Программа "Психологическая азбука" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Болдук Шенне Александровна

Программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psih_azb2kl.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Шагонара Улуг-Хемского кожууна

Рассмотрено                                 Согласовано                                      Утверждаю

На заседании М/о                        Зам. Директора по УВР                    Директор школы

________рук м/о                          ______Мандан-оол И.Д.            _______ Мареев В.В.

«___»_______2014г                   «___»________2014г                      «___»_______2014г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «Психологическая азбука»

Ступень обучения: начальное общее образование – 2 класс

Уровень общего образования: базовый

Срок реализации: 2014-2015 учебный год

Количество часов: 34ч

Педагог-психолог МБОУ СОШ №1

Болдук Ш.А.

Шагонар – 2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Психологическая азбука» 2 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания»

Основные задачи:

  • Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
  • Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
  • Учить методам и приемам познания себя;
  • Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
  • Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
  • Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
  • Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
  • Научит детей осознавать и называть собственные переживания;
  • Помочь осознать свои задатки и способности;
  • Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.

Общая характеристика предмета

Настоящая программа «Психологическая азбука» для 2-го класса создана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2-м классе. – М.: Генезис, 2012.

На занятиях по "Психологической азбуке" дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по "Психологической азбуке" представляют собой развивающие групповые занятия.

Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе "Психологическая азбука" заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.

Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа: подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие) основной (изложение учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений), подведение итогов и выводы.

В комплект методических материалов к программе входят:

  • Методические пособия для психолога, включающие теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты в 1-4 классах;
  • Книга для чтения – «Сказка о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения – повесть «Королевство внутреннего мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство разорванных связей»;
  • Рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.

Место предмета в учебном плане

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Курс рассчитан на четыре года обучения.

Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

Личностные универсальные учебные действия (УУД)

Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях:

Виды личностных УУД:

  1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
  2. Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.
  3. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

У выпускника начальной школы будут сформированы:

•        внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;

•        способность к оценке своей учебной деятельности;

•        ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Коммуникативные УУД

Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных УУД:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  2. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
  3. Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
  4. Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
  5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.;

Виды регулятивных УУД:

1.        Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

2.        Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

  1. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
  2. Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  3. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
  4. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
  5. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта) и преодолению препятствий.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

 • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД

Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.

Виды познавательных УУД:

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  2. Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
  3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
  4. Подведение под понятие, выведение следствий.
  5. Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
  1. Построение логической цепочки рассуждений, анализ ис тинности утверждений.
  2. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
  3. Формулирование проблемы.
  4. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

•        осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.

Содержание программы

Основным содержанием программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.

Название занятия

Ключевые задачи, решаемые на занятии

Планируемые результаты

Введение в мир психологии

Мои летние впечатления

Обучение выражению своих чувств с помощью слов, невербальных и изобразительных средств, развитие умения слушать, создание мотивации на совместную работу

Мотивация на самопознание и самоизменение.

Зачатки осознания своих достоинств и недостатков.

Умение работать в парах.

Какой я?

Осознание качеств характера и личностных изменений, развитие навыков коллективного сотрудничества

Психология – знакомая незнакомка

Актуализация психологических знаний, развитие умений коллективного сотрудничества

Я и мои желания

Мои желания

Знакомство с понятиями «желания» и «потребности», развитие рефлексии

Осознание актуальных желаний и мотивов поведения.

Сформированная мотивация достижения результата.

Зачатки рефлексивной самооценки.

Сказка о борьбе мотивов

Знакомство детей с феноменом борьбы мотивов, осознание своих мотивов, развитие рефлексии

Мои мотивы

Осознание мотивов своего поведения, развитие позитивных мотивов

Осознание мотивов своего поведения, обучение анализу мотивов поведения других людей

Какие мотивы у других?

Кладовая памяти

Загадка Психоочистителя - 1

Осознание значимости для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций, развитие рефлексии, навыков коллективной работы

Осознание своих когнитивных возможностей.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении.

Стремление к совершенствованию своих способностей.

Произвольное запоминание с использованием мнемотехнических приемов.

Загадка Психоочистителя - 2

Что такое память?

Осознание особенностей своей памяти, развитие мнемических способностей, знакомство с видами памяти

Виды памяти

Какая у меня память?

Изучение особенностей собственной памяти, ее сильных и слабых сторон, развитие мнемических способностей

Эмоциональная память

Знакомство с особенностями эмоциональной памяти, развитие рефлексии переживания и мнемических способностей

Как лучше запоминать?

Мотивирование детей на развитие и тренировку своей памяти, знакомство со способами эффективного запоминания и преимуществами смыслового запоминания

Я умею запоминать!

Что я знаю о памяти?

Закрепление способов эффективного запоминания, обобщение сведений о памяти

Лабиринты мышления

Сказка о профессоре Мышлении

Знакомство с содержанием понятия «мышление», развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать

Сформированность умения анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Сформированнос

ть умения  синтеза.

Сформированность умения сравнения, сериации, классификации по существенным признакам.

Сформированность умения генерализации и выведения общност для ряда или класса единичных объектов.

Сформированность умения подводить под понятие на основе распознавания объектов

Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых

Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать

Учимся думать вместе!

Развитие логического мышления

Учимся обобщать и находить закономерности

Учимся находить противоположности

Развитие логического мышления и диалектического взгляда на действительность, актуализация самооценочной деятельности

Учимся думать логично - 1

Развитие логического мышления, содействие осознанию своих умственных возможностей, актуализация самооценочной деятельности

Развитие способности гибко и оригинально мыслить, стимулирование проявления креативности

Учимся думать логично - 2

Учимся думать творчески

Что я знаю о мышлении?

Закрепление умения обобщать, мыслить логично, развитие рефлексии способов умственной деятельности, обобщение сведений о мышлении

Как стать талантливым

Фантазируем с Фантузией

Стимулирование креативных способностей, развитие навыков совместной творческой деятельности

Сформированное на уровне представления умение решать проблемы творческого характера.

Мотивация на дальнейшее самопознание.

Что такое способности?

Я знаю, что я…

Стимулирование интереса к самопознанию, содействие осознанию своих способностей, развитие интереса к внутреннему миру

Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ

Стимулирование интереса к самопознанию и психологии, обобщение опыта

Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ

Творческий проект «Королевство внутреннего мира»

Подготовка к представлению «Королевство внутреннего мира»

Подготовка к представлению «Королевство внутреннего мира»

Костюмированное представление «Королевство внутреннего мира»

Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Дата

план

факт

Введение в мир психологии

1

Мои летние впечатления

1

2

Какой я?

1

3

Психология – знакомая незнакомка

1

Я и мои желания

4

Мои желания

1

5

Сказка о борьбе мотивов

1

6

Мои мотивы

1

7

Какие мотивы у других?

1

Кладовая памяти

8

Загадка Психоочистителя - 1

1

9

Загадка Психоочистителя - 2

1

10

Что такое память?

1

11

Виды памяти

1

12

Какая у меня память?

1

13

Эмоциональная память

1

14

Как лучше запоминать?

1

15

Я умею запоминать!

1

16

Что я знаю о памяти?

1

Лабиринты мышления

17

Сказка о профессоре Мышлении

1

18

Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых

1

19

Учимся думать вместе!

1

20

Учимся обобщать и находить закономерности

1

21

Учимся находить противоположности

1

22

Учимся думать логично - 1

1

23

Учимся думать логично - 2

1

24

Учимся думать творчески

1

25

Что я знаю о мышлении?

1

Как стать талантливым

26

Фантазируем с Фантузией

1

27

Что такое способности?

1

28

Я знаю, что я…

1

29

Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ

1

30

Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ

1

31

Творческий проект «Королевство внутреннего мира»

1

32

Подготовка к представлению «Королевство внутреннего мира»

1

33

Подготовка к представлению «Королевство внутреннего мира»

1

34

Костюмированное представление «Королевство внутреннего мира»

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито-центр, 2008.
  2. Вачков И.В. Сказка о самой душевной науке. – М.: Генезис, 2012.
  3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2001.
  4. Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Генезис, 2012.
  5. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2012.
  6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: просвещение; Владос, 1995.
  8. Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – СПб.: Образование, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...