Особенности развития памяти у младших школьников
статья

Дети 6-10 лет весьма любопытны, они впитывают, как губка все новое и неизведанное, с удовольствием запоминают, а потом используют в своей речи новые термины и понятия.

Только теперь уже школьник учится запоминать осознанно, то есть развивается логическая память.
Если в первом классе превалировала непроизвольная память, то к концу четвертого класса она становится произвольной, то есть материал запоминается под воздействием усилия воли.

Обучение в школе для младшего школьника – самая важная деятельность. Маленький человечек сам стремится к постижению новых знаний, меняются его ценности, уклад жизни. Вся проблема в том, что в начальной школе дается большое количество новой информации, но не преподаются методики, позволяющие эту информацию быстро запомнить. Научить школьника правильно пользоваться своей памятью – задача родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati.docx137.72 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития памяти у младших школьников

Дети 6-10 лет весьма любопытны, они впитывают, как губка все новое и неизведанное, с удовольствием запоминают, а потом используют в своей речи новые термины и понятия.

Происходит переход от фантастического мира выдумок и сказок к более реалистическому восприятию действительности. Как и в дошкольном возрасте, по-прежнему преобладает виды памяти:

  • Эмоциональный;
  • Образный.

Только теперь уже школьник учится запоминать осознанно, то есть развивается логическая память.
Если в первом классе превалировала непроизвольная память, то к концу четвертого класса она становится произвольной, то есть материал запоминается под воздействием усилия воли.

Обучение в школе для младшего школьника – самая важная деятельность. Маленький человечек сам стремится к постижению новых знаний, меняются его ценности, уклад жизни. Вся проблема в том, что в начальной школе дается большое количество новой информации, но не преподаются методики, позволяющие эту информацию быстро запомнить. Научить школьника правильно пользоваться своей памятью – задача родителей.

Что нужно младшему школьнику для успешной учебы?

успех

В наше время программа в школах значительно усложнилась и претерпела качественные изменения. Если раньше для успешной учебы в начальной школе требовалось уметь аккуратно писать, правильно решать арифметические примеры и внимательно слушать учителя, то теперь добавляется множество других требований.

Здесь и умение самостоятельно работать с новым материалом, и способность запоминать большие объемы информации. Без хорошей работы памяти хорошо учиться невозможно.

Мы знаем, что работа памяти состоит из трех этапов:

  • Запоминание;
  • Хранение информации;
  • Воспроизведение (воспоминание).

В младших классах школы ребенка следует прежде всего научить эффективному процессу запоминания – помочь систематизировать знания, сделав их удобными для хранения.

Факторы эффективного запоминания

Как нужно организовать информацию, чтобы она запоминалась легко учеником младших классов? Существуют следующие условия оптимальной работы памяти:

  1. Желание учиться. Если оно есть – проблем с запоминанием не будет;
  2. Установление связей. В первую очередь запомнится та информация, которая будет связана с уже имеющимися знаниями во-первых и будет иметь практическое значение для школьника во-вторых;
  3. Яркость и эмоциональность. Информация должна быть связана с эмоциями и яркими впечатлениями, тогда она запомнится легко и надолго;
  4. Внимание. Если ученик пропустил новый материал мимо ушей, то запомнить он ничего не может.

Как известно, память делится на несколько видов:

  • Зрительная (лучше запоминается то, что находится перед глазами);
  • Слуховая (запоминаем, если слышим на слух);
  • Двигательная (определенное монотонное движение способствует запоминанию).

Проведите диагностику дома: понаблюдайте, каким видом памяти ваш школьник пользуется чаще всего. В дальнейшем при подготовке домашних заданий опирайтесь на этот вид. Например, если доминирует двигательная память, то информацию, сложную для запоминания, следует переписывать от руки.

Рекомендации родителям

с мамой

Любой родитель может помочь своему ребенку справиться со школьными нагрузками и достичь должного развития памяти. Все, что для этого нужно – всего лишь следовать этим рекомендациям:

  • Соблюдайте принцип наглядности. Весь новый материал лучше представить в виде картинки, образа, схемы;
  • Помогите школьнику разобраться, хорошо или плохо он выучил новое правило (или написал упражнение, прочитал стих). Заострите внимание на том, как должен выглядеть результат. Допустим, если стихотворение выучено, то оно должно читаться легко, с выражением и без запинки;
  • Побуждайте интерес к учебе. Используйте игровые и соревновательные элементы;
  • Сначала понять – потом выучить. Новую информацию (особенно большие параграфы и тексты) всегда прежде всего нужно разобрать на смысловые кусочки, чтобы понять содержание. Обсудите с ребенком все трудные моменты. Так же, по кусочкам, затем заучивайте;
  • Для закрепления материала в памяти время от времени заставляйте школьника повторить уже выученные правила. Не используйте повторы слишком часто.
  • Обязательно занимайтесь развитием внимания своего чада.

Как развить память в младших классах?

Выделите время в течение дня для специальных занятий, когда вы будете заниматься с ребенком – выполнять упражнения и играть в игры на развитие памяти у младших школьников. Приведу ориентировочные задания, которые можно использовать:

  • Решайте ребусы и головоломки, разгадывайте кроссворды;
  • Разучивайте стихи, считалки, скороговорки;
  • Составляйте логические цепочки из слов;
  • На прогулке в парке или в лесу попросите ребенка услышать и запомнить как можно больше звуков. По возвращении домой вспомните, что вам удалось услышать;
  • Занимайтесь рисованием. Пусть школьник почаще срисовывает различные геометрические узоры и картинки из книжек.

Очень эффективное и полезное задание – писать диктанты. Тут есть два варианта:

ВАРИАНТ А: ребенок предварительно читает небольшой отрывок текста – строчек 6-8, не больше. Находит в тексте слова с новыми, недавно изученными орфограммами. Далее школьник пишет этот текст под диктовку. По окончании сверяется с образцом, подсчитываются допущенные ошибки.

ВАРИАНТ В: текст читается взрослым в достаточно быстром темпе и с разделением на предложения. Читается первое предложение – пауза (ребенок по памяти пытается все записать) – звучит второе предложение – пауза (снова записывает). И так весь текст. При анализе результатов приоритет отдается степени точности записанных слов.

Упражнения на развитие зрительной памяти

кубики х

Цветной ряд
Выложите перед ребенком на столе цветные кубики в количестве 5-7 штук, поставьте их в один ряд. Ребенку дается задание запомнить цвета и их последовательность. Через полминуты прикроем кубики накидкой и просим школьника повторить комбинацию цветов на других таких же кубиках или нарисовать на листе бумаги, используя фломастеры.

Картинка
Эффективный метод развития зрительной памяти – запомнить картинку и потом ее описать. Для этого подбирайте рисунки с достаточным количеством небольших деталей. Пусть младший школьник разглядит все подробно за 30-40 секунд, а затем перескажет, что было нарисовано, когда вы картинку уберете.

Зоопарк
Попросите ребенка посмотреть на карточку и представить вместо слов изображения животных – каждое на своем месте.

зоопарк

Уберите карточку. Пусть младший школьник припомнит и изобразит с помощью цветных карандашей каждое из животных. Проверьте, правильно ли это ему удалось.

Упражнения на развитие слуховой памяти

че х

Чемодан
Несколько детей садятся в круг. Ведущий начинает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан…компас». Первый ребенок продолжает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас и…часы!»

Второй: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас, часы и…рубашку!» И так далее. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из списка. Провинившемуся назначают штрафное задание. Например, пропрыгать на одной ноге до двери и обратно.

Пары слов
Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т.д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.

Остановка
Следующее упражнение развивает не только слуховую память, но и внимание.
Договоритесь с ребенком, что будете читать сказку. Как только вы озвучите условную фразу, он скажет слово: «Стоп!» (как вариант – хлопнет в ладоши). В качестве условной фразы берется одно из предложений текста, который будете читать, или даже одно слово.

Упражнения на развитие памяти с использованием ассоциаций

замок х

Мы уже говорили с вами, друзья, что основная задача младшего школьника – освоить эффективные методы запоминания. Эти упражнения призваны помочь ребятам научиться приемам ассоциативного мышления. Для детей это, пожалуй, один из лучших методов запоминания.

Подсказка
На столе лежит два десятка карточек с изображенными на них предметами и животными. Приготовьте набор из 8-10 слов. Читая по порядку слова из набора, предложите школьнику найти на столе карточку, которая может помочь запомнить это слово. Карточка откладывается в сторону, читается следующее слово из набора. В завершение попросите перечислить все слова из списка, опираясь на карточки-подсказки.

Придумай
Назовите любое слово. Попросите ребенка придумать слова, ассоциирующие с ним. Например, если это слово «песок», то ассоциации могут быть: сахар, пляж, море, совочек, пустыня и т.д. Пусть ученик сформирует ассоциации для каждого слова из списка:

ВОДА, МАШИНА, ГОЛУБИ, МЫШКА, СКЛАД

Можете придумать свой набор слов. Со временем генерация ассоциаций войдет у учащегося в привычку, и тогда можно взять задание посложнее, описанное в следующем упражнении, развивающем мышление.

Картинки-небылицы
Приготовьте список из пар слов, далеких по смысловому значению друг от друга. Например, СТУЛ – МАШИНА. Предложите ребенку вообразить картинку, где будут оба слова-предмета, слитые в единое целое.

Можно представить игрушечную машинку на стуле, можно вообразить машину, где в кабине на шоферском месте будет стоять стул. Но лучше отдать предпочтение фантастическим образам: машина проезжает под аркой в виде огромного стула или стул едет по комнате, сверкая фарами и бибикая, как машина. Предела фантазии нет

.мегастул х

Пусть школьник представит в виде смешной картинки каждую пару слов из вашего списка. Вторая часть задания – читаете одно слово из каждой пары, учащийся припоминает второе, пользуясь уже созданной картинкой.

Развитие памяти.

Порой родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок мучительно долго не может запомнить простой, казалось бы, стишок, заданный в школе, а какую-то несуразную песенку, услышанную один раз, – запоминает моментально. Как объяснить такое «избирательное» запоминание, можно ли улучшить и развить память? Как это сделать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей, и интерес к упомянутой теме отнюдь не праздный: хорошая память – залог успешной учебы. К счастью, этот человеческий ресурс поддается тренировке. По мнению психологов, главное – правильно подобрать методику.

Какие бывают виды памяти

Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

  1. По длительности:
  • кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
  • долговременная (данные хранятся в памяти долго);
  • оперативная (информация удерживается некоторое время).
  1. По типу:
  • слуховая (лучше запоминается услышанное);
  • зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
  • двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
  • образная (эмоциональная, ассоциативная);
  1. По степени приложения усилий:
  • непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
  • произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
  • непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
  • опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

  • запоминание;
  • хранение информации;
  • извлечение (воспроизведение) данных.

Три «кита» хорошей памяти

Приступая к занятиям с ребенком, обратите внимание на три «кита» или три «закона», на которых строится запоминание:

  • Первый – постараться получить яркое впечатление о том, что запоминается (для этого – сосредоточиться и быть внимательным).
  • Второй – повторение.
  • Третий – ассоциация.

Как улучшить память школьника?

Если вы видите, что ваш школьник невнимателен, плохо запоминает то, что ему говорят в школе и дома, не может сосредоточиться, конечно же, не стоит мириться с таким положением вещей. Нужно приложить усилия, и ваш ребенок будет лучше учиться, станет более собранным и в целом успешнее. А для этого существует несколько простых способов.

  • Читайте хорошую литературу

Конечно, современного ребенка трудно оторвать от переписки в социальных сетях, просмотра мультфильмов, компьютерных игр. Но для любящих родителей нет ничего невозможного. Убедите ваше чадо, причем, на личном примере, что читать – это не только полезно, но и модно. Подарите ему электронную книгу, чтобы он мог читать при любом удобном случае. Подберите для него хорошую литературу.

  • Осваивайте новое

Освоение новых умений очень хорошо тренирует память. Если ваш малыш не занимается спортом и не посещает кружки «по интересам», расскажите ему о том, что все это существует и доступно. Если он уже занимается чем-то, предложите освоить новый вид спорта или посещать музыкальную школу, заодно выясните, к чему у вашего чада лежит душа.

  • Развивайте словарный запас

Здесь поможет не только чтение книг. Можно организовать дома такую игру: каждый день – новое слово. Знакомьте ребенка со сложными словами, толковать их поможет Интернет. Это будет интересно и полезно и родителям.

  • Учите на память

Учите вместе с ребенком заданные в школе стихотворения. Расскажите ему о своих поэтических предпочтениях, о том, как вы в детстве запоминали стихи.

  • Запоминайте числа

Прекрасно влияет на развитие памяти запоминание чисел. Это могут быть даты рождения родственников и друзей, номера мобильных телефонов. Подскажите ребенку, как лучше их запоминать. Если в вашей семье есть еще дети, организуйте между ними соревнования «Кто больше запомнит».

  • Правильно отдыхайте

Здоровый сон, достаточный по времени для ребенка младшего школьного возраста (не менее 10 часов в хорошо проветренном помещении), а также прогулки на свежем воздухе (до двух часов ежедневно) великолепно стимулируют работу головного мозга и, соответственно, позитивно влияют на память. Не пренебрегайте этими простыми правилами

10 продуктов для вундеркинда

Чтобы улучшить память, нужно правильно питаться. В рационе вашего школьника обязательно должны быть продукты, содержащие необходимые витамины и минералы. Вот те десять продуктов, которые помогут вашему ребенку усваивать школьный материал на «отлично»:

  1. Рыба (желательно морская, содержит йод, фосфор, Омега-3 жирные кислоты, что благотворно влияет на мозг).
  2. Яйца (содержат белок и холин, который помогает сосредотачиваться).
  3. Чеснок (ускорит кровообращение, добавляйте к мясным блюдам).
  4. Красный виноград (антиоксидант, защищает клетки организма от старения и повреждения).
  5. Брокколи (просто кладезь витамина К, который улучшает работу мозга).
  6. Бобовые (содержат витамины В6, В12, фолиевую кислоту. Улучшают краткосрочную и долговременную память).
  7. Томаты (тоже мощный антиоксидант).
  8. Лимон (витамин С улучшает память).
  9. Грецкие орехи (содержат Омега-3 жирные кислоты, белок, лецитин. 5 орешков в сутки – и память ребенка будет в отличном состоянии).
  10. Мед (глюкоза позитивно влияет на работу мозга и памяти).

Не забывайте давать ребенку пить достаточное количество воды, только не газировку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития памяти у младших школьников

Память в младшем школьном возрасте - одна из центральных, основных функций, в зависимости от которой строяться все остальные функции. В статье рассказывается об исследованиях психологов, изучающих вид...

Развитие памяти у младших школьников

Роль зрительной памяти важна, и нужно уметь эффективно использовать ее в процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это ...

Развитие памяти у младших школьников

Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является  одной из актуальных  проблем  ХХI  века, вопросы, рассматриваемые в данном матер...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ "РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ"

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в сил...

Консультация для родителей «Развитие памяти у младших школьников»

Консультация для родителей «Развитие памяти у младших школьников» представлена в форме буклета, в котором предложены игры и упражнения для развития различных видов памяти детей в домашних условиях....

Развитие памяти у младших школьников

Развивая внимание, как свойство личности и придавая ему нравственную  направленность можно воспитывать неравнодушных отзывчивых людей....

Психолого–педагогическая программа по развитию памяти у младших школьников с задержкой психического развития

Психолого-педагогическая программа по развитию памяти у младших школьников с задержкой психического развития....