Методическая разработка занятия "Эйдотехнический способ тренировки памяти (работа со словарными словами)"
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Шитикова Флера Абдуловна

Цель занятия: развитие познавательных УУД обучающихся начальной школы; использование зрительных и звуковых ассоциаций при запоминании написания словарных слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

коррекционно-развивающего занятия в начальной школе

Тема: эйдотехнический прием тренировки памяти (на основе словарных слов).

Цель: развитие познавательных УУД обучающихся; демонстрация использования зрительных и звуковых ассоциаций при запоминании написания словарных слов.

Задачи:

- помочь обучающимся в преодолении трудностей русского языка принципиально новым способом, превращая процесс запоминания словарных слов в увлекательное занятие;

- обогатить словарный запас ребят.

Приветствие «Привет».  Все участники одновременно хлопают по ладоням соседей, говоря при этом «привет».

Разминка «Прочистка мозгов»

Встаньте и потянитесь. Приготовьтесь к процедуре, которая может подарить вам бодрость духа.

Встаньте прочно, ноги слегка расставьте, одну руку держите справа от головы на расстоянии приблизительно 20 см от нее, другую – точно так же слева. Представьте, что вы держите в руках нить цветной шерсти. Вы тянете эту нить туда и обратно – через одно ухо, сквозь всю голову, через другое ухо. Оглянитесь вокруг – вы увидите, что все остальные делают то же самое. Постарайтесь подстроиться к общей работе так, чтобы вы все тянули нить в едином ритме.  

Теперь, если кто-то заглянет к нам, мы объясним ему, что мы тут делаем: мы чистим мозги! Мы хотим ясно соображать, развивать воображение, хотим, чтобы наши таланты могли раскрываться совершенно свободно.

Основная часть

1). Сегодня работаем со словарными словами, используя картинки. В каждой картинке есть буква, которую нужно запомнить. Ее не всегда видно, иногда нужно присмотреться, чтобы ее узнать в картинке.

1-ое слово КОЛОКОЛ. Показать картинку

 (Используются картинки из книги Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. и др. «Как запоминать слова» «Школа эйдетики», М., 1994)

- Видите букву «О»? Попробуйте посмотреть на колокол снизу. Видно?

А сейчас  внимательно посмотрите на картинки к другим словарным словам и найдите запоминаемую букву, которая подчеркнута

ГОБОЙ, МИЗИНЕЦ, ВЕЕР, МЕШОК, КОРЗИНА, ЗАВОД, БАЯН, БЕРЕЗА, ДЕЖУРНЫЙ

Запомнили?

3). «Словарный диктант», но не обычный, а диктант с подсказками в виде картинок (Приложение 1).

Теперь, когда надо вспомнить, как пишется словарное слово, вспомните картинку.

4). «Игра-загадка». Узнайте пропущенную букву в картинке и впишите ее в слово.

Картинки со словами: ГАЗЕТА, ВОКАЛ, ЛАГЕРЬ, ПУГОВИЦА, ГАЛАКТИКА, КОЛБАСА, СОБАКА, ЦЕМЕНТ (Приложение 2)

5). «Пофантазируй сам!» (рисование картинок)

Интересно не только искать букву в картинках художника, но и самому придумывать сюжет картинки к словарному слову. Попробуйте  представить, как можно обыграть в рисунке запоминаемую букву. Здесь вам пригодится воображение и  образное мышление.

Вот как это сделал Алеша: «В слове БОГАТЫРЬ надо запомнить букву «О». Я представляю богатыря, рассматриваю его доспехи и нахожу, что на букву «О» больше всего похож щит: он такой же круглый» (Приложение 3)

А теперь пофантазируйте сами! Только сначала представьте, а потом нарисуйте картинку с выделенными в них запоминаемыми буквами в словах ФОЛЬГА, КАБАН, ГУСЕНИЦА, МОРКОВЬ, МАГНИТ, КРОКОДИЛ.

6). Ребята, если в слове надо запомнить 2-3 буквы, то их  тоже можно обыграть. Посмотрите на картинки из книги «Как запоминать слова»: ХРИЗАНТЕМЫ (стр. 76), ВЕЛОСИПЕД (стр. 86)

7). «Звуковые ассоциации»

Запоминать написание словарных слов можно не только через придумывание картинок (зрительные ассоциации), но и через звуковые  ассоциации. Например, в слове БАЛКОН надо запомнить букву «А».  Для этого подбираю созвучные слова БАнка, БАнт, БАЛ, в которых есть несколько букв из запоминаемого слова и, самое главное, запоминаемая гласная – ударная. Выбираю слово БАЛ и дальше представляю картинку со словами БАЛКОН и БАЛ вместе, в одном сюжете. Получается: БАЛ на БАЛконе.

ВАЛЕНКИ (валенки ЛЕНЬ надевать); СОНАТА (нагоняет СОН);

БАРСУК (в БАРе); ПИРАТ (устроил ПИР под пирамидой);

 ЛОПАТА (ЛОПнула); КАЛЕНДАРЬ (КАк  ЛЕНь переворачивать календарь);

МАКИЯЖ (МАма делает макияж КИстью); ТРЕНЕР (расшатались НЕРвы);

 СТАДИОН (СТАДо ДИких животных на стадионе);

ВЕТЕРАН (ВЕТер ТЕплый любит ветеран);

 РЕСТАВРАЦИЯ (РЕдких СТАВней); КАСТРЮЛЯ (вместо КАСки);

 АККУРАТНЫЙ (Корм Курам насыпают аККуратно).

Рефлексия: понравилось ли? Будут ли использовать данный метод при запоминании написания словарных слов?

8) Упражнение «Да!» (Сигнал к завершению занятия, помогает соединить полученные знания с теми, которые были у ребят.)  

Все члены группы становятся по двое друг против друга и держат перед собой руки ладонями вверх.

Мысленно положите все знания, которые вы принесли с собой в левую руку, а все, что сегодня узнал нового – в правую. И, когда я скажу: «Готово! Давай!», вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: «Да!»

(Важно, чтобы участники хлопнули в ладоши вместе: это создаст  у них ощущение принадлежности к группе и чувство душевного подъема от совместной деятельности).

Психологическая характеристика

Арефьева Дмитрия,

обучающегося 3Э класса ГБОУ СОШ №603

Арефьев Дмитрий обучается в школе с 01.09.2011. Мальчик успешен в учебе. По результатам психологического обследования, проведенного в этом учебном году, интеллект мальчика развивается в соответствии с возрастными нормативами. По данным психодиагностического комплекса Ясюковой Л.А. «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», у Дмитрия на высоком уровне развития внимательность и математические навыки. Математическая интуиция сочетается с хорошим уровнем развития абстрактного и понятийного мышления, что свидетельствуют о математических способностях мальчишки. На среднем уровне развития навык чтения, самостоятельность мышления, интуитивное понятийное мышление, пространственное мышление. Слабо пока развиты операции понятийной категоризации, а потому трудно добиться грамотного письма. Доминирует простая ассоциативная память.

 Вместе с тем нулевой результат по фактору Q4 (психическое напряжение по опроснику Кеттелла) свидетельствует о низкой мотивации достижений и заинтересованности в учебе, несформированности познавательной мотивации. Но Дима исполнителен, а потому формально (часто по минимуму) он выполняет требования учителя и родителей и у него неплохо получается (по итогам триместров только «4» и «5»), хотя собственного интереса к учебе особо и не проявляет.

 Мальчик энергичный, с улучшенным представлением о себе. Воспитывается в полной, благополучной семье. Максимальную помощь и поддержку Диме оказывают старший брат и мама (это отражено на рисунке семьи).

 Дмитрий агрессивен. Согласно тесту эмоций (тесту Басса-Дарки в авторской модификации Г. Резапкиной), у него высокий уровень физической агрессии и чувства вины; повышенный уровень обидчивости, подозрительности, вербальной агрессии (тест основан на самооценке).

 В Цветовом тесте Люшера (13.03.2014) отмечаются следующие его внутренние диспозиции:

- властный, считает, что ему мешают в проявлении инициативы и упорно придерживается своих притязаний;

- из-за эгоцентричности обидчив и щепетилен;

-  честолюбив, стремится к независимости и превосходству;

- беспокойная неустойчивость;

- чрезмерная раздражительность;

- состояние возбуждения;

- страх перед ограничениями; страх, что придется подчинить свое поведение необходимости, принятым правилам и нормам

 В силу личностных особенностей у Дмитрия серьезные проблемы в установлении контактов, умении договориться и прийти к общему решению в совместной деятельности. Провоцирует конфликты с ребятами, которые порой заканчиваются потасовками, драками. Дима оскорбляет ребят, матерится, ведет себя агрессивно и так, будто мстит окружающим за свои неудачи. В возбужденном состоянии не контролирует свое поведение, грубо реагирует на замечания, правила и нормы поведения нарушаются. Часто сам мальчик виноват, навязчив, легко поддается провокациям. Неслучайно, что, по результатам социометрического теста, у мальчика статус «отверженного» (тип: «озлобленный»).

13.03.2014                                          Педагог-психолог: Шитикова Ф.А.

Работа педагога-психолога

19.12.2014 – первая жалоба учителя Воробьевой С.Н. на поведение Дмитрия: вербальная и невербальная агрессия, сложности в общении с одноклассниками. В этот же день встреча/беседа с мамой Юлией Ивановной о поведении мальчика.

20.12-24.12.2014 индивидуальные консультации, беседы, психодиагностика личностных особенностей Дмитрия (Личностный Кеттелл, «Тест структуры интеллекта» Амтхауэра, «Навык чтения» Л.А.Ясюковой, проективные методики: рисунок семьи и рисунок дерева).  

22.01.2014 – беседа с Юлией Ивановной, мамой Дмитрия.  сообщение о результатах тестирования и наблюдениях за поведением Дмитрия.

18.02.2014 – групповое тестирование по оценке личностных и метапредметных УУД.

25.02.2014 - занятие в классе («Психология общения. Поведение в конфликтной ситуации»)

4.03.2014- решение конфликта, возникшего между Дмитрием и Филимоновым Тимуром. Беседа с родителями мальчиков. Юлие Ивановне было рекомендовано обратиться в ЦПМСС, записаться на комиссию.

Написание психологической характеристики Дмитрия.

12.03.2014 – беседа с Дмитрием и Тимуром о стратегиях поведения в конфликтной ситуации. Игра/договор о поведении на неделю, правила которой обозначили сами ребята.

 13.03.2014 – беседа с Дмитрием, тестирование «Цветовой тест» Люшера, встреча с Ю.И.Арефьевой.