Психологические особенности младших школьников
статья

Котова Марина

Ребенок пошел в школу. Рассмотрим какие изменения происходят с ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Основным изменением в жизни ребенка 7-8 лет является новая деятельность - учебная. До этого возраста он мог посещать разные «развивашки», где познавательное развитие строилось через игру. Приходя в школу, ребенок становится учеником и факт накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Меняется его положение в обществе – он человек, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Ребенок – первоклассник впервые встречается с новым для себя взрослым человеком, с учителем. Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений.

   По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Эту важную роль организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах(звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.

Младший школьник активно овладевает навыками общения. В начальной школе происходит активное установление дружеских контактов. Общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников — с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь — учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.

 Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. Постепенно непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются качества личности. С возрастом у детей появляется осознание своего положения в группе сверстников. Роль сверстников возрастает к 9 – 10 лет. Школьники 3-4 классов острее переживают замечания, полученные в присутствии других детей. Важно учитывать происходящие изменения в отношениях со сверстниками при организации «воспитательных» мероприятий. Нередко практикуемое взрослыми осуждение ребенка  за какой-либо проступок перед другими детьми является для него мощным травмирующим фактором, последствия которого требуют срочного психотерапевтического вмешательства.

    Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально психологические особенности младшего школьника

План- конспект родительского собрания в начальной школе....

Психологические особенности младших школьников

психологические особенности младших школьников...

психологические особенности младших школьников

психологические особенности младших школьников...

Психологические особенности младшего школьника

Изменения, происходящие в младшем школьном возрасте...

психологические особенности младшего школьника

памятка для родителей по психологическим особенностям младшего школьника...

Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.

В данной работе я попыталась обобщить опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (при...