Аннотация к программе 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Майорова Ольга Ивановна

Аннотация к программе обучения 4 класса по РПМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_4k.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка                                                                         

Адаптированная коррекционно- развивающая программа «Уроки психологического развития» входит в коррекционно- развивающую область учебного плана ГБОУ Школа №90 УН-1   Программа рассчитана 2 часа в неделю, 33 рабочие недели

Личностные и предметные результаты освоения программы «Уроки психологического развития

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностными результатами в 4 классе является формирование следующих умений:

  • овладение навыками адаптации (умения слушать учителя, умения взаимодействовать с учителем и сверстниками);
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (аккуратному обращению с рабочей тетрадью, умение приводить рабочее место в порядок после урока);
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей (знание правил поведения на уроке и после его окончания);
  • развитие у ребенка любознательности, внимательности, умения замечать новое;
  • формирование бережного отношения к материальным ценностям (к методическим пособиям, играм, оборудованию);
  • проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорства в достижении поставленных целей.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Базовые учебные действия

Базовые учебные действия, формируемые у младших обучающихся, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного обучением на коррекционно- развивающих занятиях;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия;
  • понимание личной ответственности за свои поступки.

Регулятивные базовые учебные действия:

  • входить и выходить из учебного кабинета со звонком;
  • ориентироваться в пространстве учебного помещения;
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • работать с учебными принадлежностями (рабочими тетрадями, ручками, карандашами, фломастерами);
  • проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
  • участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.

Познавательные базовые учебные действия:

  • отвечать на простые вопросы учителя и задавать вопросы;
  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • работать с информацией (понимать изображения);
  • понимать и соблюдать правила подвижных игр.

Коммуникативные базовые учебные действия:

  • уметь вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем (здороваться, использовать вежливые слова для просьб и обращений);
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
  • уметь обращаться за помощью к учителю и принимать помощь.
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (во время совместных игр и какой- либо другой деятельности).

Основополагающие принципы построения программы:

Программа «Уроки психологического развития» построена на основе следующих принципов:

  • Доступности (учет психологических и возрастных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями).
  • Научности (обоснованности, наличие методологической базы и теоретической основы).
  • Актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников).
  • Деятельностная основа процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально – наглядной опоре).

Способы определения результативности и динамики развития детей отслеживается по психологическим методикам:

  • Методика на определение вербального абстрактного мышления К. Йерасика.
  • Тест «Лева и правая стороны» Ж.Пиаже.
  • Методика «Рукавички».
  • Методика «10 слов» А.Лурия.
  • Исключение лишнего.
  • Методика «Узор под диктовку».
  • Методика «Проба на познавательную инициативу».

Особенности организации учебной деятельности обучающихся по предмету            Формы и методы обучения

  • Словесный (устное изложение, беседа, рассказ).
  • Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение).
  • Практический (выполнение практических работ в рабочих тетрадях).
  • Игровой (Игровая терапия, сказкотерапия).
  • Диагностический (опросы, тесты).
  • Объяснительно – иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации).
  • Репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности).
  • Частично – поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Занятия проводятся в игровой форме: используются дидактические игры, подвижные игры, метод мозговой гимнастики, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и рисунки, которые направлены на диагностические и коррекционно-развивающие аспекты развития.

Учебно-материальное обеспечение:

1. Кабинет, оборудованный мебелью, позволяющий работать детям индивидуально, в мини-группах, в круге, проводить игры.                                                                                                                                2. Техника для музыкального сопровождения двигательных упражнений и упражнений на релаксацию.                                                                                                                                      3. Инвентарь для проведения игр (игрушки, пазлы, кубики, различная мозаика и пр.), бумага, пластилин, цветные карандаши.                                                                                      4. Рабочие тетради(листы) и дидактические материалы для индивидуальной и групповой работы, диагностический инструментарий.

Основное содержание программы

Содержание программы состоит из следующих разделов:

  • развитие ощущения;
  • развитие восприятия;
  • развитие внимания;
  • развитие памяти;
  • развитие мышления;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие самоконтроля;
  • развитие произвольности;
  • развития зрительно - двигательной координации;
  • развития артикуляции.

Структура уроков психологического развития

Материал каждого занятия рассчитан на 30 — 40 минут.

1. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

2. Основная часть. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

3. Заключительная часть. Задача заключительной части: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке. В заключительную часть занятия так же включаются упражнения на дыхание, расслабление, аутотренинг, упражнения выполняются под музыку.

Основой занятий являются коррекционно - развивающие упражнения, специфические для каждого раздела:

  1. Упражнения на развитие ощущения: «Послушай тишину», «Узнай по звуку», «Какого цвета?», «Цветные полоски», «Назови и проверь постукиванием, «Послушай звуки», «Шершавые дощечки», «Шумящие коробочки», «Тяжелые коробочки».
  2. Упражнения на развитие восприятия: «Определи фигуру», «Найди одинаковые», «Найди ошибку», «Назови фигуры», «Составь фигуру», «Загадочные контуры», «Найди фото».
  3. Упражнения на развитие внимания: «Выполни команду», «Кто точнее нарисует?», «Слушай звуки улицы», «Вордбол», «Крестики, точки», «Синхронный счет», «Соблюдай правило», «Называй и считай», «Найди слоги», «Делаем вместе».
  4. Упражнения на развитие памяти: «Магнитофон», «У кого ряд длиннее?», «Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Запомни и найди», «Телеграфисты».
  5. Упражнения на развитие мышления: «Конкретизация понятий», «Цветная сказка», «Найди одинаковые», «Назвать одним словом», «Способы применения предмета», «Отгадай слова»,«Вордбол», «Составление предложений», «Найди одинаковые и отличающиеся», «Назови предмет», «Покажи одинаковые».
  6. Упражнения на развитие пространственных представлений: «Раскрась правильно», «Определи фигуру», «Переверни рисунок», «Найди одинаковые», «Выполни правильно», «Живые цепочки», «Поставь значки», «Говори правильно», «Где спрятались игрушки?».
  7. Упражнения на развитие самоконтроля и произвольности: «Образец и правило», «Учитель — ученик, ученик — учитель», «Назови и проверь постукиванием», «Перепутанные линии».
  8. Упражнения на развития зрительно- двигательной координации: «Где этот домик?», «Проведи, не касаясь!», «Спящий дракон», «Молния» и «Речка».
  9. Упражнения на развития артикуляции: «Произнеси чисто».

Литература:

  1. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2008.
  2. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
  3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. - – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов.Часть 1. Перевод с немецкого. –– Москва: Генезис, 1998
  5. Светлова И.Е Развиваем мелкую моторику Москва Эксмо 2005
  6. Волина В.В Занимательное азбуковоедение Москва «Просвещение «1991.
  7. Волина В.В. Праздник числа Москва «Знание» 1994
  8. А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей Москва «Ось-89»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к программе "Математика" 1 класс

Краткое описание к пояснительной записке по программе "Математика" 1 класс....

Аннотация к программе "Окружающий мир" 1 класс по УМК "Школа России"

Краткое описание к пояснительной записке по программе "Окружающий мир" 1 класс...

Аннотация к программе "Технология" 1 класс

Краткое описание к пояснительной записке по программе "Технология" 1 класс....

Рабочая программа по предмету "Информатика" ( Т.А.Рудченко, А.П.Семёнов) с аннотацией. 3 - 4 классы

Рабочая программа  составлена на основе  авторской программы: Информатика. Рабочие программы. 1-4 классы /Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов.- М: Просвещение, 2011...

Аннотация к программе УМК перспектива 1 класс

Аннотации к программам УМК перспектива 1 класс...

Аннотация к программам "Школа России", 1 класс

В аннотации  дана краткая характеристика программы "Школа России", 1 класс. В которой отражены учебно-методические комплекты "Школа России", цели и задачи программ,краткое сод...

Аннотация на программу коррекционной работы для учащихся 1х – 4х классов общеобразовательной школы по предупреждению и устранению ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений (с использованием регионального компонента).

Данная программа имеет своей целью предупреждение и устранение ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений, а именно несформированностью понятий «предло...