Рабочая программа: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
рабочая программа

Держанович Елена Петровна

Рабочая программа, модульная:  «В некотором царстве, в некотором государстве…»  для 1-4 классов с элементами сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_nekotorom_tsarstve_v_nekotorom_gosudarstve.docx107.59 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Samsung\Desktop\на сайт\титульники\царство.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа, блок модульная:  «В некотором царстве, в некотором государстве…» разработана для младших школьников с элементами сказкотерапии и игровой деятельность. Направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, саморазвития и самосовершенствования, обеспечивающих социальную успешность младших школьников.

Программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

Примерная основная образовательная программа начального общего образования.  Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протоколом от 8 апреля 2015 г. № 1/15;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 года № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»

Терапевтические сказки  способны решать детские проблемы и справляться с жизненными трудностями безопасно и экологично. Множество моделей поведения в различных ситуациях, которые можно «прожить», «проиграть». Чем больше моделей, тем гибче социальный интеллект, тем успешнее процесс социализации.  Читая, придумывая, анализируя сказки, мы становимся ближе к ребенку, начинаем понимать друг друга. Работая со сказкой,  дети не только получают удовольствия от процесса, но и получают жизненный опыт. Сказка выступает важным средством, формирования личности ребенка. В ней совмещаться элементы обучения, побуждению к действию, предупреждению.

В программе применяются:

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения.

Психотерапевтические сказки. Сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

Выбор жанра сказки основывается исходя из запроса классного руководителя, наблюдений и психологической диагностики.

Программа блок модульная, состоит из 6 модулей направленных на разрешение  определенного вида проблем. В работе можно применять программу целиком, так и отдельный модуль.  Рассчитана на один учебных года 18 учебных часов.

 Режим занятий:

один год обучения: 18 учебных часов (1 час в неделю).

Цель - способствовать полноценному психологическому развитию младшего школьника.

Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности каждого ребенка, сохранения его психологического здоровья.

Воспитательно -развивающие задачи сказкотерапии:

- воспитание у детей положительных нравственных качеств;

- умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной речи;

- развивать психофизические процессы (внимание, память , мышление и т.д).

Категория участников: обучающиеся начальной школы  с 1-4 класс.

Место курса: внеурочная деятельность.

Продолжительность: 40 мин.

Результаты освоения программы

  Личностные и метапредметные:

  1. способность контролировать эмоции, управлять ими;
  2. стремление к изучению своих возможностей и способностей;
  3. овладение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  4. умение договариваться и приходить к общему решению;
  5. уметь осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  6. уметь делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
  7. уметь моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
  8.       осознавать необходимость признания и уважения прав других людей ;

7        строить речевое высказывание в устной форме;

8.        уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей;

9.        моделировать различные жизненные и учебные ситуации.

Формы реализации программы внеурочной деятельности:

 групповая с элементами сказкотерапии и тренинга.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности:

•        низкий  уровень тревожности

•        адекватная самооценка

•        позитивное отношение к себе и своей личности

•        хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами

•        сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.

Содержание программы внеурочной деятельности

Формы контроля:

  • Диагностика (групповая или индивидуальная)
  • Наблюдение  и ведение индивидуальных карт
  • Оценка эффективности классным руководителем.

Содержание курса:

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

1.Блок. Трудности обучения в школе.(3 часа) «Трудно и скучно»; «Не хочу учиться»; «Трудности преодолеваем».

Тренинг, беседа,  игровая деятельность,  сказкотерапия.

2

2. Блок. Проблемы в учебе (3 часа) «Я не могу»;

«Со мной не дружат»; «Волшебный предмет»

Тренинг, беседа,  игровая деятельность,  сказкотерапия

3

3. Блок. Трудности в общении  (3 часа) «Я не похож на других»; «Хочу быть таким, как они!»;

«Снятие чар»

Тренинг, беседа,  игровая деятельность,  сказкотерапия

4

4.Блок. Трудности в учебе (3 часа) «Не могу…»

«Мой выбор»; «Волшебные существа»

Тренинг, беседа,  игровая деятельность,  сказкотерапия

5

5. Блок. Школьные трудности (3 часа) «Какой Я?»

«Мне нравится»; «Сказочные гости»

Тренинг, беседа,  игровая деятельность,  сказкотерапия

6

6. Блок. Трудности самоконтроля (3 часа) «Я не могу себя заставить»; «Мышка- мышка, кролик- кролик»;

«Я умею управлять собой»

Тренинг, беседа,  игровая деятельность,  сказкотерапия

№ п/п

Тема раздела,   занятия

Кол-во часов

1

1.Блок. Трудности обучения в школе. 

  1. «Трудно и скучно»;
  2.  «Не хочу учиться»;
  3. «Трудности преодолеваем».

3

2

2. Блок. Проблемы в учебе

1. «Я не могу»;

2. «Со мной не дружат»;

3.«Волшебный предмет»

3

3

  1. Блок. Трудности в общении  

1.«Я не похож на других»;

2.«Хочу быть таким, как они!»;

3.«Снятие чар»

3

4

4.Блок. Трудности в учебе

1.«Не могу…»

2.«Мой выбор»

3. «Волшебные существа»

3

5

  1. Блок. Школьные трудности

1. «Какой Я?»

2.«Мне нравится»

3. «Сказочные гости»

3

6

  1. Блок. Трудности самоконтроля

1.«Я не могу себя заставить»

2.«Мышка- мышка, кролик- кролик»

3.«Я умею управлять собой»

3

Тема

Методики и задания

Цель

Диагностика: входящая

промежуточная

итоговая

Наблюдение, анкетирование, социометрия, методика «Сказка» В.А.Корневская

Оценка эмоционально-личностной сферы обучающихся

  1. Блок. Трудности обучения в школе.

1

«Трудно и скучно»

Котенок Маша. Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться.

Преодоление трудностей в обучении.

2

«Не хочу учиться»

Кораблик. Сказка про отважного крабика.

3

«Трудности преодолеваем»

Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь

  1. Блок.

Проблемы в учебе.

 

1

«Я не могу»

Кенгуренок Вася. Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться?

Формирование адекватной самооценки и восприятия себя

2

«Со мной не дружат»

Сказка про маленькое Облачко. Ловкая Лапка.

3

«Волшебный предмет»

Игра «Волшебный сундучок».

  1. Блок. Трудности в общении.

1

«Я не похож на других»

Маленькое Привидение. Маленький Котенок.

Формирование коммуникативных навыков.

2

«Хочу быть таким, как они!

Хвостатик. Волшебный сундучок – сказочные герои

3

«Снятие чар»

 Игра «Волшебный сундучок».

  1. Блок. Трудности в учебе.

1

«Не могу…»

Медвежонок и Старый Гриб. Сказка о непоседливой Обезьянке.

Вырабатывание  позитивного отношение к возникающим трудностям.

2

«Мой выбор»

Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь.

3

«Волшебные существа»

Игра «Волшебный сундучок»

  1. Блок. Школьные трудности.

1

«Какой Я?»

Шустрик и Обжорик.

Способствовать формированию адекватному восприятию оценки.

2

«Мне нравится»

Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь.

3

«Сказочные гости»

Игра «Волшебный сундучок».

  1. Блок. Трудности самоконтроля.

«Я не могу себя заставить»

Сказка о двух братьях и сильной воле.

Выработка социально приемлемого поведения в соцууме.

«Мышка- мышка, кролик- кролик»

Игра « Волшебный сундучок»

«Я умею управлять собой»

Игра «Волшебный сундучок».

Материально-техническое обеспечение

Для освоения курса «В некотором царстве, в некотором государстве…» -материально-технического обеспечения:

Оборудование: ученические столы, легко мобильные и стулья по количеству обучающихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенная доска и интерактивная для вывешивания иллюстративного материала; комплект мягкой мебели.

Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

-  классная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

-  демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, CD и DVD);

-  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер.

Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;

-  дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

-  учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «В некотором царстве, в некотором государстве…» (комплексная программа, учебные пособия для обучающихся, методическая литература для учителя и др.);

-  нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования предметов дополнительного образования;

-  специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания ему информационной и методической помощи (учебники по психологии, книги для учителя по психологии и дополнительному образованию, окружающему миру, литературе и др.);

-  научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

-  хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Список литературы

  1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ Изд.: «Речь» Санкт-Петербург 2000г.
  2. Татьяна Зинкевич-Евстигнеева: Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей. Изд.: Речь, 2016 г.
  3. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми.

Изд.: Форум, 2015 г

  1. Хухлаева О.В.. Книги онлайн
  2. Ирина Васильева. Волшебные существа. Волшебный сундучок. Комплект развивающих карточек Изд.: - "Речь" 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: "В некотором царстве, в некотором государстве.."

Я как классный руководитель проблемой профилактики ДДТТ( детский дорожно-транспортный травматизм) занимаюсь несколько лет, понимая, насколько важно в условиях сплошной автомобилизации страны знать и с...

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

Предлагаю вам сценарий выпускного вечера в 4 классе....

Рабочая программа кружка "Книжное царство"

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Книжное царство" для 1-2 класса....

Рабочая программа курса "В Царстве Логики"

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности "В Царстве Логики.doc"...

Мероприятие по правовому воспитанию « В некотором царстве, в некотором государстве…..»

Мероприятие по правовому воспитанию« В некотором царстве, в некотором государстве…..»...

Конспект комплексного занятия для будущих первоклассников «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Цели:- уточнить представления детей о буквах и  звуках, цифрах и числах,- совершенствовать  умения составлять слова, сравнивать числа, складывать и вычитать в пределах 10.Задачи:- развитие и...

Мероприятие по литературному чтению "В некотором царстве, в некотором государстве"

Описание материала: сценарий разработан для учащихся начальных классов. Данное мероприятие способствует повышению читательской активности ребят, решает задачу по активизации читательско...