Как родителям помочь младшему школьнику с дефицитом внимания
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания - нередкий диагноз современного школьника. 

Как в домашних условиях оказать поддержку ребенку с такими особенностями? В статье предложены приемы организации домашних заданий, внеучебной деятельности, общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch_s_sdvg.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Горунова Ирина Михайловна,

педагог-психолог, методист  ГБУ ЦППМСП «Личность» г.о. Тольятти

Как родителям помочь младшему школьнику с дефицитом внимания

Очень часто школьники с дефицитом внимания не получают поддержки в школе из-за отсутствия индивидуального подхода к ним. Накапливаются отрицательные эмоции, причем как у педагога, так  и учащегося. Но и дома ребенок проводит не меньшую часть времени. Родителю  важно, не поддаваясь деструктивным эмоциональным состояниям, идущим как от ребенка, так и от обратной связи учителя, обеспечить условия, максимально комфортные для особенностей такого школьника.

Прежде всего, такого ребенка не стоит перегружать группой продленного дня, дополнительными занятиями.   Некоторые грамотные учителя, сами чувствуя, что такие школьники сильно перевозбуждаются в процессе школьных занятий, устают, предлагают родителям не посещать внеурочную деятельность. Здесь стоит согласиться с мнением учителя, не настаивать на обратном и не бояться, что ребенок что-то упустит. Гораздо важнее оптимизировать его режим и сосредоточить на основных учебных занятиях. После школы таким детям рекомендуется отдых, прогулка, возможно даже дневной сон.

Частой проблемой становится то, что школьники не записывают домашнее задание или записывают его неверно (это связно с особенностями внимания и организации мозговой деятельности). Взрослым необходимо запастись терпением и контролировать этот процесс, поддерживая постоянную связь с учителем по этому вопросу.

Самое главное, о чем надо помнить родителю, - это то, что мозг  работает с определенной цикличностью, причем период рабочего состояния мозга у таких детей значительно сокращается.  Период умственной работоспособности может составлять от 5 до 15 минут, после чего мозг отключается и ему необходим отдых и восстановления для следующего цикла. Ребенок в этот момент как бы отключается: слушает, но не слышит, смотрит, но не видит.  Естественно, в такие периоды ребенок не воспринимает, не понимает, не запоминает информацию на осознанном уровне.

Это важно учитывать при организации выполнения домашних заданий. Если вашему школьнику необходим внешний контроль и вы выступаете в его качестве, то сидите с ним за столом так, чтобы видеть лицо ребенка и отслеживать периоды отключения. Увидели, что он стал находиться как бы в прострации, смотрит в даль, в пустоту, - не ругайте его, не призывайте сосредоточиться. Интеллектуально продуктивно работать в данный момент он все равно не сможет, а отсутствие передышки приведет к тому, что он еще раньше устанет. Оптимальный режим при  таких нарушениях – 5-10 минут работы и пятиминутный перерыв. После часа работы надо устраивать более длительную паузу. Не поддавайтесь отрицательным эмоциям по поводу того, что сосед Ваня делает уроки гораздо быстрее. Вам важно учитывать индивидуальные особенности своего ребенка.

Если вам необходимо что-то пояснить или даже дать какие-то указания в  повседневной жизни, старайтесь чтобы фраза не была длинной и состояла из 1-2 четких инструкций. Из-за трудностей с распределением внимания ребенку будет нелегко воспринимать сложную инструкцию. Кроме того, таким школьникам трудно делать два дела одновременно. Продуктивно писать в тетради и активно слушать объяснения учителя у них не получается. Поэтому и вы выделяйте время для объяснения и  для самостоятельного выполнения ребенком задания.

Старайтесь, чтобы интеллектуальная работа дома проходила в тишине, без посторонних раздражающих факторов, звуков, предметов. Чрезмерные эмоции, положительные или отрицательные, также нежелательны.

Не следует забывать о том, что цикличность в работе мозга может привести к тому, что знания не будут усвоены в полном объеме. Дома необходимо уделять время для повторения изученного материала и предотвращения пробелов в знаниях.

Гиперактивным детям следует избегать длительных просмотров телевизионных передач и компьютерных игр.  Досуг должен быть активным, но спокойным – переутомление еще больше усиливает проявления гиперактивности и снижает самоконтроль. Занятия в дополнительных кружках и секциях также не должны перегружать ребенка (особенно, внимание, память, а также вызывать чрезмерное физическое переутомление).

В целом, важно сохранять доброжелательное отношения и проявлять терпение к таким детям. Требования в семье должны быть едиными, разумными, закреплять положительные проявления в поведении ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа для родителей"Как помочь младшему школьнику выполнить домашнее задание"

Нужно ли домашнее задание и почему. Почему ребёнок  не хочет выполнять домашние задания?Рекомендации для родителей....

Выступление на общешкольном родительском собрании начальной школы по теме "Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением"

Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка.Важнейшим этапом этих преобразований является  появление новых форм осознанного пов...

Родительское собрание. Как помочь младшему школьнику стать внимательным.

Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.Очень часто наши дети кажутся нам рассеянными. Не...

Рекомендации родителям, имеющим ребёнка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущ...

Статья "Как помочь младшему школьнику в приготовлении уроков?!"

Уважаемые, родители будущих первоклассников, скоро ваши детки пойдут в школу, где их ждет новая ведущая деятельность – учебная. Неотъемлемой частью этого процесса будет выполнение ребенком домашних ...

Советы родителям, которые хотят помочь младшему школьнику в выполнении домашнего задания

В презентации подробно рассматривается проблема помощи родителей в подготовке домашних заданий. Важно знать, что развивая самостоятельность детей при подготовке домашних заданий, мы заботимся об их бу...

Родительское собрание на тему: «Как помочь младшему школьнику в приготовлении домашних заданий»

Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Очень важным моментом в жизни младшего школьника является приготовление домашних заданий....