Учебно - методический материал: "Анализ проблемы нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе".
учебно-методический материал по теме

Царева Юлия Николаевна

Материал для учителей начальных классов: " Анализ проблемы нравственного воспитания в психолого - педагогической литературе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ проблемы нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». [2, С. 175].

Русский педагог К.Д. Ушинский писал, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». [66, С. 553].

У С.И. Ожегова нравственность определяется как, внутренняя мораль, мораль не показная, не для других – для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность [44, С. 414].

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, а что нет. Они переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства – переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием его поведения требованиям общественной морали [65, С. 200].

Вопросы о роли нравственного воспитания осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Большую роль отводил нравственному воспитанию педагог Г. Песталоцци – «Нравственное воспитание» он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям» [47, С. 136].

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог И. Гербарт. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном слове: нравственность» [46, С. 359]. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра» [47, С. 136].

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». [65, С. 120]. Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [65, С. 170].

Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [6, С.352].

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [13, С.102]. В основе нравственного воспитания лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

К непреходящим нравственным качествам относятся следующие:

-честность, совесть, справедливость трудолюбие;

- уважение к государству, органам власти;

- честное и добросовестное отношение к труду, милосердие и т.д.

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [46, С. 320].

Идеал воспитания – создать здорового человека с твердою волею, с сильным и великодушным характером, умственно и нравственно развитого. Для этого необходимо развивать здоровые способности, задерживать болезненные и вредные наследственные склонности, пробуждать живой интерес к окружающему, стремление к личному самоусовершенствованию и внедрить в душу воспитываемого неутомимую жажду деятельности воспитания на пользу ближнего. Самое неотразимое влияние воспитание оказывает на развитие и направление привычек, обуславливающих весь склад характера человека, на его деятельность, здоровье, нравственность и душевное настроение. Привычка к труду имеет огромное влияние на все стороны физического, умственного и нравственного развития младшего школьника. Приученный к труду ребенок будет несравненно успешнее заниматься в школе, которая в свою очередь представит ему новый материал для развития усидчивости и трудолюбия. Основными задачами нравственного воспитания являются:

  1. формирование нравственного сознания;
  2. воспитание и развитие нравственных чувств;
  3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание включает:

- формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

- ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

- превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

- формирование нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям;

- формирование нравственных привычек [48, С. 137].

Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности. Главная такая ценность – жизнь [5, С. 75]. Право ребенка на жизнь свято и нерушимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это, потеряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Актуальной проблемой остается отношение к детям как к ценности.

Еще одна общечеловеческая ценность – свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личности. И это особенно отчетливо выявило низкий уровень культуры, воспитанности многих школьников. Послушание в школе необходимо. Это одно их условий плодотворного воспитания, особенно в младшем школьном возрасте. Но от послушания ребенок должен как можно быстрее переходить к ответственности, к осознанной дисциплине. Не утратили своего значения, а, наоборот, стали еще важнее такие нравственные качества, как патриотизм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта и другие. [5, С. 76].

Чрезвычайно актуальны в системе нравственного воспитания проблемы полового воспитания школьников, отношение к труду. Проблем много, разных, сложных. Тунеядство, агрессивность далеко не полный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивается ежедневно. Они разрушают нравственную сферу и самого человека. Идет процесс самоуничтожения. Нравственные критерии всегда и особенно в деле воспитания должны стоять выше всех других интересов [24, С. 126].

Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели бывает достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном воспитании все немного сложнее. Вдумчивые педагоги не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, какими бы привлекательными, новыми и технологичными они не казались, а от индивидуальности каждого младшего школьника, воспитанника, особенностей конкретной ситуации и уже в соответствии с ними планировать воспитательные дела, избирать приемы и методы [47, С. 367]. Если это требование нарушается, то работа будет формальной. В структуру воспитательных дел нравственной направленности педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль – форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит младших школьников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки – свои и других школьников. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете, и определяют поведение и поступки младшего школьника. Нравственно убежденный школьник глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнять [12, С. 56].

По мнению И.А. Каировой главной целью воспитательных дел является формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение школьника к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия. Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности. Важны и побудительные мотивы, которые движут школьником и объясняют поступки. Поэтому формирование высоконравственных мотивов деятельности – важная и необходимая часть воспитательных дел. Чтобы школьник совершал нравственные поступки, у него должны возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей младшего школьника есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали – возможность свободного выбора. Система поступков ведет к формированию нравственной привычки – устойчивой потребности совершать нравственные поступки [27, С. 82]. В.М. Бехтеров писал, что привычка – «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков именно дает нам эту вторую натуру, без которой школьник при всей своей образованности может оказаться в лучшем случае бесплодным существом и общественным «пустоцветом», в худшем же случае окажется эгоистичным существом, представляющим собою не лишнего только, но и вредного, а иногда даже и опасного члена общества… привычки могут быть простыми (в их основе лежат правила культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создается потребность и готовность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение [10, С. 6].

Передовая педагогическая практика последних лет накопила ценный опыт, который должен быть учтен при организации и осуществлениинравственных воспитательных дел:

  1. Нельзя допускать, чтоб процесс нравственного воспитания превращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не «борьба», а длительная кропотливая работа.
  2. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.
  3. Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных. Гуманизм, уважение к людям, нельзя воспитывать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, умения общаться и т.д.
  4. Для воспитания гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, отвечать за свои слова и действия и т.д.

Остановимся на некоторых определяющих факторах морального развития ребенка – младшего школьника и методах нравственного воспитания.

Немецкий педагог начала XIX в. Гербарт учил, что, прежде всего надо «обуздать дикую резвость ребенка», а затем уже внушать ему нравственные идеи, которым он должен подчинять свое поведение [58, С. 37].

А теоретики и сторонники концепции «свободного воспитания» считали, считают, что основой нравственного воспитания является именно эта «дикая резвость». Ее не нужно «обуздывать», ибо в ней выражены жизненные потребности и интересы младшего школьника [58, С. 38]. В первом случае в качестве мер воспитания выдвигают суровую дисциплину, надзор и наказание. Во втором рекомендуют удовлетворять все желания и потребности школьников в расчете, что они сами выработают нормы поведения, диктуемые интересами общественной жизни.

Итак, первая теория направлена на подавление активности младшего школьника, а наша задача состоит в максимальном развитии общественной активности и самодеятельности школьника. Вторая кажется более приемлемой, так как учитывает активность школьников, его интересы и потребности, опирается на его личный опыт. Но удовлетворение потребностей и интересов школьников в нашем обществе должно быть подчинено требованиям общественной морали, необходимости воспитывать у него стремление всегда поступать соответственно нормам нашего общества [71, С. 97].

Нравственное воспитание начинается с пробуждения в школьнике добрых чувств. Забота о людях, уважение к ним, внимание к их нуждам и самочувствию зреют в нежном сердце ребенка с младенческого возраста, как ответ на родительскую любовь и заботу. Любовь к школьнику – естественное чувство родителей и учителей. Лишенный ласки, внимания, душевной теплоты со стороны родителей или учителей, школьник не получает стимулов для пробуждения и развития благородных человеческих чувств. Он приучается смотреть на людей лишь с точки зрения своей выгоды, замыкается, вырастает черствым человеком. Разумная любовь к школьнику поможет увидеть и отличить его прихоти от подлинных потребностей – писал Н.С. Панич [45, С. 25]. Первым нельзя потакать. Вторые должны быть удовлетворены. Любовь должна быть дополнена требованием дисциплины, уважения к другим школьникам.

Но часто воспитание, как в семье, так и в школе сводится к надзору за школьником. Надзор, конечно, необходим. Но это лишь предпосылка к воспитанию. В задачу учителя входит, прежде всего, организация деятельности школьника, в процессе которой вырабатываются необходимые качества. Дети любят читать. Далеко не все дети читают классическую художественную литературу. А где еще так глубоко раскрываются и пропагандируются самые высокие гуманные чувства, красота подлинно человеческих отношений. Но в жизни, как и в книгах, школьник видит не только хорошие, но и дурные примеры. Бывает, что хорошим он не подражает, а следует дурным. Дома никто не ругается, а он сквернословит. Мораль требует не только воздержания от безнравственных поступков, но и борьбы с ними. Недостаточно предохранять ребенка от дурных влияний, нужно научить его активно противопоставлять им. Поэтому разъяснение школьнику мотивов нравственных поступков, раскрытие общественного содержания моральных норм является очень важным и необходимым условием воспитания критического отношения к своим поступкам и поведению других школьников. Нельзя, однако, отрывать беседы на моральные темы от личного опыта школьника, превращать их в нотации.

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одного этого знания недостаточно. Критерием здесь могут быть только реальные поступки младшего школьника, их побудительные мотивы, желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого школьника, только упражнением в нравственных поступках [47, С. 140].

Школьник, который привык удовлетворять все свои потребности и нужды за счет других, но не привык сам заботиться ни о ком и ни о чем, не вырастет нравственным человеком, даже если он выучит наизусть все нормы морали. В школе младший школьник – член детского коллектива. Внимание родителей и учителей следует направить на то, чтобы помочь ему активно включиться в жизнь этого коллектива. Соблюдение правил для учащихся, выполнение школьником общественных поручений – непременное условие его морального развития [32, С. 6-8]. За хорошие поступки школьника поощряют, за плохие – наказывают. Поощрение и наказание как средства воспитания практикуются издавна. Поощрение является стимулом, необходимым для выработки привычек нравственного поведения, всякое наказание – неприятность. На практике применяется множество различных форм наказания: замечание, выговор и т.д. Наказание порождает чувство озлобления и недоверия детского коллектива к учителям, если оно воспринимается как несправедливое. Телесные наказания озлобляют школьника и лишают их главного – возможности влиять на мысли, чувства и побуждения школьников. Чем быстрее будет преодолен в сознании родителей и учителей этот вредный пережиток прошлого, тем успешнее будут решаться задачи воспитания нравственности у школьников.

Управление каким-либо процессом невозможно без обратной связи. Управление воспитанием предполагает возможность учитывать те изменения, которые происходят в личности школьника под влиянием воспитания, то есть возможность выявлять уровень воспитанности школьников [31, С. 15-18].

Задача психологии и педагогики воспитания заключается в том, чтобы определить содержание критериев нравственной воспитанности и вооружить учителя такими методами, которые давали бы максимально точную и надежную информацию о ходе формирования личности школьника.

Современная психология рассматривает психическое развитие ребенка не только как сложный процесс его приобщения ко всему опыту, накопленному и обобщенному человечеством, но и как процесс переработки школьником этого опыта, усвоения его и выработки на этой основе собственного, активного, творческого отношения к действительности, в том числе и к самому себе, к своей личности и ее развитию. Нравственное формирование школьника не составляет исключения. Оно осуществляется не как простое усвоение школьником общественных норм и нравственных критериев, принятых в данном обществе. Усвоенные нравственные образцы и нормы переплавляются в опыте ребенка, перерабатываются им. В результате что-то отвергается, что-то принимается и органически входит в его личность, в систему его потребностей, становится его внутренней средой, определяющей собственные требования школьника к себе [17, С. 121].

Поэтому нравственное воспитание не исчерпывается усвоением нравственных знаний и умений.

По мнению К.Д. Ушинского нравственно воспитанным считается не тот, кто может поступать нравственно, а тот, кто не может поступать безнравственно. Поэтому выделяют общее понятие «критерии воспитанности» - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Показатель – то, что доступно восприятию, то, что показывает наличность чего-либо [68, С. 246].

Одним из основных критериев нравственной воспитанности является

уровень сформированности нравственных потребностей, чувств и привычек. Не менее важным критерием сформированности и воспитанности младшего школьника является уровень преднамеренности (произвольности) поведения. Моральная устойчивость школьника, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями и выполнять свои намерения, без умения управлять своими поведениями [68, С. 247].

Правильно воспитанный младший школьник принимает решение действовать и осуществлять свое намерение, выполняет стоящую перед ним задачу, преодолевая все другие, конкурирующие желания. Таким образом, одним из важнейших критериев воспитанности младшего школьника является уровень преднамеренности (произвольности) его поведения, уровень овладения им своими потребностями. Конечно, при определении уровня воспитанности ни в коем случае нельзя не учитывать и овладения формами культурного поведения, принятыми в обществе нормами и правилами, гигиеническими и бытовыми навыками и всем тем, что называется умением себя вести [47,С. 400].

Таким образом, одним из важнейших критериев воспитанности можно считать правильное нравственное поведение вне контроля и принуждения.

Каждый младший школьник должен обладать нравственными качествами такими как:

послушание;

вежливость;

терпение, настойчивость, упорство;

приличия и манеры;

скромность;

смелость, мужество и т.д. [35, С. 142].

Послушание – важное и элементарное качество младшего школьника. Когда ребенок послушен, легко поддерживать порядок в классе, дома. Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему нравственные идеи и выработать у него привычки нравственного поведения. На ранних этапах умственного и физического развития, пока ребенок не вступил в более сложные отношения с другими, послушание является характерным качеством его личности. Послушание есть первая и необходимая ступень в развитии воли. Оно включает готовности умение отказаться от непосредственного влечения во имя должного. Младший школьник может и не понимать смысла или мотивов требования учителя, но он знает, что выполнить это требование надо для чего-то более важного, чем его желания. Послушание основывается на авторитете и доверии, сердечности, уважении. Послушание близкому порождает чувство удовлетворения и радости. Научившись подчинять свои влечения интересам близких, ребенок уже с большей легкостью усваивает правила поведения в коллективе. Конечно, до сознательной дисциплины еще далеко, ему еще нужно многое понять, подняться до уровня активного и самостоятельного члена коллектива. А это возможно только в процессе совместной деятельности.

Как правильно утверждал А.С. Макаренко, «дисциплина есть не условие воспитания, а его результат» [35, С. 242].

Важно, чтобы из младшего школьника вырос не просто послушный исполнитель чужой воли, а убежденный участник борьбы за всеобщее человеческое счастье. Для воспитания у младших школьников послушания необходимо выяснить, при каких условиях ребенок становится послушным, оставаясь в то же время самостоятельным, деятельным и что является помехой для выработки у младшего школьника послушания. Итак, это первое нравственное качество младшего школьника.

Ребенок вступает в общение с людьми прежде, чем он узнает, поймет и усвоит моральные нормы человеческих отношений. Необходимо настойчиво вырабатывать у младшего школьника привычки культурного поведения, которые закреплены в правилах приличия. Неприлично появиться неумытым на людях, непричесанным. Соблюдая эти правила приличия, младший школьник делает общение со сверстником приятным, создает условия для хороших дружеских отношений [35, С. 142]. Такое же значение имеют и хорошие манеры. Лишая младшего школьника широкого общения со сверстниками для того, чтобы уберечь его от дурных примеров, мы в то же время подрываем главное основание его морального развития. Ведь моральные качества личности могут развиваться только в процессе общения с другими. Дурным примерам должны быть противопоставлены хорошие. Ум и волю младшего школьника нужно направлять на подражание и восхищение любым проявлением честности, мужества, благородства и на осуждение и борьбу с недостойным поведением других ребят.

Младший школьник, соблюдающий правила приличия и обладающий хорошими манерами, прежде всего, вежлив. Правила вежливости требуют, например, при обращении к посторонним говорить им «Вы». Вежливость требует сопровождать просьбу словом «пожалуйста». Вежливость требует не кричать, избегать повышенного тона в разговоре. Она требует, чтобы за обиду, оскорбление было принесено извинение. Вежливый младший школьник в общении с другими сам испытывает чувство удовлетворения. У него вырабатывается наклонность к предупреждению всякой грубости, деликатность. Деликатность не позволяла А.С. Макаренко расспрашивать и напоминать своим воспитанникам об их прошлом. Деликатный учитель не будет только по подозрению обвинять школьника, не убедившись в его действительной виновности. Чтобы заложить фундамент подлинной вежливости и деликатности, надо дойти до сердца младшего школьника, надо путем повторных переживаний хороших, теплых чувств к людям воспитать устойчивую потребность быть доброжелательным и чутким [35, С. 142]. Для воспитания уважения к людям необходимо прививать младшему школьнику скромность. Скромный ребенок уважает мысли, дела и интересы других школьников. Удовлетворение своих потребностей он согласует с интересами других. Приучать младшего школьника быть скромным – значит воспитывать у них чуткое отношение к другим и уважение к ним. Скромность порождается опытом и трудом. Труд является верным средством воспитания скромности и борьбы с хвастовством у детей [58, С. 55].

Терпение необходимо в труде и в общении с людьми. Терпение предполагает способность воздерживаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для ее достижения. Воспитание терпения у младшего школьника является непременным условием формирования их воли и характера. Чтобы младший школьник проявил такое качество как настойчивость, он должен иметь внутреннее стремление к выполнению порученного ему дела. А это возможно, когда ему близка и желанна цель, ради которой он будет терпеливо преодолевать препятствия [58, С. 57].

Нет на свете ребенка, который бы не восхищался смелыми и мужественными поступками. Лишенного смелости и мужества дети зовут трус. Проявить трусость – значит, потерять уважение друзей, потерять человеческое достоинство. Родители и учителя должны заботиться о воспитании у младших школьников смелости и мужества. Не запугивать ребенка, а стимулировать смелость – одна из главных задач воспитания. Смелость воспитывается упражнением в смелых поступках. Подлинное мужество – это смелость, настойчивость и решительность в отстаивании высоких нравственных принципов, способность всегда поступать согласно требованиям совести, убеждений и чести. Воспитывать у младших школьников мужество – значит, расширяя круг моральных понятий и стимулируя мужественные поступки, повседневно приучать их к практическому воплощению моральных норм в собственном поведении [35, С. 143].

Мы с презрением относимся к человеку, который обманывает, и уважаем того, на чье слово можно положиться. Искренность, правдивость, честность нужно воспитывать с детства.

Быть всегда и во всем правдивым – дело нелегкое. Особенно трудно говорить правду о товарищах, проступок которого тебе известен. Раскрыть тайну – выдать товарища, обмануть его доверие; не раскрывать – значит солгать, обмануть учителя. Быть честным – значит всегда блюсти интересы общества, уважать интересы других, товарищей. Педагогика, связывая воспитание честности с интересами ребенка, учитывает, прежде всего, интересы младшего школьника и общественное мнение, считает И.С. Макаренко. Рост общественного сознания младшего школьника в обществе заключается в том, что младший школьник с возрастом открывает для себя все новые и новые сферы общественной жизни и общественных интересов. Воспитание честности как черты личности младшего школьника является неотъемлемой составной частью развития его общественного самосознания [62, С. 21].

Нравственное сознание и чувства возникают не только в личном, непосредственном опыте, но и под влиянием традиций и обычаев того коллектива, в котором живет младший школьник. Важным условием воспитания честности является порядок, при котором ничто не может исчезнуть «незаметно». Разоблачив нечестный поступок, необходимо разъяснить младшему школьнику его вину, добиться, чтобы он понял недопустимость подобных поступков и захотел исправить свое поведение. Пусть он знает, что завоевать доверие к себе он сможет только честным поведением, что за ним наблюдают. Учителя не имеют права забывать ни о хороших, ни о дурных поступках учащихся. Но иногда полезно лишний раз напомнить о хороших делах, т.к. это стимулирует усилие для новых хороших дел. Родители и учителя всеми мерами должны стараться вызвать у младших школьников стремление завоевать добрую о себе славу, возбуждать у них чувство чести, укреплять их волю к честному поведению [32, С. 91].

В содержание нравственного воспитания входят следующие составные части: любовь к Родине; положительное отношение к труду, людям; требовательное отношение к своей личности.

Чувство любви к Родине, к родной земле, преданность ее народу – эти чувства свойственны народам разных стран. Одним из ценных качеств является его практическая действенность, нравственная потребность в деятельности на благо Родины. Она выражается в заботе о благе своего народа, об охране природы страны, в уважении законов общества, в умении вносить свой вклад в достижения науки, культуры, искусства; в готовности встать на защиту Родины в любую минуту [74, С.39].

Воспитание высоких нравственных качеств начитается еще в дошкольные годы. Основными задачами воспитания политической сознательности и общественной активности являются:

а) понимание социально-политических задач нашего государства;

б) осознание политической роли личности в совершенствовании общественных отношений;

в) потребность овладевать политическими знаниями, расширять политический кругозор; осваивать методы самостоятельной политической учебы;

г) умение поступать в соответствии со складывающимися политическими взглядами и убеждениями; активно противостоять общественной пассивности; потребность участвовать в общественной жизни школы;

д) стремление и готовность оказывать поддержку народам, борющимся за мир [39, С. 150].

Воспитание любви к Родине осуществляется, прежде всего, на уроках, где раскрывается сущность политики, ее роль в развитии науки, техники, искусства, в борьбе за мир и социальный прогресс. Анализируя учебный материал, школьники вырабатывают свои взгляды на общество, отношения между народами и нациями, формируют убеждения в правильности политики мира и единства с другими странами [74, С.42].

Воспитанию чувств к Родине учащихся способствует и внеучебная работа школы. Классный руководитель стремится ввести в жизнь коллектива учащихся многообразие форм работы по воспитанию любви к Родине. Предусматривается знакомство с жизнью народов, проведение экскурсий и сбор материалов на темы «Наш город раньше и теперь» и т.д., проводятся встречи с ветеранами войн, воинами Отечественной Армии.

Учитель всегда помнит, что воспитание чувства любви и уважения к Родине должны быть тесно связано с конкретными поступками каждого ученика, призванного показывать на деле свое умение любить родную землю, оберегать ее красоту, приумножать ее богатство. Каждый школьник должен хорошо осознавать, что любить Родину – это, значит, проявлять готовность сделать что-то для нее полезное, нужное людям, городу.

Положительное отношение к труду, людям – это составная часть рассматривается как нравственное качество человека.

В связи с этим перед школой, семьей встает главная задача – раскрыть подрастающему поколению сущность труда, перспективы его высоких результатов для всего общества, а также долг и необходимость личного участия каждого в общем труде. Современная школа стремится не только формировать у учащихся определенные трудовые умения, но и воспитывать чувство уважения и любви к разным видам труда, добросовестное и творческое отношение к полезному людям труду. «Научить творческому труду, – писал А.С. Макаренко, – особая задача учителя. Творческий труд возможен только тогда, когда младший школьник относится к труду с любовью, когда он сознательно видит в нем радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта» [35, С. 301].

Именно к такому труду, приобретающему высоконравственный характер и нужно готовить младших школьников. Основной задачей воспитания отношения к труду является бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам. В то же время необходимо воспитывать нетерпимое отношение к проявлениям безответственности в труде, нарушениям трудовой дисциплины и т.д.

Воспитание у младших школьников положительного отношения к труду надо начинать как можно раньше. Вся система образования направлена на решение задачи, предусматривающей последовательное и систематическое формирование у детей понимания необходимости труда, уважения и любви к процессу труда и т.д.

На уроках, в общественно полезном труде происходит становление сознания младших школьников, возникают первые эмоциональные переживания – гордость на успехи коллектива товарищей, удовлетворение от проделанной работы. Закрепляясь в поступках, взгляды учащихся на труд постепенно становится их стойкими нравственными принципами. В результате у них стабилизируется положительное отношение к труду, состояние готовности трудиться, потребность приносить пользу, отдавать свои силы, знания и умения другим [57, С. 60]. Такое активное деятельное состояние способствует дальнейшему развитию трудовой энергии младших школьников, воспитанию у них настойчивости, решительности, выдержки и других волевых качеств.

Формирование правильного отношения к трудовым обязанностям успешно осуществляется на уроках, когда учителя рассказывают о людях труда – героях производства, науки, достигших высоких результатов благодаря трудовым усилиям. Сообщая учащимся знания о роли и значении труда в жизни общества, учитель подчеркивает мысль о необходимости постоянного применения своих сил на благо Родины, показывая высоконравственную направленность такого труда. Совместный труд младших школьников является лучшим средством формирования заботливого, страстного, требовательного отношения к делу, выработки нравственных навыков: подчинение интересам и требованиям большинства: стремление конкретным делом помочь другим и т.д. [70, С. 79].

Требовательное отношение к своей личности. Воспитание подрастающего поколения в духе справедливых и гуманных отношений – первая задача учителя. Товарищество, дружба – эти основные нравственные качества свидетельствуют о высокой степени развития личности, способности ставить общественные интересы выше собственных, заботиться о судьбе сверстников. Чувства товарищеской взаимопомощи формируются под воздействием всей окружающей жизни (кино, литература, телевидение) [57, С. 57].

Особенно успешно он воспитывается во внеклассной и общественно полезной работе учащихся, во время спортивных праздников, различных конкурсов кроме этого рассматривается гуманизм, уважение к людям, которое воспитывается у младших школьников в семейной обстановке и в школе, в процессе общения со сверстниками. Задача родителей и учителей – раскрыть учащимся красоту требовательной доброты. Еще одной задачей является воспитание у младших школьников честности и правдивости, простоты и скромности. Все эти качества воспитываются окружающей жизнью, примером взрослых людей, воздействием хорошей книги, а главное – повседневной высоконравственной деятельностью учащихся, упражняющей их в положительном поведении, в заботливом и внимательном отношении к сверстникам и взрослым. Требовательное отношение к своей личности выражается в умении школьника правильно оценивать свои взгляды, поведение в разных ситуациях, соизмерять свои потребности с задачами общества. Нравственная воспитанность обнаруживается, когда он поднимается на высокий уровень самокритичности, требовательности к себе, когда он проявляет принципиальность, твердость в оценке своих действий и т.д.

Среди основных задач воспитания у учащихся требовательного отношения к своей личности особое значение имеют следующие:

- воспитание единства сознания и поведения;

- воспитание трудолюбия, активности, высокой культуры поведения;

- умение признать свои ошибки и критику сверстников, ответственность за выполнение каждого учебного задания;

- стремление внести новое, свое в решение некоторых учебных и общественных заданий и т.д.

Таким образом, дано определение нравственного воспитания – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [46, С. 320]. Результаты анализа психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания детей младшего школьного возраста показывают, достаточно полно исследованы основные задачи нравственного сознания у детей, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения, кроме этого рассмотрено содержание нравственного воспитания в современной школе; затронута проблема определяющих факторов морального развития Гербартом, полностью раскрыта проблема нравственных качеств, которыми должен обладать младший школьник (послушание, вежливость, скромность и т.д.); также исследованы составные части нравственного воспитания в системе А.С. Макаренко.

Однако недостаточно исследованы возрастные особенности младших школьников и деятельность социального педагога по осуществлению нравственного воспитания младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Этим вопросам и посвящаются следующие разделы нашего исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблемы нравственного воспитания младших школьников

доклад по теме: " проблемы нравственного воспитания младших школьников"...

Проблемы нравственного воспитания младшего школьника

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и...

Проблема преемственности работы специалистов психолого-педагогической службы и пути их решения

Презентация посвящена анализу проблем преемственности между специалистами психолого-педагогической службы ГБОУ Школа " 2115 г. Москвы. В презентации раскрываются цель и задачи психолого-педагогическог...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуаль­ной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающе...