Разработка урока Любовь и влюбленность
консультация

Вахрушева Наталья Анатольевна
Цели и задачи. Вырабатывать навыки работы с литературой по заданной тематике, вести конструктивный диалог, обосновывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, с уважением принимать точку зрения другого. Предварительная работа. Учащимся предлагается литература по теме Мохов В.С. «Стремясь к любви неуловимой», Орлов Ю.М. «Самопознание и самовоспитание», Э.Фромм «Искусство жить вдвоём», Куликов М. «Мозаика радости» и по выбору. Учащиеся могут воспользоваться высказываниями классиков, русских и зарубежных писателей о любви, взаимоотношениях мужчины и женщины, о семье, произведениями художественной литературы. Вопросы учащиеся обсуждают дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_lyubov_i_vlyublennost.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока для учащихся 7 – 11 классов по теме «Любовь и влюбленность».

Подготовила: педагог-психолог МОУ «СОШ №62» Н.А. Вахрушева.

 

Цели и задачи. Вырабатывать навыки работы с литературой по заданной тематике, вести конструктивный диалог, обосновывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, с уважением принимать точку зрения другого.

Предварительная работа. Учащимся предлагается литература по теме Мохов В.С. «Стремясь к любви неуловимой», Орлов Ю.М. «Самопознание и самовоспитание», Э.Фромм «Искусство жить вдвоём», Куликов М. «Мозаика радости» и по выбору. Учащиеся могут воспользоваться высказываниями классиков, русских и зарубежных писателей о любви, взаимоотношениях мужчины и женщины, о семье, произведениями художественной литературы. Вопросы учащиеся обсуждают дома.

Эпиграф урока.

Влечение души порождает дружбу,

влечение ума порождает уважение,

влечение тела порождает желание,

соединение всех трёх влечений порождает любовь.

                                                                                         Древнеиндийский трактат «Ветки персика».

Ход урока. Психолог знакомит учащихся с красивой легендой об андрогонах, четвероногих и четвероруких существах, которые в своей любви были так сильны и умны, что боги испугались соперничества с ними и разрубили каждого из них пополам. С тех пор эти половинки ищут друг друга по свету, чтобы, найдя, слиться в единое целое, соединить два индивидуальных «Я» в одно большое «Мы», чтобы обрести полубожественные ум и силу.

Любовь и влюблённость. Какие древние слова! Чаще всего они вызывают приятные, волнующие ассоциации. Учащимся предлагается графически изобразить эти состояния, нарисовать эмблему.

Вопрос к учащимся. Любовь и влюбленность - одно ли это и то же? Учащиеся называют признаки данных явлений.

Влюблённость. Чрезмерно эмоциональна, непродолжительна (её сравнивают со спичкой: ярко вспыхнула и погасла), она не согревает до конца душу. Влюблённые чаще сконцентрированы на своих чувствах и переживаниях. Она не направлена на личность. Влюблённых обычно привлекают внешние характеристики партнера, иногда даже социальный статус. Они принимают в партнёре только достоинство (очень критичны), не хотят мириться с его недостатками. Здесь чаще проявляется эгоизм, сексуальное влечение. Человек как бы стремится пережить эмоциональную бурю, остроту ощущений, встряхнуться.

Любовь. Она не приходит мгновенно. Достаточно часто в её основе лежат предшествующие ей отношения: общность интересов, дружба, длительное знакомство. И влюблённость может стать первой ступенькой к любви. Она направлена на партнера и согревает его своим теплом (напоминает горящую спокойным пламенем свечу).  Любящий, даже замечая недостатки в любимом, прощает ему их, т.к. принимает любимого целиком. Если любовь взаимна, каждый из партнёров будет стремиться сам изменить себя, т.к. раскаяние способствует угасанию плохих привычек. Любовь тоже подвержена эмоциональным порывам и страстям, но даже тогда собственные переживания и эмоции не должны ослеплять человека, делать его рабом сиюминутной страсти. Настоящими чувствами можно управлять. Любовь альтруистична. Ради любимого человек может пожертвовать многим, даже жизнью.

Вопрос к учащимся.  За что мы любим? Часто люди не могут дать прямого ответа на данный вопрос, а если отвечают, то любят за то, что любимый просто есть на белом свете, есть в этой жизни. Любое чувство сопровождается эмоциями: нравится - улыбка, радость; не нравится – безразличие, злость. Когда-то очень давно, когда сознание еще не сформировалось, наши предшественники выживали благодаря интуиции. Механизм эмоций тогда был хорошо отработан, он приходил на помощь в опасной ситуации: спасаться или нападать. Это очень свойственно животным и детям. В ситуации любви люди тоже, чаще всего, доверяют интуиции, ведь любовь - это доверие друг другу. Если мы принимаем человека целиком, не сравниваем его с другими и доверяем ему, то наше сознание приобретает способность слышать внутренний голос, который может подсказать, что рядом с нами тот, кто нам нужен. Любимые должны быть открытыми друг для друга. Человек как объект познания бесконечен и каждый акт общения с ним, это проверка наших предположений. Интересно и то, что многократные исследования ученых не увенчались успехом в поисках центра в коре головного мозга, отвечающего за любовь. Каждый любит другого за что-то своё, только ему, любящему, ведомое.

Вопрос к учащимся.   Возможна ли любовь с первого взгляда? Трезвые умы шутят с горькой иронией: «Лучшее лекарство от любви с первого взгляда - внимательно посмотреть на объект еще раз». Как рождается любовь в душе человека? Улыбка, движение - и странно щемит сердце, стучит в висках, перехватывает дыхание. Ты вспоминаешь взгляд, голос: есть ли ответная симпатия? И если она есть (или мы её придумали), вихрем закружатся мысли, чувства, мы ищем встречи, делаем попытки приблизиться к объекту... А «самого главного глазами не увидишь, зорко лишь сердце», - говорил Экзюпери. И часто за настоящее чувство мы принимаем совершенно другие отношения: увлечение, сексуальную привлекательность, влюблённость.

Вопрос к учащимся.   Умение любить дано природой или ему надо учиться? Способность любить - это не дар природы. Это результат воспитания, образа жизни ребёнка в семье. Там, где существует любовь между членами семьи, вырастает человек, способный любить. Любовь лежит в основе истинно человеческих отношений. Она способствует развитию личности, формированию в ней лучших качеств. Она лежит в основе терпения и самодисциплины, в основе мудрости матери к ребёнку, учит защищать любимых. В сущности, любовь - явление бесполое. Она формируется изначально в отношении к матери, отцу, близким людям. А на определённом возрастном этапе она принимает формы полового влечения. Но само по себе половое влечение не всегда может быть любовью. Влечение может со временем иссякнуть, а за ним - пустота. Настоящую любовь надо культивировать в человеческих отношениях, в семье, с близкими. Надо учить культуре любви, готовиться к встрече с любовью, иметь правильное представление о любви, уметь анализировать свой идеал, понимать суть внутренней красоты человека, его душу, переживания.

Вопрос к учащимся.  Сколько раз в жизни можно любить? Специалисты утверждают: смотря, что подразумевать под любовью. Увлечение, даже сильное, быстро, неожиданно возникает и так же быстро иссякает, сменяясь равнодушием и разочарованием. Такие отношения, чаше всего, ведут к физической близости. Моду на женскую доступность и мужскую наглость следует рассматривать как психическую аномалию. В подростковом и юношеском возрасте это, чаще всего, вызвано желанием выглядеть взрослыми, хотя понятно всем, что взрослость это внешняя, не настоящая. Истинная любовь, чаще всего, одна на всю жизнь. Она достаточно длительно формируется и многое в себя вмещает. От этого сразу не избавишься. Да и надо ли? Жена Грибоедова, Нина Чавчавадзе, красавица и знатная особа, после смерти мужа сохранила любовь и преданность ему одному, не желая связывать себя другими отношениями. Была ли она счастлива? Можно потерять любовь или любимого достаточно рано. Стоит ли лишать себя возможности полюбить еще раз. Главное - не подгонять другую любовь под первую, не сравнивать их. Любовь не может повториться, так же, как не бывает двух одинаковых людей. А значит, и отношения с ними будут выстраиваться по-разному. Важно сохранить внутреннюю чистоту, благородство, порядочность, жар души, без которых любовь, даже один раз, невозможна.

Вопрос к учащимся.  Можно ли любить сразу двоих? Поэт ответил так: «Если ты одна любишь сразу двух, значит это не любовь, а только кажется». Настоящая любовь в одном человеке соединяет все, что можно любить или не любить в других людях.

Данный вопрос продолжает обсуждение предыдущих вопросов. Иногда он дается учащимся как сочинение - рассуждение.

Вопрос к учащимся.  Можно ли устать от любви, от общения с любимым человеком? Лев Толстой сказал «Человек может устать от всего, даже от любви». Любовь - это деятельность, она требует постоянного совершения действий, поступков, подтверждающих существование этой любви. Общение с любимым - это прекрасно, но индивидуальные особенности каждого человека настолько различны. Энергетические, физиологические затраты могут истощать нервную систему, дестабилизировать эмоциональный фон. Накапливается усталость от работы, учебы, влияния внешних и внутренних обстоятельств. Наступает период, когда человеку хочется побыть одному, в стороне от всех и, даже от любимого. И он имеет на это право. Это не означает, что любви пришел конец, или можно завести «отношения на пока». Это значит, что можно заняться любимым делом, спокойно подтянуть «хвосты» в учебе, съездить на каникулы, выходные к друзьям, родным. Эмоциональные клетки должны зарядиться новой энергией и новым состоянием любви. У этого явления есть свой психологический термин - ритмы любви.

Вопрос к учащимся.  Что может погубить любовь?

1. Люди со временем меняются и не всегда, к сожалению, в лучшую сторону. Ведь недаром говорят, что человек должен совершенствоваться всю жизнь. Но люди подвержены влиянию пагубных привычек, не выдерживают испытание большими деньгами и властью. Они изменяют свой образ жизни так, что места для любви в ней не остаётся.

2. «Медовый месяц» молодоженов - это первое столкновение с повседневным бытом, который окрашивает семейную жизнь в серые тона. Вот здесь и проверяется, насколько хватило любви молодым. Смогут ли они разделить бремя тяжести на двоих. Здесь проявляется воспитание, культура, уровень образованности каждого.

3.Часто причиной развода и потери любви является, как это не странно, рождение детей.

Вот где нет места человеческому эгоизму!

4.Семейные конфликты и неумение их разрешать, ссоры по мелочам могут разрушить любовь и сделать бывших любимых врагами.

5. Конечно же, ревность и измена. Они подрывают веру в любимого человека,

ограничивают общение с ним, отдаляют близких людей друг от друга.

Идеал взаимной любви: любить и быть любимым одновременно. Но бывает так, что в любви желание быть любимым первостепенно, отсюда и большое количество разводов.

Формы любви.

Э.Фромм выделил несколько форм любви:

Любовь - эрос. Она выражает потребность, жажду обладания предметом своей страсти.

Любовь - агапэ. Выражает бескорыстную самоотдачу, полное растворение любящего в заботах о любимом.

Любовь - мания. Выражает болезнь, когда любящий страдает сам и заставляет страдать своего любимого.

Любовь - людус. Игра в любовь, лжелюбовь.

Любовь - сторге. Означает соединение мысли, души и тела.

Исходя из всего вышесказанного, учащимся предлагается вывести формулу любви: «Если мне хорошо оттого, что хорошо тебе, если я хочу, чтобы тебе было еще лучше и делаю всё для этого - значит, я тебя люблю. Если другой человек в отношении меня руководствуется этой же формулой - то он меня любит».

Учащимся предлагается послушать отрывок из книги Л.Жуховицкого «Счастливыми не рождаются» под названием «Необычная лекция о любви». Этим мы подводим учащихся к выводу.

Вывод.

1. Любовь - это основа человеческих отношений и прочность семьи зависит от этого чувства.

2. Любовь - величина непостоянная, она может возрастать, убывать и даже исчезнуть; она нуждается в постоянной поддержке, стимуляции со стороны обоих партнеров.

3. Умение любить - большая наука, ее изучение начинается в семье.

4. Развитие и культивирование любви требует самосовершенствования.

Фразы из жизни, которые могут стать поводом для рассуждений.

1. Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.

2. Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.

3. Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.

4. Настоящий друг - это тот, кто будет держать тебя за руку, а чувствовать твое сердце.

5. Худший способ скучать по человеку - это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.

6. Никогда не переставай улыбаться, даже если тебе грустно. Кто-то может влюбиться в твою улыбку.

7. Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты весь мир.

8. Не трать время на человека, который не стремится провести его с тобой.

9. Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретим того, единственного человека чтобы, когда это случится, мы были благодарны.

10. Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.

11 .Всегда найдутся люди, которые причинят тебе боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.

12. Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.

13. Я знаю, как на мед садятся мухи.

Я знаю смерть, что ищет все губя.

Я знаю книги, истины и слухи.

Я знаю все, но только не себя.                Франсуа Вийон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».

Урок по курсу "Основы светской этики" в 4 классе с презентацией....

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

фото для урока "Любовь и уважение к отечеству" (продолжение)

К разработке урока (раздаточный материал - "пазлы")...

Методическая разработка урока по светской этике «Любовь – основа жизни»

Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали...

Разработка урока по самопознанию "Любовь – основа жизни" Хилоу Аида Нурмухамедовна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Елабуга, р. Татарстан.

Цель: Определиться в сущности понятия любви, создать условия для осмысления учащимися ее значения.Задачи: Создавая атмосферу общности и дружелюбияразвивать чувство любви к окружающему миру;у...