Психологическая Азбука
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Левагина Оксана Борисовна

Модифицированная программа развивающих занятий в 1 – 4 классе, на основе программы развивающих занятий «Психологическая азбука», авторы: Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihazbuka.docx95.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 576 с углубленным изучением предмета физическая культура Василеостровского района Санкт-Петербурга

Утверждаю

Приказ № ____

От «___» ___________20__ г.

Директор ГБОУ ШИ № 576 _____________Скарлыгина Н.В.

      подпись

М.П.

Согласовано

Педагогическим советом

ГБОУ ШИ № 576

Протокол № ____

От «___» ___________20__ г.

Рассмотрено

На заседании РМО педагогов-психологов Василеостровского района

«___» ___________20__ г.

Председатель РМО педагогов-психологов

Александрова Т.В.

 _____________

                          подпись

Рабочая программа

Психологическая азбука

Модифицированная программа развивающих занятий в 1 – 4 классе

на основе программы развивающих занятий «Психологическая азбука»,

авторы: Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.

(56 часов)

Автор-составитель:

педагог-психолог

Левагина О.Б.

г. Санкт-Петербург

2018 г.


Оглавление

Пояснительная записка        3

Актуальность программы        3

Цель программы        5

Задачи        5

Содержательная характеристика программы        8

Тематическое планирование        11

Диагностика и параметры эффективности программы        15

Планируемые результаты        23

Формы, методы и сроки диагностики        36

Организационно-педагогические условия        36

Литература        37

Приложение        40

Программа развивающих занятий в 1 - 4 классе

«Психологическая азбука».

Форма проведения: урок

Место проведения: класс, оборудованный видеоаппаратурой

Адресат: учащиеся 1-4 классов

Пояснительная записка

Актуальность программы.

За последнее десятилетие в российском обществе в представлениях о целях образования и путях их достижения произошел кардинальный сдвиг: от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования мы продвинулись к пониманию первоочередной важности подготовки учащихся к взрослой жизни, воспитания самостоятельной, ответственной и социально-активной личности, готовой с успехом решать реальные жизненные задачи, умеющей сотрудничать и мобильной в условиях изменения рынка труда.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (в редакции приказа от 26.11.2010 № 1241) и введенный с 1 сентября 2011 года для всех поступающих в первый класс, провозглашает новую цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В связи с переходом начальной школы на обучение по новому образовательному стандарту перед педагогом-психологом школы встают новые профессиональные задачи, решать которые успешно можно только в тесном сотрудничестве с учителями начальной школы. Программа «Психологическая азбука» актуальна в связи с тем, что она направлена на решение следующих задач психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО:

  1. Содействие благополучной адаптации учащихся 1 классов к условиям школьного обучения
  2. Психологический мониторинг/оценка достижения планируемых школой в ООП НОО образовательных результатов, прежде всего личностных и метапредметных
  3. Совместное с учителем проектирование типовых задач формирования универсальных учебных действий у обучающихся
  4. Участие в формировании УУД у обучающихся
  5. Психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга/оценки достижения планируемых результатов (личностных и метапредметных)

Цель: развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.

1 класс.

Задачи:

  1. Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям
  2. Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии
  3. Учить методам и приемам познания себя
  4. Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания
  5. Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира
  6. Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека
  7. Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»
  8. Научить детей осознавать и называть собственные переживания
  9. Помочь осознать свои задатки и способности
  10. Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения

2 класс.

Задачи:

  1. Развитие умения наблюдать и замечать, воспринимать и понимать смысл учебных задач
  2. Развитие осознания способов выполнения действий
  3. Формирование навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии, мотивационной сферы.
  4. Развитие волевой сферы, произвольности внимания, памяти, мышления, воображения

3 класс.

Задачи:

  1. Развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умения отвечать за свои поступки
  2. Знакомство с элементарными понятиями психологии общения
  3. Развитие умения осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми
  4. Развитие умения понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении
  5. Знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов
  6. Развитие навыков сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения
  7. Развитие умения добиваться успеха без соперничества
  8. Развитие самоуважения и уважения к другим людям
  9. Развитие навыков эмпатии и сопереживания
  10. Обучение элементарным умениям эмоциональной саморегуляции в общении

4 класс.

Задачи:

  1. Развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умения отвечать за свои поступки
  2. Познакомить с элементарными понятиями психологии общения, помочь увидеть их значение в обыденной жизни
  3. Развитие умения осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми
  4. Учить пониманию внутреннего мира другого человека через внешние проявления в деятельности и общении
  5. Знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов
  6. Развитие навыков сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения
  7. Развитие умения добиваться успеха без соперничества
  8. Развитие самоуважения и уважения к другим людям
  9. Развитие навыков эмпатии и сопереживания
  10. Обучение элементарным умениям эмоциональной саморегуляции в общении

Содержательная характеристика программы.

Основной принцип программы: принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Этот принцип подразумевает отсутствие строгой пропорциональности объемов того или иного содержания; в зависимости от конкретных ситуаций, возникающих вопросов, уровня развития класса, других условий строится логика обучения.

Программа учит детей замечать проявления психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.

Метафоризация психологических представлений реализуется через использование методов и средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребенка с другими.

Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:

  • Введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания.
  • Основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами.
  • Подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала);

Занятие может включать в себя следующие типы работы: рассказ психолога, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, изобразительная деятельность, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:

  1. Активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира
  2. Эмоционально окрашены, пробуждают разноообьразные эмоции, «затрагивают» интересы детей
  3. Рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников
  4. Оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития
  5. Метафоричны: во-первых, используемы упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами – ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обойтись без метафоры
  6. Событийны: методы программы должны давать возможность со-бытию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям

Классификация развивающих методик, используемых в программе:

  1. Традиционные обучающие приемы
  2. Ритуалы знакомства, представления, прощания
  3. «ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники
  4. Приемы сосредоточения, фокусировки, настройки
  5. Техники релаксации
  6. Психотехники самооценки и взаимооценки
  7. Упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию
  8. Экспрессивные техники (приемы самовыражения)
  9. Развивающе-тренировочные упражнения
  10. Сказкотерапевтические упражнения
  11. Иллюстрационно-демонстрационные задачи
  12. Подвижные игры

В комплект учебно-методических материалов к программе входят:

  1. Методические пособия для психологов, включающие теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты занятий в 1 - 4 классах
  2. Книга для чтения – «Сказки о самой душевной науке» (автор: Вачков И.В.)
  3. Рабочие тетради для учащихся 1 - 4 классов, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий
  4. Контрольно-измерительные, диагностические материалы: индивидуальная карта развития учащихся (см. Приложение)

Тематическое планирование.

Тематический план

1 класс (11 часов).

занятия

Название занятия

Количество часов

Раздел I. Я теперь школьник

Знакомство

1

Знакомство продолжается

1

Я теперь школьник

1

Что значит быть школьником?

1

Знакомство с Пси-Магом

1

Раздел II. Введение в мир психологии

Королевство Внутреннего Мира

1

Что я знаю о себе? Мои плюсы.

1

Что я знаю о себе и других?

1

Я – это кто?

1

Раздел III. Психика и познание мира

Мои ощущения

1

Мое восприятие мира. Подведение итогов

1

Итого:

11

Тематический план

2 класс (15 часов).

занятия

Название занятия

Количество часов

Раздел I. Введение в мир психологии

Знакомство

1

Знакомство продолжается. Какой Я?

1

Психология – знакомая незнакомка.

1

Раздел II. Я и мои желания.

Мои желания.

1

Мои мотивы

1

Раздел III. Кладовая памяти.

Что такое память?

1

Виды памяти.

1

Какая у меня память?

1

Эмоциональная память

1

Как лучше запоминать?

1

Я умею запоминать!

1

Что я знаю о памяти?

1

Раздел IV. Лабиринты мышления.

Сказка о профессоре Мышлении.

1

Как развивать свой ум.

1

Учимся думать вместе. Учимся обобщать и находить закономерности. Учимся находить противоположности. Учимся думать логично. Конкурс «Логика». Подведение итогов.

1

Итого:

15

Тематический план

3 класс (15 часов).

занятия

Название занятия

Количество часов

Раздел I. Введение в психологию общения.

Знакомство. Новая встреча с психологией.

1

Начало путешествия в страну общения.

1

Что взять с собой в путешествие?

1

Что я знаю о себе?

1

Раздел II. Психология отношений.

Как и почему начинаются ссоры?

1

Сказка о конфликте и контакте.

1

Качества, важные для общения.

1

Я общительный или замкнутый?

1

Королевство разорванных связей.

1

Раздел III. Сокровища и тайны дружбы.

Дружба – это…Мы – дружная команда!

1

Правила доброжелательного общения.

1

Дружная страна.

1

Как мы все похожи! Какие мы все разные!

1

Скажи мне, кто твой друг….

1

Раздел IV. Поддержка в общении.

Комплимент – это…

Подведение итогов.

1

Итого:

15

Тематический план

4 класс (15 часов).

занятия

Название занятия

Количество часов

Раздел I. Приглашение в страну общения.

Знакомство. Знакомьтесь – психология!

1

Я – это интересно!

1

Что мы знаем об общении?

1

Общение – дело общее.

1

Раздел II. Инструменты общения.

Как хорошо уметь…слушать.

1

Активное и пассивное слушание.

1

Как важно уметь задавать вопросы.

1

Практикум активного слушания.

1

Поговорим без слов.

1

Практикум неречевого общения.

1

Чемоданчик Мастера Общения.

1

Раздел III. Осторожно, общение!

Имя мое…

1

Моя семья.

1

В пещере эмоциональных взрывов.

1

Научно-практическое исследование конфликта.

Подведение итогов.

1

Итого:

15

Диагностика и параметры эффективности программы.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Личностные универсальные учебные действия (УУД).

Общая характеристика: обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях. Межличностных отношениях.

Виды личностных УУД:

  1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
  2. Смыслообразование - поиск и установление личностного смысла учения (т.е. значение для себя), понимание границ того, что я знаю и что я не знаю, стремление к преодолению разрыва между этими областями.
  3. Нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

У выпускника начальной школы будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально – положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;
  • Способность к оценке своей учебной деятельности;
  • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей. Родителей и других людей;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
  • Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • Этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Коммуникативные УУД

Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных УУД.

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия.

2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация.

4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи нормами родного языка, современных средств коммуникаций.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • Задавать вопросы;
  • Контролировать действия партнера;
  • Использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Виды регулятивных УУД:

  1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
  4. Контроль - сличение способа действия и его с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия самим обучающимся, учителем, товарищами.
  6. Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
  7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
  • Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД

Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а так же УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.

Виды познавательных УУД:

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  2. Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельного достраивания с восполнением недостающих компонентов.
  3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
  4. Подведение под понятием, выведение следствий.
  5. Установление причинно - следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
  6. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
  7. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
  8. Формулировка проблемы.
  9. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В связи с актуальностью формирования на ступени начального образования УУД мы в своей программе делаем акцент именно на этом. Программа может быть составной частью программы формирования УУД конкретного образовательного учреждения и реализовываться в рамках внеурочной деятельности. В помощь школьному педагогу – психологу, использующему программу «Психологическая азбука» для формирования коммуникативных и личностных УУД, в таблицу представлены ожидаемые в этом контексте результаты первого года реализации программы. Из таблицы понятно, на формирование каких именно соответствующих ФГОС УУД в начальной школе направлена работа по программе «Психологическая азбука 1 класс».

Уровни сформированности УУД по годам обучения

На момент поступления в школу

На момент окончания 1 класса

На момент окончания 2 класса

На момент окончания 3 класса

У выпускников начальной школы

Личностные УУД

Проявляет самостоятельность в игровой деятельности. Пытается оценивать себя и свои поступки

Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстников.

Проявляет самостоятельность в некоторых видах учебной деятельности. Оценивает деятельность литературных персонажей пытается обосновывать свои мысли

Проявляет самостоятельность в учебной деятельности, оценивает поступки детей и взрослых, аргументирует свой ответ

Понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения.

Открыто относиться ко внешнему миру, не всегда чувствует уверенность в своих силах

Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности

Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует свою уверенность не только в игровой деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям

Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах в учебной деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям в учебной деятельности

Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх. В игре способен вести переговоры. Пытается сдерживать свои эмоции

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции

Взаимодействует со взрослыми и сверстниками на основе любой совместной деятельности умеет договариваться о совместных действиях и плане совместной деятельности

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми даже не имея совместной деятельности, имея целью достигнуть какой-либо личной цели (Н-Р, получить нужную информацию, совершить покупку)

Ориентируется в социальных ролях умеет выстраивать межличностные взаимоотношения.

В рамках игры обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему

Обсуждает проблемы, возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему

Обсуждает проблемы, возникающие в интересующей его сфер, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых

Обсуждает проблемы, избегает конфликты, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых о том. Что для него важно

Умеет находить выход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п.

Положительно относится к себе и окружающим. Отзывчив к переживаниям другого человека

Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам

Способен сочувствовать и сопереживать, принимает оценку своим поступкам от сверстников

Доброжелательно реагирует на замечания способен исправиться в ответ на предложение взрослого

Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки

Регулятивные УУД

Проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности

Принимает и сохраняет учебную задачу

С помощью педагога ставит учебную задачу

Способен сам поставить задачу в творческой деятельности, связанной с учебной

Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно

Умеет выбирать себе род занятий и выстраивать внутренний план действий в игровой деятельности

Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную

Совместно с учителем учитывает выделенные педагогом ориентиры для построения внутреннего плана действия в учебном материале

Способен самостоятельно выстроить внутренний план действий в некоторых видах учебной деятельности

Самостоятельно определяет ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности

Проявляет умения произвольности предметных действий

Овладевает способами самооценки выполнения действий

Адекватно принимают оценку своей деятельности со стороны

Планирует свои действия совместно с учителем, анализирует проблемы и результат

Умеет планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом результата предыдущего действия

Коммуникативные УУД

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми на основе общей деятельности

Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

Формируются навыки совместной учебной деятельности над проектом: выполнение роли, заданной учителем, помощь товарищам по проекту

Планирует учебное сотрудничество совместно с учителем, принимает участие в контроле чужой деятельности, осуществляет рефлексию

Планирует учебное сотрудничество со сверстниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов. рефлексии

Проявляет любопытство ко всему новому и необычному

Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность

Умеет задавать вопросы, чем проявляет свою любознательность, умеет слушать

Умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми в поисках интересующей информации

Способен поставить задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации

Способен договариваться, учитывать интересы других в игровой деятельности

Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою

Частично владеет навыками преодоления конфликта

Чувствуя приближения конфликта способен его избежать или быстро нивелировать

Владеет способами разрешения конфликта, может стать посредником в разрешении

Планируемые результаты освоения развивающей программы «Психологическая азбука».

1 класс.

Я теперь школьник

Название занятия

Ключевые задачи, решаемые на занятиях

Планируемые образовательные результаты

Знакомство

Познакомиться друг с другом и ввести в игровую форму

- эмоционально - положительное отношение к школе;

- адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

- принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания

Знакомство продолжается

Создать условия для самораскрытия и мотивирования на самопознание

Я теперь школьник

Познакомить с правилами школьной жизни и занятий

Что значит быть школьником?

Помочь в сознании социальной позиции школьника

Знакомство с Пси- Магом

Создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности

Введение в мир психологии

Королевство Внутреннего мира

Поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности.

- способность к самопознанию и самооценке;

- зачатки личностной рефлексии

Что я знаю о себе! Мои плюсы.

Актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии.

Что я знаю о себе и о других!

Помочь посмотреть на себя глазами других людей

Я – это кто?

Помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности с самоанализу и рефлексии

Психика и познание мира

Мои ощущения

Показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений.

- осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин уcпешности/ неуспешности учебной деятельности.

- стремление к самоизменению

Мое восприятие мира. Подведение итгов.

Содействие осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира

2 класс.

Введение в мир психологии

Название занятия

Ключевые задачи, решаемые на занятиях

Планируемые образовательные результаты

Знакомство

Познакомиться друг с другом и ввести в игровую форму

- эмоционально - положительное отношение к школе;

- мотивация на самопознание и самоизменение

- зачатки осознания своих достоинств и недостатков

- умение работать в паре

Знакомство продолжается. Какой Я?

Создать условия для самораскрытия и мотивирования на самопознание, помочь детям осознать качества своего характера и личностные изменения, происшедшие за лето, способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества

Психология – знакомая незнакомка

Актуализировать имеющиеся у детей психологические знания, показать ценность и пользу психологических знаний для дошкольной и повседневной жизни, способствовать развитию умений коллективного сотрудничества

Я и мои желания

Мои желания

Познакомить детей с понятиями «желания» и «потребности», содействовать осознанию детьми своих желаний и развитию рефлексии

- осознание актуальных желаний и мотивов поведения

 - сформированная мотивация достижения результата

 - зачатки рефлексивной самооценки

Мои мотивы

Содействовать осознанию детьми мотивов своего поведения; способствовать развитию позитивных мотивов

Кладовая памяти

Что такое память

Содействовать осознанию особенностей своей памяти, развивать мнемические способности, упорядочить представления о памяти, познакомить с видами памяти

- осознание своих когнитивных возможностей и способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении

- стремление к совершенствованию своих способностей

 - произвольное запоминание с использованием мнемотехнических приёмов

Виды памяти

Какая у меня память

Дать детям возможность изучить особенности собственной памяти, осознать еѐ сильные и слабые стороны, развивать мнемические способности

Эмоциональная память

Познакомить с особенностями эмоциональной памяти, развивать рефлексию переживаний и мнемические способности

Как лучше запоминать?

Мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти, познакомить с некоторыми способами эффективного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания

Я умею запоминать!

Что я знаю о памяти?

Мотивировать на дальнейшую тренировку памяти, закрепить способы эффективного запоминания, обобщить сведения о памяти

Лабиринты мышления

Сказка о профессоре Мышлении

Познакомить с содержанием понятия «мышление», развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать

- сформированные на уровне представления умения

 - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

 - синтез как составление целого из частей

 - сравнение, сериация и классификация по существенным признакам

 - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов

 - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

Как развивать свой ум.

Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать

Конкурс «Логика». Подведение итогов.

Учимся думать вместе!

Учимся обобщать и находить закономерности

Развивать логическое мышление

Учимся находить противоположности

Развивать логическое мышление и диалектический взгляд на действительность, актуализировать самооценочную деятельность

Учимся думать логично

Развивать логическое мышление, содействовать осознанию своих умственных возможностей, актуализировать самооценочную деятельность

3 класс.

Введение в психологию общения

Название занятия

Ключевые задачи, решаемые на занятиях

Планируемые образовательные результаты

Знакомство. Новая встреча с психологией.

Познакомиться друг с другом и ввести в игровую форму. Пробудить интерес к психологии общения, самопознанию и рефлексии, способствовать развитию навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества

Коммуникативные УУД:

- осознание важности общения со сверстниками и взрослыми

 

Личностные УУД:

- мотивационная основа для усвоения знаний по психологии

- учебно-познавательный интерес к новым областям знаний, новым способам решения заданий

Начало путешествия в страну общения

Показать важность развития навыков взаимодействия и сотрудничества; настроить учащихся на осмысление своих отношений с одноклассниками, на развитие собственных коммуникативных возможностей

Что взять с собой в путешествие

Помочь в развитии умения осознавать свои желания, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества; формировать умение действовать согласованно

Что я знаю о себе?

Пробудить интерес к своему Я, содействовать развитию рефлексивной позиции в сфере общения

Психология отношений

Как и почему начинаются ссоры?

Познакомить детей с понятиями «желания» и «потребности», содействовать осознанию детьми своих желаний и развитию рефлексии

Коммуникативные УУД:

 - умения формулировать собственное мнение и позицию

- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной

 -ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии

 - учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве

 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

- предвидеть последствия коллективных решений

Личностные УУД:

- эмпатия как понимание других людей и сопереживание им

Сказка о конфликте и контакте

Дать учащимся представление о содержании понятия «конфликт» и «контакт», развивать экспрессивные способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества

Качества, важные для общения

Содействовать осознанию качеств, необходимых для эффективного взаимодействия, развивать экспрессивные способности, навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества

Я общительный или замкнутый?

Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных способностей; дать представление об индивидуальных различиях в этой сфере

Королевство разорванных связей

Помочь осознать ценность глубоких и содержательных контактов между людьми, развивать навыки невербального взаимодействия

Сокровища и тайны дружбы

Дружба — это …. Мы — дружная команда

Познакомить с содержанием понятия «дружба», развивать навыки совместной деятельности

Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества в команде, содействовать возникновению к членов команды чувства «Мы», создавать условия для самовыражения в команде, разработать с учащимися правила доброжелательного и эффективного общения

Коммуникативные УУД:

- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

- умения: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов

Личностные УУД:

- усвоение моральных ценностей: «дружба», «настоящий друг», «индивидуальность», «понимание друг друга», «толерантность»

Правила доброжелательного общения

Дружная страна

Закрепить правила доброжелательного и эффективного общения, помочь учащимся понять, кто составляет круг их ближайшего общения, развивать способности самовыражения

Как мы все похожи! Какие мы все разные!

Развивать стремление к самопознанию, помочь увидеть сходные черты у разных людей и осознать важность этого сходства для общения, содействовать осознанию своего сходства с другим, развивать умение учитывать мнения разных людей

Развивать способности к самовыражению и интерес к познанию других людей, помочь увидеть психологические различия людей и осознать важность наличия этих различий для общения, содействовать осознанию своих отличий от других, развивать умение учитывать разные мнения

Скажи мне, кто твой друг....

Помочь учащимся осмыслить ценность дружеских отношений, осознать качества, присущие другу, показать значимость различий и сходств в дружеских отношениях, развивать умения представлять себя в общении, выражать невербально своѐ Я, действовать согласованно

Поддержка в общении

Комплимент — это …..

Подведение итогов.

Познакомить учащихся с понятием «комплимент», показать значимость комплиментов для поддержания комфортных взаимоотношений, познакомить с «формулами» комплимента; развивать стремление к освоению навыков оказания психологической поддержки

Коммуникативные УУД

 - умения: формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить логическое высказывание,

учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет

Личностные УУД:

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

4 класс.

Приглашение в страну общения

Название занятия

Ключевые задачи, решаемые на занятиях

Планируемые образовательные результаты

Знакомство. Знакомьтесь – психология!

Познакомиться друг с другом и ввести в игровую форму. Пробудить интерес к изучению своего внутреннего мира; показать важность развития коммуникативных навыков; содействовать принятию рефлексивной позиции

Коммуникативные УУД:

- осознание важности познания и улучшения навыков общения

Личностные УУД:

- формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию

Я — это интересно!

Способствовать развитию у детей навыков рефлексии; содействовать формированию умения оказывать психологическую поддержку; помочь детям осознать и раскрыть собственные достоинства, способности, достижения

Что мы знаем об общении?

Способствовать актуализации материала из важнейших тем 3-го года занятий по программе; содействовать развитию рефлексивной позиции в сфере общения

Общение — дело общее

Развивать экспрессивные способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества

Инструменты общения

Как хорошо уметь... слушать

Познакомить учащихся с понятием «слушать»; содействовать  развитию умения слушать

Коммуникативные УУД:

- умения: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; формулировать собственное мнение и позицию; задавать партнѐрам вопросы, необходимые для совместного решения задачи; слушать; ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что - нет

Личностные УУД:

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Активное и пассивное слушание

Помочь осознать различие понятий «слушать» и «слышать»; предоставить учащимся возможность побывать в роли и  говорящих, и слушающих

Как важно уметь задавать вопросы

Познакомить с понятием активного слушания, показать его значимость и развивать умение формулировать вопросы для правильного понимания собеседника

Практикум активного слушания

Развивать умения активного слушания: задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему

Поговорим без слов

Познакомить с неречевыми средствами общения

Практикум неречевого общения

Способствовать развитию умения общаться с помощью неречевых средств: жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции

Чемоданчик Мастера общения

Способствовать развитию умения убеждать; развивать творческие способности

Осторожно, общение!

Имя моѐ....

Побудить интерес к истории своего имени; помочь детям осознать уникальность и глубину своей личности

Коммуникативные УУД:

- умения: учитывать позиции других людей; обосновывать собственную позицию; координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения; договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов

Личностные УУД:

- усвоение таких ценностей, как «семья», «родительская любовь»

Моя семья

Актуализировать понимание ценности семейных отношений; помочь учащимся осознать свои чувства по отношению к различным членам семьи

В пещере эмоциональных взрывов

Показать роль негативных эмоций в общении; развивать способности к пониманию чужих эмоций по выражению лица, жестам, взглядам; учить детей выражать свои эмоции с помощью неречевых средств  

Научно-практическое исследование конфликта. Подведение итогов.

Показать значение конфликта в общении и его последствия; дать представление о различных стратегиях поведения в конфликтных ситуациях

Формы, методы и сроки диагностики:

Входной контроль - индивидуальная карта развития учащихся; текущий контроль – наблюдение, анализ продуктов деятельности, творческих работ, тетрадей; итоговый контроль – индивидуальная карта развития учащихся.

Организационно-педагогические условия.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия 35 – 45 минут. На учебный год запланировано 30 занятий. Количество учеников в группе не должно превышать 10-14 человек. Занятия можно вести и в дополнительной форме – кружковой или факультативной работы.

Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, которое можно использовать и как традиционный учебный класс, и как игровую. В зависимости от задач занятия и характера взаимодействия учащихся (индивидуальная работа, диадное взаимодействие, работа в тройках/четверках, взаимодействие между командами) учебные столы могут быть расставлены П-образно, в форме подковы, круга, составлены попарно, квартетом и др.

Такая пространственная организация позволяет гибко менять формы работы и дает возможность каждому ученику чувствовать себя включенным в групповой процесс и вместе с тем сохранять необходимую приватность.

Для проведения занятий потребуются: доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши, краски, листы плотной бумаги в достаточном количестве формата А3, А4. Желательно, чтобы в помещении имелись телевизор, компьютер, набор разнообразных игрушек.

Литература

  1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006. – С.88
  2. Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 - 4 классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013.
  3. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито-центр, 2008.
  4. К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для 3 класса. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»
  5. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке. – М.: Генезис, 2012.
  6. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. [Текст] /авт.-сост. Е.Д.Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2007, С.85
  7. Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. [Текст] / сост. : Г.А. Шешерина, И.В. Клемешова, Т.С. Дюкова, О.С. Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.78
  8. Проектирование программы формирования универсальных учебных действий. Методические рекомендации. [Текст] / авт.-сост. Е.И. Агаркова, Е.В. Калмыкова, С.А. Кравцова, М.И. Шиняев. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. - С.36
  9. Психологическое здоровье – основа личностного развития школьников. Методические рекомендации по реализации программы учебных занятий по психологии для учащихся общеобразовательной школы. [Текст] /авт.-сост.: Петров В.Б., Воеводкина Л.Н., Вязавова Н.В., Лепихова М.В., Молоканова М.С., Невзорова Г.В., Чернышова В.М. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – С.67
  10. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения. [Текст] / авт.-сост. Г.А. Шешерина, Е.И. Агаркова, В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.65
  11. Развитие потенциальных возможностей учащихся на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов. [Текст] / авт.-сост. В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.87
  12. Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. [Текст] / Р. Рахманкулова// газета «Школьный психолог» №18/2003
  13. Серия: «Воспитание личности гражданина России», книга 1. Психологическое сопровождение обучающихся начальной школы в рамках введения ФГОС (для педагогов-психологов образовательных учреждений) – Дзержинск: Центр психолого-медико-социального сопровождения, 2012.
  14. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе. – М.: Генезис, 2017. - 312
  15. Яковлева. Е. программа развития творческого потенциала личности учащихся первого класса. [Текст]/ Е.Яковлева// газета «Школьный психолог», 2006

Приложение

Карта индивидуального развития учащихся ______ класса  ГБОУ СОШ № _____

Дата заполнения ________________Классный руководитель__________________

Показатели

Фамилии учащихся

I. Личностные результаты

1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Основы гражданской идентичности

1.

Знает государственную символику, название страны, города, свой  адрес

2.

Уважительно относится к членам своей семьи  и окружающим

Формирование картины мира

1.

Знает профессии своих родителей, может рассказать о содержании их труда

2.

Уважительно относиться к результатам своего и чужого труда

Самооценка и самовосприятие

1.

Умеет оценить себя по критериям, предложенным взрослым

2. СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ

Мотивация учебной деятельности

1.

Сформировано положительное отношение к школе, чувство необходимости учиться

2.

Переживает за успехи и неудачи своей деятельности

Социальные мотивы принятия

1.

Проявляется потребность в социальном признании, желание соответствовать социальным нормам

3. НРАВСТВЕННО – ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Ориентация в нравственном содержании поступков

1.

Умеет оценить свои и чужие поступки

2.

Соблюдает основные правила поведения осмысленно

Толерантность

1.

Проявляет  уважительное отношение к представителям разных национальностей

2.

Стремиться к установлению дружеских отношений с окружающими людьми

Сформированность эстетических чувств

1.

Умеет воспринимать красоту окружающего мира

2.

 Охотно посещает культурные мероприятия

Сформированность установки на здоровый образ жизни

1.

Сформированы культурно-гигиенические навыки

2.

Понимает, что полезно и что вредно для здоровья

ОБЩИЙ ИТОГ

II. Метапредметные результаты

1. Регулятивные результаты

1. ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ

1.

Умеет принять инструкцию и повторить её с первого предъявления

2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

1.

Умеет изложить план предстоящей работы

3. ПЛАНИРОВАНИЕ

1.

Умеет следовать предъявляемому плану, образцу, правилу, инструкции

4. КОНТРОЛЬ

1.

Способен к контролю за выполнением учебной задачи

5. КОРРЕКЦИЯ

1.

Умеет увидеть расхождение между эталоном и полученным результатом и самостоятельно исправить ошибку

6. ОЦЕНКА

1.

Умеет объективно оценить свою работу

2. Познавательные результаты

1. ОБЩЕУЧЕБНЫЕ НАВЫКИ

Обработка информации

1.

Понимает смысл предъявляемого материала

Знаково-символическое моделирование

1.

Умеет выделить существенные признаки , составить схему

Умение выбрать эффективные способы решения

1.

Умеет выбрать рациональный способ выполнения поставленной  учебной задачи

Смысловое чтение

1.

Понимает смысл прочитанного

2.

Аккуратно пишет тексты

2. ЛОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Мыслительные операции

1.

Умеет сравнивать, обобщать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи

3. ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Постановка и формулирование проблемы

1.

Умеет принять учебную задачу и следовать ей

3. Коммуникативные результаты

Владение монологической и диалогической речью

1.

Умеет связно построить предложение или короткий рассказ

2.

Умеет задавать учебные  вопросы

3.

Умеет слушать, не перебивая

Умение договариваться

1.

Умеет спорить без агрессии

2.

Умеет договариваться и конструктивно участвовать в совместной деятельности

Умение сотрудничать

1.

Умеет выполнять порученные обязанности

2.

Умеет оказать помощь и поддержку

ОБЩИЙ ИТОГ

3 балла – устойчивое проявление (Высокий уровень)

2 балла – частое проявление (Повышенный уровень)

1 балл – эпизодическое проявление (Базовый уровень)

Личностные результаты:

16-26 баллов – базовый уровень

27-37 баллов – повышенный уровень

38-48 баллов – высокий уровень

Высокий уровень

Повышенный уровень

Базовый уровень

______ чел  ________%

______ чел  ________%

______ чел  ________%

Метапредметные результаты

20-33 баллов – базовый уровень

34-47 баллов – повышенный уровень

48-60 баллов – высокий уровень

Высокий уровень

Повышенный уровень

Базовый уровень

______ чел  ________%

______ чел  ________%

______ чел  ________%

«___»___________________20__ года                   _________________ /___________________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая азбука -внеурочная деятельность 2 класс ФГОС

Программа по внеурочной деятельности 2 класс по ФГОС...

Рабочая программа по курсу «Психологическая азбука» 2 класс

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях псих...

Рабочая программа по курсу «Психологическая азбука» 3 класс

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях псих...

Рабочая программа по курсу «Психологическая азбука» 4 класс

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях псих...

Программа "Психологическая азбука" 1 класс

"Психологическая азбука" программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...

Программа "Психологическая азбука" 2 класс

Программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...

Программа "Психологическая азбука" 3 класс

Программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...