Адаптация первоклассников
консультация (1 класс)

Погребнюк Татьяна Ивановна

Материал статьи может быть использован педагогами в беседе с родителями первоклассников, на родительских собраниях. Может сопровождаться краткой презентацией деятельности школьного ППМС-центра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppms-tsentr.pptx696.39 КБ
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦЕНТР ППМС-сопровождения МАОУ СОШ № 88 г. Тюмени Норматов Ш. С. – социальный педагог Сопровождение - педагогическое взаимодействие, направленное на обучение самостоятельному поиску оптимальных путей решения проблем. Цель сопровождения : создание условий для гармоничного развития, самореализации и социализации. Кабинет 107 Основной принцип сопровождения – действие в интересах ребёнка. Основные направления деятельности: профилактика и помощь в преодолении учебных затруднений; сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами, детей «группы риска»; сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. .

Слайд 2

программы сопровождения (начальная школа) Программы сопровождения Участники Сроки реализации Успешный первоклассник Учителя начальных классов учащиеся 1-х классов и их родители, центр дополните-льного образования 2018-19 уч . гг Преемственность Учителя начальных классов, учащиеся 5-х классов и их родители, учителя, работающие в 5-х классах. Сентябрь-декабрь 2018 уч . г. Дружный класс Учащиеся 1-4-х классов (по запросу педагогов) , центр доп. образования 2018-19 уч . гг Мы вместе! Учащиеся классов интегрированного обучения, включающих детей с ОВЗ 2018-19 уч . гг

Слайд 3

Коррекционно-развивающие занятия Психолого-педагогическая коррекция СИРС

Слайд 4

авторские ПРОГРАММы РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ 2012 г. Задачи: развитие и коррекция различных видов внимания, памяти; совершенствование мыслительных операций; развитие координации тонких движений и пространственной ориентации; коррекция эмоционального состояния. КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Девиации поведения Гиперактивность Неврозоподобные состояния Низкий уровень педагогической готовности Нарушение адаптации Низкий уровень психологической готовности

Слайд 5

Схема успешного взаимодействия Учитель Род итель Ребёнок



Предварительный просмотр:

Выступление на собрании «Адаптация первоклассников»

Уважаемые родители! В жизни ваших детей, а значит, и в вашей жизни наступил очень серьёзный и ответственный период – период адаптации к условиям массовой школы. Адаптация по-другому «приспособление», «привыкание». Многие называют этот период сложным, но таким он становится далеко не для всех. В случае правильного поведения и адекватной реакции на различные ситуации и трудные моменты, сопровождающие процесс обучения, негативные проявления могут быть совершенно сглажены. В первую очередь, это зависит от того, как Вы сумели подготовить ребёнка к школе психологически.

        Адаптационный период у первоклассников может длиться от 3-4 недель и до середины 3 четверти (февраль). В течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка. Будьте внимательны к жалобам на головную боль, усталость, плохое состояние.

Самые главные объективные факторы, которые в этот период на всех детей:

  1. Изменение привычной внешней среды в сравнении с домом или детским садом (низкая мебель, ограниченное пространство, ковры на полу). Как раздражитель, может действовать школьный звонок, широкие лестницы и коридоры, высокие потолки – непонятный страх, подавленность, чувство беспомощности…
  2. Смена ведущей деятельности с игровой, регламентируемой только договорными правилами – от правил игры можно отступить или перестать играть и начать другую игру – на обязательную учебную деятельность, где всё гораздо более серьёзно.
  3. Изменение привычного круга общения – знакомство с большим количеством новых людей.

В период адаптации каждый педагог ведёт наблюдение за детьми, отслеживая их  интеллектуальную готовность к школе и особенности поведения. Также с этой целью на уроке могут присутствовать завуч нач. школы, педагог-психолог. С вашего согласия может быть проведено психологическое обследование, которое поможет определиться с теми методами, способами и приёмами, которые наиболее эффективны в отношении именно вашего ребёнка.

        В нашей школе существует Служба ППМС. (Слайды 1,2) Коррекционно-развивающая работа также может входить в программу ППМС, но не является самоцелью.  Решение о необходимости посещения таких занятий принимается совместно  педагогами, психологом и родителями.  

В каких же случаях это целесообразно? (Слайд 3,4) Выявляется педагогическая, психологическая неготовность ребёнка к обучению и имеются явления дезадаптации – стойкие нарушения поведения, необоснованные вспышки плаксивости, агрессивности, раздражительности.

Хочу предостеречь от излишних надежд и опасений в отношении обращения к психологу. Некоторые любящие родители изначально сами пребывают в тревожном ожидании неприятностей. При этом они нервируют ребёнка, при нём обсуждают кажущиеся проблемы  и готовы при первом же конфликте обращаться к психологу. Чем это чревато? В первую очередь тем, что ребёнок не сможет научиться выходить из конфликтных ситуаций без посторонней помощи.

        Вторая крайность  - полный отказ родителей от помощи психолога. Иногда учитель видит проблему в поведении, в адаптации и предлагает обратиться к психологу, мы слышим фразу «Мой ребёнок не нуждается в помощи психолога. У него просто свои особенности и к нему нужно найти подход. У нас никогда раньше не было таких проблем». Но ведь ваш ребёнок никогда прежде и не учился в школе…

Будьте готовы к тому, что иногда в вашей с ребёнком жизни будут возникать конфликты. Запомните самое важное правило:  не торопиться с выводами. Безусловно, надо верить своему ребёнку, но не стоит  делать из него истину в последней инстанции. Пример: Ребёнок рассказал дома, что учитель физкультуры разрешил всем детям забраться на шведскую стенку и прыгать с неё вниз. Что вас больше всего беспокоит – безопасность ребёнка или то, что он очень напуган и боится идти в школу или то, что он рассказывает об этой ситуации с восторгом?

А сейчас несколько советов, как помочь своему ребёнку привыкнуть к школе.

1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам. Перед сном также лучше не укорять за  ошибки и оплошности.

2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.

4. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было замечаний!" Пожелайте удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

5.Забудьте фразу"Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Но если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.

6.Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

7.Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка.

8.Домашних заданий у первоклассников нет, но если необходимо дополнительно позаниматься с ребёнком дома, спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!" После школы необходимо 2 часа отдыха  для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.

9. Старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …"

10.Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, почитайте литературу для родителей.

Памятка: Советы родителям.   

  1. Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же хороший, как и все остальные дети.
  2. Не мешайте ребёнку преодолевать трудности, и умело создавайте их. Не ругайте детей, при детях никого, и тогда ваш ребёнок вырастет незлобным, добрым и обходительным.
  3. Не пугайте ребёнка необходимостью читать, и может быть, он полюбит книги.
  4. Самое лучшее воспитание – воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упрёками.
  5. Не нужно делать праздники для детей, нужно делать праздники вместе с детьми.
  6. Чаще веселитесь, пойте красивые песни,  делайте вместечто –нибудь, не ленитесь отдавать  частицу своей души, и у вас всё получится.
  7. Не мучайтесь, если что-то не можете сделать для своего ребёнка, мучайтесь, если можете, но не делаете.
  8. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребёнку то, что не хотели бы, чтобы другие сделали вашему.
  9. Любите своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который ещё пока с вами!
  10. Если ребёнок много видел, много понял, во многом поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот есть человек!

Будьте мудрыми, относитесь ко всем ситуациям с пониманием.

Не проецируйте свои детские проблемы или проблемы старших детей на своего ребёнка

Доверяйте не только ребёнку, но и вашему учителю,

Настройтесь на положительную волну.

В заключение  хочу напомнить только одно: у нас с вами одна общая задача– научить и воспитать умных, добрых, достойных и успешных в будущем людей.

В этом заинтересованы все, а значит, будем идти к успеху вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...