Главные вкладки

    Буклет "Сказкотерапия"
    методическая разработка

    Волкова Любовь Владимировна

    Рекомендации по составлению терапевтической сказки

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл buklet_skazkoterapiya.docx370.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Как самому сочинить сказку?

    Шаг 1. Какова мораль вашей истории?

    Попробуйте взять за основу проблемы, с которыми сейчас сталкивается ваше чадо:

    • застенчивость;
    • страхи;
    • отсутствие друзей и сложности коммуникации;
    • слишком маленький рост и слабость на фоне более крепких и драчливых сверстников и т.д.

    Шаг 2. Какими будут главные герои сказки?

    Основными персонажами сказки могут выступать:

    • люди, обычные или наделенные волшебными способностями;
    • животные, непременно говорящие, поскольку без диалогов не обойтись;
    • вымышленные существа, от кикиморы и лешего до драконов и троллей;
    • одушевленные предметы, обычно заколдованные.

    Придумывать сказку будет легче, если сделаете на каждого персонажа мини-досье с такими пунктами:

    • имя.
    • возраст.
    • происхождение.
    • внешность.
    • характер.
    • мечты.
    • особенности. Это могут быть необычные способности. Более интересный вариант – добавить персонажу изъян.

    Шаг 3. Каким будет ваш злодей?

    Строго говоря, злодей не обязателен. Можно обойтись и сложными обстоятельствами.

    Тем не менее злодей может быть полезен. На контрасте с главными героями он помогает показать, как отрицательные черты приводят к краху.

    Отрицательному персонажу тоже потребуется краткая характеристика. У него обязательно должен быть веский мотив навредить или помешать положительным героям. Кстати, злодей тоже может измениться по ходу повествования и раскаяться в своих прегрешения в конце истории.

    Шаг 4. Какая цель заставит главных героев сказки действовать?

    Выбрать мотив снова поможет наша основная мысль, которую мы уже определили ранее. Вариантов много:

    • избавление от опасности или какого-то бремени – бедности, физического изъяна, болезни, проклятия;
    • стремление к свободе;
    • возвращение домой или, наоборот, поиск волшебной страны;
    • погоня за кладом;
    • попытка обрести магические способности;
    • спасение друзей, родственников, любимой, родной деревеньки или целого мира;
    • победа в состязании;
    • поиск справедливости;
    • осуществление мечты.

    Главное, чтобы цель была по-настоящему важной, иначе зачем вашему герою рисковать и прилагать усилия?

    Шаг 5. Какие препятствия ждут героев?

    Советы, как продумать препятствия для героя:

    • каждая следующая проблема должна быть сложнее предыдущей;
    • покажите, что задача почти невыполнима. Тем самым вы удержите внимание слушателя и заставите его переживать;
    • цена поражения в каждом испытании должна быть высока. Поставьте героя на грань гибели или большой утраты;
    • не забывайте согласовать препятствия с моральным уроком. Пусть в каждом эпизоде ваш главный герой демонстрирует то качество или модель поведения, которую вы хотите привить ребенку.

    Шаг 6. Где происходит действие?

    Традиционные локации – далекое царство, волшебная страна с кучей магических существ и темный лес. Между тем ничто не мешает вписать невероятные события во вполне обычную обстановку. Это даже может быть ваша собственная квартира.

    Детальные описания обстановки не требуются. Но нужно помочь маленькому слушателю поймать настроение места действия, буквально почувствовать обстановку.

    Шаг 7. Составьте краткий план сказки.

    И последнее – смело заимствуйте образы и сюжетные повороты из знакомых сказок, переделывая их на свой лад. Вряд ли ребенок осудит вас за легкий художественный плагиат.

    Приемы работы со сказкой:

    1. Обсуждение содержания сказки.
    2. Характеристика героев и своего отношения к ним.
    3. Изменение конца сказки.
    4. Продолжение  сказки (А что случилось дальше?)
    5. Сравнение одних и тех же персонажей из разных сказок.
    6. Включение в сказку персонажа другой сказки.
    7. Создание комикса по сказке.
    8. Мини-сочинение «Письмо герою».
    9. Придумывание вопросов, адресованных персонажам.
    10. Словесное рисование.
    11. Театрализация.
    12. Суд над персонажем.
    13. «Кого бы ты мог сыграть в сказке?» (Кем меня видят?)
    14.  Сказка наизнанку.
    15.  Сказка-калька (по имеющейся модели)
    16. Сочинение сказки:
    • по опорным словам;
    • как завершение имеющегося зачина;
    • в результате соединения случайно выбранных сказочных персонажей разных сказок  («салат из сказок»);
    • сказка по кругу;
    • сказка по заданной теме;
    • свободное сочинение сказок.

    Книги по сказкотерапии

    C:\Users\user\Desktop\1011024820.jpg

    Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. "Лабиринт души:

    Терапевтические сказки"

    C:\Users\user\Desktop\1002552409.jpg

    Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ

    Сказкотерапия
    как один из приемов коррекционной работы с учащимися с ОВЗ и инвалидностью

    https://dreamclass.ru/blog/content/images/2019/05/---------5.1-min.png

    Составитель: Волкова Л.В. 

    г. Когалым, 2019 г.