Память.Виды памяти. Развиваем память
план-конспект занятия (4 класс)
Урок психологии в 4 классе.
Тема: «Память.Виды памяти. Развиваем память»
Цель:
Показать разные способы запоминания.
Мотивировать детей на тренировку своей памяти.
Задачи:
Дать представления о видах памяти.
Показать связь различных видов память с органами чувств.
Научить различным способам запоминания
Оборудование:
Наглядные пособия (предметы в мешке для определения тактильной памяти, плакаты для развития зрительной памяти, для проведения физминутки)
Ход урока:
Фронтальный опрос:
- Что такое память?
-Чем память помогает человеку и чем мешает?
-Что тебе недавно пришлось запоминать? Как ты это делал?
Объявление темы урока:
Правильно, память – это одна из психических функций, предназначенная для сохранения, накопления, воспроизведения и забывание информации.
Для нас память является важным навыком, который жизненно необходим для каждого человека. Без него мы бы никогда небыли сами собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить.
Сегодня на уроке мы узнаем, что память бывает разных видов. Научимся выбирать разные способы запоминания.
Беседа:
Можешь ли ты вспомнить, как выглядят первые весенние цветы? Какая на ощупь шерсть у кошки? Как пахнут твои любимые конфеты и какие они на вкус?
Наверное, тебе легко удалось вспомнить это. Ведь тебе не раз приходилось видеть цветы, гладить кошку и есть конфеты.
Ну а помогла тебе в этом образная память.
Образная память- это память на образы, которые возникают у человека при восприятии окружающего мира.
Когда вам говорят Новый год вы вспоминаете про (….Елку?)
Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Детям необходимо соотнести изображения и слова, объяснить свое решение.
(Читаются слова, а дети отвечают свои ассоциации с картинкой)
Изображения на картинке | Слова |
Корова, курица, книга, пылесос, карандаш, яблоко, пирог, наушники, рыба | Молоко, цыпленок, читать, уборка, острый, сад, вкусный, музыка, река |
Когда мы говорим о зрительной памяти, то речь идёт о запоминании (Чего?) правильно, того,что мы видим.
Давайте проверим , какая у вас зрительная память. Раздается табличка.
Практическая работа:
А теперь посмотри в течении 10 сек на такую же , но заполненную таблицу. Постараемся запомнить какой предмет в какой клетке изображён.
Посчитай свой результат. За каждый правильный рисунок ты получаешь 1 балл.
Не расстраивайся, если ты набрал меньше баллов, чем кто- то из твоих друзей. Зрительную, как и другие виды памяти, можно развивать. Для этого, например, можно представить себе, как каждый предмет из таблички оживает.
А вот какие способы запоминания использовали знаменитые люди.
- Например, Линкольн читал все вслух. Он объяснял: “Когда я читаю вслух, то смысл воспринимается двумя органами чувств: во- первых, я вижу то, что читаю, во- вторых, я слышу это, и поэтому я лучше запоминаю. У него была отличная память.
- согласно древним хроникам, великие полководцы Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени каждого своего воина, а ведь их было до тридцати тысяч в войске.
- Хранитель ватиканской библиотеки кардинал Джузеппе Меццофанти, по рассказам, владел 57 иностранными языками.
- А итальянский пианист, дирижер и композитор ФерруччиБузони с одного раза запоминал и позже мог воспроизвести любую из услышанных когда-либо мелодий.
- Знаменитый шахматист Александр Алехин мог играть вслепую на 40 досках.
- Наполеон читал со скоростью 2 тысячи слов в минуту. Для сравнения: большинство образованных современных жителей планеты – лишь 180-220. При этом уровень запоминания и понимания текста при быстром чтении выше.
До такой памяти нам еще далеко, но если пользоваться заповедями МНЕМОЗИНЫ / греческой богини памяти/, то кто знает….
- Приступая к запоминанию, поставьте перед собой цель - запомнить ненадолго, надолго, навсегда.
- Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения. (Читаем рассказы и пересказываем бабушкам)
- Учитывайте “правило края”: обычно лучше запоминается начало и конец информации, а середина “ выпадает”.
- Следующее правило - повторение! Но это лекарство нужно принимать с умом! Передозировка тут ни к чему! Да, как это ни странно, психологи заметили, что лучше повторить материал 2 раза с перерывом в 5-10 минут, чем повторять 6 раз подряд!
- И конечно внимание, внимание и еще раз внимание.
Давайте, сейчас проверим на сколько вы внимательны:
На столе под салфеткой лежат десять предметов. В течение пяти секунд вы внимательно смотрите, вам надо успеть “сфотографировать” предметы взглядом. Старайтесь не переводить взгляд с предмета на предмет, стремитесь схватить взглядом все сразу. И потом воспроизведите, что запомнили. Чем больше предметов назовете, тем лучше. А теперь усложним задачу. Представьте, если я потяну скатерть, то какие предметы упадут первые и какие упадут следом.
А что такое слуховая память? Вы правильно догадались, что слуховая память связана с органами слуха (ушами).
Я прочитаю вам слова, а вы запишите их, после того, как я вам их прочту.
Дом, речка, кукла, лес, собака, мотоцикл, пирог, цветок, снег, воробей, дорога, чайник.
За каждое правильное слово получаешь 1 балл.
Комментарий: Если вы записал по памяти от 1 до 5 слов, то вам необходимо уделить значительное внимание развитию памяти.
Если вам удалось воспроизвести 6 и более слов, то ваша память в полном порядке.
ФизминуткаПосмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти.
А теперь поговорим об осязательной памяти.
Это способность запоминать ощущения от прикосновения к разным предметам. В твоей памяти хранится множество информации о том, какие на ощупь те или иные предметы. Гладкие или шершавые, тёплые или холодные, мягкие или жёсткие ит.д.
Попробуй закрыть глаза и исследовать руками предметы, которые лежат у меня в мешке. Попытайся отгадать, до чего дотрагиваешься.
Получилось? Молодец! Если ты не смог отгадать предмет, то нарисуй его у себя в тетради, потом напиши рядом, какой он на ощупь. Тогда в следующий раз тебе будет легче узнать его.
Итоги урока:
О чем мы сегодня с вами говорили?
Какие виды памяти ты знаешь? С какими органами чувств они связаны?
Подумай, в каких ситуациях для человека бывает очень важна зрительная память?
В каких слуховая?
В каких ситуациях- осязательная, обонятельная, вкусовая память?
Итак, теперь вы знаете: у кого какой вид памяти развит лучше; как улучшить свою память, с помощью каких упражнений. И в заключении я хочу раздать памятки “ Как развивать память” и упражнения для тренировки. Через месяц мы с вами встретимся и вы продемонстрируете свои успехи.
В конце урока нарисовать на доске веселую рожицу – урок понравился, грустная – было сложно.
Спасибо за урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pamyat.docx | 49.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок психологии в 4 классе.
Тема: «Память.Виды памяти. Развиваем память»
Цель:
Показать разные способы запоминания.
Мотивировать детей на тренировку своей памяти.
Задачи:
Дать представления о видах памяти.
Показать связь различных видов память с органами чувств.
Научить различным способам запоминания
Оборудование:
Наглядные пособия (предметы в мешке для определения тактильной памяти, плакаты для развития зрительной памяти, для проведения физминутки)
Ход урока:
Фронтальный опрос:
- Что такое память?
-Чем память помогает человеку и чем мешает?
-Что тебе недавно пришлось запоминать? Как ты это делал?
Объявление темы урока:
Правильно, память – это одна из психических функций, предназначенная для сохранения, накопления, воспроизведения и забывание информации.
Для нас память является важным навыком, который жизненно необходим для каждого человека. Без него мы бы никогда небыли сами собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить.
Сегодня на уроке мы узнаем, что память бывает разных видов. Научимся выбирать разные способы запоминания.
Беседа:
Можешь ли ты вспомнить, как выглядят первые весенние цветы? Какая на ощупь шерсть у кошки? Как пахнут твои любимые конфеты и какие они на вкус?
Наверное, тебе легко удалось вспомнить это. Ведь тебе не раз приходилось видеть цветы, гладить кошку и есть конфеты.
Ну а помогла тебе в этом образная память.
Образная память- это память на образы, которые возникают у человека при восприятии окружающего мира.
Когда вам говорят Новый год вы вспоминаете про (….Елку?)
Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Детям необходимо соотнести изображения и слова, объяснить свое решение.
(Читаются слова, а дети отвечают свои ассоциации с картинкой)
Изображения на картинке | Слова |
Корова, курица, книга, пылесос, карандаш, яблоко, пирог, наушники, рыба | Молоко, цыпленок, читать, уборка, острый, сад, вкусный, музыка, река |
Когда мы говорим о зрительной памяти, то речь идёт о запоминании (Чего?) правильно, того,что мы видим.
Давайте проверим , какая у вас зрительная память. Раздается табличка.
Практическая работа:
А теперь посмотри в течении 10 сек на такую же , но заполненную таблицу. Постараемся запомнить какой предмет в какой клетке изображён.
Посчитай свой результат. За каждый правильный рисунок ты получаешь 1 балл.
Не расстраивайся, если ты набрал меньше баллов, чем кто- то из твоих друзей. Зрительную, как и другие виды памяти, можно развивать. Для этого, например, можно представить себе, как каждый предмет из таблички оживает.
А вот какие способы запоминания использовали знаменитые люди.
- Например, Линкольн читал все вслух. Он объяснял: “Когда я читаю вслух, то смысл воспринимается двумя органами чувств: во- первых, я вижу то, что читаю, во- вторых, я слышу это, и поэтому я лучше запоминаю. У него была отличная память.
- согласно древним хроникам, великие полководцы Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени каждого своего воина, а ведь их было до тридцати тысяч в войске.
- Хранитель ватиканской библиотеки кардинал Джузеппе Меццофанти, по рассказам, владел 57 иностранными языками.
- А итальянский пианист, дирижер и композитор ФерруччиБузони с одного раза запоминал и позже мог воспроизвести любую из услышанных когда-либо мелодий.
- Знаменитый шахматист Александр Алехин мог играть вслепую на 40 досках.
- Наполеон читал со скоростью 2 тысячи слов в минуту. Для сравнения: большинство образованных современных жителей планеты – лишь 180-220. При этом уровень запоминания и понимания текста при быстром чтении выше.
До такой памяти нам еще далеко, но если пользоваться заповедями МНЕМОЗИНЫ / греческой богини памяти/, то кто знает….
- Приступая к запоминанию, поставьте перед собой цель - запомнить ненадолго, надолго, навсегда.
- Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения. (Читаем рассказы и пересказываем бабушкам)
- Учитывайте “правило края”: обычно лучше запоминается начало и конец информации, а середина “ выпадает”.
- Следующее правило - повторение! Но это лекарство нужно принимать с умом! Передозировка тут ни к чему! Да, как это ни странно, психологи заметили, что лучше повторить материал 2 раза с перерывом в 5-10 минут, чем повторять 6 раз подряд!
- И конечно внимание, внимание и еще раз внимание.
Давайте, сейчас проверим на сколько вы внимательны:
На столе под салфеткой лежат десять предметов. В течение пяти секунд вы внимательно смотрите, вам надо успеть “сфотографировать” предметы взглядом. Старайтесь не переводить взгляд с предмета на предмет, стремитесь схватить взглядом все сразу. И потом воспроизведите, что запомнили. Чем больше предметов назовете, тем лучше. А теперь усложним задачу. Представьте, если я потяну скатерть, то какие предметы упадут первые и какие упадут следом.
А что такое слуховая память? Вы правильно догадались, что слуховая память связана с органами слуха (ушами).
Я прочитаю вам слова, а вы запишите их, после того, как я вам их прочту.
Дом, речка, кукла, лес, собака, мотоцикл, пирог, цветок, снег, воробей, дорога, чайник.
За каждое правильное слово получаешь 1 балл.
Комментарий: Если вы записал по памяти от 1 до 5 слов, то вам необходимо уделить значительное внимание развитию памяти.
Если вам удалось воспроизвести 6 и более слов, то ваша память в полном порядке.
ФизминуткаПосмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти.
А теперь поговорим об осязательной памяти.
Это способность запоминать ощущения от прикосновения к разным предметам. В твоей памяти хранится множество информации о том, какие на ощупь те или иные предметы. Гладкие или шершавые, тёплые или холодные, мягкие или жёсткие ит.д.
Попробуй закрыть глаза и исследовать руками предметы, которые лежат у меня в мешке. Попытайся отгадать, до чего дотрагиваешься.
Получилось? Молодец! Если ты не смог отгадать предмет, то нарисуй его у себя в тетради, потом напиши рядом, какой он на ощупь. Тогда в следующий раз тебе будет легче узнать его.
Итоги урока:
О чем мы сегодня с вами говорили?
Какие виды памяти ты знаешь? С какими органами чувств они связаны?
Подумай, в каких ситуациях для человека бывает очень важна зрительная память?
В каких слуховая?
В каких ситуациях- осязательная, обонятельная, вкусовая память?
Итак, теперь вы знаете: у кого какой вид памяти развит лучше; как улучшить свою память, с помощью каких упражнений. И в заключении я хочу раздать памятки “ Как развивать память” и упражнения для тренировки. Через месяц мы с вами встретимся и вы продемонстрируете свои успехи.
В конце урока нарисовать на доске веселую рожицу – урок понравился, грустная – было сложно.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как развивать память ребенка?
Материал для заботливых родителей, желающих развить потенциал своих детей....
Как учить стихи и развивать память
Вы, наверное, слышали, что заучивание стихов прекрасно развивает память....
Как учить стихи и развивать память
Вы, наверное, слышали, что заучивание стихов прекрасно развивает память....
Память. Виды памяти.
Память. Виды памяти....
Памятки для родителей и детей. Развиваем память.
Описаны упражнения на развитие памяти....
Доклад по теме "Развивая пальчики-развиваем память и мышление"
В докладе описаны несколько игр для развития памяти и мышления в здоровьесберегающей технологии....
Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку развить внимание" "Как работать над развитием памяти" "Развиваем мышление ребенка"
Внимание, мышление, память входят в число познавательных прцессов человека и обеспечивают ему возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать последнее и передавать его другим людям. Как помо...