Главные вкладки

    Методическая разработка занятия "Эйдотехнический способ тренировки памяти (работа со словарными словами)"
    план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

    Шитикова Флера Абдуловна

    Цель занятия: развитие познавательных УУД обучающихся начальной школы; использование зрительных и звуковых ассоциаций при запоминании написания словарных слов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod._razrabotka.docx29.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    коррекционно-развивающего занятия в начальной школе

    Тема: эйдотехнический прием тренировки памяти (на основе словарных слов).

    Цель: развитие познавательных УУД обучающихся; демонстрация использования зрительных и звуковых ассоциаций при запоминании написания словарных слов.

    Задачи:

    - помочь обучающимся в преодолении трудностей русского языка принципиально новым способом, превращая процесс запоминания словарных слов в увлекательное занятие;

    - обогатить словарный запас ребят.

    Приветствие «Привет».  Все участники одновременно хлопают по ладоням соседей, говоря при этом «привет».

    Разминка «Прочистка мозгов»

    Встаньте и потянитесь. Приготовьтесь к процедуре, которая может подарить вам бодрость духа.

    Встаньте прочно, ноги слегка расставьте, одну руку держите справа от головы на расстоянии приблизительно 20 см от нее, другую – точно так же слева. Представьте, что вы держите в руках нить цветной шерсти. Вы тянете эту нить туда и обратно – через одно ухо, сквозь всю голову, через другое ухо. Оглянитесь вокруг – вы увидите, что все остальные делают то же самое. Постарайтесь подстроиться к общей работе так, чтобы вы все тянули нить в едином ритме.  

    Теперь, если кто-то заглянет к нам, мы объясним ему, что мы тут делаем: мы чистим мозги! Мы хотим ясно соображать, развивать воображение, хотим, чтобы наши таланты могли раскрываться совершенно свободно.

    Основная часть

    1). Сегодня работаем со словарными словами, используя картинки. В каждой картинке есть буква, которую нужно запомнить. Ее не всегда видно, иногда нужно присмотреться, чтобы ее узнать в картинке.

    1-ое слово КОЛОКОЛ. Показать картинку

     (Используются картинки из книги Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. и др. «Как запоминать слова» «Школа эйдетики», М., 1994)

    - Видите букву «О»? Попробуйте посмотреть на колокол снизу. Видно?

    А сейчас  внимательно посмотрите на картинки к другим словарным словам и найдите запоминаемую букву, которая подчеркнута

    ГОБОЙ, МИЗИНЕЦ, ВЕЕР, МЕШОК, КОРЗИНА, ЗАВОД, БАЯН, БЕРЕЗА, ДЕЖУРНЫЙ

    Запомнили?

    3). «Словарный диктант», но не обычный, а диктант с подсказками в виде картинок (Приложение 1).

    Теперь, когда надо вспомнить, как пишется словарное слово, вспомните картинку.

    4). «Игра-загадка». Узнайте пропущенную букву в картинке и впишите ее в слово.

    Картинки со словами: ГАЗЕТА, ВОКАЛ, ЛАГЕРЬ, ПУГОВИЦА, ГАЛАКТИКА, КОЛБАСА, СОБАКА, ЦЕМЕНТ (Приложение 2)

    5). «Пофантазируй сам!» (рисование картинок)

    Интересно не только искать букву в картинках художника, но и самому придумывать сюжет картинки к словарному слову. Попробуйте  представить, как можно обыграть в рисунке запоминаемую букву. Здесь вам пригодится воображение и  образное мышление.

    Вот как это сделал Алеша: «В слове БОГАТЫРЬ надо запомнить букву «О». Я представляю богатыря, рассматриваю его доспехи и нахожу, что на букву «О» больше всего похож щит: он такой же круглый» (Приложение 3)

    А теперь пофантазируйте сами! Только сначала представьте, а потом нарисуйте картинку с выделенными в них запоминаемыми буквами в словах ФОЛЬГА, КАБАН, ГУСЕНИЦА, МОРКОВЬ, МАГНИТ, КРОКОДИЛ.

    6). Ребята, если в слове надо запомнить 2-3 буквы, то их  тоже можно обыграть. Посмотрите на картинки из книги «Как запоминать слова»: ХРИЗАНТЕМЫ (стр. 76), ВЕЛОСИПЕД (стр. 86)

    7). «Звуковые ассоциации»

    Запоминать написание словарных слов можно не только через придумывание картинок (зрительные ассоциации), но и через звуковые  ассоциации. Например, в слове БАЛКОН надо запомнить букву «А».  Для этого подбираю созвучные слова БАнка, БАнт, БАЛ, в которых есть несколько букв из запоминаемого слова и, самое главное, запоминаемая гласная – ударная. Выбираю слово БАЛ и дальше представляю картинку со словами БАЛКОН и БАЛ вместе, в одном сюжете. Получается: БАЛ на БАЛконе.

    ВАЛЕНКИ (валенки ЛЕНЬ надевать); СОНАТА (нагоняет СОН);

    БАРСУК (в БАРе); ПИРАТ (устроил ПИР под пирамидой);

     ЛОПАТА (ЛОПнула); КАЛЕНДАРЬ (КАк  ЛЕНь переворачивать календарь);

    МАКИЯЖ (МАма делает макияж КИстью); ТРЕНЕР (расшатались НЕРвы);

     СТАДИОН (СТАДо ДИких животных на стадионе);

    ВЕТЕРАН (ВЕТер ТЕплый любит ветеран);

     РЕСТАВРАЦИЯ (РЕдких СТАВней); КАСТРЮЛЯ (вместо КАСки);

     АККУРАТНЫЙ (Корм Курам насыпают аККуратно).

    Рефлексия: понравилось ли? Будут ли использовать данный метод при запоминании написания словарных слов?

    8) Упражнение «Да!» (Сигнал к завершению занятия, помогает соединить полученные знания с теми, которые были у ребят.)  

    Все члены группы становятся по двое друг против друга и держат перед собой руки ладонями вверх.

    Мысленно положите все знания, которые вы принесли с собой в левую руку, а все, что сегодня узнал нового – в правую. И, когда я скажу: «Готово! Давай!», вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: «Да!»

    (Важно, чтобы участники хлопнули в ладоши вместе: это создаст  у них ощущение принадлежности к группе и чувство душевного подъема от совместной деятельности).

    Психологическая характеристика

    Арефьева Дмитрия,

    обучающегося 3Э класса ГБОУ СОШ №603

    Арефьев Дмитрий обучается в школе с 01.09.2011. Мальчик успешен в учебе. По результатам психологического обследования, проведенного в этом учебном году, интеллект мальчика развивается в соответствии с возрастными нормативами. По данным психодиагностического комплекса Ясюковой Л.А. «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», у Дмитрия на высоком уровне развития внимательность и математические навыки. Математическая интуиция сочетается с хорошим уровнем развития абстрактного и понятийного мышления, что свидетельствуют о математических способностях мальчишки. На среднем уровне развития навык чтения, самостоятельность мышления, интуитивное понятийное мышление, пространственное мышление. Слабо пока развиты операции понятийной категоризации, а потому трудно добиться грамотного письма. Доминирует простая ассоциативная память.

     Вместе с тем нулевой результат по фактору Q4 (психическое напряжение по опроснику Кеттелла) свидетельствует о низкой мотивации достижений и заинтересованности в учебе, несформированности познавательной мотивации. Но Дима исполнителен, а потому формально (часто по минимуму) он выполняет требования учителя и родителей и у него неплохо получается (по итогам триместров только «4» и «5»), хотя собственного интереса к учебе особо и не проявляет.

     Мальчик энергичный, с улучшенным представлением о себе. Воспитывается в полной, благополучной семье. Максимальную помощь и поддержку Диме оказывают старший брат и мама (это отражено на рисунке семьи).

     Дмитрий агрессивен. Согласно тесту эмоций (тесту Басса-Дарки в авторской модификации Г. Резапкиной), у него высокий уровень физической агрессии и чувства вины; повышенный уровень обидчивости, подозрительности, вербальной агрессии (тест основан на самооценке).

     В Цветовом тесте Люшера (13.03.2014) отмечаются следующие его внутренние диспозиции:

    - властный, считает, что ему мешают в проявлении инициативы и упорно придерживается своих притязаний;

    - из-за эгоцентричности обидчив и щепетилен;

    -  честолюбив, стремится к независимости и превосходству;

    - беспокойная неустойчивость;

    - чрезмерная раздражительность;

    - состояние возбуждения;

    - страх перед ограничениями; страх, что придется подчинить свое поведение необходимости, принятым правилам и нормам

     В силу личностных особенностей у Дмитрия серьезные проблемы в установлении контактов, умении договориться и прийти к общему решению в совместной деятельности. Провоцирует конфликты с ребятами, которые порой заканчиваются потасовками, драками. Дима оскорбляет ребят, матерится, ведет себя агрессивно и так, будто мстит окружающим за свои неудачи. В возбужденном состоянии не контролирует свое поведение, грубо реагирует на замечания, правила и нормы поведения нарушаются. Часто сам мальчик виноват, навязчив, легко поддается провокациям. Неслучайно, что, по результатам социометрического теста, у мальчика статус «отверженного» (тип: «озлобленный»).

    13.03.2014                                          Педагог-психолог: Шитикова Ф.А.

    Работа педагога-психолога

    19.12.2014 – первая жалоба учителя Воробьевой С.Н. на поведение Дмитрия: вербальная и невербальная агрессия, сложности в общении с одноклассниками. В этот же день встреча/беседа с мамой Юлией Ивановной о поведении мальчика.

    20.12-24.12.2014 индивидуальные консультации, беседы, психодиагностика личностных особенностей Дмитрия (Личностный Кеттелл, «Тест структуры интеллекта» Амтхауэра, «Навык чтения» Л.А.Ясюковой, проективные методики: рисунок семьи и рисунок дерева).  

    22.01.2014 – беседа с Юлией Ивановной, мамой Дмитрия.  сообщение о результатах тестирования и наблюдениях за поведением Дмитрия.

    18.02.2014 – групповое тестирование по оценке личностных и метапредметных УУД.

    25.02.2014 - занятие в классе («Психология общения. Поведение в конфликтной ситуации»)

    4.03.2014- решение конфликта, возникшего между Дмитрием и Филимоновым Тимуром. Беседа с родителями мальчиков. Юлие Ивановне было рекомендовано обратиться в ЦПМСС, записаться на комиссию.

    Написание психологической характеристики Дмитрия.

    12.03.2014 – беседа с Дмитрием и Тимуром о стратегиях поведения в конфликтной ситуации. Игра/договор о поведении на неделю, правила которой обозначили сами ребята.

     13.03.2014 – беседа с Дмитрием, тестирование «Цветовой тест» Люшера, встреча с Ю.И.Арефьевой.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое пособие по работе со словарными словами

    Данное пособие помогает организовать повседневную практическую работу над словарными словами в начальных классах. В пособии представл...

    Учебно-методическое пособие: Работа со словарными словами в 3 классе.

    Данный материал рекомендуется использовать в виде планируемого в структуре урока фрагмента развития речи учащихся (словарной работы) длительностью от 7- 8 до 15 мин. В процессе работы у школьников фор...

    Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

    Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

    Один из способов работы со словарными словами в 1 классе на этапе обобщающего повторения по программе "Школа России"

    В работе представлена система работы со словарными словами в 1 классе. Статья дополнена двумя комплектами раздаточного материала для обучающихся....

    Работа со словарными словами на развитие памяти

    Этапы работы с карточками:1) - Прочитайте слова. - По какому признаку они объединены?2) Время на запоминание 2 минуты.3) Ученики записывают слова по памяти.4) Карточка со словами снова демонстрир...

    Методическая разработка "Работа со словарными словами"

    В пособии представлены слова с непроверяемыми написаниями. Для удобства изучения и возможности интегрировать уроки слова разделены на группы: растения леса, животные, птицы, транспорт и т.д. Язы...

    Методическая разработка по теме «Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе»

    В методической разработке даны приемы работы со словарными словами на уроках в начальнгой школе....