Конспект открытого занятия "Мои эмоции. Страх и тревога"
план-конспект занятия (4 класс)

Соколова Екатерина Сергеевна

Цель открытого мероприятия: познакомить педагогов-психологов с формами и приемы работы с обучающимися параллели 4-х классов, направленными на профилактику деструктивного поведения (страх, гнев, тревога), посредством демонстрации и разбора локального занятия (классного часа) на группе обучающихся из параллели 4-х классов.

Дата проведения: 18.12.2019 г.

Целевая аудитория: молодые специалисты (педагоги-психологи с опытом работы до 3-х лет).

 

Пакет раздаточного материала для педагогов-психологов (по количеству участников): конспект открытого занятий (сценарий), листы супервизий, анкеты обратной связи

Необходимые материалы для обучающихся: листы формата А – 4 по числу участников, карандаши, фломастеры, листы ватмана, клей, краски, кисточки, стаканчики для воды, вода, листы формата А5 (для обратной связи).

Формы работы с аудиторией:

  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Малыми группами

Ожидаемый результат от проведения открытого мероприятия:

  • Повышение мотивации участников в овладении технологией проведения занятия (классного часа) «Мои эмоции. Страх и тревога»;
  • Практическое освоение участниками новых приемов профилактики деструктивного поведения младших подростков;
  • Возможность применения участниками нового материала в своей практике.

Этапы реализации открытого занятия:

  1. Вводная часть. Постановка целей и задач мероприятия. Информирование участников об этапах реализации мероприятия. Выдача бланков супервизий.
  2. Демонстрация занятия «Мои эмоции. Страх и тревога» на группе обучающихся параллели 4-х классов.
  3. Самоанализ и анализ занятия.
  4. Ответы на вопросы участников.
  5. Подведение итогов. Рефлексия. Завершение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_moi_emotsii._strah_i_trevoga.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия для молодых специалистов

в рамках профилактики деструктивного поведения

(страх, гнев, тревога) посредством реализации занятия

«Мои эмоции. Страх и тревога»

на базе МБУ «Школа № 70» г.о. Тольятти

Подготовил:

Соколова Екатерина Сергеевна,

педагог-психолог

ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр»

18 декабря 2019 год


Цель открытого мероприятия: познакомить педагогов-психологов с формами и приемы работы с обучающимися параллели 4-х классов, направленными на профилактику деструктивного поведения (страх, гнев, тревога), посредством демонстрации и разбора локального занятия (классного часа) на группе обучающихся из параллели 4-х классов.

Дата проведения: 18.12.2019 г.

Целевая аудитория: молодые специалисты (педагоги-психологи с опытом работы до 3-х лет).

Пакет раздаточного материала для педагогов-психологов (по количеству участников): конспект открытого занятий (сценарий), листы супервизий, анкеты обратной связи

Необходимые материалы для обучающихся: листы формата А – 4 по числу участников, карандаши, фломастеры, листы ватмана, клей, краски, кисточки, стаканчики для воды, вода, листы формата А5 (для обратной связи).

Формы работы с аудиторией:

  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Малыми группами

Ожидаемый результат от проведения открытого мероприятия:

  • Повышение мотивации участников в овладении технологией проведения занятия (классного часа) «Мои эмоции. Страх и тревога»;
  • Практическое освоение участниками новых приемов профилактики деструктивного поведения младших подростков;
  • Возможность применения участниками нового материала в своей практике.

Этапы реализации открытого занятия:

  1. Вводная часть. Постановка целей и задач мероприятия. Информирование участников об этапах реализации мероприятия. Выдача бланков супервизий.
  2. Демонстрация занятия «Мои эмоции. Страх и тревога» на группе обучающихся параллели 4-х классов.
  3. Самоанализ и анализ занятия.
  4. Ответы на вопросы участников.
  5. Подведение итогов. Рефлексия. Завершение.

План-конспект.

1 этап. Вводная часть

Уважаемые участники, сегодня вашему вниманию будет представлено одно из цикла занятий для обучающихся параллели 4-х классов, направленных на профилактику деструктивного поведения младших подростков. Почему именно четвертый класс? Четвёртый класс – последний в начальной школе. Ребёнок внутренне готовится к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу взросления. Поэтому необходимо уделять особое внимание эмоциональной сфере четвероклассников. Особенно наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере обучающихся перед Всероссийской проверочной работой (ВПР).

В связи с этим у четвероклассников можно наблюдать стремительно нарастающее чувство тревоги, сниженную или нестабильную самооценку, преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, вспышки агрессии и гнева, что приводит к еще большему снижению самооценки. Совокупность перечисленных выше факторов, плюс реакция на их проявление со стороны социального окружения ребенка, в ряде случаев, способствует более закрытому состоянию обучающегося (наблюдаем «большую степень закрытости личности», относительно базовой в отношении каждого конкретного ученика).

Данная картина выявлена у большинства обучающихся и по результатам проведенной психодиагностики в параллели 4-х классах. Типичный портрет выпускника начальной школы по состоянию на апрель-май: заниженная самооценка, повышенный уровень тревожности и повышенный уровень гнева.

С целью профилактики выявленного деструктивного поведения обучающихся параллели 4-х классов была разработана и реализована серия занятий (классных часов), имеющих единое название «Мои эмоции».

Сегодня вашему вниманию будет представлено одни из разработанных занятий.

Наша сегодняшняя аудитория – сборная группа обучающиеся из параллели 4-х классов. Занятие рассчитано на небольшую группу в 8-12 человек, поэтому если будет запрос со стороны школы на работу с целым классом, целесообразно будет его разделить на 2 или 3 подгруппы.

Сейчас вы получите листы супервизий и будете анализировать ход занятия. На данных листах нужно делать отметки, фиксировать имеющиеся у вас вопросы и предложения. После завершения занятия, будет проведен самоанализ и анализ занятия. Далее будет отведено время для вопросов и обратной связи. После этого подведем итоги нашего мероприятия, рефлексию и завершим встречу.

Таким образом, общая продолжительность нашего мероприятия составит, ориентировочно, 1,5 часа.

2 этап. Демонстрация открытого занятия

«Мои эмоции. Страх и тревога».

Приветствие.

Разминка. Вводная часть.

Упражнение «Что такое эмоции».

Проводится обсуждение, что такое эмоции, когда они возникают, для чего они нужны. Эмоции – это особое психологическое состояние, которое отражается в форме приятных или неприятных переживаний человека.

Далее обучающимся демонстрируются карточки, изображающие людей с различными выражениями лиц. Участники занятия угадывают, что это за эмоции.

Упражнение «Изобрази эмоции».

Участникам предлагается вспомнить, какие чувства они чаще всего испытывают, нарисовать их красками в виде разноцветных пятен, подписать названия. Можно предложить участникам изобразить с помощью линий и цвета определенные эмоции.

Важно, чтобы рисунки были абстрактными без каких-то конкретных образов, символов-штампов и т.д. Каждая эмоция рисуется в течение 2-3 минут.

После рисования, участники могут показать свои рисунки и рассказать при каких обстоятельствах они испытывали данные эмоции (спрашивать только у желающих, если нет таких, переход к следующему упражнению).

Основная часть.

Упражнение «Моя тревога».

Инструкции ведущего: «Нарисуйте свою тревогу на листе бумаги. Необязательно кому-либо показывать результат. После завершения рисунка, с ним можно будет поступить так, как вам хочется: его можно смять, порвать, сжечь или уничтожить другим способом».

Упражнение «Рисуем Маски».

После того как участники расправились со своими материализованными в рисунках тревожными состояниями, им предлагается следующая инструкция: «Нарисуйте на листе бумаги тревогу в виде маски, используя листок формата А4, карандаши и фломастеры. После завершения рисунка оторвите пальцами лишнюю бумагу – фон рисунка. Ножницами пользоваться нельзя».

Комментарий: Возможна интерпретация некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, наличие таких элементов, как глаза, рот, зубы, уши, рога и др. –такие элементы уже могут быть свидетельством проявления страха и агрессии, а не тревоги.

Этап спонтанной игры-драматизации.

Создается ситуация «публичного» проживания тревоги. Для совместного творчества участники объединяются в подгруппы по 3—5 человек. Инструкции ведущего: «Рассмотрите изображения масок. Обменяйтесь впечатлениями. Придумайте название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте картину, используя любые материалы. Распределите и отрепетируйте роли в соответствии с придуманным сюжетом. Каждый будет говорить от лица своей маски».

Затем каждая группа выходит на импровизированную сцену. Остальные участники в это время – зрители.

Комментарий: Получается небольшой спектакль, причем, как бы ни был тревожен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей. 

Заключительный этап – обсуждение.

В процессе групповой рефлексии каждый участник описывает собственные впечатления и эмоции. Для помощи ведущий может задавать наводящие вопросы:

  • Что ты чувствовал, когда работал один?
  • Что ты чувствовал, когда работал с группой?
  • Что ты чувствуешь сейчас?
  • Как работала группа?
  • Кому принадлежит идея сюжета, названия?
  • Как можно помочь себе и другим, если вдруг станет тревожно?
  • Какого цвета твои чувства, когда ты испытываешь тревогу?
  • Какого цвета твои чувства сейчас?

Одновременно обсуждаются индивидуальные рисунки, выполненные на этапе «настройки».

Комментарий: в завершении такого занятия очень важна рефлексия – она поможет выявить сильные и слабые стороны, как ведущего, так и взаимодействия между участниками группы.

3 этап. Проведение самоанализа и анализа открытого занятия «Мои эмоции. Страх и тревога»

4 этап.  Ответы на вопросы участников.

5 этап.  Подведение итогов. Рефлексия. Обратная связь. Завершение

        Представленный вашему вниманию материал можно применять, как в рамках локального решения проблемы ситуативной детской тревожности (например, перед ВПР), в пролонгированной коррекционно-развивающей работе с обучающимися и как профилактическое мероприятие.

Коллеги, наше мероприятие подошло к концу. Всем спасибо за вашу включенную работу, вопросы и предложения. В завершении прошу вас письменно ответить на несколько вопросов, в качестве обратной связи:

  • Оцените, пожалуйста, в целом предложенный вашему вниманию материал (по пятибалльной шкале).
  • Как считаете, актуально ли данное мероприятие? Оцените, пожалуйста, его актуальность лично для вас (по пятибалльной шкале)
  • Напишите, что полезного или нового для себя вы отметили.
  • Ваши пожелания ведущему.

(Участникам раздаются  листы для обратной связи).