"Тропинка к своему я"
рабочая программа (4 класс)

Астапова Елизавета Александровна

Программа внеурочной деятельности для начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pvd_tropinka_k_svoemu_ya.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная  школа №2»

«Согласовано»    

руководитель МО ___________

Рябова Н.В.

Рассмотрена  на заседании МО

протокол № 1   от 26.08.2019г.                                                                                                                                                                                                                                                                

 «Согласовано»    

Зам. директора по УВР

_________________

Глазкина Н.М.

27.08.2019г.

«Утверждаю»                                                                                                                                                                                                                                            директор школы:

О.В. Едакина  

приказ № 89

от02.09. 2019г.                                                                                                                                                                                                                    

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Тропинка к своему Я»

Составитель:

Астапова Елизавета Александровна, педагог-психолог.

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол  № 1 от 30.08.2019г.

                                                             

Берёзовский   2019

Планируемые результаты деятельности

В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В  сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В  сфере познавательных универсальных учебных  действий  выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

В  сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и  оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• установка на здоровый образ жизни;

Ученик получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

•  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Ученик получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра.

Ученик получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

- иметь нравственно- этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

-осознавать собственную полезность и ценность;

- основные способы психологического

Уметь

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

- налаживать контакт с людьми;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей        

  -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- находить свое место в школьной жизни;

  •  работать в группе, в коллективе.

-получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

- психологически справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать  свое психологическое и эмоциональное состояние;

-взаимодействовать с учителем и свертниками;

- адекватно анализировать собственные проблемы;

Содержание

№ п/п

Тема

Основное содержание

Основные понятия

УУД

1

Кто я? Мои силы, мои возможности.

Моё лето

Кто я?

Какой я? Большой или маленький?

Мои способности

Мой выбор, мой путь

Познакомиться с понятием «способности».

Исследовать свои способности и возможности в различных видах деятельности. Участвовать в составлении и обсуждении устных рассказов о лете и конкурсе рисунков с последующим обсуждением.

Исполнять различные роли.

Моделировать и анализировать

ситуации.

Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

Обогатить представления о собственных возможностях и способностях  

Учиться самостоятельно решать проблемы общения

2

Я расту, я изменяюсь.

Моё детство

Выполнять различные роли.

Отгадывать по заданию учителя главного героя сказок по описанию.

Участвовать в беседе.

Моделировать различные жизненные ситуации.

Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

Нужно ли  человеку изменяться?

Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

Я расту, я изменяюсь

Формулировать своё собственное мнение и позицию

3

Моё будущее.

Моё будущее

Познакомиться с понятием «жизненный выбор». Обсуждать возможные варианты будущего.

Обсуждать правила ЗОЖ. Раскрывать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья

Планировать цели и пути самоизменения

Кем бы я хотел стать?

Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости.

Хочу вырасти здоровым человеком.

При работе в группе учитывать мнение товарищей

4

Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что для этого нужно?

Кто такой интеллигентный человек?

Познакомиться с понятиями «интеллигентный человек», «идеал»

Участвовать в беседе.

Моделировать ситуации, где необходимы согласие, взаимопомощь, личная ответственность.

Соотносить результат с целью и оценивать его

Хочу вырасти интеллигентным человеком.

Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта

Что такое идеальное «Я»?

Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки

5

Хочу вырасти свободным человеком. Что для этого нужно?

Кто такой свободный человек?

Произносить заданную фразу  с разными интонациями

Составлять устные сочинения на заданную тему.

Участвовать в беседе о правах и обязанностях человека.

Обсуждать описанные в тексте ситуации и строить предположения о том, как могут поступать герои.

Осознавать, что свобода не может быть безграничной

Учиться находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

Права и обязанности школьника

Что такое «право на уважение»?

Права и обязанности

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам

Как разрешить конфликты мирным путём?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тропинка к своему Я.

Программа внеурочной деятельности.1 класс.  Цель программы: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности в  класс...

Тропинка к своему Я.

Программа внеурочной деятельности.1 класс.  Цель программы: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности в  класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...

Тропинка к своему Я (презентация)

Данная презентация содержит фотографии занятий с детьми начальных классов по программе "Тропинка к своему Я"...

Рабочая программа "Тропинка к своему Я"

Основная цель программы: развитие интелектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему развивающих занятий....

Тематическое планирование по программе О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я (1-4 класс)

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.         Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной шк...

программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"

Социальное направление. Возраст обучающихся: 7-11 лет. Срок реализации: 4 года.  Программа разработана на основе програввы О.Хухлаевой "Тропинка к своему Я". Актуальность программ обусловлена воз...