Статья "Аспекты психологического сопровождения младших школьников"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Брускова Елена Владимировна

    Задачами психологического сопровождения в начальной школе становится определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.

В период адаптации учащихся первых классов осуществляется комплексное психолого-педагогическое сопровождения детей, в котором  отслеживается процесс развития, проводится как профилактическая, так и развивающая работа в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществляется индивидуальная поддержка тех, кто в ней нуждается. Работа педагога-психолога начинается с комплексной диагностики детей, поступивших в первый класс. 

   Применение групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления  и личности ребенка, осуществления действительной дифференциации и индивидуализации обучения.

    Необходимой и крайне важной является профилактическая работа психолога в начальной школе. Для этой цели психологом осуществляется диагностика, позволяющая определить детей «группы риска»; проводится коррекционно-развивающая работа с обучающимися начальной школы, направленная на развитие дефицитарных навыков; осуществляется психологическое просвещение родителей младших школьников и администрации школы. Таким образом, психологическое сопровождение в начальной школе способствует успешной социализации каждого ребёнка и оптимизации всего образовательного процесса в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аспекты психологического сопровождения младших школьников.

Совершенствование системы начального образования направлено на создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству. Актуальность данного вопроса заключается в сложности и многообразии образовательных программ, в различной степени подготовленности обучающихся к школе, в различной степени соответствия программных требований и индивидуальных возможностей и способностей обучающихся к их усвоению. Психолог становится полноправным участником образовательного процесса. У него появляется возможность тесно сотрудничать с педагогами в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученического коллектива в целом, прежде всего - с классным руководителем.

    Задачами психологического сопровождения в начальной школе становится определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.

     Процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников начинается с 1-ого класса и продолжается на протяжении всего обучения в начальной школе. В период адаптации учащихся первых классов осуществляется комплексное психолого-педагогическое сопровождения детей, в котором  отслеживается процесс развития, проводится как профилактическая, так и развивающая работа в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществляется индивидуальная поддержка тех, кто в ней нуждается. Работа педагога-психолога начинается с комплексной диагностики детей, поступивших в первый класс. В процессе психологической диагностики первоклассника исследуется следующее:

1. Познавательная сфера личности ребёнка – включает в себя изучение памяти, внимания, мышления, речевого развития, восприятия. Целью исследования является выявление факторов, которые могут препятствовать процессу получения качественных знаний младшими школьниками. Основными методиками, применяемыми для этих целей, являются: методика «Десять слов» (исследует уровень кратковременной (рабочей) и долговременной памяти); методика «Корректурная проба» (исследует уровень переключаемости и концентрации внимания»); методики «Исключение лишнего», «Классификация», «Назови одним словом», «Сапожки» (изучают мыслительные операции анализа, синтеза и обобщения); методика «Рассказ» (изучает речевые особенности, словарный запас); методика «Образец и правило» (изучает умение следовать правилу, копировать с образца).

2. Эмоционально-волевая сфера личности – включает в себя исследование эмоционального состояния, учебной мотивации, психологической готовности ребёнка к школе. В ходе исследования изучается уровень социализации ребёнка. Для изучения мотивации учения  используется – мотивационная цветовая анкета  (модификация анкеты Н.Г. Лускановой), для изучения эмоционального состояния ребенка в школе – проективная методика «Школа зверей» Т.А. Нежновой. Изучению подлежат и такие аспекты, как уровень агрессивности ребёнка, наличие у него тревожности, страхов (в целях диагностики применяются такие проективные методики, как тест тревожности Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен,  «Рисунок несуществующего животного», «Дом-Дерево-Человек», «Рисунок семьи», «Люшер, в модификации Л.А.Ясюковой», тест Розенцвейга (детский вариант)).

3. Поведенческая сфера личности – включает изучение степени восприятия ребёнком норм и правил поведения в обществе. В целях диагностики используются такие методы, как беседа и наблюдение.

    Целью комплексной психолого-педагогической диагностики ребёнка является выявление причин и факторов, которые могут препятствовать получению им качественного образования, приводить к возникновению конфликтов в детском коллективе, а также способствовать развитию у ребёнка асоциального поведения.

    На основании проведенной работы заполняется карта адаптации на каждого первоклассника, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, где прописывается характер психолого-педагогического сопровождения. Психологическая диагностика также позволяет выявить детей «группы риска», детей с особенностями развития, а также одарённых детей с целью индивидуальной психологической работы.

     В дальнейшем, на протяжении всего обучения детей в начальной школе проводится психологический мониторинг для исследования динамики развития познавательных процессов; исследуются личностные особенности обучающихся, уровень их социальной адаптации, способы взаимодействия в детском коллективе. Также педагог-психолог проводит диагностику  вновь прибывших обучающихся (с той же целью). Все эти мероприятия необходимы для предупреждения школьной неуспеваемости, возникновения отклоняющегося поведения.

По окончании диагностики младших школьников педагогом-психологом составляется план индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Целью этих занятий является следующее:

- в познавательной сфере личности ребёнка – развитие и коррекция дефицитарных психических функций (памяти, внимания, мышления);

- в эмоционально-волевой сфере – развитие учебной мотивации и готовности к обучению в школе, формирование внутренней позиции школьника, формирование адекватной самооценки, развитие умения регулировать свои эмоции, обучение детей эффективным копинг-стратегиям;

- в поведенческой сфере – развитие социально приемлемых форм и способов поведения в коллективе.

2 этап психологического сопровождения организационный включает:

--Формирование групп для дальнейшей коррекционно-развивающей работы по профилактике трудностей адаптации первоклассников.

-Психологическое консультирование родителей и педагогов по итогам диагностики.

Результаты диагностики позволяют грамотно построить консультативную работу с родителями и педагогами. Основная задача - проинформировать родителей и педагогов о трудностях адаптации, об уровне актуального психического развития, дать соответствующие рекомендации и получить согласие на дальнейшую психолого-педагогическую работу с детьми. Для того, чтобы психологическое сопровождение было эффективным психологу  необходима подробная информацией о семейной ситуации ребёнка, об особенностях раннего развития и дошкольного детства. Консультативная работа с педагогами и родителями, связанная с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя с проблемами обучения, общения или психического самочувствия проводится в течение года.

3 этап обучающий он включает:

-психологическое просвещение педагогов и родителей и психолого-педагогическую развивающую коррекционную работу с первоклассниками.

Основная задача данного этапа – профилактика трудностей адаптации у первоклассников.

   Применение групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления  и личности ребенка, осуществления действительной дифференциации и индивидуализации обучения. Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно сделать с целым классом. Кроме того, работу в малой группе можно использовать на любом уроке (и точные дисциплины, и социальные предметы). Занятия строятся в доступной и интересной форме. Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников.

 Структура занятия. Каждое занятие состоит из ритуалов приветствия и прощания, разминки, основной части, рефлексии занятия.

Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса.

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

     Содержание просветительной и консультативной работы, формы ее проведения, могут быть достаточно разнообразными и рассчитанными не на один год работы. Как правило, школьный психолог занимается этой деятельностью на родительских собраниях, классных часах, педагогических советах. Весьма эффективной формой работы в данной области является организация на базе школы круглых столов и обучающих семинаров. Темы круглых столов могут быть весьма обширны и затрагивать весь спектр детско-родительских отношений и детской психологии: возрастные особенности младшего школьного возраста, агрессивность и тревожность у младших школьников, основные причины неуспеваемости в начальной школе, стили родительского воспитания и их влияние на поведение и самооценку ребёнка и т.д. Темы обсуждений и докладов на школьных семинарах и круглых столах должны быть актуальными, отвечать задачам образовательного пространства, быть интересными и востребованными родителями младших школьников, учителями и администрацией школы.

    4 этап заключительный – выявить динамику развития учащихся. Психолого-педагогическая диагностика участников образовательного процесса включает: наблюдения на уроках, экспертные опросы педагогов, в итоге заполняется карта наблюдения за процессом адаптации для фиксации наблюдений и оценок учителя по отношению к отдельным детям. Проводится сравнительный анализ результатов.

    Необходимой и крайне важной является профилактическая работа психолога в начальной школе. Для этой цели психологом осуществляется диагностика, позволяющая определить детей «группы риска»; проводится коррекционно-развивающая работа с обучающимися начальной школы, направленная на развитие дефицитарных навыков; осуществляется психологическое просвещение родителей младших школьников и администрации школы. Таким образом, психологическое сопровождение в начальной школе способствует успешной социализации каждого ребёнка и оптимизации всего образовательного процесса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в рамках внедрения ФГОС

Проблема обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной п...

Психолого-Педагогическое сопровождение младших школьников на уроках письма

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического ра...

Психологическое сопровождение младших школьников. Перспективы развития. Новые технологии и методы.

Психологическое сопровождение младших школьников. Перспективы развития. Новые технологии и методы....

Реферат. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с агрессивным поведением

В настоящее время школа не застрахована от проявлений агрессии и насилия во время уроков, на переменах и на улицах. Ученые отмечают, что агрессивность значительно помолодела. Если раньше речь ...

Работа в малой группе: аспекты психологического сопровождения младших школьников

Работа в малой группе: аспекты психологического сопровождения младших школьников...