Диагностика интеллектуальных способностей
материал (1 класс)

Нурмухаметова Елена Алексеевна

Данный материал может быть полезен учителю 1 класса и школьному психологу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_uchitelya.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальные способности необходимы ребенку в решение задач на уровне процесса мышления, более сложном, чем просто восприятие. Для решения задач шестилетние дети используют наглядную модель, схему, чертеж. С помощью наглядной модели они могут классифицировать объекты, устанавливать между ними отношения и причинно-следственные связи. При подготовке к школе особое внимание уделяется овладению ребенком действиями наглядного моделирования. Диагностика интеллектуальных способностей основывается на определении умения использовать наглядную модель, схему в решении задач. Эти способности дадут возможность ребенку успешно учиться в школе.

Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 1Методика 1
Цели: выявление способности соотнесения заданной схемы с конкретной постройкой.
Текст задания: Посмотри на машину в верхней части листа и рисунки под ней. Отметь крестиком ту машину, которая больше всего похожа на машину, изображенную в верхней части листа.
Оценка:
3 балла – ребенок отметил первую машину
2 балла – ребенок отметил третью машину
1 балл – ребенок отметил вторую машину или все три машины
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые владеют действием моделирования, то есть способны правильно выбрать среди нескольких схем одну, соответствующую реальному изображению предмета. Дети могут выделить в предмете или его изображении основные структурные компоненты (в данном случае, части машины – кузов, кабину, колеса и др.). Конструируя из реальных деталей, дошкольники могут по схеме создать постройку.
Оценку 2 балла получают дети, которые недостаточно овладели действием соотнесения заданной схемы с реальным предметом. Дошкольники затрудняются в анализе изображения и схемы предмета, а также в выделении его частей.
Оценку 1 балл получают дети, не владеющие действиями соотнесения заданной схемы с реальным предметом.

Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 2Методика 2
Цели: выявление способности ребенка использовать схему, на которой представлены части будущей постройки
Текст задания: Рассмотри грузовую машину, нарисованную на картинке. Отметь крестиком те детали, которые необходимы для ее постройки.
Оценка:
3 балла – ребенок отметил большой и маленький куб, полукуб, полуцилиндр, пластину
2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки, пропустил нужную деталь или отметил лишнюю
1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые способны проанализировать общую конфигурацию предмета, разделить его на составляющие части и правильно подобрать соответствующие им детали, т.е. владеют действиями перцептивного моделирования.
Оценку 2 балла получают дети, которые затрудняются в анализе общей конфигурации предмета и делении его на составляющие части, т.е. недостаточно владеющие действиями перцептивного моделирования и допускающие ошибки при подборе деталей.
Оценку 1 балл получат дети, которые не способны проанализировать общую конфигурацию предмета, разделить его на составляющие части и правильно подобрать соответствующие им детали, т.е. не владеющие действием перцептивного моделирования.

Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 3Методика 3
Цели: выявление способности ребенка использовать схемы для ориентировки в пространстве.
Текст задания: На картинке ты видишь дорожки, ведущие к домикам, и «письмо», которое рассказывает, как найти нужный дом. В одном из домиков живет зайчик. Найди этот домик и отметь крестиком. Для того, чтобы найти домик, надо «прочитать» письмо, в котором указано, как следует двигаться и в какую сторону поворачивать. Начинать движение надо с того места, где растет травка.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал домик в правом верхнем секторе.
2 балла – ребенок выбрал домик, расположенный в правом верхнем секторе, но не тот, который нужен
1 балл – любое другое решение
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые могут использовать схему при ориентировке в пространстве.
Оценку 2 балла получают дети, которые при ориентировке в пространстве не в полной мере владеют действием моделирования. Дети в состоянии выбрать правильное направление при одном повороте, но они не способны пользоваться схемой долго, поэтому не могут решить задачу до конца.
Оценку 1 балл получают дети, которые не могут ориентироваться в пространстве с помощью плана, схемы.

Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 4Методика 4
Цели: выявление способности ребенка использовать модели для установления классификационных отношений.
Текст задания: Найди на картинке всех домашних животных и от каждого из них проведи дорожки к домику.
Оценка:
3 балла – ребенок все сделал правильно
2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки
1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые могут устанавливать классификационные отношения с помощью модели, ориентируясь на признак «домашние животные».
Оценку 2 балла получают дети, которые частично ориентируются на нужный признак при установлении классификационных отношений даже при наличии вспомогательного средства – изображения домика.
Оценку 1 балл получают дети, которые затрудняются в использовании модели при решении задач на классификацию.

Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 5Методика 5
Цели: выявление способности ребенка использовать схему, на которой представлена часть целого.
Текст задания: На картинке ты видишь коврики. Подбери к коврикам нужную заплатку.
Оценка:
Ответы: А – 5, Б – 6, В – 4
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка
1 балл – 2 ошибки и более


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовая диагностика эстетических способностей детей

Проверяемые умения:1.   Умение передавать эмоциональное состояние сочетанием цветов.2.   Владение простейшим способом декоративного письма – «примакивание».3.   Композици...

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет

В настоящее время появилось большое количество школ, в которых обучение ведется по ускоренным программам, с углубленным изучением каких-либо предметов, по специальным программам для одаренных де...

Технология развития и диагностики базовых способностей обучающихся

Способность понимания в мыследеятельностной педагогике.Описание способов понимания, которые должны быть освоены в начальной школе...

Т.Д. Ратанова "ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ"

Представлены известные в литературе и оригинальные авторские методики диагностики умственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Диагностика музыкальных способностей детей

Данная диагностика дает возможность педагогу выяснить в целом уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку каждого учащегося как главного компонента музыкальности, а также когнитивного и моти...

Диагностика научных способностей

Диагностика научных способностей...

Методики для диагностики интеллектуальных способностей младших школьников

Помогут учителю выявить интеллектуальные способности...