Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий, (Вариант 7.2)
рабочая программа (2 класс)

Герстнер Инга Викторовна

Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.

Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представляет собой систему комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programm_7.2.docx335.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Серебропольская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

Утверждаю:  Директор школы:

_____________/ Бобровских М.Н./

                              Приказ

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий,

(Вариант 7.2)

на 2019-2022 учебный год

Педагог-психолог:

Герстнер Инга Викторовна

Сереброполь

2019г

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.

Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представляет собой систему комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. 

Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

- осуществление индивидуально-ориентированного   психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

- организацию индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

- оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО и их интеграции в образовательном учреждении;

- возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях;

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным,

- правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи программы:

-  определение  особых  образовательных  потребностей  обучающихся  с ЗПР;

  • повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;
  • своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
  • создание  и  реализация  условий,  нормализующих  анализаторную,  аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации,

взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

План реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Содержание работы

Организационная деятельность

I этап. Подготовительный

  • подбор методов изучения личности
  • подбор методик изучения психологических особенностей
  • подбор методик для определения уровня обученности, обучаемости, воспитанности, воспитуемости
  • подбор методик изучения семьи обучающихся
  • методическая и практическая подготовка педагогических кадров
  • изучение состояние вопроса
  • предварительное планирование
  • разработка и отбор оптимального содержания, методов и форм предстоящей деятельности
  • обеспечение условий предстоящей деятельности
  • подбор людей и распределение конкретных участников работы
  • постановка задач перед исполнителями и создание настроя на работу

II этап. Сбор информации (начало учебного года)

  • проведение  бесед, тестирования, анкетирования, экспертных оценок, наблюдения
  • изучение личных дел учащихся
  • изучение листа здоровья учащихся
  • консультация врачей и других специалистов
  • посещение семей учащихся
  • консультативная помощь в процессе сбора информации
  • контроль за сбором информации на входе в коррекционно-развивающую деятельность

III этап. Систематизация потока информации (начало учебного года)

Консилиум (первичный)

  • уточнение полученной информации
  • определение особенностей развития учащегося
  • выделение группы контроля за учебно-познавательной деятельностью, за поведением, группы контроля за семьей учащегося и профилем личностного развития
  • выработка рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса.
  • анализ результатов психолого-педагогического обследования на входе в коррекционно-развивающую работу
  • анализ состояния здоровья обучающихся
  • планирование коррекционно-развивающей деятельности

IV этап. Проведение коррекционно-развивающей деятельности

  • включение коррекционно-развивающих целей в учебно-воспитательное планирование, привлечение к работе других специалистов
  • проведение  занятий психологом, логопедами, педагогами
  • работа с родителями
  • помощь в процессе реализации коррекционно-развивающей работы
  • контроль  за проведением коррекционно-развивающей работы

V этап. Сбор информации (конец учебного года)

  • проведение бесед, тестирования, анкетирования, экспертных оценок, наблюдения, логопедического обследования

  • консультативная помощь в процессе сбора информации
  • контроль   за  сбором информации на выходе в коррекционно-развивающую деятельность

VI этап. Систематизация потока информации (конец учебного года)

Консилиум (плановый)

  • уточнение полученной информации
  • оценка динамики развития:

«+»      результат – завершение  работы;    

«-» результат – корректировка    деятельности,  возврат     на II – VI этап

  • анализ хода и результатов коррекционно-развивающей работы

  • подведение итогов

VII этап. Завершение работы (при положительных результатах).

Консилиум (заключительный).

  • отбор оптимальных форм, методов, средств, способов, приемов взаимодействия педагогов с учащимися, родителями
  • повышение профессиональной подготовки педагогов
  • перспективное планирование

  • обобщение опыта работы
  • подведение итогов
  • планирование дальнейшей коррекционной работы

Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса:

― через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия, занятия ритмикой);

― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.                                                 Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:

        1. Диагностическая работа - обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО. Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

- психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

  • мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО;

  • анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

2. Коррекционно-развивающая работа включает:

  • составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами);
  • формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
  • организацию внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;
  • разработку оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
  • развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;
  • социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

  1. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.

Консультативная работа включает:

  • психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
  • консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающимся в освоении общеобразовательной программы.

4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др. Информационно-просветительская работа включает:

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;

  • оформление информационных стендов, печатных и других материалов;

  • психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;

  • психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Программа коррекционной работы на уровне  начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития  обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации программы:

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

1) Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

2) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.

3) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

4) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы:

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Социальное партнёрство включает:

— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество с родительской общественностью;

— детская поликлиника;

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

с ограниченными возможностями здоровья

Логопедическое сопровождение направлено на предупреждение и устранение нарушений письменной речи у учащихся младших классов с учетом психофизиологических особенностей усвоения навыка письма и чтения детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цель логопедической работы - комплексное воздействие на все стороны устной и письменной речи у учащихся младших классов.

Логопедическая работа направлена на решение следующих задач:

1. Совершенствование у учащихся слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие процессов слухового и зрительного гнозиса, дифференциация артикуляторно и акустически сходных фонем.

4. Закрепление четкой связи между звуком и буквой.

5. Развитие процессов фонематического анализа и синтеза.

6. Развитие процессов языкового анализа и синтеза на всех уровнях (слог, слово, предложение, текст).

7. Развитие процессов зрительного гнозиса, дфферениация оптически сходных фонем.

8. Обогащение лексического запаса.

9. Развитие грамматического строя речи.

10. Развитие связной речи.

11. Развитие мелкой и ручной моторики.

12. Развитие навыков само и взаимоконтроля, умение работать в коллективе.

С 1 по 15 сентября и 15 по 30 мая – диагностика речевого нарушения. Обследование речевой деятельности детей проводится с соблюдением определенной последовательности этапов и включает анализ основных составляющих речевую систему компонентов.

В конце каждого полугодия со 2 по 4 класс исследуется техника чтения учащихся.

Психологическое сопровождение  учащихся

с ограниченными возможностями здоровья

Цель психологического сопровождения учащихся начальной школы - сохранение и поддержание психологического здоровья учащихся.

Задачи:

  1. -  профилактика проблем, cвязанных с адаптацией;
  2. - содействие полноценному интеллектуальному и эмоциональному развитию детей и подростков на протяжении  обучения в школе;
  3. -   формирование психологического здоровья учащихся;
  4. -   организация психологической помощи.

Основные направления деятельности педагога-психолога начальной школы

  Направление

Сроки

Профилактическое

Занятия по профилактике и коррекции адаптации у первоклассников

Сентябрь-декабрь

Занятия по профилактике трудностей при переходе в среднее звено

Январь-апрель

Диагностическое

Отбор в школу

В течение года

Определение уровня готовности к школьному обучению

Октябрь

Изучение социально-психологической адаптации к школе

Октябрь

Наблюдение за протеканием процесса адаптации

Сентябрь-октябрь

Определение интеллектуальной и эмоциональной готовности к переходу в среднее звено

Декабрь

Определение психологического климата в классе (социометрия)

Декабрь

Определение самооценки

Декабрь

Работа по запросам педагогов и администрации

В течение года

- изучение эмоционального состояния педагогов для определения профессионального выгорания;

В течение года

Коррекционно-развивающее

Занятия по развитию познавательных процессов

В течение года

Занятия по развитию сплоченности, взаимопонимания в коллективе

В течение года

Занятия по коррекции поведения с «трудными» детьми

В течение года

Консультативное

Консультации для учащихся, родителей, педагогов

В течение года

Просветительское

Выступление на родительских собраниях

В течение года

- оформление информационных листов

В течение года

Психолого-педагогическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

         Важнейшим условием реализации данной программы является взаимодействие учителей начальных классов, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества. 

         Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, председатель методического объединения учителей начальных классов курирует работу по реализации программы; руководит работой школьного психолого-педагогического консилиума (ППк - см. Положение о школьном консилиуме); взаимодействует с лечебными учреждениями, специалистами районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав (КДН и ЗП); осуществляет просветительскую деятельность при работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

 Классный руководитель является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации коррекционной работы с учащимися:

-делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;

-осуществляет индивидуальную коррекционную работу (педагогическое сопровождение);

-консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;

-изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;

-взаимодействие с семьями обучающихся воспитанников.

 Психолог

-изучает личность учащегося и коллектива класса;

-анализирует адаптацию ребенка в среде;

-выявляет  учащихся, не адаптированных к процессу обучения;

-изучает взаимоотношения младших школьников с взрослыми и сверстниками;

- подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;

-выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников;

-осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней подростков;

-осуществляет консультативную помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;

-осуществляет профилактическую и коррекционную работу с учащимися.

Учитель-логопед

•    исследует речевое развитие учащихся;

•    организует логопедическое сопровождение учащихся.

 Воспитатель

-изучает творческие возможности личности;

-развивает интересы учащихся;

-создает условия для их реализации;

-решает проблемы рациональной организации свободного времени.

 Содержание деятельности специалистов образовательного учреждения:

Субъекты реализации коррекционной работы в школе

Содержание деятельности специалистов

Завуч

  • курирует работу по реализации программы;
  • осуществляет просветительскую деятельность с родителями

Учитель (классный руководитель)

  • является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации коррекционной работы с учащимися;
  • делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;
  • осуществляет индивидуальную коррекционную работу (педагогическое сопровождение);
  • консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения

Социальный педагог

  • изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
  • осуществляет профилактическую и коррекционную работу с учащимися;
  • взаимодействие с семьей обучающихся, с лечебными учреждениями;

Психолог

  • изучает личность учащегося и коллектива класса;
  • анализирует адаптацию ребенка в образовательной среде;
  • выявляет дезадаптированных учащихся;
  • изучает взаимоотношения младших школьников со взрослыми и сверстниками;
  • подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
  • выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников;
  • осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней подростков;
  • консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения

Учитель-логопед

  • исследует речевое развитие учащихся;
  • организует логопедическое сопровождение учащихся.

Воспитатель

  • изучает интересы учащихся;
  • создает условия для их реализации;
  • развивает творческие возможности личности;
  • решает проблемы рациональной организации свободного времени.

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов МБОУ «ССОШ» ,

обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, другими институтами общества).

Взаимодействие специалистов МБОУ «ССОШ»  предусматривает:

-   многоаспектный анализ психофизического развития обучающего с ЗПР;

- комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося с ЗПР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня психического развития.

     

 Взаимодействие специалистов МБОУ « ССОШ»

Мероприятия

Специалисты

Форма работы

Планируемый           результат

Диагностическая работа

Входящая психолого- педагогическая диагностика

-  учитель

- педагог-психолог

- учитель-логопед (если есть в штате)

- соц. педагог

Анализ документов ППК и медицинских карт;

Проведение  входных диагностик.

Выявление причин и характера затруднений в освоении учащимися АООП НОО для детей с ОВЗ (ЗПР). Планирование коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая деятельность

Выбор оптимальных для развития ребёнка с ЗПР методик, методов и приёмов коррекционно-развивающего обучения

- педагог-психолог

- учитель-логопед

- учитель дефектолог

- соц. педагог

 рабочие программы, планы коррекционных занятий

Фиксирование запланированных и проведенных мероприятий коррекционно-развивающей работы в индивидуальной папке сопровождения обучающего с ЗПР.  Организация системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ЗПР в МБОУ « ССОШ».

Организация и проведение специалистами групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление пробелов в развитии и трудностей в обучении

-Педагог-психолог

-Учитель-дефектолог

-Социальный педагог

 индивидуальные и групповые корекционно-развивающие занятия

Выполнение рекомендаций ППК,

Реализация и корректировка рабочих программ, индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы

Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность учащихся с ЗПР в ходе образовательного процесса

-Педагог-психолог

-Учитель-дефектолог

-Соц.педагог

-Учитель (классный руководитель)

Мониторинг развития учащихся;

План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ЗПР;

Реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как части АООП НОО для детей с ЗПР в соответствии с ФГОС

Целенаправленное воздействие педагогов и специалистов на формирование УУД и коррекцию отклонений в развитии, использование рабочих программ, специальных методов обучения и воспитания, дадактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка и психокоррекция его поведения

Педагог-психолог;

Учитель-дефектолог;

Социальный педагог;

Классный руководитель;

Программа курсов внеурочной деятельности;

План работы с родителями;

План индивидуальной воспитательной работы с учащимся

Выявление и анализ факторов, влияющих на состояние и обучение ребенка: взаимоотношения с окружающими, детско-родительские отношения, уровень учебной мотивации.

Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни

-соц.педагог;

-психолог

-учитель

Рекомендации специалистов служб сопровождения. Индивидуальная работа с ребенком и семьей в соответствии с планом мероприятий. Организация взаимодействия школы  с внешними социальными партнерами по вопросам соц. защиты

Учет выявленных особенностей отклоняющегося развития ребенка и определение путей развития с помощью которых их можно скомпенсировать в специально созданных условиях обучения

Консультативная деятельность

Консультативная помощь учителям  в организации коррекционно-развивающего процесса обучающихся с ЗПР

- ППК

- педагог-психолог

- учитель-дефектолог

- учитель

- соц. педагог

- педагогические советы

- семинары

- индивидуальные и групповые консультации специалистов для педагогов

Выработка совместных рекомендаций по направлениям работы с обучающимися с ЗПР. Создание условий для освоения АООП НОО ОВЗ.

Консультативная помощь семье в вопросах воспитания и обучения ребенка с ЗПР

- педагог-психолог

- соц. педагог

-классный руководитель

- собрания

- консультации

- индивидуальная работа

- круглые столы

Выработка совместных рекомендаций по направлениям работы с обучающимися с ЗПР. Создание условий для освоения АООП НОО ОВЗ.

Информационно-просветительская деятельность

Просветительская деятельность по разъяснению индивидуальных особенностей детей с ЗПР

- педагог-психолог

- учитель

- соц. педагог

- лекции

- беседы

- круглые столы

- тренинги

- памятки, буклеты

- сайт школы

Целенаправленная разъяснительная работа со всеми участниками образовательного процесса с целью повышения компетенции в вопросах коррекции и развития детей с ЗПР.

Совместная деятельность:

-  Отслеживание динамики развития каждого ребенка.

 

Комплекс условий коррекционной работы включает:

1) Психолого-педагогическое обеспечение:

  • обеспечение дифференцированных условий в соответствии с рекомендациями ПМПК. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Расписание уроков составляется учетом требований СанПиН.
  • школа обеспечивает индивидуальное обучение на дому с учащимися по заключению врачебной комиссии (ВК). Содержание образования определяется для  детей с задержкой психического развития исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся. Социализация обучающихся обеспечивается через участие во внеклассных мероприятиях, систему индивидуальных   коррекционных занятий.
  • здоровьесберегающие условия в образовательном учреждении обеспечены соблюдением охранительного режима в образовательно-воспитательном процессе:
  • составление расписания с учетом уровня работоспособности обучающихся,
  • организация динамических пауз во время образовательного процесса, соблюдение режимных моментов,
  • проведение индивидуальных коррекционных занятий во второй половине учебного дня;
  • спортивные мероприятия, работа кружков и секций спортивно-оздоровительного направления.

2) Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются, компьютерные коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, дефектолога.

Планируемые результаты коррекционной работы с обучающимися с задержкой психического развития на ступени начального общего образования

Удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с задержкой психического развития:

  • успешно  адаптируется  в образовательном учреждении;
  • проявляет познавательную активность;
  • умеет выражать свое эмоциональное состояние, прилагать волевые усилия к решению поставленных задач;
  • имеет сформированную учебную мотивацию;
  • ориентируется на моральные нормы и их выполнение;
  • организует и осуществляет сотрудничество с участниками образовательного процесса.

            Коррекция негативных тенденций развития учащихся:

  • дифференцирует информацию различной модальности;
  • соотносит  предметы в соответствии с их свойствами;
  • ориентируется в пространственных и временных представлениях;
  • владеет приемами запоминания, сохранения и воспроизведения информации;
  •  выполняет основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация);
  • адекватно относится к учебно-воспитательному процессу;
  •  работает по алгоритму, в соответствии с установленными правилами;
  • контролирует  свою деятельность;
  • адекватно принимает оценку взрослого и сверстника;
  • понимает собственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей;
  • контролирует свои эмоции, владеет навыками саморегуляции и самоконтроля;
  • владеет навыками партнерского и группового сотрудничества;
  • строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи;
  • использует навыки невербального взаимодействия;
  • выражает свои мысли и чувства в зависимости от ситуации, пользуется формами речевого этикета;
  • использует речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Развитие речи, коррекция нарушений речи:

  • правильно произносит и умеет дифференцировать все звуки речи;  
  • владеет представлениями о звуковом составе слова и выполняет все виды языкового анализа;
  • имеет достаточный словарный запас по изученным лексическим темам, подбирает синонимы и антонимы, использует все части речи в процессе общения;
  • правильно пользуется грамматическими категориями;
  • правильно пишет текст по слуху без дисграфических ошибок, соблюдает пунктуацию;
  • правильно читает текст целыми словами, пересказывает его и делает выводы по тексту;
  • активно пользуется речью в процессе общения с окружающими, использует речь для передачи информации собеседнику, задает вопросы, владеет диалогической и монологической речью.

Индивидуальная программа психологического сопровождения (вид 7.2)

(Шамина Настя, 2 класс)

Программа коррекционно-развивающих занятий составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с последующими изменениями);
  • ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),
  • Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа от 31.12.2015 № 1576);
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15, протокол от 28.10.2015 № 3/15);
  • Программы  коррекционного обучения  в начальной школе   для  детей младшего школьного возраста с задержкой психического  развития (ЗПР вариант 7.2)

       В настоящее время  возросло число  учеников начальных классов, которые  в силу своих индивидуальных  психологических особенностей развития (ЗПР),  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не  могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия   особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного  и  поступательного развития личности  ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям.  Ребенок ЗПР не осознает себя учеником и не понимает мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной  деятельности.  Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о  недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией.  Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости. У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности.  Значительное отставание и своеобразие обнаруживается  в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности  таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих  учеников характерны - неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря,  приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению.  В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.

Рабочая коррекционно-обучающая программа для детей  с ЗПР (вариант 7.2)  рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1  раз  в неделю по 30 минут с   физминутками.  

Цель программы:  создание системы комплексной помощи  ученику  младшего школьного возраста с задержкой психического развития  в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса,  формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.

 Задачи:

  • развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации;
  •  развитие речи учащегося как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;                                                                          
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание  с выполнением недостающих компонентов;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • компенсацию  пробелов предшествующего обучения.                                                                                                                 

Планируемые результаты коррекционной работы.

Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.);  учебной мотивации; ответственного отношения к учебе;                                                                         

Повышение общего уровня развития и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении; умение ориентироваться в задании;  планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога;    осуществлять самоконтроль и самооценку и др.                                                  

Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).

Содержание программы.

  Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие механической зрительной и слуховой памяти.
  • развитие пространственных представлений;
  • тренировка на листе бумаги  и ориентации;
  • развитие временных понятий;
  • развитие и концентрация произвольного внимания и поведения;
  • увеличение объема внимания и кратковременной памяти;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

 Развитие основных мыслительных операций:

  • формирование навыков относительно анализа, сравнения, классификации, обобщения;
  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • формирование навыков самоконтроля;

Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесного, логического и понятийного мышления;
  • развитие абстрактного мышления;
  • установление причинно-следственных отношений;
  • обобщение и нахождение противоположностей ;

 Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

  • развитие речи, владение техникой речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.


Календарно-тематическое планирование 2 класс

Неделя

Темы занятий

Кол-во часов

Январь

3

Входная диагностика познавательных процессов

1

1. Диагностика «Развитие восприятия пространства, цвета, времени».

 (упражнения «Далеко - близко», «Выше - ниже», «Подбери нужный цвет», «Составь букет», «Когда это бывает?»)

2. Исследование восприятия пространства, времени, цвета и величины.

3. Упражнения «Игровая школа мышления»

О.А. Степанова, «Какого цвета предметы?», «Назови такой же», «Поиск по признакам».

4. Словесно-логическое, наглядно-действенное мышления.

1

2

1. Развитие внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»)

2. Исследование устойчивости внимания. (Методики «Корректурная проба», «Знаковый тест»).

1

3

1. Развитие памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»).

2. Исследование устойчивости внимания. (Методики «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни числа»).

1

Февраль

4

Коррекция и развитие познавательных процессов

1

1. Развитие восприятия пространства на листе бумаги. (Упр. «Что, где находится?», «Положи верно»)

2. Развитие восприятия пространства. (Упражнения «Перед. За. Между. Рядом», «Угадай, кого загадали»).

1

2

1. Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди дорогу», «Найди и подчеркни», «Поиск предмета»)

2. Развитие восприятия времени. (Упражнения «Лови, бросай, дни недели называй», «Какой месяц спрятался?». Заучивание стихотворений, скороговорок, пословиц).

1

3

1.Развитие моторной памяти. (Упр. «Как прыгают животные», «Смешанный лес»)

2.Развитие устойчивости внимания. (Упражнения «Корректоры» С.А.Шмаков, «Кто за кем?», «Зигзаг на доске»).

1

4

1.Развитие умения сравнивать. (Упр. «Назови отличительные признаки»).

2. Развитие зрительной памяти (Методика «Запомни фигуры, картинки»).

1

Март

3

1

1. Развитие образной памяти. (Упр. «Разрезанная картинка», «Круг, треугольник и квадрат»)

2. Развитие слуховой памяти. Запоминание слов и чисел. Воспроизведение текста. Мнемический ряд. Гений памяти.

1

2

1. Развитие умения находить предметы по заданным признакам. Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика.

2. Развитие словесно – логического мышления:

•        Развитие умений узнавать предметы по заданным признакам; Формирование способности выделять существенные признаки предметов; Развитие умения классифицировать;

Развитие умения выбирать основание для классификации.

1

3

1 Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера. (Упр.  «Разрезные картинки», «Что больше, выше», «Толстый - тонкий») 

2. Развитие сенсорного внимания (Упр. «Исключение лишнего», «Найди два одинаковых предмета», «Поиск предмета»). Пальчиковая гимнастика.

3. Развитие умения распределять внимание. (Упражнения С.А.Шмаков «Найти смыл», «Считай правильно», «Знаковый тест»).

1

Апрель

4

1

1. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: Методика «Дорисуй предмет»

2. Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Хлопни - встань»

3. Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Не пропусти профессию»

1

2

1. Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Четвертый лишний»

2. Игра « Четвёртый лишний»

1

3

1. Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет»). Пальчиковая гимнастика.

2. Развитие объема внимания (Упр. «Срисовывание по клеточкам»)

1

4

1. Развитие зрительной памяти (Упр. «Запомни порядок», «Запомни движение»).

2. Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет»).

3. Развитие объема внимания (Упр. «Срисовывание по клеточкам»)

1

Май

4

1

1. Развитие умения классифицировать. Пальчиковая гимнастика.

2. Диагностика развития внимания. (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»)

3. Развитие концентрации и устойчивости внимания. (Упр. «Лабиринты», методика «Перепутанные линии», «Запомни предмет»)

1

2

Диагностика внимания

1

3

Диагностика памяти

1

4

Диагностика мышления

1

Итого

18


Диагностический материал для обследования

Схема обследования уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики учащихся начальных классов, имеющих ограниченные возможности здоровья 
(V, VII-VIII виды)

Оценка владения сенсорными эталонами

Оценка зрительного восприятия

  • узнавание и называние реалистичных изображений (10-15 изображений);

Описание: http://iemcko.ru/images/43045.jpg               Описание: http://iemcko.ru/images/43046.jpg

  • узнавание контурных изображений (5-10 изображений);

Описание: http://iemcko.ru/images/43044.jpg           Описание: http://iemcko.ru/images/43049.jpg

Описание: http://iemcko.ru/images/43048.jpg

  • узнавание зашумленных и наложенных изображений (5-10 изображений);

Описание: http://iemcko.ru/images/43050.jpg     Описание: http://iemcko.ru/images/43051.jpg

Описание: http://iemcko.ru/images/43054.jpg

Сформированность образных представлений. 

  • Придумать историю или сказку о каком - либо живом существе. Изложить устно в течение 5 минут. На продумывание темы даётся 1 минута.

Различение формы

  • Узнавание и называние основных геометрических форм;

Описание: http://iemcko.ru/images/43144.jpg    Описание: http://iemcko.ru/images/43145.jpg    Описание: http://iemcko.ru/images/43146.jpg

Описание: http://iemcko.ru/images/43147.jpg     Описание: http://iemcko.ru/images/43148.jpg      Описание: http://iemcko.ru/images/43149.jpg

  • Группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

 В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание:
увеличить количество предъявляемых форм (до 8) и раздаточного материала (до 30).

Тесты цветоразличения                                                       

  • раскладывание в ряд 5-8 карточек одного цвета, но разных оттенков: от темного до самого светлого; 
                                                                                                                

Описание: http://iemcko.ru/images/43118.jpg

  • называние и показ цветов спектра, называние и показ оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.)

Оценка восприятия величины 

  раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 картинок. В 1-2 классе - одинаковых по содержанию, а в 3-4 класса - разных;

  ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор;

Оценка слухового восприятия

  • воспроизведение ритмических рисунков;
  • определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
  • умение слушать музыкальные произведения;
  • реагирование на словесную инструкцию, умение понимать её и выполнять действия в соответствии с указаниями;
  • определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

Оценка пространственного восприятия

  • показ и называние предметов, которые на листе (на экране компьютера) изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
  • выполнение аналогичного задания в комнате,
  • определение расположения предметов в пространстве (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу, выше - ниже и т. д.);

Описание: http://iemcko.ru/images/43068.jpg

  • конструирование по образцу из 10 геометрических фигурок.

Оценка восприятия времени

  • ориентировка в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года),
  • прошедшее и будущее (например: "Какое время года наступит после того, как закончится зима?" и т. д.).

Оценка восприятия эмоций человека

"Используется методика "Пиктограмма". Из предложенных на картинке изображений необходимо узнать, какие изображены эмоции. Представляется проба из 9 изображений.

                Описание: http://iemcko.ru/images/43041.jpg      Описание: http://iemcko.ru/images/43042.jpg      Описание: http://iemcko.ru/images/43043.jpg

Описание: http://iemcko.ru/images/43047.jpgОценка психомоторного развития

(диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)

Оценка одновременности движений " одновременно, вытянув две руки перед грудью, сжимать одну и разжимать другую.

Оценка динамической координации верхних конечностей

  • бросить мяч в цель с закрытыми глазами. Отклонение направления движения мяча не должно быть при этом более 50 см.

Оценка динамической координации нижних конечностей

  • преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек.
    Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
  • совершить прыжок на 3600 с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, из исходного положения, без потери равновесия

Оценка статического равновесия (по Н. А. Бернштейну)

  • сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе "аист"
  • стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Бедро отведено кнаружи. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей

Оценка быстроты движений при ведущей проприоцептивной афферентации

  • провести линии карандашом между линейками листа за 1 минуту;
  • " в спичечной коробке лежат по 12 белых и красных палочек. Их по команде выбрасывают на стол, затем 12 красных палочек раскладывают точно по чёрным линиям, начертанным на белом картоне;

Оценка мелкой моторики рук
выполнение поочередно каждой рукой следующих движений:

  • вытянуть вперед второй и пятый пальцы ("коза"), второй и третий пальцы ("ножницы"), сделать "кольцо" из первого и каждого следующего пальца;
  • координация движений обеих рук "кулак - ладонь": руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую;

Кинестетический праксис

  • Указательный палец вперёд, остальные пальцы сжаты в кулак;
  • Мизинец вперёд, остальные - в кулак;
  • Кольцо из пальцев рук: 1-2,1-3, 1-4,1-5;

Оральный праксис

  • Улыбка (растянуть губы в улыбке)
  • Трубочка (сложить губы в "трубочку")
  • Надувание щёк (глубоко вдохнуть воздух и задержать дыхание)

Тесты зрительно-моторной координации

  • срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
  • движение в заданном направление по схеме;
  • выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета;
  • используется методика "Вырежь фигуры" Р. С. Немова;

Оценка умения выполнять движения и владения частями тела

  • по показу - ребёнок выполняет движения, следуя за показом педагога;
  • по сигналу - педагог показывает ряд движений, которые ребёнку необходимо повторить после окончания комплекса;
  • придумай движение - ребёнку предлагается самому придумать ряд движений и показать их;

Оценка артикуляции и интонирования

  • прочитать выразительно наизусть стихотворение или по книге отрывок, небольшой рассказ;
  • повторить за педагогом небольшую чистоговорку;

Оценка тактильных ощущений

  • узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
  • узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ:

      Оценку выполнения задания разработала сама. По 10-бальной шкале удобнее прослеживать динамику развития.
      Все данные заносятся в таблицу, которая строится сразу на период: учебный год.
      Обследование провожу дважды: в начале и в конце учебного года.
Выполнение любого задания оценивается 10 балльной шкале:

9-10 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого с первого раза. Выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции. Не допускает при этом ошибки, проявляет заинтересованность в работе, которая сохраняется на протяжении времени выполнения задания. Правильно и полно объясняет задание.

7-8 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого. Выполняет задание самостоятельно и правильно, следуя инструкции. Правильно, но кратко объясняя его, допуская иногда незначительные ошибки. Допускается единичное повторение инструкции педагогом.

5-6 баллов- Ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания. Если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема, при выполнении основного задания и комментировании действий;

3-4 балла - Словесную инструкцию ребёнок понимает только после многократных повторений. Задание выполняется с трудом при оказании помощи или наглядном показе. Ребёнок испытывает затруднения в комментарии своих действий.

1-2 балла- Словесную инструкцию ребёнок понимает с большим трудом, легче усваивает после наглядного показа на аналогичном материале. Задание выполняется с большим количеством ошибок или учащийся совсем не справляется с заданием. Испытывает значительные затруднения или совсем не справляется в комментировании своих действий. Помощь взрослого используется редко или вообще не использует.

      Коррекционные занятия проводятся со всеми учениками. Группы формируются относительно баллов, полученных за выполнение заданий, с учётом возможностей, имеющихся у данной категории детей.

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ (КОНЕЦ ГОДА)

Методика Эббингауза.

Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.

Задание 1.

1. "Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи".
2. "Прочитай и перескажи".

                                                                Галка и голубь.

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.

                                                                Муравей и голубка.

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его за ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

                                                                 Умная галка.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

                                                                 Самые красивые.

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
- Вы не видели моих птенцов?

- А какие они?

- Самые красивые!

Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий,

общего и скрытого смысла.

Задание 2.

Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".

Наборы слов:

1. Девочка, альбом, рисунок.

2. Ребенок, чашка, молоко.

3.Из, клетки, чиж.

4. Саша, лыжах, катается, на.

Шкала оценивания.

Количество правильно составленных предложений

Оценка

4 и более

5

3

4

2

3

1

2

0

1

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ (конец года)

Таблицы Шульте.

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

Методика "Долговременная память".

Экспериментальный материал состоит из следующего задания.
Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

Описание: развитие памяти у детей,  диагностика

Где  А - общее количество слов,
В - количество запомнившихся слов,
С - коэффициент долговременной памяти.
Результаты интерпретируются следующим образом:
75-100% - высокий уровень;
50-75% - средний уровень;
30-50% - низкий уровень;
ниже 30% - очень низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 1 класс, вариант обучения 7.1 и 7.2

Данная методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ. Занятия проходят 3 раза в неделю. Всего 33 учебных недель....

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс (вариант обучения 7.2)

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 2 класса составлена с учётом примерной программы основного общего образования, на основе ФГОС второго поколения, адаптированной образовательной п...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 3 класс, вариант обучения 7.2

Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 3 класса по варианту обучения 7.2 из расчёта на 34 учебных часа или 68 учебных часа...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс вариант обучения 7.2

Данная индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом потребностей определённого учащегося для успешного усвоения программного материала 2 класса , вариант обуче...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...

Рабочая программа коррекционно - развивающих логопедических занятий.

Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР,ОНР для учащихся 1-х классов....