Игровая картотека "Лучики"
презентация к уроку

 Селищева Татьяна Викторовна

Игровая картотека «Лучики» содержит  игровые упражнения , эмоциональные разминки  способствующие:

 

*Развитию познавательной сферы, проявлению познавательного интереса и активности.
*Созданию условий для развития творческого  воображения.
*Формированию элементов произвольности психических процессов  у детей с интеллектуальной недостаточностью во всех видах деятельности.
*Проявлению  инициативы и самостоятельности во всех видах деятельности.
*Развитию  сопереживания, сочувствие к взрослым и сверстникам.
*Развитию  сотрудничества, сплочения классного коллектива.
*Формированию саморегуляции.
*Развитию умения работать в группе сверстников.
*Повышению самооценки и отработка навыка уверенного поведения.
*Снятию мышечного и эмоционального напряжения.
*Развитию мимических движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_kartoteka_luchiki.pptx872.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г. Усть-Илимска» Игровая картотека «ЛУЧИКИ » Автор-составитель: педагог-психолог Т. В. Селищева

Слайд 2

Игровая картотека « Лучики » содержит игровые упражнения , эмоциональные разминки способствующие: Развитию познавательной сферы, проявлению познавательного интереса и активности . Созданию условий для развития творческого воображения. Формированию элементов произвольности психических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью во всех видах деятельности. Проявлению инициативы и самостоятельности во всех видах деятельности. Развитию сопереживания, сочувствие к взрослым и сверстникам. Развитию сотрудничества, сплочения классного коллектива. Формированию саморегуляции. Развитию умения работать в группе сверстников. Повышению самооценки и отработка навыка уверенного поведения. Снятию мышечного и эмоционального напряжения . Развитию мимических движений.

Слайд 3

Упражнение « Земля и Луна» Цель: Развивать взаимодействие детей друг с другом. Необходимые материалы: круглая скатерть или что-то подобное ей; один большой и один маленький мячи. Взрослый я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Земля и Луна». Я не знаю, получится ли она у нас сразу, но мы будем тренироваться, и с каждым ра­зом у нас будет получаться все лучше. Станьте в круг, обеими руками возьмите скатерть и держите ее на уровне бедер. Я положу на скатерть мяч. Это - Земля. Вы можете попробовать покатать Землю по кругу... А вот и Луна - кладу ее сюда же, Луной у нас будет этот маленький мяч. Обе они должны катиться по кругу по небесам — скатер­ти. (Мячи могут сталкиваться, это нормально.) Игра "Солнечный зайчик". Цель: Расслабление мышц лица. Взрослый говорит: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на роти­ке, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты по­гладь его и подружись с ним». Игра «Обиженный кустик» Цель: Развивать эффективные способы общения Взрослый перед началом игры объясняет правила. Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.

Слайд 4

Игра "Клубочек« Цель: Развивать сплоченность группы. Взрослый просит выбрать одного ребёнка, который будет выполнять роль "ка­тушки", а вы все возьмитесь за руки. Тот, кто стоит первым, пусть даст руку взрослому У нас получилась ниточка, закрепленная на ка­тушке. Я возьму за руку последнего из вас и буду водить всех по кругу до тех пор, пока вся нитка не "намотается" на катушку. Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте немножко поживем в нем, вместе подышим. А сейчас руки не отпускаем, я снова беру последнего ребенка за руку, и мы начи­наем разматываться. Игра «Подари мне свою улыбку» Цель: Развивать симпатию друг другу. Взрослый: «Улыбка - это символ человечности, теп­ла и согласия. Подарите друг другу улыбку и компли­мент». Релаксация «Смешинка». Цель: Снижение эмоционального напряжения. Взрослый произносит: « Сегодня мы будем веселиться. Просто так. Хочется нам - и веселимся. Садитесь в кресла и настраивайтесь смеяться. Просто смешно, и все тут. Я помогу вам. Пальчик покажу. Смотрите, какой он смешной! Улыбаемся. Смеемся. Сначала тихонько, потом громче. Ой, смешинка в рот попала! Хохочем во все горю (гонг). Молодцы! Достаточно. Веселые вы ребята. А кто смеялся громче и больше всех»?

Слайд 5

Игра «Кого укусили комарик»? Цель: Снятие эмоционального напряжения. Дети садятся в круг. Взрослый проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам кисточкой, пером, ватой, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет – «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен «пискнуть» как комар. Упражнение «Нюхаем цветы» Цель: Расслабление мышц лица. Взрослый обращается к детям: « Давайте понюхаем цветы. Покажите, как вы это делаете. Раз поднесите обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохните их аромат, улыбнитесь, задержите дыхание. Два - опустите руки, делая выдох (3-4 раза.)» Упражнение «Я - «Звезда ». Цель: Формировать адекватную самооценку. Взрослый предлагает каждому участнику выбрать для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (артист, президент, сказочный персонаж, литературный герой и т. д.) Затем ребёнок проводит самопрезентацию (вербально или невербально : произносит какую либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя.) Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Слайд 6

Игра «Что в моем мешке?» Цель: Развивать зрительную и тактильную память. Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок несколько предметов. Это могут быть игрушки, кубики, предметы одежды. Предметы называются. Затем взрослый достает из мешка по одному предмету. Когда остается последний предмет, взрослый спрашивает: «Что осталось в мешке?». Ребенок должен назвать предмет, который лежит в мешке. Можно увеличить число предметов, предлагать назвать количество оставшихся предметов, перечислить их. Игра «Я вижу». Цель: Развивать умения внимательно слушать друг, друга. Взрослый говорит ребенку: «Я вижу, что…». Ребенок спрашивает: «Что ты видишь». Взрослый отвечает «Я вижу, называет имя ребенка, который кричит и прыгает вокруг меня». Ребенок выполняет действие, названное взрослым, пока он снова не скажет «Я вижу, что…». Ребенок должен остановиться и снова спросить: «Что ты видишь?» Взрослый называет что-то новое (я вижу воробушка, он прыгает и клюет хлебные крошки, мальчика, который улыбается, (имя) скачет на лошадке, порхающую вокруг меня прекрасную бабочку, перепрыгивающую с кончи на кочку лягушку. Желательно закончить игру в спокойном темпе.

Слайд 7

Упражнение « Три мудреца» Цель: Развивать согласованность в движениях. Взрослый объясняет детям что им необходимо в такт произносимому тексту менять местами лежа­щие на коленях ладони (можно перемещать ладони с одного плеча на другое). Три мудреца в одном тазу Поплыли по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз, Длиннее был бы наш рассказ. Игра «Люблю — не люблю». Цель: Развивать мимическую подвижность лица. Взрослый называет называет разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывают своё отношение к данному продукту или блюду. Игра «Кораблик » Цель: Развивать сплочение, установление доверительного контакта между детьми. Взрослый предлагает «Один из детей -матрос, остальные дети - кораблик в бушующем море. Матрос, находящийся на корабле должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!» (В роли матроса должны побывать все дети.) Упражнение «Гора с плеч» Цель: Расслабление мышц плеч и рук. Взрослый говорит: « Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо ещё что – то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань широко, расставь ноги, подними плечи и отпусти их.

Слайд 8

Упражнение «Спаси птенца». Цель: Развивать эмпатию . Взрослый говорит: «Представь, что у тебя в руке маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным дыханием, спокойным и глубоким, приложи ладони к своей груди, отдай доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе». Игра-шутка «Воробышки». Цель: Предоставление возможности проявить активность пассивным детям. Взрослый детям предлагает превратиться в прыгающих воробышков. Они встают в круг, взявшись за руки, закрывают глаза, помолчав 3-5 секунд, открывают глаза, улыбаются и говорят друг другу спасибо. « Игра «Дружба начинается с улыбки…» Цель: Развивать симпатию. Взрослый предлагает детям взять друг друга за руки. Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).

Слайд 9

Игра «У птички болит крылышко» Цель: Развивать сочувствие, сопереживание. Взрослый предлагает ребятам «пожалеть птичку». Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку». Игра «Покажу, как я люблю» Цель: Развивать внимание к сверстникам. Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой – в ее сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п. Игра "Жучки и ветерок". Цель: Развивать переключение внимания. Взрослый предлагает детям ползать по ковру, изображая жучков. Когда взрослый говорит: "Ветерок" - жучки ложатся на спинку и начинают двигать руками и ногами, показывая, что не могут перевернуться. Затем взрослый говорит детям, что жучки - молодцы и все-таки смогла перевернуться на лапки и могут ползать дальше. Игра повторяется несколько раз.

Слайд 10

Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!» Цель: Отреагирование и выплеск отрицательных эмоций. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» - ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!» Если ребенок обижается, он садится на «волшебный стульчик". Игра «Звериное пианино» Цель: Развивать умения проявлять внимание к сверстникам и к самому себе. Взрослый раздает детям карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т.д.). Дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Потом взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных. Игра «День и ночь». Цель: Развивать умение сосредоточиться на слуховой информации. Взрослый говорит: «День» - дети играют, бегаю, делают что хотят. Когда взрослый говорит: «Ночь» - дети ложатся на ковер и отдыхают. Игра повторяется несколько раз.

Слайд 11

Рекомендации по применяю игровой картотеки «Лучики» Рекомендованный возраст детей для применения игровых упражнений, эмоциональных разминок с 7 лет с интеллектуальной недостаточностью. Игровые упражнения, педагог может предложить детям 2-3 раза в неделю в ходе непосредственной образовательной деятельности, на переменах . Ежедневно после интеллектуальной нагрузки. В младшем школьном возрасте в ходе проведения игр педагог может выборочно повторить игры или упражнения, которые вызвали интерес у детей. Также педагог может предложить проводить игровые упражнения водящему выбранного из детей, что в дальнейшем позволит организовывать игры в игровой деятельности детей самостоятельно.