработки и степени практической ориентации обучения
  • 2-й уровень — оценку потенциальных возможностей образовательного учреждения по удовлетворению требований заказчиков и исследование запросов учащихся (и их родителей) для оптимального построения образовательных программ
  • 3-й уровень — разработку по направлениям (технические, естественные, гуманитарные) и уровням образования
  • 4-й уровень — составление учебных планов, программ образовательных предметов, определение форм и методов обучения и мотивации всех участников образовательного процесса
  • 5-й уровень — непосредственно образовательный процесс
  • 6-й уровень — контроль результатов в форме мониторинга у разных участников образовательного процесса по предложенным для них критериям оценки, что позволяет осуществлять целевое управление по отклонениям, то есть управлять качеством образования эффективно.

Таким образом, базовыми компетентностями специалистов являются (слайд 14):

  •  общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;
  •  четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах;
  • выявление определенных компетенций, которые также являются целями развития личности;
  • формирование компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры;
  • наличие четкой системы критериев измерения, которые можно обрабатывать статистическими методами;
  • оказание педагогической поддержки формирующейся личности и создание для нее «зоны успеха»;
  • индивидуализация программы выбора стратегии для достижения цели;
  • создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний и приобретения ценного жизненного опыта;
  • интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ (слайд 15)

  

  1. Конвенция о правах ребёнка.
  2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы.
  5. Голикова М.В. Актуальные задачи современной модели образования

 по созданию условий для повышения качества образования.

(Слайд 16) Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Данный материал показывает на практических примерах использование ИКТ-технологий на уроках в начальных классах....

проект областной инновационной деятеьности "Формирование ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших  в обществе на сегодня. В связи с этим педагогический коллектив пытается определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...

Тема: «Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования....

Презентация "Здоровьесберегающая образовательная среда как условие повышения качества образования обучающихся"

laquo; Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха»   Нестандартный урок- это « импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структу...