Методы работы с гиперактивными детьми.
статья

Савчук Людмила Васильевна

В статье представлены методы  и приемы коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, а также с "трудностями обучения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_raboty_s_giperaktivnymi_detmi.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методы работы учителя с гиперактивными детьми.

Автор: Л.В.Савчук

                                                                                          Скажи мне – и я забуду,  

                                                                                                                        покажи мне – и я запомню,

                                                                                          дай сделать – и я пойму.

                                                                                                 Китайская притча.

       

   Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • Резко возросла информированность детей.
  • Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками.
  • Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение,  наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности.

Все большее число детей попадают в категорию группы риска.  Более подробно  рассмотрим  детей с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, а ткаже детей «с трудностями обучения».

Коррекционная работа должна начинаться постепенно с какой-то одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность. Например, развиваем внимание, а после того, как ребенок научился концентрировать и переключать внимание, можно переходить к тренировке двигательного контроля. Когда в процессе занятий достигаются устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций. Это может быть, например, дефицит внимания и контроль поведения. И только позже вводить упражнения, развивающие все три функции одновременно.

      Начинать работать с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем случае - малыми группами, и только потом постепенно вводить их в большие группы. Это связано с тем, что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточиться, если рядом много сверстников.

Кроме того, сами занятия должны проходить в эмоционально привлекательной для детей форме, например, игровой.

Основные направления в работе с гиперактивными детьми:

  1. Повышение учебной мотивации.

Применение системы поощрения:

  • создание ситуации успеха,
  • стимулирующее оценивание,
  • создание проблемных ситуаций,
  • развитие желания быть полезным,
  • создание ситуаций взаимопомощи,  сопереживания.

Применение нетрадиционных форм уроков:

  • уроки-деловые игры;
  • уроки-соревнования;
  • театрализованные уроки;
  • межпредметные  уроки.

  Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.

     Преодолеть  речевую замкнутость обучающихся  и снять напряженность в формировании разносторонних навыков помогут задания занимательного характера. Это дидактические и сюжетно-ролевые игры, дидактические сказки. Сказкотерапия является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения. Проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми.

2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей обучающихся:

  • смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;
  • реализация двигательной потребности ребенка;
  • понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; сокращение объёма заданий;
  • выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов;
  • инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
  • избегание категорических запретов;
  • сохранять спокойствие, что окажет поддержку ребёнку;
  • чаще одобрять и поощрять, хвалить, больше беседовать.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.  Индивидуальный подход, который так необходим этим детям,  дело довольно сложное и требует от педагогов больших усилий, гибкости, терпения.

    Существуют специальные упражнения для гиперактивных детей, развивающие внимание, усидчивость или же, снимающие лишнюю энергию. Вот некоторые из них:

«Снежный ком»

Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности.
Условия игры. Выбирается тема игры: города, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике. Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется.

«Говори»

Цель: контроль импульсивности.
Условия игры. Детям дается инструкция: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду – “Говори”!

  Дети, которые отличаются импульсивностью:

  • отвечают на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;
  • у них часто меняется настроение;
  • обычно с трудом дожидаются своей очереди в различных ситуациях, кричат с места;
  • им нравится работа, которую можно сделать быстро, очень предприимчивы;
  • когда кто-то из ребят на них кричит, они тоже кричит в ответ;
  • часто мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

В работе с  этими детьми использовались три основных направления:

  • развитие дефицитарных функций (внимание, контроль поведения, двигательный контроль);
  • отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • осуществлялась работа с гневом.

  Детям подбираются творческие, развивающие задания, избегая монотонную деятельность. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

      Дети, которым  рекомендовано обучение в классе для обучающися с умеренной умственной отсталостью с учетом  индивидуальных особенностей усвоения учебного материала и медицинских показаний. Кроме соматических заболеваний у данной категории детей наблюдается эмоциональная  незрелость, нарушена мелкая моторика, серьёзные нарушения зрительно – пространственного восприятия.  Обучение письменным умениям протекало очень сложно. В настоящее время можно отметить положительную динамику в обучении  такого ребёнка, которая произошла при помощи  целенаправленной работы учителей, узких специалистови, огромной помощи родителей.

   Для коррекции зрительно-моторных координациций применяются методы:

  1. Развитие мелкой моторики (параллельно развитие внимания, памяти, мышления и речи).
  2. Применение упражнений на невербальном материале, конструирование букв и цифр из палочек, карандашей, проволоки.
  3. Сопровождение  заданий речевыми упражнениями (синхронный счёт в такт каждому элементу, объяснение последовательности выполнения заданий).
  4. Конструирование (складывание модели предмета из частей,  дорисовывание недостающей детали с опорой на образец).

Для коррекции эмоциональной незрелости применяются следующие методы:

  1. Выполнение заданий, не требующих длительных усилий.
  2. Возможность обращения за  помощью к учителю в случаях затруднения.
  3. Подкрепление устных инструкций наглядным материалом.
  4. Поощрение за хорошее поведение.
  5. Обязательные физические разминки на уроках.
  6. Применение опорных сигналов в виде схем, заучивания стихотворений.

  У многих детей наблюдаются нарушение чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи, осложненные билингвизмом и стёртой формой дизартрии. Как правило, учебная мотивация не сформирована, дефицит познавательных интересов, бедность кругозора, поверхность мышления и внимания, незрелость эмоциональной сферы.  У детей с умеренной умственной отсталостью замедленное и затруднённое восприятие всего нового. Они не ориентируется  на листе,  в учебнике, графомоторный навык на низком уровне.

        При обучении, таким требуется индивидуальная помощь учителя, которая заключается в специально организованных условиях обучения. На каждом уроке обучающимся даются  индивидуальные задания, которые понятны, доступны и посильны при выполнении. Они формируют у детей положительную мотивацию к обучению, желание получить хорошую оценку.

        К примеру, комплексное применение коррекционного воздействия:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие слухового восприятия;
  • развитие тактильно-двигательной функции в согласованности движений;
  • развитие устной речи и применение предметной терминологии.

   Для такой категории детей необходимо многократное повторение одного и того же упражнения в различных видах деятельности, что способствует отработке не только механического, но и частично осознанного запоминания.

   Категория  детей, которые могут усваивать с большим трудом минимум учебного материала, отличается медленным темпом усвоения учебного материала, несформированностью учебной мотивации, быстрой истощаемостью нервной системы, высокой утомляемостью, неустойчивостью эмоций и  настроения.  Такие обучающиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения.

        Виды работ со слабоуспевающими учениками:

  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Задания с выбором ответа.
  • Перфокарты.
  • Игры - тренажеры.
  • Карточки-с образцами решения.

    Учитель, в первую очередь, должен знать каждого ребенка в отдельности, стремиться понять и принять его. Создать спокойную обстановку и благоприятный климат на уроке. Проявлять  разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика. Он должен   много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помочь им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

      Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности ...

Рекомендации в работе с гиперактивными детьми

Эти рекомендации помогут организовать работу с детьми....

Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми "

    Каждый ребёнок индивидуален и требует определённого подхода. Учет индивидуальных особенностей ребёнка просто необходим. Знание свойств психики детей позволяет правильнее пон...

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми

Памятка кратко формулирует основные принципы работы педагога с гиперактивными детьми (СДВГ)...

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми

Детям с СДВГ в школе трудно. Они требуют к себе особого подхода. Рекомендации помогут учителю в работе с такими детьми....

Статья: Работа с гиперактивными детьми в группе продленного дня.

Эта статья затрагивает одну мз самых сложных проблем - работы с гиперактивным ребенком в школьном коллективе....