"Творчество С.Я.Маршака", 1 класс; "Л. Н. Толстого "Котёнок"", 2 класс; "знакомство с произведением В. Астафьева "Капалуха"", 3 класс; "П.П.Бажов "Серебряное копытце". Характеристика героев" ,4 класс
план-конспект урока по чтению (1, 2, 3 класс)
Любимые конспекты, которые были разработаны мной и темы уроков, которые были проведены мной на практике
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 1
База практики: МБОУ Новопогощенская СОШ
Учитель: Федорцова Стелла Алексеевна
Студентка: Комелягина Алина Владимировна
Учебный предмет: литературное чтение
Тема: «Творчество С.Я.Маршака»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака
Задачи урока:
Дидактические:
1. Знакомство с творчеством С.Я.Маршака.
2.Знакомство с произведением «Угомон».
3. Знакомство с произведением «Дважды два».
4.Совершенствовать навыки выразительного чтения.
Развивающие:
1. С помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.
2. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения.
3. Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
4. Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки.
5. Выявить недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
6. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
7. Ответственно выполнять свою часть работы.
8. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
9. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать в себе познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
2. Проявлять сопереживание, уважение и доброжелательность.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знакомится с творчеством С.Я.Маршака.
2.Знакомится с произведением «Угомон».
3. Знакомится с произведением «Дважды два».
4.Применяет навыки выразительного чтения.
Личностные:
1. Проявляет познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
2. Проявляет сопереживание, уважение и доброжелательность.
Метапредметные:
Познавательные:
1. С помощью педагогического работника формулирует цель, планирует изменения объекта, ситуации.
2. Формулирует выводы, подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.
3. Согласно заданному алгоритму находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
4. Распознаёт достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки.
5. Выявляет недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
Коммуникативные:
1. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
2. Ответственно выполнят свою часть работы.
Регулятивные:
1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.
Оборудование: учебник, карточки
План урока
1. Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2. Эмоциональный настрой
1.3.Проверка готовности
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1.Повторение изученного материала
2.2.Речевая разминка
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1.Работа над затруднением
3.2.Формулирование проблемы урока
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1.Определение темы урока
4.2.Определение цели урока
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Работа с биографией С.Я.Маршака
5.2.Коллективная работа
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
6.1.Работа по учебнику
6.2.Повротное чтение учителем
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
7.1. Работа по учебнику
7.2.Первичное чтение учащимися
7.3.Слушание сказки
7.4.Беседа по содержанию
8.Этап рефлексии учебной деятельности
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учащихся | Формы контроля | План рез-ы |
1.Этап мотивации Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Садись, пожалуйста, ребята 1.2. Эмоциональный настрой -Мы умные, мы дружные, Мы внимательные и старательные. В первом классе учимся, все у нас получится! 1.3.Проверка готовности к уроку - Ребята, посмотрите на свои рабочие места. Всё ли у вас готово к уроку литературного чтения? | Приветствуют Проверяют готовность к уроку | Фронтальная | К1 Л1 |
2. Актуализация знаний и осуществление пробного учебного действия Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | 2.1.Повторение изученного материала - Давайте вспомним авторов, с которыми мы уже познакомились. 1) У него было четверо детей. Общение со своими и чужими детьми доставляло ему огромную радость. Он вставал в 5 часов утра и ложился спать в 9 часов вечера, выполняя все обещания. 2) Этот писатель еще мальчиком проводил все свободное время в лесу и слушал рассказы старых охотников. Героями его рассказов были животные, птицы, насекомые, дети. 3) Он не писал специально для детей. Сказки он сочинял, слушая свою няню – Арину Родионову. 4) Это великий русский педагог. Он написал новые учебники для детей, потому что старые были скучными и непонятными. 5) Книги этого писателя известны во всем мире. В своей судьбе Ясная Поляна он организовал школу для детей из бедных семей, написал учебники и даже сам преподавал историю. - Вы большие молодцы, справились с заданием! - Мы с вами вспомнили авторов, которых вы изучили на прошлых уроках. 2.2.Речевая разминка | -Пушкин, Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки - Чуковский - Бианки - Пушкин - Ушинский - Толстой | Фронтальная | ПР1 П1 К1 К2 Л1 ПР2 Р3 П1 К1 К2 Л1 |
3. Выявление места и причины затруднения Цель: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний. | 3.1.Работа над затруднением - Ребята, а вы хотите узнать фамилию имя и отчество автора, с которым мы познакомимся сегодня? САМУИЛЯКОВЛЕВИЧМАРШАК, (записанные в обратном направлении) - Прочтите буквы справа налево. Что получилось? (Самуил Яковлевич Маршак) 3.2.Формулирование проблемы урока - Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? - Верно, сегодня мы познакомимся с творчеством С.Я.маршака. | - Самуил Яковлевич Маршак | Фронтальная Парная | ПР1 ПР3 Р1 Р3 П1 |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1.Определение темы урока - Какова же тема урока? (Творчество С.Я.маршака) 4.2.Определение цели урока - В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись. Цель: познакомиться с творчеством С.Я.Маршака и его произведениями. | Ответы детей | Фронтальная | К1 К2 Р1 |
5. Реализация выбранного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Работа с биографией С.Я.Маршака - Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) родился в Воронеже. Писательскую деятельность он начал очень рано. Много лет учился в Англии, поэтому произведения Д. Радари для детей переводил с удовольствием. Имя Маршака стало синонимом хорошей детской книжки. 5.2. Работа с текстом на с.100 о С.Я. Маршаке - Ребята, познакомимся с текстом. - Прочитайте самостоятельно текст на странице 100. 5.3.Коллективная работа по карточкам. - У вас на столах лежат карточки со строчками из «Веселой азбуки» С.Я. Маршака. - Давайте прочитаем по цепочке, начиная с буквы А. | Слушают учителя Работают с текстом Выполняют коллективное задание | Фронтальная | К1 К2 Л1 К1 К2 Р3 К1 К2 Р3 |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | 6.1.Работа по учебнику - А вы знаете буквы на память? - Если бы вам предложили придумать название к книге с этой веселой азбукой, как бы вы ее назвали - Сам автор назвал ее «Про все на свете». Первичное чтение стихотворения «Угомон» учителем («Азбука», с. 100-101). - О чем рассказывает автор в стихотворении? Могла ли в действительности произойти эта история? 6.2.Повторное чтение стихотворения учащимися. | Фронтальная Групповая | К1 К2 Р1 Р3 П1 ПР3 ПР1 ПР2 К1 | |
7. Этап обобщения и интерпретации | 7.1.Работа по учебнику - Кто знает, что такое таблица умножения? - Сколько будет дважды два? - Первичное чтение стихотворения «Дважды два» учителем («Азбука», с.101). 7.2.Повторное чтение стихотворения учащимися. - Ребята, давайте ещё раз перечитаем это произведение. 7.3.Слушание сказки - Послушайте «Сказку об умном мышонке» С.Я. Маршака. 7.4.Беседа по содержанию стихотворения. Беседа об осторожности при общении с незнакомыми людьми. | Работа над стихотворением | Индивидуальная | Л1 К1 К2 |
8. Этап рефлексии учебной деятельности | -Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями, но наш урок подошел к концу. -Давайте вспомним, какую цель мы с вами ставили? -Кто достиг цели, поднимите руку. - Что мы делали, чтобы достичь цели? - Поднимите руку те, кто доволен своей работой - Спасибо вам за урок, до свидания! | Фронтальная | ПР1 ПР2 ПР3 Р3 П1 |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
УМК: «Школа России»
Класс: 2
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: знакомство с произведением Л. Н. Толстого «Котёнок»
Цель урока:
Содержательная: знакомство учащихся с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, знакомство с произведением «Котёнок»
Деятельностная: создание условий для понимания идеи произведения
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умение работать с иллюстрациями.
2. Учить предугадывать содержание произведения по названию, иллюстрациям.
3. Развивать умение анализировать текст.
4. Развивать навыки выразительного чтения.
Развивающие:
1. Развивать умение осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
2. Развивать умение слушать и понимать речь других.
3. Развивать умение работать с информацией, представленной в разных формах под руководством учителя и самостоятельно.
4. Формировать умение формулировать цель и задачи урока.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к урокам литературного чтения.
2. Воспитывать любовь к своей Родине.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Умение работать с иллюстрациями.
2. Умение предугадывать содержание произведения по названию, иллюстрациям.
3. Умение анализировать текст.
4. Навыки выразительного чтения.
Личностные:
1. Интерес к урокам литературного чтения.
Метапредметные:
Регулятивные:
1. Умение осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
2. Умение формулировать цель и задачи урока
Познавательные:
1. Умение работать с информацией, представленной в разных формах под руководством учителя и самостоятельно.
Коммуникативные:
- Умение слушать и понимать речь других.
Оборудование: презентация, видео
Образовательный ресурс:
Учебник: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2. / [Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] - 10-е изд. – М. : Просвещение, 2018. (Школа России). – С. 122-124
План урока:
1. Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2.Проверка готовности
1.2. Этический заряд.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1.Проверка остаточных знаний
2.2.Работа в парах
2.3.Речевая разминка
2.4.Отгадывание загадки
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Словарная работа
4.2. Физкультминутка
5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап анализа произведения
6.1.Анализ произведения
6.2.Составление плана
6.3.Перессказ по плану
7. Этап обобщения и интерпретации
8. Этап рефлексии учебной деятельности
Ход урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД |
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Алина Владимировна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. 1.2.Проверка готовности - Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
Настроение у нас - отличное, А улыбка - дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Урок начинать нам пора! -Вижу, все готовы, давайте начнём. | Приветствие учащихся. | Фронтальная | К1 П1 Л2 Л1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Проверка остаточных знаний Работа по карточкам - Выберите из карточек только заглавные буквы и выпишите их на листок (у детей на партах листы и карточки) кЛасгЕВтву НаваИгКпаОзцЛуковАиЕисВкгкИЧтн гТОтаЛрСфиТгеОвиЙ (Лев Николаевич Толстой) - Что у вас получилось? - Совершенно верно, вы уже знакомились с творчеством Льва Николаевича Толстого. - Ну что ж, вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого Слайд
Слайд - Из какого произведения данная иллюстрация? («Правда всего дороже») Слайд – К каким рассказам подходят эти пословицы? Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. Грамоте учиться – всегда пригодится. - А внимательно ли вы читали рассказ «Филиппок», сейчас проверим. Тест по рассказу «Филипок» 1. С кем Филипок остался дома?
2. Почему по дороге мальчик упал?
3. Почему он долго стоял на крыльце?
4. Какое задание учитель дал Филипку?
5. Кто учил мальчика читать?
- Мальчика в рассказе звали Филипок. А какое у него полное имя? 2.2.Работа в парах. - Возьмите конверт с цветными полосками. (На цветных полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке») - Найдите среди четырёх полосок лишнюю. - Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку». - Обоснуйте свой ответ (Лишнее произведение — «Сказка о рыбаке и рыбке», так как все остальные, кроме этого, написал Л.Н. Толстой.) 2.3.Речевая разминка. Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л.Н.Толстого, с каким узнаем позже. - Так как у нас урок литературного чтения, мы будем с вами читать, а чтобы хорошо читать, мы проведём небольшую речевую разминку. (слайд) ол – ил – ул – ал Белый кот клубок катал. ил –ул –ал –ол Он загнал его под стол, ал – ол – ил – ул А затем загнал под стул. ел – ил – ёл – ял Долго кот клубок катал, ил – ел – юл — ул Потянулся и уснул. - слайд -Прочитайте про себя. -Прочитаем вместе вслух. -Прочитайте вопросительной интонацией. -Прочитайте с интонацией восхищением. -Попробуйте прочитать с ускорением. 2.4.Отгадывание загадки - Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомимся сегодня. Она первой входит в дом, И живёт подолгу в нём. То мяучит, то играет, То исчезает далеко. А когда придёт обратно, То из блюдца аккуратно Пьет сырое молоко. (Это кошка) - Что вы узнали о кошке из речевой разминки и загадки? - Чем любит заниматься кошка? - Сегодня мы познакомимся с былью Л. Н. Толстого «Котёнок» - Что такое быль? - Это то, что было в действительности | Учащиеся собирают слово в парах Лев Николаевич Толстой -Читают про себя -Читают вслух -Читают вопросительной интонацией -Читают с интонацией восхищение -Читают с ускорение | Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная | Л2 К1 П1 К1 Л2 ПР1 П1 К1 Л2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Антиципация по названию произведения - Ребята, найдите этот рассказ в учебнике и посмотрите иллюстрации. (стр. ) - Кого вы видите на иллюстрации стр. ? - Как вы думаете, что за действие там происходят? (Выслушиваются предположения детей.) | Фронтальная Фронтальная | ПР2 К1 Л2 П1 | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1.Словарная работа - По ходу чтения вам будут встречаться непонятные слова, давайте сейчас выясним их смысл. (слайд) - Может кто-то уже знает значение этих слов, поднимайте руки, отвечайте. 1.Подле – около 2.Амбар – сарай 3.Что было духу – очень быстро. 4.2. Физкультминутка - Ребята, но прежде чем приступить к чтению произведения, давайте немного отдохнём: Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Предположения учащихся Выполняют физминутку. | Фронтальная | Р2 К1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий | Первичное восприятие произведения. - Ребята, сейчас мы с вами прочитаем этот рассказ. Он не большой по объему. - Я начну, а вы следите и внимательно слушайте. - С чего начинает своё повествование Лев Толстой? - Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? | Внимательно слушают. | Фронтальная Индивидуальная | К1 ПР4 К1 Л1 Л2 |
6. Этап анализа произведения Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи. | 6.1.Чтение по цепочке - Ребята, а теперь, давайте прочитаем этот рассказ по цепочке. Начиная с первой парты по предложению. - Все остальные внимательно слушают и следят за товарищем. 6.2.Беседа по содержанию -Чей поступок вам понравился? -А за кого вы переживали? - Что вы можете сказать о Васе? Какой он? - Опишите его, по-вашему мнению, он какой? -Найдите отрывок к иллюстрации в учебнике, прочитайте его. 6.3.Составление плана -Ребята, а давайте попробуем с вами составить план этого рассказа. (на доске названия плана) - Нам необходимо вспомнить какие действия происходили и составить верный план 1.У Кати и Васи пропала кошка 2. Дети нашли котят 3.Самый лучший котёнок 4.Котёнок остался на дороге 5.Страшные собаки 6. Вася спасает котёнка. 6.3. Пересказ по плану Учащиеся пересказывают рассказ по составленному плану | - - | Фронтальная Фронтальная | ПР3 К1 Л2 Л1 Р1 П1 |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | 7.1. Обобщающая беседа - Какой рассказ мы с вами прочитали? - Кто автор этого рассказа? -Ребята, я вам предлагаю восстановить пословицу, чтобы узнать чему же учат и призывают нас произведения Л. Н. Толстого. «Жизнь дана на добрые дела» -Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Мы проживаем жить и должны делать только добрые поступки) -Ребята, так какая же главная идея этого произведения? | -Рассказ «Котёнок» - Лев Николаевич Толстой -Делать добрые поступки | Фронтальная | К1 ПР3 П1 |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Что вам особенно понравилось в рассказе? - Хотелось бы вам попасть в такую ситуацию? - За что вы сегодня можете себя похвалить? - Домашнее задание: Подготовить рассказ о своём домашнем питомце или предложить свой вариант продолжения рассказа. (слайд) | -Ответы детей | Фронтальная | К1 Л1 Л2 |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
УМК: «Школа России»
Класс: 3
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: знакомство с произведением В. Астафьева «Капалуха»
Цель урока:
Содержательная: знакомство учащихся с жизнью и творчеством В. Астафьева
Деятельностная: создание условий для понимания идеи произведения
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умение работать с иллюстрациями.
2. Учить предугадывать содержание произведения по названию, иллюстрациям.
3. Развивать умение анализировать текст.
4. Развивать навыки выразительного чтения.
Развивающие:
1. Развивать умение осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
2. Развивать умение слушать и понимать речь других.
3. Развивать умение работать с информацией, представленной в разных формах под руководством учителя и самостоятельно.
4. Формировать умение формулировать цель и задачи урока.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к урокам литературного чтения.
2. Воспитывать любовь к своей Родине.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Умение работать с иллюстрациями.
2. Умение предугадывать содержание произведения по названию, иллюстрациям.
3. Умение анализировать текст.
4. Навыки выразительного чтения.
Личностные:
1. Интерес к урокам литературного чтения.
Метапредметные:
Регулятивные:
1. Умение осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
2. Умение формулировать цель и задачи урока
Познавательные:
1. Умение работать с информацией, представленной в разных формах под руководством учителя и самостоятельно.
Коммуникативные:
- Умение слушать и понимать речь других.
Оборудование: презентация, видео
Образовательный ресурс:
Учебник: Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2. / [Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] - 10-е изд. – М. : Просвещение, 2018. (Школа России). – С. 98-101.
План урока:
1. Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2. Этический заряд.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Речевая разминка
2.2. Работа по карточкам
2.3. Биография В. Астафьева
2.4. Выставка книг
2.5. Рассказ о глухаре
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1. Антиципация по названию произведения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Словарная работа
4.2. Физкультминутка
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Первичное восприятие произведения.
5.2. Чтение по цепочке с остановками.
6. Этап анализа произведения
7. Этап обобщения и интерпретации
7.1. Обобщающая беседа
8. Этап рефлексии учебной деятельности
Ход урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД |
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Алина Владимировна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Настроение у нас - отличное, А улыбка - дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Урок начинать нам пора! -Вижу, все готовы, давайте начнём. | Приветствие учащихся. | Фронтальная | К1 П1 Л2 Л1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Речевая разминка -Ребята, так как у нас урок литературного чтения, мы будем с вами читать, а чтобы хорошо читать, мы проведём небольшую речевую разминку. (слайд) ра – ра – ра – Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. -Прочитайте про себя. -Прочитаем вместе вслух. -Прочитайте вопросительной интонацией. -Прочитайте с интонацией восхищением. -Попробуйте прочитать с ускорением. 2.2. Работа по карточкам - Выберите из карточек только заглавные буквы и выпишите их на листок (у детей на партах листы и карточки) - Тогда мы с вами узнаем полное имя писателя, чей рассказ будем изучать. Работать будете в парах. кВасгИКтвуТйхуОгР ПпаЕзцТуковРиОисВкгкИЧтн гАСтаТрАфиФЬгеЕвиВ (Виктор Петрович Астафьев) - Хорошо, а теперь послушайте немного о жизни Виктора Астафьева 2.3. Биография В. Астафьева (слайд) Виктор Петрович Астафьев (годы жизни 1924 – 2001 гг.) – является известным советским писателем. Родился Виктор Астафьев 1 мая 1924 года в маленьком селе Овсянка Енисейской губернии. Ещё ребёнком Виктор остался практически сиротой. Его отца взяли под арест, а мать скончалась во время одного из посещений мужа. Детство Виктора Астафьева прошло с бабушкой и дедом. Об этой поре у писателя осталось немало ясных воспоминаний, которые позднее он обрисовал в своей автобиографии. В первый раз рассказ Астафьева был опубликован в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор начал трудиться в газете «Чусовской рабочий» и работал там почти четыре года. За это время в газете было напечатано множество статей, очерков, рассказов Астафьева. При этом его литературный талант начал раскрываться все интенсивнее. В 1953 году была издана книга Астафьева «До будущей весны». За период своей творческой деятельности Астафьев написал довольно много замечательных произведений. 2.4.Выставка книг (слайд) - Перед вами выставка книг писателя. Давайте прочитаем их названия. - О чем они, как думаете? - Советую найти эти и другие книги Виктора Астафьева в библиотеке и прочитать. Думаю, вам они обязательно понравятся. - Со многими произведениями вы познакомитесь позже, в 5, 6, 8 классе, а сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Капалуха» 2.5.Рассказ о глухаре - Ребята, а кто что значит «Капалуха»?; Кто это? - Для того чтобы узнать, кто же это, я предлагаю вам собрать слово из букв. Моя первая подсказка вам, слово начинается с выделенной буквы. Ь У Л Х А Р Г - Какое слово у вас получилось? - Ребята, а что вы знаете об этих птицах? (слайд) - Давайте я вам немного о них расскажу. -Глухарь – это птица, живущая в глухих сосновых лесах и болотах. В снежные зимы глухари ночуют под снегом. Глухари выводят птенцов в конце мая – начале июня, когда уже совсем тепло. А почему же глухарей так назвали? Весной, когда глухарь поёт свою песню, он часто ничего не слышит, за то он и прозван глухарём. | -Читают про себя -Читают вслух -Читают вопросительной интонацией -Читают с интонацией восхищение -Читают с ускорение Учащиеся собирают слово в парах Виктор Петрович Астафьев - Стрижонок скрип; - Конь с розовой гривой; - Васюткино озеро; - Бабушкин праздник Дети получаю на пару буквы, и собирают слово - Глухарь - Эти птицы живут в глухих сосновых лесах | Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная | Л2 К1 П1 К1 Л2 ПР1 П1 К1 Л2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Антиципация по названию произведения - Ребята, найдите этот рассказ в учебнике и посмотрите иллюстрации. (стр. 98-ая) - Кого вы видите на иллюстрации стр.98-ой? - Как вы думаете, что за действие там происходят? (Выслушиваются предположения детей.) | - Мальчиков - Мальчики пошли в поход и нашли чьё – то гнездо | Фронтальная Фронтальная | ПР2 К1 Л2 П1 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1.Словарная работа -По ходу чтения вам будут встречаться непонятные слова, давайте сейчас выясним их смысл. (слайд) - Может кто-то уже знает значение этих слов, поднимайте руки, отвечайте. 1.Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев. 2.Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю. 3.Космы – взлохмаченные пряди волос. 4.2. Физкультминутка - Ребята, но прежде чем приступить к чтению произведения, давайте немного отдохнём: Мы сегодня с вами, дети Полетаем на ракете. Руки вверх и потянись, Мчит ракета прямо ввысь. А быть может самолёт, Всех детей умчит в полёт? Взмах крыла на раз, два, три. Друг на друга посмотри. Полетели и опять Будем дело продолжать | Предположения учащихся Выполняют физминутку. | Фронтальная | Р2 К1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий | 5.1. Первичное восприятие произведения. - Ребята, сейчас мы с вами прочитаем этот рассказ. Он большой по объему. Я начну, а вы следите и внимательно слушайте. -Достаточно. Продолжает теперь ... | Внимательно слушают. | Фронтальная Индивидуальная | К1 ПР4 К1 Л1 Л2 |
6. Этап анализа произведения Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи. | 6.1. Этап анализа произведения - С чего начинает своё повествование Виктор Астафьев? - Куда же отправлялись мальчишки? - Какую птицу охотники называли «Капалуха»? - Чем вас заинтересовал этот рассказ? - А давайте по ролям прочитаем диалог на 99-ой стр.: Мальчик: - «Возьмём!» Рассказчик: - «Зачем?» - За мальчика прочитает… - За рассказчика … - Ребята, скажите, кто из мальчишек забоится и переживает за капалуху? - Да, а почему вы так решили? - Как же всё-таки закончилась встреча ребят с капалухой? | - С описания природы, с того, куда направлялись мальчишки. - Они гнали скот на летнюю пастьбу. - Глухарку - Этот рассказ интересен тем, что гнездо глухарки находилось прямо на земле; - Ребята посмотрели на яйца капалухи и отправились дальше, не стали трогать и разрушать гнездо. Чтение по ролям - Второй мальчик. - Потому что второй мальчик спрашивает, что же будет с капалухой, он думает о том, как она будет без своих детей. - Ребята не стали трогать её гнездо, они просто ушли, а капалуха вернулась к своим будущим детям. | Фронтальная Фронтальная | ПР3 К1 Л2 Л1 Р1 П1 |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | 7.1. Обобщающая беседа - Какой рассказ мы с вами обсуждали? -Кто автор этого рассказа? | -Рассказ «Капалуха» - Виктор Петрович Астафьев | Фронтальная | К1 ПР3 П1 |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Что вам особенно понравилось в рассказе? - Хотелось бы вам попасть в такую ситуацию? - За что вы сегодня можете себя похвалить? - Домашнее задание: предложить свой вариант продолжения рассказа. (слайд) | -Ответы детей | Фронтальная | К1 Л1 Л2 |
Предварительный просмотр:
Школа: МБОУ Трубчевская гимназия им. Калашникова
Тип урока: открытие новых знаний
Учебный предмет: литературное чтение
ОС: Школа России
Класс: 4
Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце» Характеристика героев.
Цели:
Содержательная: обобщение знаний по содержанию сказки П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Деятельностная: формирование умения характеризовать главных героев сказки.
Задачи:
Образовательные:
- Развивать умение определять личностные качества героев
- Развивать умение рассказывать по плану
- Развивать умение сравнивать персонажей
- Развивать умение объяснять смысл пословицы.
Развивающие:
1. Учить с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.
2. Совершенствовать умение выбирать источник получения информации.
3. Совершенствовать умение согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
4. Учить проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
5. Совершенствовать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
6. Учить ответственно выполнять свою часть работы.
7. Совершенствовать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
8. Совершенствовать умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к творчеству П.П.Бажова
- Воспитывать такие личностные качества, как благодарность, терпение, трудолюбие
Планируемые результаты:
Предметные:
- Определяет личностные качества героев.
- Рассказывает по плану.
- Сравнивает персонажей.
- Объясняет смысл пословицы.
Личностные:
- Проявляет интерес к творчеству П.П.Бажова
- Понимает значимость таких личностных качеств, как благодарность, терпение, трудолюбие
Метапредметные:
Познавательные:
1. С помощью педагогического работника формулирует цель, планирует изменения объекта, ситуации.
2. Выбирает источник получения информации.
3. Согласно заданному алгоритму находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
Регулятивные:
1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.
Коммуникативные:
1.Слушает и понимает речь других.
2.Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
2.Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
3.Ответственно выполнять свою часть работы.
Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал.
Образовательный ресурс:
1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.1 / [ В.Г. Горецкий, В.А Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина]. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – С.
Сценарий урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс Тема: Портретная характеристика героев сказа Бажова П.П. «Серебряное копытце»
Урок литературного чтения с применением технологии РКМЧП...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.
Данный урок разработан в соответствии со стандартами второго поколения ФГОС...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Герои произведения. Характеристика героев. К. Паустовский «Растрёпанный воробей».
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2014)Тема урока: Герои произведения. Хар...
Урок литературного чтения 2 класс программа «Школа 21 века» Тема: Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств. И. Беляков. «О чем ты думаешь, снегирь?».
Данный конспект урока разработан для открытого урока по литературному чтению по теме: "Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств. И. Беляков. «О...
Конспект урока литературного чтения: "Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»
Урок закрепления изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формир...