Психологическое развивающее занятие «Знакомимся с правилами взаимоотношений»
рабочая программа

Мишина Светлана Васильевна

Психологическое развивающее занятие

«Знакомимся с правилами взаимоотношений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_razvivayushchee_zanyatie.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мишина Светлана Васильевна 

психолог МОУ Лицей г. Истры

Психологическое развивающее занятие

«Знакомимся с правилами взаимоотношений»

Форма проведения: комбинированная с использованием элементов тренинга, дискуссии, беседы.

Продолжительность занятия: 45 мин. (урок).

Возраст школьников: 9 – 10 лет.

Причина выбора темы: запрос учителей начальной школы.

Оборудование и материалы:

  •  столы стоят буквой “П”;
  •  магниты;
  •  плакаты;
  •  набор карточек с качествами людей;
  •  набор карточек с правилами самовоспитания;
  • цветные мелки.

Набор материалов для каждого ученика:

  •  «светофорики» (красные и зеленые кружки);
  •  бумажные очки;
  •  бумажные ладошки;
  •  цветные карандаши.

Цели и задачи:

1) закрепление знаний школьников об основных человеческих качествах;

2) формирование принятия других на основе осознания общности между другими и собой;

3) развитие способности к самооценке и самонаблюдению;

4) ознакомление с правилами и приемами самовоспитания положительных качеств.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Приветствие:

Влево, вправо повернемся

И друг другу улыбнемся.

Дотронемся руками,

Пусть дружба остается с нами.

Релаксационное упражнение «Спаси птенца»:

Представьте, что на ваших ладошках беспомощный замерзший птенец. Согрейте его, спрячьте в своих ладонях, подышите на него. Приложите ладони к своей груди – поделитесь с птенцом теплом своего сердца, добротой своей души. Птенчик согрелся. Раскройте ладони. Улыбнитесь ему: «Лети, птенчик».

В атмосфере добра продолжим занятие.

А цель наша: Подумать о себе, подумать о других и найти пути и правила, как развить в себе положительные качества. Ведь каждый хочет быть хорошим! Так?!

  1. Основная часть.

Психолог читает стихотворение Л. Кузьмина

«Дом с колокольчиком»:

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснется старушка

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

– Входи, не стесняйся, дружок. –

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если…

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром…

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

Обсуждение стихотворения:

Как поняли стихотворение?

Какие пословицы можно применить к этому стихотворению? («Как аукнется, так и откликнется»,  «Что посеешь, то и пожнешь»)

Психолог начинает известные высказывания, дети – продолжают:

«Относись к людям так, … (как ты хочешь, чтобы они относились к тебе)»;

«Чаще ставь себя … (на место другого человека)»;

«Вежливость порождает и вызывает … (вежливость)»;

«Доброта порождает и вызывает … (доброту)»;

«Улыбка порождает и вызывает … (улыбку и дружбу)».

Песня «От улыбки станет всем светлей…».

Слова психолога: Известные выражения, произнесенные выше, примем за правила воспитания в себе положительных качеств?

Существуют и другие правила самовоспитания.

Упражнение «Волшебные очки».

Ребята, я уверена, все знают сказку «Снежная королева».                              

Кто ее написал?                                                                                                            

Как зовут детей?

Что случилось с Каем? Кто его спас?

Хотите услышать продолжение этой сказки?

Когда Кай и Герда выросли, они изобрели волшебные очки, в которых можно было разглядеть все хорошее, что есть в человеке, даже если оно глубоко спрятано.

Я эти очки принесла к вам в класс. Примерим их! Посмотрите внимательно на одноклассников.

Кто хочет сказать, что он видит в волшебных очках?

Обсуждение упражнения «Волшебные очки».

Что чувствовали те дети, которые говорили об одноклассниках, и что чувствовали те, о ком говорили? (всем было приятно).

Вывод: почаще мысленно одевать волшебные очки и доставлять радость людям, замечая в них хорошее. Это тоже пусть станет нашим правилом.

Другие правила мы с вами найдем в ситуациях.

Ситуация первая о мальчике Саше, ученике третьего класса одной из школ города Москвы.

Саша видел, что его соседа по парте уважают одноклассники, с хорошей стороны отмечает учительница…

«Почему? – подумал Саша, – Я хочу, чтобы ко мне тоже так относились».

«А ты понаблюдай за ним», – посоветовала мама.

Мальчик подметил, что его одноклассник всегда аккуратен, внимателен на уроках, не выкрикивает ответы, вежлив с одноклассниками и взрослыми.

Что мы можем посоветовать Саше? (брать пример с хорошего – это тоже правило).

Ситуация вторая о девочке Кате, ученице третьего класса, которая, выходя отвечать к доске, очень волнуется, переживает и поэтому многое путает в ответе.

Ей не хватает одного качества. Какого? (уверенности).

Но учительница сказала, что можно себя тренировать при подготовке домашнего задания.

Дадим совет Кате.

И так, мы получили новое правило – тренировать положительные качества.

А теперь загадка:

В школе есть свои…

В театре есть свои…

В столовой есть свои…

Кто догадался, какими словами нужно закончить эти предложения? (правила поведения).

Ребята вот мы и познакомились с правилами, как воспитать в себе положительные качества.

Упражнения на развитие способности к самооценке и самонаблюдению.

Упражнение «Мешки».

На доске два нарисованных мешка: красный и зеленый. У каждого ребенка набор «светофорик» (красный, зеленый кружок).

Психолог показывает по очереди карточки с положительными и отрицательными качествами людей (трудолюбие, смелость, лень и т.д.).

Школьник показывает красный кружок, если этого качества в нем много или он хочет, чтобы было много. Если большинство детей показывает красный кружок – психолог кладет карточку с качеством в красный мешок.

Школьник показывает зеленый кружок, если этого качества в нем мало или он хочет, чтобы было мало. Если большинство детей показывает зеленый кружок – психолог кладет карточку с качеством в зеленый мешок.

Обсуждение упражнения «Мешки».

Какие получились мешки?

Предполагаемые ответы:

- в одном мешке положительные качества, в другом – отрицательные;

- в нас больше положительных качеств;

- каждому положительному качеству соответствует отрицательное;

- чем больше места занимает положительное качество в человеке, тем меньше остается – отрицательному.

Красный мешок увеличивается, а зеленый сморщивается, уменьшается.

Остались только положительные качества.

Упражнение «Ладошки».

В каждом человеке одно положительное качество хорошо развито, другое хуже.

Ребята, у вас на партах ладошки из бумаги и два карандаша (зеленый и красный). Подумайте и напишите красным карандашом на пальчиках бумажной ладошки те свои положительные качества, которые в вас развиты и вы хотите их сохранить; зеленым – напишите те качества, которые в вас мало развиты, но вы хотите их воспитать.

Звучит музыка. Дети работают.

Ладошки остаются у школьников как напоминание и ориентир в самовоспитании.

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов:

  •  С чем мы познакомились сегодня?
  •  Что нового узнали?
  •  Какие приемы и правила развития в себе положительных качеств запомнили и будете использовать?

Дети повторяют правила и приемы развития в себе положительных качеств. Психолог вывешивает на доску заранее подготовленные плакаты с правилами:

«Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе»;

«Чаще ставь себя на место другого человека»;

«Вежливость вызывает вежливость»;

«Доброта вызывает доброту»;

«Улыбка вызывает улыбку»;

«Доставляя радость людям, замечай в них лучшие стороны»;

«Бери пример с хорошего»;

«Выполняй правила поведения»;

«Проявляй положительные качества».

Мы смогли сегодня заглянуть в себя. Оценить себя. Значит, лучше будем понимать других.

Прощание:

Влево, вправо повернемся

И друг другу улыбнемся.

Дотронемся руками,

Пусть дружба остается с нами.

Всем спасибо! Занятие окончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.

Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Программа психологических развивающих занятий "Психологическая готовность детей к школе"

Программа предназначена для групповой психологической работы с детьми 6-7 лет. Программа содержит учебно-тематический план занятий на учебный год. Занятия могут проводиться как с учащимися первого кла...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Психологическая азбука»

Данная программа разработана с учётом индивидуальных особенностей развития и обучения детей ЗПР. Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозиро...

Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников «Знакомимся со школой».

Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников«Знакомимся со школой»....

Публикация "Психологическое развивающее занятие, направленное на обучение бесконфликтному общению в классе"

laquo;Психологическое развивающее занятие, направленное на обучение бесконфликтному общению в классе»( стр. 103)Сборник статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педа...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...