«Роль детско-родительских отношений в личностном развитии детей с ограниченными возможностями»
статья (4 класс)

Волченкова Татьяна Евгеньевна

Общеизвестно, что «формирование высшей психической дея­тельности ребенка происходит в ходе его культурно-историчес­кого развития». Особенности социального развития ребенка определяются таким важнейшим социальным институтом, как семья. Именно в семье происходит определение социальной ситуации развития и формирование зоны ближайшего развития ребенка.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_detsko.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья «Роль детско-родительских отношений в личностном развитии детей с ограниченными возможностями»

                                        Автор-составитель:

                                                              Волченкова Татьяна Евгеньевна,

                                                           Учитель надомного обучения –

                                           олигофренопедагог,

Санкт-Петербург

2019

       Роль детско-родительских отношений в личностном развитии детей с ограниченными возможностями

Общеизвестно, что «формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его культурно-исторического развития». Особенности социального развития ребенка определяются таким важнейшим социальным институтом, как семья. Именно в семье происходит определение социальной ситуации развития и формирование зоны ближайшего развития ребенка.  

Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии вызывает  серьезные социальные затруднения, обостряет внутренние проблемы, приводит к нарушению межличностных отношений внутри семьи и ее социальных связей.   

О положении родителей с ребенком с ОВЗ можно говорить  как о внутреннем (психологическом) и внешнем (социальном) тупике.

Качественные изменения в таких семьях затрагивают психологический, социальный и соматический уровни.

  1. Психологический уровень

Нередко рождение ребенка  с ОВЗ является серьезнейшей психологической травмой для родителей. Часто родители воспринимают это событие как огромное  несчастье, крест на собственной жизни. Они не могут поверить, что это случилось именно с ними, с их семьей. Особенно же тяжело, как это следует из жалоб родителей,  переносить постоянные выражения сочувствия окружающих.     Нередко от семьи, где есть больной ребенок, постепенно отдаляются их прежние друзья, и семья остается один на один со своей проблемой. Деформируется сложившийся стиль семейных взаимоотношений, система отношений членов семьи с окружающими, миропонимание и ценностные ориентации родителей.  Матери часто испытывают  депрессивные состояния. Отклонения в развитии ребенка и личностные особенности матери могут привести к материнской депривации.

2. Социальный уровень

Семья становится более избирательной в своих контактах, сужая круг знакомых, многие матери меняют профиль работы или оставляют ее. У некоторых родителей происходит формирование иждивенческой или безынициативной позиции.

3.Соматический уровень

Стресс, связанный с наличием отклонений у ребенка, может служить источником заболеваний матери (колебания давления, бессонница, головные боли и пр.). Длительность психопатогенной ситуации  усугубляет проблемы со здоровьем.    

Психологами выделен ряд кризисных этапов, переживаемых семьями с детьми с ОВЗ.        

В последние годы происходит совершенствование нормативно-правовой базы социальной поддержки детей с ОВЗ, развиваются реабилитационные центры, осуществляется подготовка социальных работников, что позволяет обеспечить социальную и морально-психологическую поддержку подобных семей.

Ряд семей успешно выходят из стрессового состояния, но их меньшинство. Основная масса семей испытывают сложности адаптации в течение многих лет. И. Ю. Левченко и О.Г. Приходько говорят о следующих признаках неблагополучных («деструктивных» и «дисфункциональных») семей:  жалобах на ситуацию,  саботаже реабилитационных мер,  гиперопеке  ребенка,  большом числе соматических жалоб;  социальной депривации, сознательном ограничении социальных контактов. В дальнейшем могут добавиться враждебность в отношении ребенка, его избегание.

Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к неадекватному оцениванию возможностей ребенка, его неправильному воспитанию (речь идет о неприятии ребенка, непонимании его личностного развития, неадекватной оценке его действий, негибкости в отношениях с детьми, непоследовательности, несогласованности воспитательных мер и пр.).

Одна из классификаций   выделяет следующие типы неправильного воспитания:

1) гипопротекция (безнадзорность);

 2) доминирующая  гиперпротекция (мелочный контроль);

3) потворствующая  гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи»);

4) эмоциональное отвержение;

5) гиперопека и симбиоз;

6) воспитание посредством нарочитого лишения любви;

7) воспитание посредством вызова чувства вины.

Все эти типы воспитания приводят к  деформации личности ребенка, затруднению его дальнейшей социальной адаптации. Наиболее негативно на ребенка влияет тип симбиоза, когда ребенок длительное время зависит от матери, отношение к ребенку приобретает амбивалентность, происходит рост внутреннего конфликта и невротизации.    В работах И. И. Мамайчук и В. В. Ткачевой  показано, что  в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, наиболее частый тип отношений – гиперопека. Гиперопека тормозит личностное развитие ребенка, лишает его самостоятельности. Иногда можно встретить эмоциональное отвержение, которое приводит к формированию неуверенности в себе у ребенка, реакциям активного протеста. Патологическим типом семейного воспитания является воспитание по типу повышенной моральной ответственности, когда высокие требования к ребенку сочетаются с пониженным вниманием к его потребностям, вследствие чего происходит формирование личности с тревожно-мнительными чертами.

Любой негармоничный тип семейного воспитания затрудняет эффективную абилитационную работу и является причиной для проведения психокоррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя по социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья, предназначена ге толлько для воспитателей, воспитывающих детей с ОВЗ,но и учителей и родитетей. Важными задачами обучения и воспитания детей с ОВЗ являются формирование у них образцов позитивн...

Совместная работа семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оказание помощи семье в преодолении кризиса, связанного с рождением «особого» ребенка.Активизация ресурсов семьи, направленных на преодоление кризиса, формирование адекватной стратегии, преодоление не...

Совместная работа семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оказание помощи семье в преодолении кризиса, связанного с рождением «особого» ребенка.Активизация ресурсов семьи, направленных на преодоление кризиса, формирование адекватной стратегии, преодоление не...

«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат)

«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат) ...

ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА

  ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМАСовременный мир многогранен и многоголосен, а взаимодействие и взаимовлияние языков все...

Направления работы по коррекции личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

    Воспитание детей с отклонениями в развитии  отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с форм...

Роль внеклассной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.  Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятий. И...