ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
статья (2, 3 класс)

Травкина Анастасия Сергеевна

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуаль­ной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Травкина Анастасия Сергеевна

Учитель начальных классов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования современной системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм.

Проблемами одаренности занимались и продолжают заниматься многие ученые. В контексте нашего исследования следует отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса, связанные с изучением психологии одаренных детей, занимают видное место в русской психологии) Психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста были выдвинуты Гильбух Ю.З., Запорожец А.В., Матюшкиным А., Поддьяковым Н.Н., Узнадзе Д.Н. Моляко В.А. глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал данное психологическое явление.

Психологические модели также были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфордом, Э. де Боном, Дж. Галлаиром, Дж. Рензуллием, П. Торренсом. Однако доступ к трудам этих авторов ограничен. Интересные исследования в области физиологии одаренных, гениальных людей провел доктор биологических наук, профессор В.П. Эфроимсон. Как правило, знание механики любого явления позволяет более точно судить о его проявлениях. И, наконец, можно отметить великолепную исследовательскую работу доктора психологических наук Ю.З. Гильбуха. Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможности для проявления индивидуальности ребенка [2].

В целом значительная часть этих учащихся испытывает значительные трудности в личностном и профессиональном становлении, которые являются преградой для процесса субъективно достаточной и объективно эффективной самоактуализации, что, в свою очередь, является источником ряда сложнейших личностных проблем и психосоматических заболеваний.

        Международный опыт работы с одаренными детьми в течение ряда десятилетий показывает, что у большинства одаренных детей нет способности, а иногда даже развитой способности в самоактуализации, что связано со спецификой их развития. Если максимально упростить ситуацию, речь идет о том, что высокие цели, которые ставят перед собой одаренные люди, требуют особых личностно-познавательных качеств, которые у них недостаточно сформированы [3].

К сожалению, очень часто само уже формулирование задачи работы свидетельствует о непонимании сути дела. Так, в некоторых школах, непосредственно занимающихся работой с одаренными детьми, в качестве центральной формулируется задача повышения познавательной мотивации одаренного ребенка. Хорошо известно, что сама по себе одаренность (любая) не может возникнуть и тем более продуктивно развиваться без высокой, устойчивой и ставшей личностной характеристикой познавательной мотивации. И само умственное развитие в самой значительной степени определяется именно потребностью в познании, которая является исходным условием для развития одаренности. Другое дело учебная мотивация (потребность в высокой успешности именно учебной деятельности), которая у части одаренных детей (и особенно творческих) может быть снижена.

Невозможно говорить об обучении одаренных детей до тех пор, пока не будет определено само понятие «одаренные дети» и обоснована необходимость какого-то специального обучения таких детей. В самом деле, все, что так или иначе связано с проблематикой одаренности, всегда вызывало и продолжает вызывать самые горячие споры. Их нельзя разрешить хотя бы потому, что отсутствует общепринятое определение понятия одаренности, и существуют значительные разночтения в понимании того, кого следует считать одаренными, то является критерием одаренности, а что не является таковым, можно ли вообще выявлять одаренность у детей или нет, какой должна быть методика работы с ними и т.д.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом [1].

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении «неодобряемых». В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и, прежде всего, это связано с подготовкой самих педагогов.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, таи или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренным детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память,   , что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров, как среди ученых-психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, т.к. не учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие Следует заметить, что ускорение возможно не только, как это представляют, в форме «перескакивания» через класс. Существуют другие его варианты. Ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а на содержания, того, чему учат.

Каковы психологические предпосылки обращения к ускорению? Одной из бросающихся в глаза особенностей интеллектуально одаренных детей является их раннее речевое развитие. В силу разных причин эти дети понимают большее количество слов и больше сообщений. Отсюда - быстрота в схватывании сущности, смысла, характерные для них. Как следствие, такие учащиеся способны усваивать учебную программу с высокой скоростью.

Следующая аналогия дает возможность почувствовать необходимость стратегии ускорения. Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка по ошибке помещают в класс для детей с задержкой умственного развития.

Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников в самых разных проявлениях, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начинает подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующее ожидание учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии [4] Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так, исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития.

Очень многое зависит и от школы. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.

Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одарённых детей.

Список использованных источников:

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. - М. : Знание, 1991.-156 с.
  2. Лейтес Н. Бывают выдающиеся дети... / Н. Лейтес // Семья и школа. -1990. -№3.
  3. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко // Вопросы психологии. -1994. - № 5.
  4. Одаренные дети // Сборник; [перевод с англ.]. - М., 1991. -125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Проблема преемственности работы специалистов психолого-педагогической службы и пути их решения

Презентация посвящена анализу проблем преемственности между специалистами психолого-педагогической службы ГБОУ Школа " 2115 г. Москвы. В презентации раскрываются цель и задачи психолого-педагогическог...

Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Каждый человек - это гора драгоценностей. На нас, учителях, лежит ответственная задача найти их и отшлифовать....

Учебно - методический материал: "Анализ проблемы нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе".

Материал для учителей начальных классов: " Анализ проблемы нравственного воспитания в психолого - педагогической литературе"....

Теоретические основы проблемы готовности к обучению грамоте детей

Презентация по теме "Теоретические основы проблемы готовности к обучению грамоте детей (ОВЗ)"...

Теоретические основы проблемы формирования естественнонаучных понятий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира

Теоретические основы  проблемы формирования естественнонаучных понятий  у младших школьников в процессе изучения окружающего мира...

Теоретические основы проблемы развития музыкального восприятия младших школьников

Освещены основные проблемы развития музыкального восприятия...