«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
проект

Булаткина Оксана Витальевна

Конспект психологического коррекционно-развивающего занятия для детей 6 – 7 лет, имеющих нарушения развития речи

Лексическая тема «Сад, огородвощи, фрукты)»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bulatkina.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

Автор проекта: О. В. Булаткина,

слушатель курсов повышения квалификации

по проблеме «Коррекционно-педагогическая работа в условиях инклюзивного образования»

Саранск 2019

Конспект психологического коррекционно-развивающего занятия для детей 6 – 7 лет, имеющих нарушения развития речи

Лексическая тема «Сад, огород (овощи, фрукты)»

Задачи:

  1. Сплочение группы, создание эмоционально положительного климата в группе.
  2. Создание положительного отношения к занятиям.
  3. Развитие тактильного восприятия (восприятие свойств предметов) и зрительного восприятия (нахождение деталей, не свойственных для изображенных предметов)
  4. Определение правильного расположения предметов на пространстве листа
  5. Снятие телесного и эмоционального напряжения

Необходимые материалы: колокольчик, муляжи фруктов и овощей, предметные картинки по теме занятия, мешочек с маленькими игрушками, сюжетная картина «Сад. Огород», листы бумаги и карандаши на каждого ребенка, магнитофон, запись релаксационной музыки.

Ход коррекционно-развивающего занятия

Ритуал начала занятия

Игра «Волшебный колокольчик»

Цель: сплочение участников, создание атмосферы группового доверия и принятия правил занятия, тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения

Ход игры: Педагог-психолог говорит детям, что у него в руках волшебный колокольчик, который собирает детей. Пока звучит музыка, дети свободно двигаются по группе. Через некоторое время музыка выключается и звенит колокольчик. Дети собираются вокруг ведущего. Педагог-психолог хвалит детей за то, что они умеют собираться.

Ритуал приветствия

Игра «Кричим имена»

Цель: создание положительного климата в группе, установление контактов между детьми, снятие напряжения, повышение самооценки детей (в группе вновь набранных детей игра способствует знакомству участников и запоминанию имен)

Ход игры: Дети встают в круг и берутся за руки. Каждый по очереди называет свое имя, затем все хором три раза громко повторяют его.

Игра «Это про меня»

Цель: установление контактов между детьми, формирование более глубоких знаний участников друг о друге, развитие памяти, связной речи

Ход игры: дети стоят вокруг педагога-психолога. Он задает им вопросы, помогающие лучше узнать друг друга (например, «У кого есть собака?», «Кто любит ходить в детский сад?», «кто ел сегодня конфеты?», «Кто любит рисовать?» и т.д.). Если ребенок может ответить на вопрос утвердительно, то он делает шаг вперед и говорит: «Это про меня». Через каждые 2-4 вопроса можно попросить кого-то из детей рассказать, что он узнал о присутствующих.

Игра «Сколько рук осталось»        

Цель: развитие способности концентрировать внимание на процессе осязания и тактильных ощущениях

Ход игры: выбирается водящий. Он ложится на коврике на живот. Остальные участники садятся вокруг водящего и кладут ладони ему на спину. Под музыку они могут поглаживать его по спине. В это время педагог-психолог прикасается рукой к головам тех детей, которые оставят на спине водящего свои руки. Остальные дети должны убрать ладони со спины водящего, как только смолкнет музыка. Водящий говорит «сколько рук осталось»

Педагог-психолог просит детей обратить внимание на время года за окном (осень) и спрашивает, что люди делают осенью, какой они собирают урожай (овощей и фруктов).

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие способности концентрировать внимание на процессе осязания и тактильных ощущениях

Ход игры:  каждый участник игры получает мешочек из плотной ткани, зауженный сверху (так, чтобы только проходила рука). В нем лежат муляжи овощей и фруктов (4-5 шт.). Педагог-психолог просит детей на ощупь определить, какие предметы лежат в мешке, назвать их, а затем достать предметы из мешка и проверить.

Упражнение «Собираем урожай»

Цель: совершенствовать пространственные отношения между объектами, развивать произвольное внимание, быстроту реакции.

Ход упражнения: каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Педагог-психолог предлагает детям выполнить следующее задание: в центре листа нарисовать солнце, вверху (над солнцем) – тыкву, внизу (под солнцем) – морковь, справа от солнца -  яблоко, слева от солнца ананас.

Игра «Сад и огород»

Цель: развитие  концентрации внимания, дифференциация понятий «фрукты – овощи»

Ход игры: педагог-психолог предлагает детям вспомнить, в чем разница между овощами и фруктами (овощи растут в огороде, а фрукты в саду), затем предлагает поиграть. Если педагог-психолог произносит название фрукта, то дети тянут руки кверху (так как фрукты растут в саду на деревьях). Если же педагог-психолог произносит название овоща, то дети тянут руки вниз и приседают (так как овощи растут в огороде на грядке).

Упражнение «Небылицы»

Цель: развитие зрительного восприятия детей, развитие умения находить детали, не свойственные изображенным предметам

Ход игры: Упражнение состоит из двух этапов. Вначале педагог-психолог демонстрирует детям неправильно закрашенные изображения овощей и фруктов и просит детей, найти ошибки. Далее педагог-психолог предлагает детям рассмотреть сюжетную картину «Сад. Огород» и рассказать, что на ней изображено неправильно (например, груши растут на грядке, морковь на дереве и т.п.).

Упражнение «Ответь на вопросы»

Цель: развитие внимания и мышления детей посредством оживления воспоминаний о  свойствах предметов, развитие быстроты реакции.

Ход упражнения: педагог-психолог предлагает детям ответить на следующие вопросы:

  • Какой фрукт/овощ не бывает круглым?
  • Какой фрукт не бывает твердым?
  • Какой фрукт не бывает мягким?
  • Какой фрукт/овощ не бывает синим?
  • Какой фрукт/овощ не бывает вытянутым?
  • Какой фрукт не бывает сладкий?

Релаксационное упражнение «Ростки»

Цель: развитие произвольной регуляции мышечного напряжения и расслабления, ощущения тепла, покалывания

Педагог-психолог: Ребята, представьте себе, что вы маленькие семена овощей, присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал, семена росли и стали растениями. (Дети показывают, как семена росли.) Медленно поднимите руки, покажите, как растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи.

В дополнение к этому упражнению можно предложить детям изобразить овощи: помидор, капусту (артикуляционное упражнение “Толстячки”), морковь и огурец (артикуляц. упражнение “Худышки”).

Ритуал окончания занятия

Игра «До свидания»

Цель: сплочение участников, создание эмоционально положительного климата в группе.

Ход игры: Дети встают в круг и соединяют свои правые руки в центре, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «До сви-да-ни-я!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы и рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения развития

Советы и рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения развития....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса

Рабочая программа разработана  на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса

Пояснительная записка Настоящая  программа разработана  на основе:1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...

План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.

Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области      Конспект открытого коррекционно...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Презентация «Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»

laquo;Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»...