"Тропинка к своему я"
рабочая программа (4 класс)
Программа внеурочной деятельности для начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
Составитель: Астапова Елизавета Александровна, педагог-психолог. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2019г. |
Берёзовский 2019
Планируемые результаты деятельности
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• установка на здоровый образ жизни;
Ученик получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
К концу обучения курса учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения в обществе, семье, со сверстниками; - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии; - иметь нравственно- этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | -осознавать собственную полезность и ценность; - основные способы психологического |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели - налаживать контакт с людьми; -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни; |
-получать удовольствие от процесса познания -преодолевать возникающие в школе трудности - психологически справляться с неудачами; -осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; -взаимодействовать с учителем и свертниками; - адекватно анализировать собственные проблемы; |
Содержание
№ п/п | Тема | Основное содержание | Основные понятия | УУД |
1 | Кто я? Мои силы, мои возможности. | Моё лето Кто я? Какой я? Большой или маленький? Мои способности Мой выбор, мой путь | Познакомиться с понятием «способности». Исследовать свои способности и возможности в различных видах деятельности. Участвовать в составлении и обсуждении устных рассказов о лете и конкурсе рисунков с последующим обсуждением. Исполнять различные роли. Моделировать и анализировать ситуации. | Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях Обогатить представления о собственных возможностях и способностях Учиться самостоятельно решать проблемы общения |
2 | Я расту, я изменяюсь. | Моё детство | Выполнять различные роли. Отгадывать по заданию учителя главного героя сказок по описанию. Участвовать в беседе. Моделировать различные жизненные ситуации. | Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит |
Нужно ли человеку изменяться? | Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения | |||
Я расту, я изменяюсь | Формулировать своё собственное мнение и позицию | |||
3 | Моё будущее. | Моё будущее | Познакомиться с понятием «жизненный выбор». Обсуждать возможные варианты будущего. Обсуждать правила ЗОЖ. Раскрывать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья | Планировать цели и пути самоизменения |
Кем бы я хотел стать? | Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости. | |||
Хочу вырасти здоровым человеком. | При работе в группе учитывать мнение товарищей | |||
4 | Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что для этого нужно? | Кто такой интеллигентный человек? | Познакомиться с понятиями «интеллигентный человек», «идеал» Участвовать в беседе. Моделировать ситуации, где необходимы согласие, взаимопомощь, личная ответственность. | Соотносить результат с целью и оценивать его |
Хочу вырасти интеллигентным человеком. | Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта | |||
Что такое идеальное «Я»? | Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки | |||
5 | Хочу вырасти свободным человеком. Что для этого нужно? | Кто такой свободный человек? | Произносить заданную фразу с разными интонациями Составлять устные сочинения на заданную тему. Участвовать в беседе о правах и обязанностях человека. Обсуждать описанные в тексте ситуации и строить предположения о том, как могут поступать герои. | Осознавать, что свобода не может быть безграничной Учиться находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей |
Права и обязанности школьника | ||||
Что такое «право на уважение»? | ||||
Права и обязанности | ||||
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам | ||||
Как разрешить конфликты мирным путём? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тропинка к своему Я.
Программа внеурочной деятельности.1 класс. Цель программы: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности в класс...
Тропинка к своему Я.
Программа внеурочной деятельности.1 класс. Цель программы: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности в класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-209621-1362159355.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...
Тропинка к своему Я (презентация)
Данная презентация содержит фотографии занятий с детьми начальных классов по программе "Тропинка к своему Я"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/26/picture-285196-1377534831.jpg)
Рабочая программа "Тропинка к своему Я"
Основная цель программы: развитие интелектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему развивающих занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-185550-1364985063.jpg)
Тематическое планирование по программе О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я (1-4 класс)
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной шк...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338918-1384014187.jpg)
программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Социальное направление. Возраст обучающихся: 7-11 лет. Срок реализации: 4 года. Программа разработана на основе програввы О.Хухлаевой "Тропинка к своему Я". Актуальность программ обусловлена воз...