Проект программы по теме «Психологическая коррекция познавательной сферы младших школьников»
проект (3, 4 класс)
Система психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление недостатков психофизического развития, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья и содействие приближению их уровня развития к норме, называется коррекция.
Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы является психологическая коррекция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект программы по теме
«Психологическая коррекция познавательной сферы младших школьников»
Система психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление недостатков психофизического развития, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья и содействие приближению их уровня развития к норме, называется коррекция.
Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами
развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы является психологическая коррекция.
Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пункт 2 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»): «Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции».
Актуальность программы
Состав группы обучающихся с ОВЗ в настоящее время явно меняется, одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжёлыми комплексными нарушениями. Вследствие чего встают задачи более точной, чем в настоящее время, дифференциации уровней образования детей с ОВЗ и обеспечения гарантий получения специальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка. Требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, её смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как дети с задержкой психического развития (ЗПР). Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных и педагогических факторов.
Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучении и в организации специальной психолого-педагогической помощи. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.
В работах К. С. Лебединской выделяются четыре основных варианта ЗПР:
– конституционального происхождения;
– соматогенного происхождения;
– психогенного происхождения;
– церебрально-органического генеза.
Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений, что требует дифференцированного подхода к анализу структуры этих двух сфер у детей с ЗПР.
Учитывая клинико-психолого-педагогические параметры, можно выделить четыре основные группы детей с ЗПР:
1. Дети с относительной сформированностью психических процессов, но со сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной формами ЗПР.
2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности.
Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенной формы и с осложненной формой психофизического инфантилизма.
3. Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но со сформированной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса).
4. Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной
продуктивности и слабовыраженной познавательной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается первичная дефицитарность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и пр., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности.
Статус ребенка с ОВЗ определяет психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК).
Целевая группа, на которую направлена психологическая коррекция
Учащиеся с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенной формы и с осложненной формой психофизического инфантилизма.
Психологические, физиологические особенности учащихся:
- Особенности аффективно-личностной сферы:
- контакт устанавливается постепенно, не всегда проявляется заинтересованность;
- интерес поверхностный, слабо стимулирует деятельность, частично компенсируется стараниями получить положительную оценку взрослого;
- эмоциональная неустойчивость: вялость, раздражительность, инертность;
- самооценка неустойчивая, болезненно переносит критические замечания в свой адрес.
- Особенности работоспособности
- недостаточный контроль и самоконтроль в процессе деятельности, не проявляет настойчивости, пассивен; часто нуждается в помощи педагога;
- низкий темп деятельности, проявляющийся во всех сферах психической деятельности. низкая работоспособность;
- повышенная утомляемость, истощаемость;
- объем внимания и устойчивость снижены, концентрация и переключаемость затруднены.
- Особенности интеллектуально-мнестической сферы
- ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность длительно удерживать информацию различной модальности;
- мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, классификации протекают замедленно и вызывают определенные затруднения;
- большинство вопросов и инструкций требуют уточнения, упрощения формулировки или даже демонстрации действий;
- испытывает значительные трудности в определении цели и удержании алгоритма деятельности (только с пошаговой помощью педагога).
- Особенности психомоторики и сенсорных процессов
- мелкая моторика развита недостаточно, испытывают трудности при вырезании, конструировании из бумаги, при дорисовывании линий; недостаточно развита и общая моторика, координация движений;
- зрительное восприятие цвета, величины и формы не нарушены; пространственные представления нарушены незначительно (имеет нечёткие представления о левой и правой руке в разных пробах); временные представления нарушены незначительно, понятия «время дня», «части суток» ему знакомы, но он в них не всегда ориентируется.
Цель программы: создать условия для развития познавательных психических процессов учащихся 2-3 классов с задержкой психического развития и обогащения их практического опыта наряду с преодолением имеющихся у них нарушений моторики, сенсорных, интеллектуально-мнестических функций, самоконтроля.
Задачи программы:
- формирование позитивной мотивации на познавательную деятельность;
- коррекция недостатков познавательной деятельности: развитие зрительно-пространственного восприятия. произвольного внимания и памяти; развитие мыслительных операций (анализ. синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение);
- формирование навыков самоанализа, умения контролировать свою деятельность, перенос контроля с результатов выполнения деятельности на способы выполнения деятельности;
Сроки реализации программы: занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут в течение одного учебного года.
Формы организации деятельности учащегося: очная индивидуальная и подгрупповая.
Принципы планирования занятий:
- принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий,
- принцип доступности заданий,
- принцип систематичности заданий, предусматривающий определенную частоту занятий, желательно не менее двух раз в неделю,
- принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педагогов-дефектологов, логопедов.
Методы:
- метод коррекции аналитико-синтетической деятельности;
- метод коррекции восприятия;
- метод коррекции внимания;
- метод коррекции памяти.
Ребенок с ЗПР нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, которое проходит ряд этапов:
- Диагностика: Цель обследования – выявление уровня развития познавательных процессов, разработка методов и комплекса специальных упражнений для коррекции познавательных процессов и проверка их эффективности.
Познавательные процессы | Использованные методики | Качественная показатели |
Зрительное восприятие | «Узнавание перечеркнутых изображений», «Узнавание недорисованных изображений», «Узнавание наложенных изображений» (фигуры Поппельрейтора), | зрительный гнозис |
Внимание | Методика«Корректурная проба» | концентрация, объемвнимания, умственнойработоспособности |
Таблицы Шульте | устойчивость, распределение внимания | |
Слухоречевая память, слухоречевое восприятие | «Запоминание 10 слов»(по А.Р.Лурия)«Запоминание двух групп слов»(Н.Я.Семаго, М.М.Семаго) | исследование объема и скорости слухоречевого запоминания |
Зрительнаяпамять | Исследование зрительной памяти (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго) | исследование особенностейзрительного запоминания |
Смысловаяпамять | «Изучение логической имеханической памяти» | объем смысловой имеханической памяти |
Зрительно-пространственный праксис | Проба Хеда, «Воспроизведение по образцу положения пальцев» | пространственная организация движений |
Конструктивныйпраксис Наглядно-действенное мышление | Кубики «Косса» | зрительный анализ и синтез, исследование способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации |
Наглядно-образноемышление | «Исключение предметов» | абстрагирование и обобщение |
Логическое мышление | «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн), “Существенные признаки” | логичность суждений, умение строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи |
- Коррекционно-развивающая работа
Задача: формирование и стимуляция мнемических и интеллектуальных процессов у детей
- Психотехнические приемы коррекции внимания у детей с ЗПР
- Когнитивное упражнение "Ритм"
- Диктант с комментированием
- Обнаружение ошибок в тесте
- Корректурные задания
- Арифметические диктанты
- Распределение чисел в определенном порядке
- упражнение «Найди слова»
- Графический диктант
- Цифровые таблицы
- Расшифровка загаданного слова
- Психологическая коррекция памяти у детей с ЗПР
- Воссоздание мысленных образов
- Мнемический прием «группировка»
- Мнемический прием «группировка по ассоциации»
- Мнемического прием «классификация»
- Методика «смысловые единицы»
- Числовые ряды
- Каскад слов
- Разрезанные предложения
- Сюжетная картинка
- Фигуры из спичек
- Создание мнемических опор
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с ЗПР
- Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные
виды заданий с палочками или со спичками, задачи на разрезание и складывание,
рисование, прохождение лабиринтов, конструирование не только по наглядному
образцу, но и по словесной инструкции, по собственному замыслу ребенка,
модельное моделирование, конструирование по условиям
- Для развития логического мышления можно использовать следующие упражнения:
«Сходство и различие», «Исключение лишнего», «Поиск аналогов», «Способы
применения предметов», логические задачи
Структура занятий. Все занятия построены следующим образом:
1. Разминка, настрой на занятие. (3-4мин)
2. Основная часть (коррекционно-развивающий блок) (15 мин).
3. Рефлексия занятия. (2-3 мин.)
Работа с родителями:
- включение родителей в коррекционный процесс;
- оказание психологической поддержки.
Работа с педагогами:
- консультации («Психологические причины трудностей в усвоении детьми с ОВЗ материала по отдельным учебным предметам»);
- методические рекомендации.
Оценка эффективности коррекционных воздействий.
- функциональные пробы, направленные на анализ гностических процессов,
- результаты педагогических наблюдений.
- Проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов учащегося 3-4 класса: улучшение адаптационных возможностей; положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы (активизация творческой и познавательной активность учащихся, рост показателей развития памяти, внимания, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической и доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям).
Список литературы:
- Лубовский В. И. Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др., «Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.:Издательский центр «Академия». — 464 с.» 2005
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003
- Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. – М.: ТЦ Сфера 2004
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" http://base.garant.ru/70862366/
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации к Диагностическому альбому для оценки познавательной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/07/picture-39930.png)
Развитие познавательной сферы младшего школьника
Опыт работы развития мыслительных операций: упражнения, игровые материалы и т.д....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-392536-1421558002.jpg)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Библиографический список:1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования...
Программа развития познавательной сферы младших школьников «Развивайка»
Программа интеллектуального и творческого развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Развивайка» (групповые занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста). Соста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-864751-1482235708.jpg)
Комплекс диагностических методик по изучению познавательной сферы младших школьников
КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРАВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/30/picture-911060-1490865169.jpg)
Родительское собрание по теме: «О важности развития познавательной сферы младших школьников»
Цель: Осознание родителями важности развития познавательной сферы младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/04/picture-913143-1491318871.jpg)
Психолого-коррекционная работа по развитию познавательной сферы младших школьников с ОВЗ
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, сост...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-819590-1474795461.jpg)
"Развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР"
Данный материал можно использоать на выступлениях методического объединения узких специалистов. Для детей с ЗПР характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в сла...